Грамоте учиться всегда пригодится. "грамоте учиться-всегда пригодится" - внеклассное мероприятие по русскому языку. «Наш великий, могучий, правдивый и свободный…»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: выставка книг о языке, сборник пословиц, поговорок. Пословицы, высказывания о языке

* Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.
И. С. Тургенев

* Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
Пословица

* С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

* Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Пословица

* Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий.
В. Г. Белинский

Вступительное слово учителя
Жизнь человека с раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Ребенок еще не на¬учился говорить, а он уже слышит от матери песенки, сказки. Мы вырастаем, идем учиться в школу, а затем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через них узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благо¬даря словам. Ребята, а как вы выдумаете: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. СИ. Ожегов.)
По определению Владимира Ивановича Даля, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Ведь слова составляют язык.
В нашей игре проверим, как знатоки русского языка могут ориентироваться в огромном море слов. Они докажут нам, что с языком они дружны, покажут веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
Ученики делятся на три команды. Ведущий — учитель.

Ведущий. Для начала командам предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
Разминка
1. Что общего то общего у дня и ночи? («Ь» на конце.)
2. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)
3. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
4. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Сто¬нет.)
3. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, вареный язык.)
Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что вареный язык к наше¬му языку никакого отношения не имеет. Это — омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда-то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

Первый конкурс. Конкурс знатоков ударений.
К доске, на которой написаны слова, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

I: Агент мельком гусеница мусоропровод торты балуюсь комбайнер

II: столяр красивее газопровод звонит вахтёр щавель силос

III: алфавит километр свекла банты квартал тефтели понял

Пока ребята справляются с ударениями, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы по праву гордимся этим наследием, которые создал наш народ, и в нашей речи продолжаем употреблять пословицы и поговорки.
Назовите пословицы, в которых употребляются разные числа. Например, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Второй конкурс. Конкурс знатоков поговорок
1. Благодаря этой поговорке можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)
2. В какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться некрасиво, но когда из-за плевка можно даже умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка напоминает нам о каком-то событии, которое неизвестно, было ли когда-нибудь. (После дождичка « четверг.)
6. В какой пословице говорится о том, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому Бог подает.)

Третий конкурс. Конкурс знатоков пословиц.
Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к пословицам.
1. Сам пропадай - … (а товарища выручай).
2. По одежке встречают - … (по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - … (а руки делают).
5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).
6. Грамоте учиться - … (всегда пригодится).
7. Любишь кататься - … (люби и саночки возить).
8. Не зная броду - … (не суйся в воду).
9. Что посеешь - … (то и пожнешь).
10. Старый друг - … (лучше новых двух).
11. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).
12. Береги платье снову - … (а честь смолоду).
13. Не место красит человека - … (а человек место):
14. Кто не работает - … (тот не ест).
15. В учении трудно- … (легко в бою)
16. Лучше умный молчун - … (чем речистый болтун)
17. Слово не воробей - ….(вылетит – не поймаешь)
18.Не имей сто рублей - …(а имей сто друзей)

Четвертый конкурс. Придумать мини-рассказ по пословице
1. Тише едешь, дальше будешь
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Один в поле не воин.
(На выполнение задания дается 1-2 минуты).

Конкурс для болельщиков «Семь и один».
Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше пословиц с числом «один» и «семь».
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Один за всех, и все за одного
Один в поле не воин.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Семь бед — один ответ.
Одна пчела много мёду не натаскает.
Одной рукой и узла не завяжешь.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются?
Двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими или иностранными писателями. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов.. Из басен И.С. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как: «Рыльце в пушку»;
«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»; «Кто в лес, кто по дрова»;
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;
«Медвежья услуга» и многие другие.
Попробуйте вспомнить какие-либо словосочетания из прочитанных вами произведений и объясните их значение.

Пятый конкурс. Объясните фразеологизмы

1. А Васька слушает, да ест (И. С. Крылов). Так говорим, когда один понапрасну, впустую тратит слова на убежде¬ние, а другой, уверенный в безнаказанности, продолжает заниматься своим делом.
2. А ларчик просто открывался (И. С. Крылов). То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
3. Слона-то я и не приметил (И. С. Крылов). Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного
4.Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

Шестой конкурс. Конкурс загадок.

Ведущий. Загадка – это мудреный, замысловатый вопрос, в котором что-то загадано «под маской», под личиной.
Каждой команде дается по загадке (в порядке очередности):
1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна).
2. Шли сообща: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Дед, отец, внук).
3. Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой; нашли полтора пирога.
По многу ли досталось? (По полпирога.)
4. Что с козлом после шести лет бывает? (Седьмой пойдет).
5. Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? (Всадник и лошадь).
6. У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Руки и пальцы)
7.За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
Без рук, без ног, зато с рогами,
А ходит он под небесами. (Месяц)
8.Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Созвездие Большой Медведицы)
9.Плавает туда-сюда
Целый остров изо льда.
Над водою - ухо,
Под водою - брюхо. (Айсберг)
10.С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад)
11. Носит бабка
Снежную шапку,
Каменные бока
Закутаны в облака.
Лето, а она в смешной
Белой шапке ледяной. (Гора)

Седьмой конкурс. Творческая мастерская.
Командам предлагаются слова. Нужно сочинить загадку и загадать её другой команде.

Восьмой конкурс. Собери мозаику.
Командам дается конверт, в котором «рассыпалась» загадка. Ее нужно собрать правильно и отгадать.
В загадке говорится об интересном спутнике. Например:
Под стеклом сижу,
Во все стороны гляжу.
В лес со мной соберетесь –
В пути не собьетесь.

Заключительное слово учителя
Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, — это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся пословицами и поговорками в нашей повседневной речи, используем их, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко.
Один умный человек сказал: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять то или иное слово, выражение.

No related posts.

♦ Рубрика: .

Грамоте учиться всегда пригодится.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Грамоте учиться всегда пригодится." в других словарях:

    ГРАМОТА, грамата жен. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти. | Граматой ·наз. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; | свидетельство на пожалование лицу или… … Толковый словарь Даля

    ПРИГОДИТЬСЯ, пригожусь, пригодишься, совер. Оказаться годным, полезным для чего нибудь. «Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.» (посл.) «Грамоте учиться всегда пригодится.» (посл.) «Давай и веревочку, и веревочка в дороге пригодится.»… … Толковый словарь Ушакова

    Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом). Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом. Не красна… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Артист Московской императорской сцены; род. 6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях. Часть 1 , Чернышова Елена Анатольевна. Тетрадь для практических занятий учащихся 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Часть 1 содержит: Тема 1 "Грамоте учиться - всегда пригодится" Тема 2" Каков…
  • Грамоте учиться - всегда пригодится , Р. А. Чаурина. Настоящее пособие составлено на материале более трех тысяч пословиц и поговорок народов мира и включает в себя около семисот заданий. Каждая из восьми тем в пособии рассматривается не…
  • Грамоте учиться всегда пригодится. Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы , Филипченко М.П.. Пословицы, поговорки и загадки, подобранные к основным правилам русского языка, многие из которых сейчас малоизвестны, несомненно, смогут стать для преподавателя незаменимым дополнительным…

Болдырева Ольга Васильевна

Цель занятия : помочь детям в игровой форме освоить программный материал , сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи :

Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, составлении предложений по схеме, нахождении места звука в слове. Способствовать накоплению у детей представлений о дифференциации изученных звуков; умению делать звуковой анализ слова; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей.

Развивать умение планировать свою деятельность, делать свои выводы. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Закрепить умение работать в тетради и у доски;

Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, (отгадывание загадок, работа со схемами, разгадывание ребусов, физкультминутка, решение проблемной ситуации, ситуативный разговор.

Формы организации : групповая , подгрупповая , индивидуальная.

Оборудование :

Демонстрационный материал :

карточка с разными буквами, «Какая буква лишняя?» ;

символы звуков (кружки красного, синего и зеленого цвета) ;

карточка с «зашифрованными буквами» ;

Раздаточный материал :

схема для определения места положения гласного звука в слове;

карточки с недописанными буквами; схемы предложений;

пеналы с фишками; карточки с игрой «Расшифруй слово» ;

карточки с игрой «Раздели слова на слоги.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный момент :

Воспитатель выходит в центр группы и , протягивая по направлению к детям руки ладонями вверх, говорит : «Я рада вас видеть. Меня зовут Болдырева Ольга Васильевна» .

Дети подходят, называют свои имена, кладут поочередно ладошки на руку ведущего (это должны сделать все участники занятия) и вместе с воспитателем громко произнести : «Здравствуйте!» .

Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Давайте возьмёмся за руки и передадим друг другу своё хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель : Присаживайтесь на ковер и все внимание на меня.

Ребята, скажите, пожалуйста, в какой детский сад вы ходите, как он называется(«Дружба» , а в какую вы ходите группу ? (Подготовительную группу ) . Значит, скоро вы станете школьниками. Сегодня к нам в гости пришли учителя , которые в этом году будут набирать первые классы. Они пришли, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему уже научились. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?

Сегодня мы с вами будем играть в специальные игры с заданиями, которые продемонстрируют нашим гостям, как мы готовимся к обучению грамоте . Задания я обозначила цифрами и разместила по всей группе , а выполнять мы их будем в порядке возрастания.

1 задание : Игра «Эрудит» (Надо быстро отвечать на вопросы) .

1. Мы видим буквы или звуки? /буквы/

2. Назовите слово «парк» без звука [к] /пар/

3. Какой согласный звук 2 раза встречается в слове сосулька? /[с]/

4. Назовите 1 словом сильный дождь. /ливень/

5. Назовите столицу нашей Родины? (Москва)

6. Назовите символы нашей страны? (флаг, герб, гимн)

7. Что обозначают три цвета на нашем флаге (мир, вера, сила и кровь) .

8. Что изображено на гербе? (ответы детей)

9. Кто управляет нашей страной? (президент - В. В. Путин) .

10. Кто первым полетел в космос? (Ю. Гагарин) .

11. В какой области мы живем? (Саратовской) .

12. Как называется город, в котором мы живем (Новоузенск) .

13. Сколько дней в неделе? (семь) .

14. Сколько времен года (четыре) .

15. Какое время года сейчас (зима) .

16. Кто «папа» ягненка? /баран/.

17. Назовите 4-е слово : птица- гнездо, человек -… /дом/

18. Как называется время суток между утром и вечером? /день/

19. Сколько месяцев в году(12)

20. Какой месяц между декабрем и февралем? /январь/

Воспитатель :

– Пройдите, пожалуйста, за столы. Давайте вспомним, что такое «речь» ? Из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв и звуков. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буквы -это графические значки, обозначение звуков на письме).

2 задание : Игра «Расшифруй слово»

Задание выполняется у доски. (Слова : нога, душ, мост, ключ, перо- по 1-ым звукам;

Слова : (рот, сыр, кино – по последним звукам) .

Воспитатель : А теперь самостоятельно. У вас на столах карточки с аналогичными заданиями. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадрат (с какой буквы начинается слово каждого рисунка, ту и надо вписывать в квадрат). Слова : дом, сок, щенок, дуб.

Воспитатель :

Молодцы, ребята, вы отлично справились с этой игрой. Давайте посмотрим, что же нас ожидает в следующем задании?

3 задание : Игра «Определи звук в слове»

Воспитатель : Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -М - и мягкий звук -М’-(Ответы детей) .

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные- ударные и безударные. Гласные первого ряда образуют твердые согласные, а гласные второго ряда образуют мягкие согласные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.

И – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Ш – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.

А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.

Какой звук в этом слове ударный? Звук -И -, рядом ставим черную фишку.

Если мы заменим гласный звук И на гласный Ы, что получится ? (мышка) .

Для закрепления твердого и мягкого звуков сделать схемы слов : кит-кот, бинт-бант.

Игра «Дразнилка»

Воспитатель :

Повторяйте за мной слоги, называя только мягкий вариант :

А сейчас ответьте на вопросы так, чтобы слова начинались на звук М.

Какая ягода растет в саду? Любимое лакомство в жаркий день? Кого можно увидеть в зоопарке? Что любит медведь? Какой овощ растет в земле? Без какого фрукта не обходится ни один «Новый год?»

Физкультминутка


Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

4 задание : Игра «Лишнее слово»

КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС.

КОСА, КОЗА, КОЗА, КОЗА.

КЕПКА, РЕПКА, КЕПКА, КЕПКА.

КРОТ, КРОТ, РОТ, КРОТ.

КОТ, ГОД, КОТ, КОТ.

ДУДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА, УДОЧКА.

ЦАПЛЯ, ЦАПЛЯ, КАПЛЯ, ЦАПЛЯ.

ДОМ, ДОМ, ДОМ, ТОМ.

ДОЧКА, ТОЧКА, ДОЧКА, ДОЧКА.

МЁД, МЁД, МЁД, ЛЁД.

5 задание : Игра «Какая буква «заблудилась» (Исправить ошибку) .

Продолжить это задание в рабочих тетрадях по грамоте (стр. 13 зад. №2) .

6 задание : Игра «Найди, что спряталось в слове?»

Обратите внимание на доску, где написано слово, прочитайте его РАКЕТА. Что обозначает это слово? Ответы детей. (летательный аппарат, который перемещается в пространстве)

Какое животное спряталось в этом слове? Ответы детей РАК

КОБРА. Что обозначает это слово? Ответы детей (крупнейшая ядовитая змея мира)

Какой настенный светильник носит в себе кобра? Ответы детей БРА

КОЛОБОК. Что обозначает это слово? Ответы детей (персонаж народной сказки)

Какая часть лица человека спряталась в этом слове? Ответы детей ЛОБ

ОПУШКА. Что обозначает это слово? Ответы детей (край леса)

Какое артиллерийское орудие спрятано в опушке леса? Ответы детей ПУШКА

УЖИН. Что обозначает это слово? Ответы детей (Вечерняя еда)

Какие неядовитые змеи приползли на ужин? Ответы детей УЖИ.

(Картинки показывать после того, как дети ответят на вопрос) .

7 задание : Игра «Раздели слова на слоги»

Воспитатель : Нужно закрасить столько «кирпичиков» , сколько слогов в этом слове. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным) .

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись,

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет! Имитирующие движения руками.

Притопывание ногами.

Хлопки руками.

Наклоны вправо и влево.

8 задание : Игра «Составь предложение»

Воспитатель : Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, что мы знаем о предложении? (Ответы детей : В предложении слова связаны между собой по смыслу.)

Послушайте и исправьте ошибки, если я буду неправильно строить предложения.

1. Юркий воробей собирать крошки.

2. Черный скворец поселиться в скворечнике.

3. Тетерев жить в лесу.

4. В лесу растут сосна.

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения и связывать между собой слова по смыслу).


Из каких слов состоит предложение? (Из больших и маленьких) . Как называются маленькие слова? (предлоги) .

Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы) . Что ставится в конце предложения? Ответы детей (точка) . Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!). Давайте прочитаем предложения с помощью схем и прочитаем их разной интонацией.

9 задание : Игра «Расставь цифры в порядке возрастания и узнай слово» .

Переставьте буквы в соответствии с цифрами в порядке возрастания и назовите получившиеся слова :

О К Н Е Ф А Т (КОНФЕТА)

Е Т А Г И М О Р (ГРАМОТЕИ )

10 задание : Игра «Расколдуй слово»

Воспитатель : И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.


Воспитатель : Молодцы!

А теперь давайте вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Как вы оцениваете себя сегодня? Кто себя оценил на отлично, покажите вот-так! Кто считает, что не отлично, а хорошо сегодня занимался, поднимите, пожалуйста руку.

Ребята, вы все сегодня меня очень порадовали. Я желаю вам всем, когда вы пойдете в школу, учиться только на «5» и «4» ! Запомните, ребята : «Грамоте учиться - всегда пригодится !"


Дети получают угощения.

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Грамоте учиться - всегда пригодится

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем урок наш сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Русский язык – это наша история, наше богатство, культура; это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты и образности родного языка.

Есть привычное выражение – «владеть языком». Действительно мы в детстве овладеваем родным языком, затем иностранным. Но чем глубже исследуют ученые взаимосвязь языка и мышления, тем больше подтверждают, что язык владеет человеком.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

Люби и храни наш великий язык!

Чтец 3.

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Чтец 4.

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили;

Есенин, Пушкин, Лермонтов, Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладейте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агент мельком водопровод

Гусеница газопровод заржаветь

Торты вахтер банты

Балуюсь щавель каталог

Комбайнер квартал свекла

Тефтели включим звонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

(Тише едешь- дальше будешь.)

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - … (по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - … (один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - … (а руки делают).

5. С кем поведёшься-… (от того и наберёшься).

6. Старый друг-… (лучше новых двух).

7. Не место красит человека-… (а человек место).

8. Не говори «гоп»-… (пока не перепрыгнешь).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

Что означает …

    Кожа да кости (худой)

    Дырявая память (плохая)

    На всех парусах (быстро)

    Перемывать косточки (сплетничать)

    Хоть кровь из носу (обязательно)

    Сбить с толку (запутать)

    Кот наплакал (мало)

    Комар носа не подточит (идеально)

    Клевать носом (дремать)

    Пускать пыль в глаза (обманывать)

    Как снег на голову (неожиданно)

    Человек с головой (умный)

    Игра “Кто быстрее?”

    Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

    Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

    Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

    Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

    Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

    Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

Задание для сообразительных.

Задача–шутка.

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец “ здравствуй отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает “здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова. (Дед, шалаш, Анна)

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

Финальная песня «Говорим на русском языке»

(Подведение итогов игры).

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Ход мероприятия.

Ученики делятся на две команды, или играет весь класс. Ведущий - учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки- это язык. Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков. Через слова мы имеем возможность обратиться к нашим правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся: Единица речи, служащая для выражения отдельного понятия. С. И. Ожегов.)

А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово_ исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь». И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия

дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык

Пушкина, вареный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что вареный язык к нашему языку никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, на котором мы с вами разговариваем, - омонимы, т.е. самостоятельные слова, которые только звучат одинаково, и нам нет никакого дела до того, что когда- то они были фактически одним и тем же словом: «коровий язык» и «человеческий язык» как часть тела. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

  1. Кто последний или крайний?
  2. Я извиняюсь или извините пожалуйста?
  3. Вы сходите на следующей остановке или вы выходите на следующей остановке?
  4. Я кладу или я ложу?

Конкурс знатоков ударений

К доске, на которой заранее написаны слова в 2 столбика, приглашаются участники. Можно написать больше столбиков, тогда больше детей смогут принять участие в конкурсе. В словах нужно правильно расставить ударение и дать объяснение.

агент мельком

гусеница мусоропровод

торты вахтер

балуюсь щавель

комбайнер силос

тефтели квартал

Ведущий. Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

Конкурс знатоков поговорок

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

/Узнать, почем фунт лиха./

  1. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

/За словом в карман не полезет./

  1. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту?

/Положить зубы на полку./

  1. Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?

/Не плюй в колодец: пригодится воды напиться./

  1. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

/После дождичка в четверг./

  1. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

/Ранняя птичка носик прочищает, поздняя глаза продирает.

Кто рано встает, тому Бог дает./

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».

/Поспешишь- людей насмешишь./

  1. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости».

/Век живи- век учись./

  1. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь».
  1. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить».

/Сделал дело- гуляй смело./

  1. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».

/Что посеешь, то и пожнешь.

Как аукнется, так и откликнется./

  1. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда».

/Без труда не вынешь рыбку из пруда./

  1. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива».

/Яблоко от яблони недалеко падает./

  1. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного».

/Не давши слова- крепись, а давши- держись.

Не будь щедр на слова, а будь щедр на дела./

  1. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».

/Слово не воробей - вылетит не поймаешь.

Меткое слово - что пуля снайпера./

Ведущий. Следующее задание - подобрать окончания к поговоркам.

  1. Сам пропадай - …/а товарища выручай/.
  2. По одежке встречают - …/по уму провожают/.
  3. Семь раз отмерь - …/один раз отрежь/.
  4. Глаза страшатся - …/а руки делают/.
  5. С кем поведешься - …/от того и наберешься/.
  6. Грамоте учиться - …/всегда пригодится/.
  7. Любишь кататься - …/люби и саночки возить/.
  8. Не зная броду - …/не суйся в воду/.
  9. Что посеешь - …/то и пожнешь/.
  10. Старый друг - …/лучше новых двух/.
  11. За двумя зайцами погонишься - …/ни одного не поймаешь/.
  12. Береги платье снову - …/а честь смолоду/.
  13. Не место красит человека - …/а человек место/.
  14. Смолоду прорешка - …/под старость дыра/.
  15. Кто не работает - …/тот не ест/.
  16. Не говори «гоп» - …/пока не перепрыгнешь/.

А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. Как, где и почему они появляются? Расскажу я,пожалуй, одну историю, описанную в книге Э. Вартаньяна «Эти мудреные слова». Вот что пишет

«Принес я как-то домой хомячка. В зоомагазине купил. Дети обрадовались. Прижился у нас, членом семьи стал. Дали ему имя - Хомка. Кликнешь его - бежит, рыжим комком перекатывается. Станет на задние лапки, передние к грудке прижмет - и служит, лакомства ждет. В общем, занятный шустрый зверек, с ним не соскучишься.

Но вот однажды пришли домой, а Хомки нашего нет. Кличем, во все уголки заглядываем - нет, и все тут. Объявили мы всеквартирный розыск. Начали поиск с кухни. Сдвинули с места холодильник. Пыли много, а Хомки нет.

«Виталька, - командую я, - тащи веник. А ты, Леночка, мокрую тряпку». Навели за холодильником порядок. Взялись за кухонный шкаф. И за ним не Хомки.

Затем перешли в прихожую, в одну комнату, в другую. Так «попутно» прибрали всю квартиру, а хомячка не нашли. Его принесли нам вечером соседи. Они подобрали его на лестничной клетке- больно далеко вышел утром нас провожать. С того дня и вошло в нашу семейную речь непонятное для других выражение: «Не поискать ли нам Хомку?»

Что это означает, ребята, как вы думаете? Верно: «А не пора ли нам приступить к генеральной уборке квартиры?»

Вот так приблизительно и происходит рождение фразеологизмов, или устойчивых словосочетаний. Так что «зарубим себе на носу» вот что: двусмысленные выражения могут приходить к нам и из сказок, написанных русскими и иностранными писателями либо созданных безвестным сочинителем. Очень много словосочетаний заимствовано из басен, песен, рассказов, романов…

Попробуйте вспомнить какие - либо словосочетания из прочитанных вами произведений.

Если дети затрудняются, можно предложить объяснить некоторые фразеологизмы:

  1. Остаться у разбитого корыта /А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке/.
  2. Демьянова уха /И. А. Крылов/. Так мы говорим, когда хотим сказать о

чьем - либо назойливом приставании пусть с добрыми, но совсем ненужными

намерениями.

  1. А Васька слушает, да ест /И. А. Крылов/. Так говорим, когда один понапрасну,

впустую тратит слова на убеждение, а другой, уверенный в безнаказанности,

продолжает заниматься своим делом.

  1. А ларчик просто открывался /И. А. Крылов/. То есть зачем было мудрить, тогда как все это решается очень легко.
  2. Слона - то я и не приметил /И. А. Крылов/. Смысл этих слов: заметить мелочи, но не увидеть самого главного, существенного.

Из басен И. А. Крылова вошли в нашу речь такие крылатые выражения, как:

«Рыльце в пушку»;

«Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»;

«Кто в лес, кто по дрова»;

«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»;

«Медвежья услуга»;

«Львиная доля» и многие другие.

ВОПРОС. Вспомните, из какой басни родилось выражение «Львиная доля».

Львиная доля означает большую часть чего - либо.

Выражения, которые мы с вами то и дело употребляем в разговоре, приходят также и из песен, присловий, пословиц и поговорок, сложенных в народе. Вот почему так сложно, а часто невозможно определить их авторов. Поэтому их называют народными.

ВОПРОС. Если вам от чего -нибудь досталась очень малая, ничтожная часть /чем вы не персонаж львиного дележа?/, какими словами вы можете сказать об этом?

Например, словами давней песенки неизвестного происхождения, которая начинается весело:

«Жил - был у бабушки серенький козлик»,

а заканчивается:

«Остались от козлика рожки да ножки».

Заключительное слово учителя

Четкие, образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим высказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена и была придумана людьми.

Один умный человек назвал образные выражения «мудростью в портативной форме». Другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». И поэтому, уж если полез за словом в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, двусмысленные, эти мудреные слов