Храм Святителя Филиппа Митрополита Московского в Мещанской слободе. Церковь филиппа митрополита Сибирское подворье храм святого филиппа

Самая известная в Москве церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского , находится на Проспекте мира, близ спорткомплекса "Олимпийский". Ранее эта улица называлась 1-й Мещанской, а в 1957 году получила современное название в память VI Всемирного фестиваля молодежи, праздника мира.

Как известно, церковь построена на месте торжественной (или покаянной) встречи в Москве св. мощей митрополита Филиппа, перенесенных в стольный град из Соловецкого монастыря в июле 1652 году. Само место было очень символичным для этого события.

В глубокой древности, у самых истоков московской истории здесь, лесом проходила проезжая дорога из Владимира в Киев, по которой на великое княжение ехал сам князь Юрий Долгорукий, Тогда-то, в 1156 году он и повелел поставить в Москве на Бору небольшое деревянное укрепление - острожец, позднее названный Кремлем.

А где-то здесь поблизости лежало одно из сел боярина Кучки. Местность эта, по-видимому, одна из древнейших в Москве. Недаром именно здесь появилась и самая древняя ныне в Москве (за пределами Кремля) церковь во имя св. Трифона появилась именно в этой местности.

А в XIV веке здесь пролегла главная дорога в Троице-Сергиеву Лавру, отчего она и называлась Троицкой. И уже в старину Троицкая дорога стала очень многолюдным и бойким местом. По ней богомольцы и ездили и часто ходили из Москвы пешком. Богомольный люд делился на несколько категорий: "черный народ" -деревенские жители, крестьяне; "красный" - торговые люди, богатые, городские; и "белый" - "господа".

В 1395 году по этой же дороге из Владимира в Москву пронесли Владимирскую икону Божией Матери в ожидании нашествия Тамерлана - на месте ее встречи у границ города москвичи основали Сретенский монастырь.

В XVI веке, по печальному совпадению, эта же дорога вела и в Александровскую слободу, опричную резиденцию Ивана Грозного. Однако Троицкая дорога тогда вела и на Север, в Соловецкий монастырь, тесно связанный с жизнью святителя Филиппа. С того же столетия по этой дороге возили товары иностранцы и русские купцы в город Архангельск, основанный в 1584 году.

А в 1613 году у Сретенских ворот духовенство, народ и стрелецкие полки встречали прибывшего по этой же дороге из Костромы Михаила Федоровича Романова.

В 1671 году из части Троицкого тракта была устроена 1-я Мещанская улица, когда здесь возникли слободы мещан. Так назывались переселенцы из Смоленска и других белорусских городов, отвоеванных во время войны с Польшей в 1654 году: городские жители, или как тогда говорили, посадские люди, ремесленники и торговцы там носили звание мещан от польского "място", "место" - "город". Поселили их за Сретенскими воротами - будущими Сухаревскими, где им даже пожаловали свободные пахотные земли от дворцовой Напрудной слободы, на берегу москворецкого притока, речки Самотеки.

Эти мещанские слободы, приписанные к царскому дворцу, были обособлены от остальных московских поселений. Они самостоятельно управлялись своими выборными лицами, которых лично возглавлял назначенный царский наместник. Всего было 4 старых мещанских слобод, и все они вошли в историю Москвы под именами соответствующих 4-х Мещанских улиц: после революции 2-я Мещанская стала улицей Гиляровского, 3-я Мещанская - улицей Щепкина, а 4-я так и осталась просто Мещанской улицей.

И здесь, у Троицкого тракта, в июле 1652 года встречали мощи мученика святителя Филиппа, митрополита Московского. Его роль в русской истории имела огромное значение.

Святитель Филипп родился в 1507 году в знатной и старинной боярской семье Колычевых и был наречен Феодором. 30-лет от роду он постригся в Соловецкий монастырь под именем Филипп и уже через 9 лет, в 1546 году стал его игуменом.

А затем последовали долгие уговоры царя принять сан митрополита Московского - патриаршества тогда еще не было. И в 1566 году св. Филипп согласился. Есть версия, что в том же году своего восшествия на митрополичью кафедру св. Филипп основал близ Кремля в Москве в Китай-городе знаменитую Никольскую церковь "Красный звон" с приделом во имя св. Зосимы Соловецкого - в память мирных дней своего пребывания в Соловецкой обители. И есть версия, больше похожая на легенду, что главный престол этой церкви был изначально Зосимовским, а когда святитель попал в опалу, Иван Грозный в ярости приказал переосвятить китайгородский храм, который переименовали в честь св. Николая Чудотворца. А после того, как митрополит Филипп был причислен к лику святых, то во время очередного обновления храма в конце XVII века С.Г.Нарышкин, чтя память святителя, устроил в церкви придел в честь соловецких святых Зосимы и Савватия.

Годом раньше поставления Филиппа московским митрополитом, в 1565 году вышел царский указ об учреждении опричнины, и митрополит Московский решил противостоять царю в его многочисленных казнях, пытках, и прочих злодеяниях, вредивших и людям, и государству Российскому. В 1568 году на богослужении в Успенском соборе Филипп открыто отказался благословить Ивана Грозного, смиренно подошедшего к нему.

И уже в ноябре того же года по решению струсившей Боярской думы святитель был арестован. Во время службы в Успенский собор ворвались опричники в черных одеяниях, сорвали с митрополита церковные облачения, и своими метлами вытолкали из храма, посадили на простые дровни и увезли.

Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря . По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом под строжайшей охраной опального митрополита отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой.

И в Отроческом монастыре 8 августа 1584 года были обретены мощи святителя - всего через пять месяцев после смерти Иоанна Грозного. Оттуда благоговейно перенесли в его любимый Соловецкий монастырь.

А уже в 1652 году святые мощи мученика покаянно встречал царь Алексей Михайлович вместе со всем свои двором, и духовенством и москвичами. А провожал мощи в Москву из Соловецкого монастыря "собинный друг" царя, Никон, будущий патриарх.

С Троицкой мощи св. Филиппа были перенесены на Лобное место, где были выставлены на поклонение и там, на Красной площади, по преданию, от них исцелилась одна девица. Потом они были перенесены на Соборную площадь, где произошло еще одно исцеление, а затем в Успенский собор, где они стояли еще 10 дней для поклонения, и опять было множество исцелений.

Все эти десять дней в Москве звонили в колокола с утра до вечера, как на Святой Неделе. Св. мощи митрополита Филиппа были положены в раке именно на том месте, где в 1568 году его схватили опричники.

А в память о покаянной встрече у Троицкой дороги на том месте был большой дубовый крест - поначалу в древней каменной часовне, которая потом стала называться "часовня у Креста". Говорили, что эта часовня была древнее креста и стояла там с незапамятных времен. По преданию, в ней когда-то отдыхал еще сам преподобный Сергий, часто ходивший из своей обители в Москву и обратно пешком. А потом там останавливались цари, ехавшие на богомолье в Лавру.

Вскоре другой деревянный крест был поставлен отдельно и на самой заставе, получившей от него свое знаменитое старомосковское имя Крестовская (в советское время Рижская). Под этим именем она и вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года.

И в старину считалось обязательным идущим на богомолье прежде помолиться у московской святыни на Крестовской заставе, а потом уже идти в Лавру.

А уже в 1677 году здесь, в Мещанской слободе, появилась и первая церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Первое время она была деревянной, но в 1691 году была перестроена в камне. А в начале 1710 году XVIII века в ней устроили придел во имя Алексея, человека Божия.

Во второй половине того же XVIII столетия было выстроена новая, ныне существующая Филипповская церковь в стиле московского классицизма, с красивой, можно даже сказать, знаменитой ротондой, дожившая до наших дней.

Традиционно считается, что строил ее Матвей Казаков в 1777-1788 г.г. Иногда, впрочем, называют имена архитектора М.Ф.Карпова и Семена Карина - того самого, который потом руководил работами по обустройству в Москве первого бульвара на месте снесеной стены Белого города, Тверского. А по мнению академика И.Грабаря, автором проекта Филипповской церкви был сам Василий Баженов.

Дело в том, что во второй половине XVIII столетия там, в Мещанской слободе, предполагалось устроить московское подворье митрополита Платона. И Филипповская церковь строилась красивой и долговечной как будущий домовый храм при этом подворье. Однако этот проект не был осуществлен, и церковь осталась обычной приходской.

В советское время церковь была закрыта, и в ней устроили склад. После революции крест с Крестовской заставы убрали, и по свидетельству знатока московской истории А.Ч.Козаржевского, передали в соседнюю Знаменскую церковь в Переяславской слободе, где он и хранился в алтаре.

Тогда же на Крестовской заставе были сломаны две знаменитые водонапорные башни Мытищинского водопровода, построенные еще в 1893 году. После строительства канала "Москва-Волга" этот водопровод стал не нужен.

А сама Крестовская застава к атеистическому празднованию 800-летия Москвы в 1947 году была переименована в Рижскую - по стоявшему на ней с 1899 года вокзалу, с которого отправлялись в тот прибалтийский город. (До революции он назывался Виндовским.)

К тому же соседний Протопоповский переулок еще в 1924 году переименовали в Безбожный, - по находившейся там редакции популярного журнала "Безбожник". Очень долгое время Филипповская церковь имела именно этот адрес.

Еще в 90-х годах в ней находился архив одного государственного учреждения, хотя само здание храма стояло на государственной охране как памятник истории и культуры. И только с 1991 года в ней начались богослужения.

Еще одна московская церковь во имя св. Филиппа была освящена как домовая в знаменитой усадьбе графини Соллогуб на Поварской улице. В Москве она известна в основном как "дом Ростовых", где Лев Толстой "поселил" героев эпопеи "Война и Мир".

Менее известно другое: эта легендарная усадьба, построенная в 1802 году для князя А.Н.Долгорукого, впоследствии перешла от его семьи к баронам Боде-Колычевым - потомкам святителя Филиппа Колычева. Они и пристроили в 1856 году к усадьбе небольшую домовую церковь во имя святителя, и собрали в нее ценные древние иконы. Потом усадьба вновь сменила своих владельцев и до самой революции принадлежала графине Соллогуб.

Церковь была закрыта вскоре после революции в 1918-1920 годах, когда в усадьбе разместился сначала дом искусств, где работала жившая по соседству в Борисоглебском переулке Марина Цветаева, потом литературный институт, а потом с 1932 года - резиденция Союза писателей СССР. Главка с крестом была сломана, а здание бывшей церкви вошло в состав основного сооружения.

Рядом со станцией метро «Проспект Мира - радиальная», напротив спорткомплекса «Олимпийский», между улицами Гиляровского и Щепкина находится уникальный храм святителя Филиппа, митрополита Московского.

Храм считается одним самых совершенных образцов раннего московского классицизма. Построил его в 1777-1788 годах знаменитый Матвей Казаков в форме ротонды, уделив особое внимание интерьеру с использованием оригинального декора и колонн большого и малого ордера, поставленных двумя полукружьями.

Первый деревянный храм на этом месте построили в 1677 году в память о встрече мощей митрополита Филиппа, привезённых из Соловецкого монастыря в 1652 году. Мощи причисленного к лику святых в 1648 году митрополита находятся в Успенском соборе Кремля.

Митрополит Филипп, в миру Фёдор Колычев, родился в 1507 году в знатной боярской семье, получил добротное воспитание. В 1533 году Фёдор был представлен ко двору князя Василия III и прослужил князю и малолетнему Ивану Грозному, а точнее, его матери, Елене Глинской, четыре года.

Однако, интриги придворной жизни не пришлись по вкусу боярину и в 1537 году Фёдор самовольно ушёл в Соловецкий монастырь.

В 1548 году монах по имени Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря. На этом поприще он проявил свои лучшие качества организатора, при нём обитель вступила в пору расцвета.

В 1566 году царь Иван Грозный призвал Филиппа в Москву, где он принял сан митрополита.

Митрополит Филипп направил максимум своих усилий на борьбу с ужасным государственным явлением, которое представляла собой опричнина, что вызвало безудержный гнев царя. История сохранила память об отказе митрополита благословить царя во время его прихода на службу.

Итогом противостояния царя и митрополита стало отлучение последнего от власти и заключение в одном из тверских монастырей.

В 1569 году, собираясь в поход против Новгорода, Иван Грозный послал своего любимого опричника Малюту Скуратова к опальному митрополиту за благословением. Скуратов, получив отказ, задушил Филиппа.

Похоронили Филиппа на монастырском кладбище.

В 1591 году сын Ивана Грозного, царь Фёдор Иванович, приказал перенести прах митрополита в Соловецкий монастырь.

В 1652 году по поручению царя Алексея Михайловича Романова митрополит Никон, будущий патриарх-реформатор, перенёс мощи Филиппа в Москву.

Торжественная встреча мощей произошла на месте нынешнего храма Филиппа митрополита, но москвичи встретили их немного раньше, там, где теперь находится площадь Рижского вокзала.

В честь этой встречи был воздвигнут крест, об этом событии до сих пор напоминает название Крестовского моста на проспекте Мира у бывшей Крестовской заставы Камер-Коллежского вала.

В советское время храм Филиппа митрополита был закрыт, его вернули верующим в 1991 году, создав Сибирское подворье.

Одной из святынь храма является икона святителя Филиппа с частицей его мощей.

Юрий Трифонов

Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе - православный храм Сретенского благочиния Московской епархии. Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. После перестройки в конце XVIII века является одним из лучших образцов московского классицизма.

Расположена в Центральном административном округе Москвы (улица Гиляровского, 35). Главный престол освящён в честь святителя Филиппа, приделы Алексия человека Божия и преподобного Сергия Радонежского.

История церкви

9 июля 1652 года мощи святителя Филиппа, привезённые митрополитом Никоном с Соловков были торжественно встречены в Мещанской слободе крестным ходом с участием царя и церковных иерархов и перенесены в Успенский собор Кремля. На месте их встречи в древней каменной часовне установили деревянный крест, а в 1677 году построили первую деревянную церковь во имя святителя Филиппа. В 1689 году церковь обветшала и была разобрана, а в 1691 году построена вновь из камня.

В 1710 году был освящён придел во имя Алексия человека Божия, который в 1750-1752 годы был перестроен в трапезную церковь. В этот же период была построена церковная колокольня. В 1777 году настоятель церкви Максим Дионисиев писал московскому митрополиту Платону:

Генваря 20 дня 1777 года, поданным Вашему Высокопреосвященству от нас прошением представлено об означенной нашей приходской церкви убогих местах, а особливо в святом алтаре от самого почти фундамента, даже до свода оказались немалые расседины, кои время от времени умножаются, наводя крайнюю опасность. и что по счиненному с общаго нашего согласия архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым осмотру, повреждение оной церкви оказалось от слабого фундамента, отчего по мнению ево, архитектора, необходимо следует настоящую церковь со старым алтарем, исключая трапезу и имеющийся при оной придел, всю до фундамента разобрать и вновь постороить. И ныне поспешествующу Божию благополучию и Вашему архипастырскому благословению, собрано и приуготовлено, как материалов, так и наличных денег всего более пяти тысяч рублев. Того ради, Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим вышеозначенную нашу приходскую церквь разобрать и оную понову возобновить.

Колокольня церкви Святителя Филиппа

Реконструкция церкви была начата в 1777 году, проект разработал Матвей Казаков, руководство работами осуществлял архитектор С. А. Карин. Работы велись 10 лет. Планировалось в Мещанской слободе возвести подворье митрополита Платона и Филипповскую церковь хотели сделать домовой церковью митрополита, но проект не был реализован и построенный величественный храм остался приходской церковью. Освящение церкви после реконструкции состоялось в 1788 году.

В 1827 году к трапезной был пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. В XIX веке рядом с храмом возвели дома для его церковнослужителей. В 1889 году на средства купца Н. Ф.Степанова при Филипповской церкви построили богадельню. В 1896 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. Кроме неё в приходе Филипповской церкви работал Николаевский детский приют Московского благотворительного общества, Городское начальное училище и Железнодорожное училище (в них должности учителей Закона Божия исполняли клирики Филипповской церкви).

Церковь была закрыта 1939 году. В конце 1940-х годов на месте домов священнослужителей построили школу, а позднее при строительстве спорткомплекса «Олимпийского» были снесены остальные здания ансамбля церкви за исключением самого храма, который отдали под госучреждение.

В 1991 году здание церкви было возвращено Русской православной церкви. 16 июля 1992 года патриарх Алексий II совершил освящение храма, начались восстановительные работы. В 1994 году при храме началось строительство Сибирского подворья. К 1997 году были построены: часовня в честь просветителей Сибирских земель (преподобного Германа Аляскинского, святителей Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского, Иннокентия Московского), представительский и паломнический корпуса.

Архитектура

Матвей Казаков при реконструкции церкви пристроил церковь-ротонду к трапезной и колокольне 1750-1752 годов. Ротонда украшена наличниками, фризом и четырёхколонными ионическими портиками с лепниной. Венчает ротонду лёгкий купол-фонарик. Интерьер церкви в западной части украшают поставленные полукругом колонны большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого ордера.

Первый храм во имя митрополита Филиппа (Колычева), открыто выступившего против политики террора Ивана Грозного. Сегодня это не только память о значительнейшем духовном деятеле России, но и уникальный памятник архитектуры XVIII в.

В июле 1652 г. мощи митрополита Филиппа были привезены из Соловецкого монастыря, где он погиб, в Москву для общецерковного прославления в Успенском соборе. Во главе процессии находился митрополит Новгородский Никон, в том же месяце ставший патриархом. В Мещанской слободе мощи были встречены крестным ходом с участием царя и духовенства. На этом месте поначалу была установлена часовня с памятным крестом, а в 1677 г. поставлена деревянная церковь во имя святителя Филиппа. В 1691 г. она была заменена каменным зданием в стиле "барокко". Но и эта постройка со временем обветшала, грозя обрушиться. Митрополиту Московский Платон дал разрешение на возведение нового здания. Работы продолжались в течение 1777–1788 гг. Трапезная и колокольня остались от 1750–1752 гг.

Об архитекторе ведутся дискуссии, но наиболее вероятным автором проекта считается М.Ф. Казаков. Официально работами руководил С.А. Карин. Храм был создан по канонам классицизма и богато украшен: изначально существовал план размещения при нем подворья митрополита Платона. Барочная колокольня и почти лишенная декора трапезная контрастируют с ротондой основной части храма, украшенной наличниками, медальонами, четырехколонными ионическими портиками с лепниной и пилястровым портиком на алтарной апсиде с востока. Ротонда завершается куполом поменьше, прорезанным крупными окнами, купол же увенчан фонарем, напоминающим парковую беседку. Похожее завершение Казаков применил в церкви Вознесения Господня на Гороховом поле. Не менее примечательна церковь изнутри: в западной половине ротонды расставлены полукругом колонны ионического большого ордера, в алтарной части такой же полукруг выполнен из колонн малого коринфского ордера. Хоры при этом расположены на колоннах дорического ордера. Архитектор словно хотел использовать все возможные варианты классицистического декора, применявшиеся в ту эпоху в православных храмах. Купол изнутри украшен тонко проработанными кессонами. Впечатление от масштабности церкви изнутри еще более усиливается с помощью многочисленных декоративных деталей.

Около 1939 г. богослужения здесь прекратились. Окружающая застройка и церковные дома почти полностью были снесены при строительстве с/к «Олимпийский». Однако самому храму относительно повезло: здание сохранило не только внешний облик, но и практически полностью внутреннее убранство. В нем находился архив Госстандарта, из-за чего увидеть уникальные церковные интерьеры было невозможно. Ситуация изменилась в 1991 г., когда в храме возобновились богослужения. В 1994 г. при нем было создано Сибирское подворье, для которого построены часовня в честь просветителей Сибирских земель и два корпуса - все в стилистике Филипповского храма. Церковь сегодня открыта для всех желающих.