Дайджест интересных событий. Убийца истребителей: как создавался легендарный самолет «Илья Муромец

Россия знаменита многими изобретениями, однако, одним из самых выдающихся стал первый в мире бомбардировщик. Название его было несколько необычным, но в то же время устрашающим. Еще бы, ведь аэроплан носил название сильного и могучего былинного богатыря Ильи Муромца.

«Богатырь» начал свое создание в августе 1913 года, но уже в декабре самый первый прототип данной модели собирался подняться в воздух. Условия были не самые благоприятные, потому что на дворе была зима. Но сообразительные российские конструкторы и из этой ситуации нашли выход, они попросту одели на Илью лыжи. Благодаря этому, пойдя 283 метра взлетной полосы, бомбардировщик взлетел на высоту в 1000 метров, еще и «неся на плечах» груз весом в 1100 кг. Однако именно благодаря этому ему удалось побить рекорд иного аэроплана, который вез вес всего в 653 кг.

В феврале 1914 года авиаконструктор Сикорский совершил полет с 6 пассажирами, среди которых был любимчик всего аэродрома - собака по кличке Шкалик. В этот раз вес груза был равен 1190 кг. Этот полет стал настоящим достижением, потому что помимо того, что на борту было относительно много пассажиров, Илья Муромец совершил полет над Петербургом, а после этого, летал над пригородами и даже не боялся опускаться на достаточно маленькую высоту. Все это благодаря тому, что Сикорский был уверен в том, что несколько двигателей смогут обеспечить должную безопасность самолета.

Самолет Илья Муромец видео

1 августа 1914 года было построено 4 Муромца, и уже через месяц они были доставлены в Императорский военно-воздушный флот. Именно тогда данную модель стали использовать, как бомбардировщика, ведь остальные самолеты предназначались исключительно для разведки. Еще спустя месяц была создана ЭВК – первое в мире соединение бомбардировщиков. Поскольку на такого рода аэропланах раньше не летали, пришлось обучать учеников и проводить для них мастер-классы. Но старания были оправданы своими результатами, ведь за все время войны на Муромце было совершено 400 боевых вылетов, сброшено 65 тонн бомб и уничтожено 12 истребителей.

Также было несколько серий «богатырей», начиная от А и заканчивая Г. Каждая из них была совершеннее, чем предыдущая, однако, несмотря на это, после войны бомбардировщики Илья Муромец еще несколько лет исполняли роль почтовых самолетов, а вскоре и вовсе были сняты с производства.

Самолет Илья Муромец характеристики

Однако мы все равно должны гордится тем, что первый в мире бомбардировщик был сконструирован именно в СССР и показал не только отличные результаты, но во время войны помогал защищать нашу Родину!

12 февраля 1914 года первый пассажирский самолет «Илья Муромец» установил мировой рекорд по максимальному количеству пассажиров на борту.

Самолет "Илья Муромец"

В воздух было поднято 16 человек и аэродромный пес по кличке «Шкалик». Целая толпа собралась, чтобы посмотреть необычайно большой для того времени самолёт. Конструктор «Ильи Муромца» Сикорский И. И. был уверен в своём самолёте, и пролетал над городом на небольшой для того времени высоте - всего 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолётов избегали полётов над городами, так как в случае отказа мотора, вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой

На "Муромце" было установлено 4 мотора, поэтому Сикорский был уверен в безопасности самолёта. Остановка двух из четырёх моторов ещё не обязательно должна заставить самолёт опуститься. По крыльям самолёта во время полёта могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца» (выход на крыло во время полёта проделал сам Сикорский И. И., чтобы убедиться, что при необходимости лётчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе). На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.

Испытание самолета

Именно «Илья Муромец» стал первым пассажирским самолётом. Впервые в истории авиации у него был отдельный от кабины пилота салон. Салон имел спальные комнаты, отопление, электрическое освещение и представьте себе, даже ванную комнату и туалет.

Отдельный салон

Царь Николай II оценил успех Сикорского и его самолета. Госдума наградила конструктора огромной денежной премией в сумме 75000 царских рублей. В переводе на современные деньги это равно $ 2,296.50 или 1,404.75 фунтов стерлингов.

2013 - 2019 Дайджест событий.

Первую мировую войну трудно назвать успешной для России – огромные потери, отступления и оглушительные поражения преследовали страну на протяжении всего конфликта. В итоге Российское государство не выдержало военного напряжения, началась революция, которая разрушила империю и привела к гибели миллионов. Однако и в этой кровавой и неоднозначной эпохе есть достижения, которыми может гордиться любой гражданин современной России. Создание первого серийного многомоторного бомбардировщика в мире однозначно относится к их числу.

Более ста лет назад, 23 декабря 1914 года, последний российский император Николай II утвердил решение о создании эскадрильи (эскадры), состоящей из тяжелых многомоторных самолетов «Илья Муромец». Эту дату можно назвать днем рождения отечественной дальней авиации и важнейшей вехой в мировом самолетостроении. Создателем первого русского многомоторного самолета стал гениальный конструктор Игорь Иванович Сикорский.

«Илья Муромец» - это общее название нескольких модификаций многомоторных самолетов, серийно выпускавшихся на Русско-Балтийском вагонном заводе в Санкт-Петербурге с 1913 по 1917 год. За этот период всего было изготовлено более восьмидесяти машин, на них было поставлено множество рекордов: по высоте полета, грузоподъемности, времени нахождения в воздухе и количеству перевезенных пассажиров. После начала Великой войны «Илья Муромец» переквалифицировался в бомбардировщик. Технические решение впервые использованные на «Илье Муромце» на многие десятилетия вперед определили развития бомбардировочной авиации .

После окончания Гражданской войны самолеты Сикорского еще какое-то время использовались в качестве пассажирских. Сам же конструктор не принял новую власть и эмигрировал в США.

История создания самолета «Илья муромец»

Игорь Иванович Сикорский родился в 1882 году в Киеве в семье профессора Киевского университета. Образование будущий конструктор получил в Киевском политехническом институте, где вступил в Воздухоплавательную секцию, объединявшую энтузиастов еще только зарождающейся авиации. В секцию входили как студенты, так и преподаватели ВУЗа.

В 1910 году Сикорский поднимает в воздух первый одномоторный самолет собственной конструкции С-2. В 1912 году он получает должность конструктора на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге – одном из ведущих машиностроительных предприятий Российской империи. В том же году Сикорский приступает к созданию первого многомоторного экспериментального самолета С-21 «Русский витязь», который поднялся в воздух в мае 1913 года.

Успех конструктора не остался незамеченным: невиданный самолет был продемонстрирован императору Николаю II, Государственная дума выдала изобретателю 75 тыс. рублей, а военные наградили Сикорского орденом. Но, главное, что военные заказали десять новых воздушных машин, планируя использовать их в качестве разведчиков и бомбардировщиков.

Первый самолет «Русский витязь» был потерян в результате нелепой случайности: на него упал мотор, отвалившийся от пролетающего в небе аэроплана. Причем последний сумел благополучно приземлиться и без двигателя. Таковы были реалии воздухоплавания в те дни.

«Витязя» решили не восстанавливать. Сикорский хотел заняться созданием нового воздушного гиганта, имя которому дали в честь былинного русского богатыря – «Илья Муромец». Новый самолет был готов уже осенью 1913 года и его размеры, и его внешний вид и размеры действительно поражали современников.

Длина корпуса «Ильи Муромца» достигала 19 метров, размах крыльев – 30, их площадь (на разных модификациях самолета) – от 125 до 200 кв. метров. Вес пустого аэроплана составлял 3 тонны, в воздухе он мог находиться до 10 часов. Самолет развивал скорость 100-130 км/ч, что было весьма неплохо для того времени. Изначально «Илья Муромец» создавался как пассажирский самолет, в его салоне был свет, отопление и даже ванная комната с туалетом – неслыханные вещи для авиации той эпохи.

Зимой 1913 года начались испытания, «Илья Муромец» впервые в истории смог поднять в воздух 16 человек и аэродромного пса Шкалика. Вес пассажиров составил 1290 кг. Чтобы убедить военных в надежности новой машины Сикорский совершил перелет из Санкт-Петербурга в Киев и обратно.

В первые дни войны были сформированы десять эскадрилий с участием тяжелых бомбардировщиков. Каждый такой отряд состоял из одного бомбардировщика и нескольких легких самолетов, эскадрильи непосредственно подчинялись штабам армий и фронтов. К началу войны готовы были четыре самолета.

Однако очень скоро выяснилось, что подобное использование аэропланов является неэффективным. В конце 1914 года было принято решение все самолеты «Илья Муромец» объединить в одну эскадрилью, которая бы непосредственно подчинялась Ставке. По сути, было создано первое в мире соединение тяжелых бомбардировщиков. Его непосредственным начальником стал владелец Русско-Балтийского вагонного завода Шидловский.

Первый боевой вылет состоялся в феврале 1915 года. Во время войны были изготовлены две новые модификации самолета.

Идея атаковать противника с воздуха появилась сразу после появления воздушных шаров. Самолеты для этой цели впервые использовали во время Балканского конфликта 1912-1913 гг. Однако эффективность воздушных ударов была крайне низкой, пилоты вручную швыряли на неприятеля обычные гранаты, целясь «на глазок». Большинство военных скептически относилось к идее использования аэропланов.

«Илья Муромец» вывел бомбометание на совершенно другой уровень. Бомбы подвешивались как снаружи самолета, так и внутри его фюзеляжа. В 1916 году для бомбометания впервые были использованы электросбрасыватели. Летчику, пилотирующему аэроплан, теперь не нужно было искать цели на земле и сбрасывать бомбы: экипаж боевого самолета состоял из четырех или семи человек (на разных модификациях). Однако самым важным было значительное увеличение бомбовой нагрузки. «Илья Муромец» мог использовать бомбы весом 80 и 240 кг, а в 1915 году была сброшена экспериментальная 410-килограммовая бомба. Разрушительное действие этих боеприпасов никак нельзя сравнить с гранатами или небольшими бомбами, которыми были вооружены большинство машин того времени.

«Илья Муромец» имел закрытый фюзеляж, в котором располагался экипаж и довольно внушительное оборонительное вооружение. На первых машинах для борьбы с «цеппелинами» устанавливалась скорострельная 37-мм пушка, затем ее заменили пулеметами (до 8 штук).

За время войны «Илья Муромцы» совершили более 400 боевых вылетов и сбросили на головы врагов 60 тонн бомб, в воздушных боях было уничтожено до 12 истребителей противника. Кроме бомбометания, аэропланы активно применяли и для ведения разведки. Вражескими истребителями был сбит один «Илья Муромец», еще два самолета были уничтожены огнем зенитной артиллерии. При этом один из аэропланов смог дотянуть до аэродрома, но не подлежал восстановлению из-за тяжелых повреждений.

Гораздо опаснее вражеских истребителей и зениток для летчиков были технические неполадки, из-за них было потеряно более двух десятков аэропланов.

В 1917 году Российская империя стремительно вваливалась в Смуту. Тут уж было не до бомбардировщиков. Большая часть воздушной эскадры была уничтожена своими из-за угрозы захвата немецкими войсками. Шидловский вместе со своим сыном был расстрелян красногвардейцами в 1918 году при попытке пересечь финскую границу. Сикорский эмигрировал в США и стал одним из самых знаменитых авиаконструкторов XX столетия.

Описание самолета «Илья муромец»

«Илья Муромец» - это биплан с двухлонжеронными крыльями и шестью стойками между ними. Фюзеляж имел укороченный носок и удлиненный хвост. Горизонтальное оперение и крылья имели большое удлинение. Конструкция всех модификаций самолета была идентичной, отличались только размеры крыльев, оперения, фюзеляжа и мощность двигателей.

Конструкция фюзеляжа была расчалочной, его хвостовая часть была обтянута полотном, а носовая – 3-мм фанерой. На поздних модификациях «Илья Муромца» площадь остекления кабины была увеличена, часть панелей могли открываться.

Все основные детали самолета были изготовлены из дерева. Крылья собирались из отдельных частей: верхнее крыло состояло из семи частей, нижнее – из четырех. Элероны располагались только на верхнем крыле.

Четыре внутренние стойки были сближены и между ними устанавливались двигатели водяного охлаждения и радиаторы. Моторы стояли абсолютно открыто, без всяких обтекателей. Таким образом ко всем двигателям был обеспечен доступ прямо в полете, а на нижнем крыле была сделана дорожка из фанеры с перилами. Летчикам того времени часто приходилось чинить свой летательный аппарат прямо в полете и было много примеров, когда это спасало аэроплан от вынужденной посадки или катастрофы.

«Илья Муромец» образца 1914 года был оснащен двумя внутренними двигателями Аргус с мощностью 140 л. с. и двумя наружными — по 125 л. с.

На нижней стороне верхнего крыла располагались латунные топливные баки.

Событием мирового значения в истории авиации, как российской так и мировой, стало создание самолета «Илья Муромец» . Его конструктор Игорь Иванович Сикорский , автор первого вертолета, серии легких и тяжелых самолетов.
В 1912 году на Второй международной выставке воздухоплавания он получил Большую золотую медаль за самолет С-6. Разработав еще несколько опытных образцов подобных машин, решил: надо строить большие воздушные корабли. Свой замысел талантливый конструктор осуществил. «Гранд» - «Русский витязь» - «Илья Муромец » такова триада создания первого русского многомоторного самолета.
От первого опытного образца к другому, от второго - к третьему, шел к поставленной цели молодой конструктор. Сикорский, являясь главным инженером отдела Русско-Балтийского вагонного завода, сам поднимал самолеты в небо, после каждого полета вносил изменения в конструкцию. Воздушный корабль-гигант успешно прошел все испытания. В это время это был самый крупный самолет не только в России, но и в мире.

Первая Мировая война изменила мирное назначение тяжелого самолета. В конце 1914 года «Илья Муромец» был принят на вооружение.
Конструктору предстояло переоборудовать самолет в боевую машину.
“Январь 1915 года был проведен в активных приготовлениях самолета и тренировке персонала, - вспоминал спустя годы Сикорский. - Я продолжал оставаться единственным пилотом-испытателем больших самолетов и единственным инструктором. И в то же время как конструктор я нес ответственность за действительные или мнимые неполадки, с которыми мог встретиться летный персонал, пользуясь сложным и неосвоенным оборудованием. Как для меня, так и для большинства это было трудное и тяжелое время”.
Тяжелый самолет стал тяжелым бомбардировщиком и дальним разведчиком. С первых вылетов «Муромцы» показали высокую эффективность боевого применения. Среди немецких войск распространились слухи о том, что у русских есть невиданные самолеты, - они бомбят позиции с идеальной точностью. Командование издало приказ: не верить таким слухам, так как подобных самолетов у русских нет и не может быть.
Но вскоре противник убедился: есть в России такие самолеты. Большие бомбардировщики стали появляться на разных участках фронта. И их количество постоянно увеличивалось. Каждый самолет был приравнен к боевому отряду с летным и техническим персоналом. Потом из
Из таких отрядов была сформирована эскадра - первое войсковое авиационное соединение.
Тяжелый самолет в бою на малых высотах терял свои преимущества воздушного богатыря. Для штурмовки наземных целей и прикрытия “муромцев” нужны были истребители. Когда производство воздушных гигантов было налажено, Сикорский за короткое время разработал три модификации легких самолетов – С-16, С-19, С-20. В мае первые истребители были отправлены для испытания в эскадру.

Экипажи самых первых бомбардировщиков обучил сам кoнcтруктор. Игорь Иванович был выдающимся летчиком-испытателем, летчиком-инструктором. В процессе создания самолета он подготовил таких пилотов «Ильи Муромца» как Г.В. Алехнович, Г.И. Лаврович, X.Ф. Прусисс..Янковский. Когда началась война, у Сикорского учились управлять, боевой машиной военные летчики-командиры воздушных кораблей И.С. Башко, А.М. Костенчик, Р.Л. Нижевский, А. В. Панкратьев, ..Головин, ..Смирнов, Я.Н. Шаров.
Шла война, и, выполняя военный заказ, Сикорский наращивал ВЫпуск самолетов. Каждый новый бомбардировщик, поступавший с завода на фронт, отличался от предыдущего. Сикорский постоянно дорабатывал свою конструкцию с учетом требований боя. Самолет превращался в «летающую крепость», которая была оснащена мощным бомбардировочным и стрелковым вооружением, имела оборудование для аэрфотосъемок. Управлять такой большой машиной, умело использовать ее возможности могли хорошо подготовленные специалисты, от командира корабля до фотографа.
Такое умение показал командир воздушного корабля И.С. Башко. Аэродром под Винницей, на Украине, где находился летчик со своим самолетом, был внезапно захвачен германскими войсками.
«Проходил день за днем, - писала газета «Воздушный транспорт» об этом происшествии, - а удобного случая для того, чтобы вырваться из плена, не было. Наконец, 21 февраля 1918 года русский летчик неожиданно для немцев взлетел на своем «Муромце» и взял курс на восток.
Но воздушный побег не удался. В этот день стояла нелетная погода. Низко ползущие облака и сплошная пелена мокрого снега затрудняли полет. Вскоре началось обледенение, и машина стала быстро терять высоту. Пришлось прекратить полет.
И снова плен. Самолет перетащили на аэродром, а беглеца заставили его ремонтировать. Русский летчик решил старательной paботой постепенно усыпить бдительность охраны.
Опять потекли дни. Видно, покорился русский летчик, решили охранники. С утра до позднего вечера он старательно работал. Наступило 23 мая. Быстро сгущались вечерние сумерки, дул сильный холодный ветер с дождем. Часовые зашли в укрытие. В тепле их разморило, и они начали дремать.
Вдруг раздался шум моторов. Часовые быстро выбежали из укрытия, но было поздно. Тяжелый корабль медленно набирал высоту..
На исходе пятого часа полета стало подходить к концу горючее. Но под крыльями “Ильи Муромца” была уже русская земля. Башко благополучно совершил посадку на окраине деревни Желание Юхновского уезда. Воздушный корабль был сохранен».
Боевые успехи “муромцев” на фронте были хорошо известны авиа- Серпухова. Сообщение о каждом вылете дальнего бомбардировщика воспринималось здесь в тылу, как очередная победа. Ведь «Илья Муромец” был практически неуязвим, а эффективность его ударов по противнику с каждым новым самолетом нарастала. Обсуждая сводки с фронта, авиаторы-серпуховичи непременно вспоминали штабс-капитана Петра Нестерова. В том 1913-м году, когда в Серпухове появились воздухоплаватели и военные летчики, Нестеров первым в мире выполнил в небе мертвую петлю.