Зоны деэскалации конфликта в сирии. Меморандум о создании зон деэскалации в сирийской арабской республике. Распределение областей контроля и их будущее

В субботу, 6 мая вступил в силу подготовленный в Минобороны РФ по поручению президента России Меморандум о создании зон деэскалации в Сирии. Этот знаковый документ, принятый по итогам переговоров в Астане представителей Российской Федерации, Ирана и Турции, призван закрепить режим прекращения боевых действий в охваченном войной ближневосточном государстве.

С взрывчаткой на поясе

На брифинге в Москве замминистра обороны РФ Александр Фомин заявил, что реализация Меморандума позволит на земле отделить оппозицию от запрещенных в нашей стране террористических группировок ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусра". Будет также обеспечен безопасный, беспрепятственный гуманитарный доступ в зоны деэскалации, что позволит оказывать населению медицинскую, продовольственную и другую необходимую помощь. Кроме того, в этих зонах организуют восстановление объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения. Все это создаст условия для безопасно-го, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

"Но самое главное, - подчеркнул Фомин, - выполнение Меморандума позволит прекратить боевые действия конфликтующих сторон и фактически остановить гражданскую войну в Сирии".

Важная деталь: как отметил на брифинге замначальника Главного оперативного управления российского Генштаба Станислав Гаджимагомедов, текст Меморандума удалось согласовать с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

О географии этих зон на брифинге подробно рассказал начальник Главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской. Но прежде он на конкретном примере объяснил, как они важны для восстановления мирной жизни в Сирии. По словам генерала, несколько дней назад во время доставки гуманитарного груза в город Дума (район Восточной Гуты) у КПП на линии разграничения наши военные задержали, обезвредили и передали сирийской службе безопасности террориста-смертника, имевшего при себе 10 килограмм взрывчатки и гранаты. Нетрудно представить, сколько бед могла натворить эта "живая бомба". Создание в Сирии зон деэскалации как раз и призвано не допустить таких боевиков в районы, где действует режим прекращения огня.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Юрий Гаврилов

Территория работы. Территория отдыха

Что это за четыре специальные зоны, о создании которых договорились в Астане? Первая, наиболее обширная, расположена на севере Сирии. Она захватывает провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама. В общей сложности там проживает более миллиона сирийцев. Эту зону контролируют вооруженные формирования общей численностью 14,5 тысячи человек.

Вторая зона находится на севере провинции Хомс. В нее вошли города Эр-Растан и Тель-Биса, а также близлежащие к ним районы, контролируемые отрядами оппозиции численностью до 3 тысяч человек. В этих районах находятся около 180 тысяч мирных жителей.

Третья зона - Восточная Гута. Там действует около 9 тысяч боевиков различных вооруженных формирований. На территории Восточной Гуты, по данным нашего Генштаба, проживает порядка 690 тысяч мирных жителей, для беспрепятственного перемещения которых сирийские власти уже развернули во-семь контрольно-пропускных пунктов. Рудской уточнил, что многие жители утром выезжают на заработки в Дамаск, а вечером беспрепятственно возвращаются домой. В эту зону не включен район Кабун, который полностью контролируется боевиками "Джабхат ан-Нусры" и откуда осуществляются постоянные обстрелы столицы Сирии, в том числе, и российского посольства. Операция по уничтожению террористов в этом районе будет продолжена.

Четвертая зона располагается на юге Сирии в приграничных с Иорданией районах провинций Дейра и Кунейтра. Эта зона в основном контролируется отрядами так называемого "Южного фронта" общей численностью до 15 тысяч человек. В указанном районе проживает до 800 тысяч мирных жителей. Генерал Рудской особо отметил, что Меморандум позволяет при необходимости сформировать в Сирии дополнительные зоны деэскалации.

В полосе безопасности

Решено, что в границах зон деэскалации будут прекращены боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к перемирию. Это касается применения любых видов вооружений, включая авиаудары. Особое внимание в Меморандуме обращено на обеспечение контроля за соблюдением режима прекращения огня. Для предотвращения инцидентов и боестолкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон создаются полосы безопасности. Они включают наблюдательные пункты, где будут мониторить ситуацию, и контрольно-пропускные пункты для перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности. Работа КПП и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, по словам Рудского, станет осуществлять персонал и формирования России, Турции и Ирана.

По взаимной договоренности стран-гарантов к такой работе могут также привлекаться представители других государств. Сейчас командование нашей войсковой группировки в Сирии под руководством Генштаба определяет необходимое количество контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также сил и средств для обеспечения их деятельности. Рудской также сообщил, что в течение двух недель из представителей стран-гарантов создадут Совместную рабочую группу, которая до 4 июня представит для утверждения точные границы зон деэскалации и полос безопасности, а также карты "отмежевания" формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок.

"Хочу подчеркнуть, что подписание Меморандума о создании зон деэскалации в Сирии не означает прекращение борьбы с террористами ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры", - отметил генерал.

При необходимости в Сирии могут сформировать и другие зоны безопасности

По его словам, страны-гаранты обязуются принимать все необходимые меры для продолжения борьбы с террористами в зонах деэскалации, а также оказывать содействие правительственным войскам и вооруженной оппозиции в борьбе с боевиками в других районах Сирии. А высвободившиеся после установления зон деэскалации армейские правительственные части продолжат наступление против ИГИЛ в центральной и восточной части Сирии, а также займутся освобождением районов вдоль реки Евфрат. Наши летчики поддержат эти действия.

Жизнь в современном обществе, увы, складывается таким образом, что человечеству не всегда удается мирно существовать на Земле. Нервное напряжение, постоянный дефицит времени и отдыха, несправедливое распределение благ между отдельно взятыми членами социума провоцируют конфликты между людьми. Однако рано или поздно в любой ссоре назревает деэскалация. Что это такое и как ее добиться, знают далеко не все. Мы научились воевать, но за свою тысячелетнюю историю человечество так и не поняло, насколько трудно бывает примириться. Прочитав данную статью, читатели смогут узнать определение такого термина, как деэскалация, что это слово обозначает в широком понимании и где его можно применять.

Значение слова и общие пояснения

Начнем с того, что само слово «деэскалация» является видоизмененным, и берет свои корни от английского escalation, которое на русском языке звучит как эскалация. Толкование данного термина определяется как расширение, возрастающее движение или распространение. После дополнения слова «эскалация» приставкой де- на выходе получается деэскалация. Что это такое, теперь понять довольно просто - это обратное действие в отношении процессов, связанных с напряжением, то есть - сужение, спад, регресс.

В ежедневном обиходе чаще всего приходится слышать об эскалации или деэскалации конфликтных ситуаций, которые происходят не только на бытовом уровне, но и в рамках геополитического масштаба (гражданские войны, межнациональная и межрасовая борьба, ведущаяся на уровне нескольких государств, терроризм). Однако это слово применимо в отношении уменьшения масштабов вообще, а не только когда речь идет о вооруженном противостоянии.

Основы конфликтологии

В любом случае, какой бы смысл мы ни вкладывали в обсуждаемое выражение, в преимущественном большинстве случаев мы рады, когда видим в новостных сводках сообщение о том, что где-то произошла деэскалация. Что это за процесс, известно даже тем людям, которые не имеют прямого отношения к военным действиям.

В любом противостоянии наступает момент, когда противоборствующие стороны исчерпывают собственные ресурсы. Чаще всего после этого пересекается пиковая точка войны и происходит так называемая деэскалация конфликта. Что это - компромисс сторон, обоюдовыгодный консенсус или давление со стороны - не так важно, главное, чтобы противоборствующие стороны вышли из напряженной ситуации с минимальными потерями и жертвами. Постепенная деэскалация подразумевает под собой сужение границ территорий, подпадающих под зону конфликта, разоружение, налаживание конструктивного дипломатического диалога между оппонентами.

О создании зон деэскалации в Сирии. Согласно договорённостям, достигнутым ранее в Астане, на территории страны были обозначены области, которые включают провинцию Идлиб и семь других регионов, на которых прекращаются любые столкновения между правительственными войсками и вооружёнными группировками. Под запрет подпадают и полёты военной авиации, в том числе сирийской, с целью противодействия террористам.

«Внутри зон деэскалации любые столкновения между конфликтующими сторонами (правительством САР и вооружёнными оппозиционными группировками, которые присоединились и присоединятся к режиму прекращения огня) с использованием любых видов оружия, включая летательные аппараты, будут прекращены», — говорится в тексте документа.

Кроме того, меморандум предусматривает обеспечение быстрого, безопасного и беспрепятственного доступа гуманитарных сил в обозначенные зоны. Будут созданы условия обеспечения медицинской помощи для местного населения, условия для безопасного и добровольного возвращения беженцев и вынужденных мигрантов внутри страны. На обозначенных территориях будут приниматься меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения.

Напомним, что инициатива о создании меморандума была внесена российской стороной. При этом глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу «Мир» отметил, что достигнутые договорённости учитывают и предыдущие предложения США по этому вопросу.

«Сами Соединённые Штаты в начале этого года предлагали с целью формирования условий для того, чтобы обезопасить гражданское население, прекратить насилие в тех районах, где наиболее ожесточённые боевые действия велись между правительством и вооружённой оппозицией», — пояснил Лавров, добавив, что именно поэтому Вашингтон приветствовал результаты встречи в Астане.

  • Соглашение по Сирии в Астане: позиция Пентагона остаётся неясной

При этом позиция Пентагона в отношении достигнутых в Астане договорённостей остаётся неясной. Объединённое центральное командование ВС США заявляет, что на борьбу страны с «Исламским государством» меморандум никак не повлияет. Пока не понятно, каковы будут действия американских военных, если террористы внезапно будут обнаружены в одной из четырёх зон деэскалации в Сирии.

Замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков отметил, что Москва и партнёры предоставили Вашингтону всю информацию о зонах деэскалации в Сирии.

«Относительно тех решений и договорённостей, которые были выработаны в Астане и оформлены в соответствующем меморандуме: высокопоставленный представитель Госдепартамента (Стюарт Джонс) находился в Астане, и с ним проводились встречи, вся информация предоставлялась в полном объёме», — заявил Рябков.

Зоны деэскалации

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской сообщил, что самая большая зона деэскалации расположена на севере Сирии, она включает в себя провинцию Идлиб, часть Латакии, Алеппо и Хамы. Данную территорию, по оценкам Минобороны РФ, контролируют вооружённые формирования общей численностью 14,5 тыс. человек.

Зона деэскалации также образована в провинции Хомс, где может быть сконцентрировано до 3000 боевиков. Кроме того, огонь будет прекращён в Восточной Гуте (пригороде Дамаска) и в южной части Сирии у границы с Иорданией (провинциях Дараа и Эль-Кунейтра). Точные карты границ зон без огня находятся в процессе разработки странами-гарантами, они будут установлены к 4 июня.

Минобороны РФ отмечает, что действия ВКС России в данных районах Сирии прекращены с 1 мая текущего года.

Вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности, включающие контрольно-пропускные и наблюдательные пункты.

Контроль за выполнением соглашения

Гарантами договорённостей выступают Иран, Турция и Россия, по чьей инициативе были созданы зоны деэскалации. Территории, свободные от боевых действий, устанавливаются на шесть месяцев с пролонгацией на аналогичный период.

Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич предлагает подключить также ООН и другие международные организации к наблюдению за разграничением противоборствующих сторон в зонах деэскалации конфликта в Сирии.

«Значительно более сложной представляется задача, связанная с разграничением противоборствующих сторон. Какие силы для этого следует задействовать, с каким мандатом, какими полномочиями они будут обладать? <...> Полагаю, что и эту задачу можно решить коллективными усилиями с подключением ООН. Есть, правда, одна оговорка: США должны по крайней мере не мешать», — заявил Клинцевич.

По его словам, Сирия — «далеко не первая страна», которой требуется подобного рода иностранная помощь, и решение этой проблемы в мире уже отработано.

При этом сам меморандум представитель Совета Федерации назвал «отправной точкой, позволяющей с оптимизмом смотреть в будущее».

Министр иностранных дел России Сергей Лавров обсудил с госсекретарём США Рексом Тиллерсоном усилия по деэскалации ситуации в Сирии и возможность организации встреч для проведения дискуссий о роли Москвы и Вашингтона в урегулировании конфликта.

«Госсекретарь в телефонном разговоре с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым обсудил сегодня (5 мая. — RT ) усилия по деэскалации конфликта в Сирии. Госсекретарь с нетерпением ждёт встреч с министром иностранных дел для обсуждения важной роли США и России в разрешении конфликта и поддержки переговоров в Женеве с целью продвижения политического урегулирования кризиса», — говорится в распространённом заявлении руководителя пресс-службы госдепартамента США Хезер Науэрт.

Сотрудничество оппозиции

Заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов сообщил, что меморандум о зонах деэскалации в Сирии удалось согласовать с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

При этом напомним, что при подписании меморандума в Астане некоторые представители сирийской оппозиции выступили против Ирана как гаранта договорённостей и покинули зал переговоров.

Нарушения меморандума

Согласованный странами-гарантами документ предусматривает также действия в отношении тех группировок, которые не будут подчиняться принятому на межсирийских переговорах в Астане меморандуму.

Заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов сообщил, что противодействие нарушителям предусматривает достаточно жёсткие меры вплоть до разрешения открывать огонь.

«В первую очередь, будет проведено тщательное расследование, по результатам которого будет приниматься решение о мерах воздействия в отношении нарушителей, не исключающее подавление огневыми средствами», — пояснил он.

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской, в свою очередь, заявил, что Дамаск направит высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы против «Исламского государства»*, а ВКС РФ будут поддерживать эти действия. Сирийская армия продолжит наступление на позиции террористов в центральной и восточной части Сирии, в районах вдоль реки Евфрат и в Дейр эз-Зоре. Именно в этом районе продолжатся также полёты коалиции во главе с США.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

Меморандум о создании в Сирии четырех «зон деэскалации» называют историческим и переводящим затянувшийся конфликт на новую стадию. Интерес при этом вызывает не только вопрос о том, почему выбраны именно эти четыре участка на карте, но и каково их значение в военно-стратегическом плане. Что там происходит такого, для чего пришлось изобретать новый миротворческий формат?

Примерное расположение четырех «зон деэскалации» в Сирии было очевидно изначально, но более конкретные границы утверждались с трудом. На практике это действительно сложная история, поскольку только в одном случае - в Идлибе - зону можно сформировать по имеющейся устойчивой линии фронта. Она и так уже давно превратилась в заповедник гоблинов, разбираться с которым - отдельная история и тяжелый труд.

В обозримом будущем сложно представить, как именно нужно обойтись с этой зоной и кто в итоге будет нести за нее ответственность. Даже Турция, к границе которой провинция Идлиб примыкает, не стремится установить там тотальный контроль, ограничиваясь манипуляциями с протурецкими группировками.

Остальные три «зоны деэскалации» представляют собой джихадистские анклавы, окруженные правительственными войсками. Они были обречены на уничтожение в той или иной степени раньше или позже, если бы не прекратили сопротивления. Более того, в двух из них речь уже шла о ликвидации смешанного типа: часть боевиков соглашалась уехать в Идлиб по проверенной схеме, а часть сдавалась под гарантии безопасности.

В первую очередь речь идет о Восточной Гуте - многострадальном спутнике Дамаска, практически самостоятельном городском образовании, которое было оплотом разнообразных боевиков более четырех лет. В последние полтора года бывшие городские кварталы многоквартирной застройки были практически разрушены в результате уличных боев, а территория, подконтрольная террористам, сократилась почти в десять раз. При этом открытые территории и вади - русла высохших рек - полностью перешли под контроль правительственных войск, а отдельные группы боевиков были отрезаны друг от друга и окружены.

В такой обстановке даже непримиримые части ИГИЛ и «Аль-Каиды», окруженные в Восточной Гуте, периодически просили себе «билет в Идлиб», и им такую возможность периодически предоставляли, что вызывало критику даже внутри окружения Башара Асада. В первую очередь - среди военных, которые недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить.

Другое дело, что война до победного конца в Восточной Гуте могла затянуться надолго, пусть и не влекла за собой потери среди мирного населения - там такового практически не осталось. Жители застройки бежали в Дамаск еще три года назад, а пустынные жители («сахрауи») окрестностей и вади стоически переживали и оккупацию, и бои последних лет.

Создание в Восточной Гуте «зоны деэскалации» позволит исключить опасность для центральной части Дамаска. Другое дело, сложно представить, как именно будут налажены взаимоотношения между войсками по периметру, гражданскими властями и остающимися в Восточной Гуте непримиримыми частями джихадистов. По некоторым данным, общение с «непримиримыми» может быть возложено на те части «умеренных», которые участвуют в переговорах в Астане и присутствуют в Восточной Гуте в военном плане. Такие прецеденты уже были, главное, чтобы они в итоге не закончились резней, поскольку в этом случае все начинания пойдут прахом.

Остается добавить, что в целом в Гуте живут почти 600 тысяч человек, многие из которых регулярно выезжают через линию фронта в Дамаск на работу. При этом в зону безопасности не включены территории, контролируемые ИГИЛ.

Примерно такая же ситуация сложилась и севернее города Хомс, но там гораздо ярче представлены религиозная и этническая проблемы. Небольшие анклавы, которые удерживают джихадисты и «умеренные», протянулись узкой полосой севернее Хомса и блокируют несколько крупных населенных пунктов с алавитским и христианским населением. Ситуация в этом регионе особенно сложная - это не просто линия фронта, как в Идлибе или Алеппо, а соприкосновение напрямую противоборствующих религиозных сторон конфликта.

Продолжение военной операции в этом регионе предсказуемо привело бы к большим людским потерям. Например, в районе города Эр-Растан сконцентрировано до трех тысяч боевиков при населении более чем в 100 тысяч человек. Здесь особенно важно уже заявленное создание «полосы безопасности», что предоставит возможность избежать в дальнейшем блокады отдельных населенных пунктов с изолированным населением специфического вероисповедания.

Наконец, в предполагаемой «зоне деэскалации» на юге страны - в провинциях Дераа и Кунейтра - проживает до полумиллиона человек, а численность вооруженных отрядов джихадистов и умеренных оценивается примерно в 15 тысяч человек. Население там тоже смешанное, но из-за значительной концентрации шиитов у границы с Ливаном вести наблюдение за соблюдением перемирия предполагается со стороны Ирана.

Окончательное географическое размежевание по всем четырем зонам должно быть проведено до 22 мая, что само по себе говорит о сложности этого процесса. Только через пять дней после этого будет создана рабочая группа, которая разрешит практические вопросы собственно размежевания. По большому счету после определения точных границ всех зон основа работы будет именно гуманитарной. И дай бог, чтобы на этом удалось сосредоточиться.

После утечки информации о российско-израильских договоренностях относительно зоны деэскалации на юго-западе Сирии, сирийский режим начал военную кампанию, призванную установить контроль над этой территорией или добиться заключения соглашений о капитуляции действующих там оппозиционных фракций. Это в свою очередь станет повторением событий в Восточной Гуте и сельской местности на севере Хомса, в связи с чем возникает вопрос: является ли российская инициатива по созданию зон деэскалации уловкой, чтобы ликвидировать вооруженную оппозицию и постепенно восстановить власть режима в этих регионах?

Создать зоны деэскалации, а затем уничтожить их

После падения города Алеппо благодаря силам сирийского режима в декабре 2016 года, заключения российско-турецкого соглашения, гарантирующего вывод оппозиционных групп из восточной части города, а также ряда крупных сражений Москва запустила переговорный трек в Астане, который принял трехсторонний формат с присоединением Ирана. После нескольких раундов переговоров 4 мая 2017 года государства-гаранты достигли соглашения о создании четырех зон деэскалации: Идлиб, северный Хомс, Восточная Гута и южный регион. Чтобы ограничить роль Ирана, Москва согласовала с различными зарубежными сторонами детали реализации соглашений о деэскалации в каждой из этих областей. В кулуарах саммита Большой двадцатки в Гамбурге (Германия) 7 июля 2017 года было достигнуто соглашение с Вашингтоном о создании зоны деэскалации на юго-западе Сирии. Детали договорённостей были определены при участии Иордании в последующем соглашении 11 ноября 2017 года. В июле 2017 года Министерство обороны России объявило о том, что при посредничестве Египта заключило соглашение с сирийскими оппозиционными группировками относительно механизмов деэскалации в Восточной Гуте, на севере Хомса и юге Хамы. В ходе шестого раунда переговоров в Астане в середине сентября 2017 года Россия, Иран и Турция достигли договоренности касательно зоны деэскалации в Идлибе, в которую вошли также районы в Хаме, Алеппо и Латакии. 12 октября 2017 года при посредничестве Египта между Россией и вооруженными оппозиционными группировками было заключено соглашение о присоединении южных районов Дамаска к зоне деэскалации в Восточной Гуте.

— Shafik Mandhai (@ShafikFM) 15 апреля 2018 г.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с заявлением, в котором отметил, что «опыт освобождения Алеппо может быть применен в Гуте». Через несколько дней после этого сирийский режим при поддержке России начал атаковать опорные пункты оппозиционных фракций в Гуте, что закончилось заключением перемирия, выводом оппозицией своих сил из ранее подконтрольных им районов и уходом вместе с семьями на север Сирии, где действуют оппозиционные фракции, близкие к Турции.

В течение нескольких дней та же судьба ожидала оппозиционные фракции в деревнях и других населённых пунктах на востоке Каламуна, в кварталах Аль-Кадам и Аль-Асали на юге столицы, а также в населённых пунктах Бейт-Сахам, Бабила, Яльда в сельской местности на юге Дамаска, в городах на севере Хомса и юге Хамы. Лишь небольшая группа боевиков ИГ осталась в районе Аль-Хаджар Аль-Асвад, об уходе которых было достигнуто соглашение после ожесточенных боев. Соглашение о выводе сил «Тахрир аш-Шам» из лагеря Ярмук на юге Дамаска было особенно важным, поскольку являлось частью сделки, которая также предполагала эвакуацию населения из преимущественно шиитских городов Кафрая и Фуа на западе Идлиба.

Распределение областей контроля и их будущее

Режим близок к тому, чтобы зачистить территорию так называемой «полезной Сирии» от любого вооруженного присутствия, разрешенного соглашениями о деэскалации, заключённых при посредничестве Каира. Поэтому нетронутыми остались только две зоны деэскалации: на юго-западе Сирии (Деръа и Эль-Кунейтра), с учетом договоренностей между Россией, Соединенными Штатами и Иорданией, и зона в Идлибе, которая контролируется турецкой, иранской и российской сторонами. До того, как режим, наконец, начал атаковать зону деэскалации на юге, в Сирии возникли четыре основные зоны влияния, которые регулируются в соответствии с разными договорённостями, а именно:

1.Так называемая «полезная Сирия», крупнейшая из этих областей, которая контролируется сирийским режимом и подпадает под действие соглашений, регулирующих отношения режима с Ираном и Россией, а также договоренностей между Москвой и Тегераном, для которых характерна скрытая конкуренция. Сирийский президент Башар Асад издал законы, способствующие , самым важным из которых является декрет №10, разрешающий муниципалитетам создавать организационные районы в административных единицах.


© Министерство обороны РФ

2.Зона к востоку от реки Евфрат, включая Эт-Танф и Эр-Рукбан, ситуация в которой регулируется в соответствии с гамбургским соглашением между президентом США Дональдом Трампом и президентом России Владимиром Путиным, а также российско-американским соглашением о прекращении огня, заключённым в 2015 году. Вашингтон использовал силу против попыток сирийского режима, России и Ирана испытать его приверженность стабильности в этом регионе. Франция и Саудовская Аравия достигли взаимопонимания с американской стороной в отношении действий в зоне к востоку от Евфрата, в то время как в заявлениях турецких официальных лиц выражается заинтересованность в судьбе этих районов, в частности Ракки и Камышлы в провинции Эль-Хасака.

3.Пограничная полоса между городом Джараблус на западном берегу реки Евфрат на северо-востоке провинции Алеппо до границы на северо-западе провинции Латакия, находящаяся под надзором Турции. Турецкая армия присоединила полосу к области Африн и создала наблюдательные пункты в нескольких местах в сельской местности Идлиба, Хамы, Латакии и Алеппо, один из которых находится в глубине сирийской территории в 200 километрах от турецко-сирийской границы. Регион регулируется в соответствии с российско-турецкими договоренностями, сорвать которые пытается Иран. В этой зоне много активных вооружённых групп, а ее города и деревни — последнее прибежище для вооруженных оппозиционных фракций, ранее перемещенных из других регионов.

4.Юго-западная Сирия — зона, созданная в результате российско-американо-иорданского соглашения, заключённого в два этапа летом и осенью 2017 года. В настоящее время подвергается крупным атакам со стороны режима, который пытается восстановить контроль над этой территорией. Иордания пыталась достичь договоренности с Россией по поводу приверженности условиям соглашения о создании данной зоны деэскалации, но Москва отказалась. Говоря о сирийском юге, Лавров сообщил министру иностранных дел Иордании Айману ас-Сафади, что в районах деэскалации нет террористических группировок, которые необходимо ликвидировать.

Мультимедиа

Такого военного парада вы еще не видели

Enab Baladi 06.06.2018

Вперед, на Дамаск!

Al Mayadeen 19.05.2018

На пенсию? Нет, на сирийский фронт!

AFP 24.01.2018 С другой стороны, Россия заключила соглашение с Израилем, позволяющее режиму восстановить контроль над южным регионом, если Иран и его ополченцы уйдут от границы между Сирией и оккупированными Голанами. Представляется, что эта договорённость — часть более широкого российско-американского соглашения (при координации с Израилем), которое включает в себя полный вывод иранских сил из Сирии в обмен на восстановление власти режима и предоставление ему возможности распространить ее на большей части территории страны. Это означает, что Израиль принимает сирийский режим с Россией и без Ирана, что открывает множество возможностей в будущем.

Заключение

Со временем стало очевидно, что идея создания зон деэскалации — всего лишь российская уловка, основными целями которой являются военное разрешение конфликта в Сирии в пользу режима и принудительное исключение оппозиционных фракций из любого решения, которое предполагает политический переход власти. После недавних военных достижений режим занял еще более жёсткую позицию в отношении возобновления женевских переговоров. В ходе восьмого раунда, состоявшегося в декабре 2017 года, не удалось добиться какого-либо прогресса из-за отказа правительственной делегации обсуждать любые вопросы до восстановления государственной власти на всей сирийской территории и освобождения ее от террористических группировок.

Точно так же Россия заняла жёсткую позицию в своем отказе от женевского процесса после того, как Путин был избран на новый президентский срок. Очевидным стало ее намерение ликвидировать зоны деэскалации на юго-западе (Деръа и Эль-Кунейтра) и северо-западе (Идлиб) Сирии параллельно с попытками заменить женевские переговоры треком в Астане и итогами сочинской конференции. Русские стремятся контролировать исход любого возможного политического процесса с помощью военной силы или посредством перемирий в районах, сводя их к простым переговорам о границах полномочий центра и регионов и внесении поправок в ряд законов, таких как декрет о местном управлении № 107 и декрет об организованных районах №10.

Эти изменения требуют от оппозиции разработки новой политической стратегии для всей Сирии, а не определённого региона, нацеленной на то, чтобы сорвать российские планы по восстановлению власти режима в сговоре с Израилем, Соединенными Штатами и некоторыми арабскими и европейскими странами. Оппозиция также должна отказаться от признания легитимности статус-кво и сосредоточиться на привлечении к суду сирийского режима и всех тех, кто его поддерживает на национальном и международном уровнях. Она должна довести дело до судов, которые рассматривают случаи совершения военных преступлений и преступлений против человечности, которые унесли жизни сотен тысяч сирийцев.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.