Система коррекционно-педагогической помощи детям с зпр. Психологическая коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста материал на тему Для Л.С. Выготского основные факторы психического развития ребенка связаны с его социальными отнош

С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития :

умственная отсталость - стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

Задержка психического развития;

Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами;

Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральным параличом;

Дети с нарушениями слуха, зрения, ранним детским аутизмом.

Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушения различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Кроме того, в отличие от олигофрении, у детей с задержкой психического развития отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти.

В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с ЗПР определяют ограниченность и фрагментарность их представлений об окружающем мире.

Одной из основных особенностей детей с задержкой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивнымии и двигательными функциями.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в развитии является отставание в формировании у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственного тела. Характерным признаком детей с ЗПР является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.

Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания.

Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с ЗПР является его недостаточная концентрация на существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание в развитии мыслительных операций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, то есть у детей с гиперактивным поведением. Эти дети, как правило, испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма.

Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Категория детей с ЗПР крайне неоднородна . У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного и в начале школьного возраста. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению.

При других формах задержки психического развития преобладает задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности.

·РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

Диагностика отклонений в развитии основывается на знании общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии.

Диагностика носит комплексный характер, то есть при ее проведении учитываются данные клинической медицины (педиатрии, детской психоневролгии), а также медицинской генетики, которые обязательно сопоставляются с показателями нейрофизиологических, биохимических и других методов параклинического обследования и данными, полученными при психологическом, педагогическом и логопедическом обследовании.

Важной задачей диагностики является установление структуры ведущего нарушения развития, вторично связанных с ним отклонений в развитии с учетом локализации и механизмов нарушений центральной нервной системы.

Методология психолого-педагогического обследования основывается на целостности и конкретности педагогической диагностики. На первом этапе оценивается имеющийся уровень психического развития, на последующем - определяется зона ближайшего развития.

Во всех случаях педагогу и психологу важно оценить обучаемость ребенка, то есть возможность усвоения знаний и способов действий.

Методика обследования включает наблюдение за игрой и поведением ребенка, оценку коммуникативного поведения, контактности ребенка, адекватность его реакций на одобрение и неудачи в работе и замечания педагога.

Важное значение имеют методы диагностики развития в обучении (А.К.Маркова, А.Г.Лидерс, Е.Л.Яковлева, 1992).

Для оценки уровня умственного развития, наряду с качественным психолого-педагогическим анализом, используются различные адаптированные традиционные психометрические тесты.

Особенно большое значение придается индивидуальному диагностическому эксперименту, который представляет собой реализацию экспериментально-генетического метода Л.С.Выготского, а также методу «педагогической оценки».

Коммуникативное поведение с самого начала своего формирования является интегративным процессом. Поэтому у детей с самыми различными отклонениями в развитии этот процесс может нарушаться.

Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Развитие речи - это, по существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических закономерностей родного языка. Таким образом, развитие речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная и неоднозначная, что определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных категорий детей с отклонениями в развитии.

· НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ

Формирование готовности к школьному обучению у ребенка в значительной степени связано с развитием его нервно-психических функций, что, в свою очередь, обусловлено созреванием организма и, прежде всего, ЦНС. Вместе с тем созревание тех или иных функций ускоряется в процессе активного функционирования ЦНС. Обучение и активная умственная деятельность ребенка в обучении являются мощными факторами, ускоряющими биологический процесс созревания ЦНС.

Обучаемость рассматривается как восприимчивость к обучению, к дозированной помощи, способность к обобщению, построению ориентировочной основы деятельности (Б.Г.Ананьев, Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.Я.Иванова, С.Л.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).

Важное значение имеет не только интеллектуальная, но и личностная и социально-психологическая готовность к обучению. Среди этих параметров важно учитывать волевую готовность ребенка к школе.

У.В.Ульяненкова разработала специальные диагностические критерии готовности к обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития. Среди этих параметров выделены следующие структурные компоненты учебной деятельности:

ориентировочно-мотивационные;

операционные;

регуляторные.

На основании этих параметров автором была разработана уровневая оценка сформированности общей способности к учению детей с ЗПР. Эта оценка проводилась в процессе диагностического обучения, которое включало ряд заданий типа выкладывания елочки из геометрических фигур, рисования флажков по образцу, а также выполнения заданий по вербальной инструкции взрослого.

Автор выявила принципиальные различия в выполнении этих заданий нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ЗПР. Нормально развивающийся дошкольник в процессе выполнения этих заданий легко обучался работать по заданию взрослого, контролировать свои действия, адекватно оценивать свои успехи и неудачи.

У шестилетних детей с ЗПР была выявлена более низкая способность к обучению, отсутствие интереса к занятию по заданию, отсутствие саморегуляции и контроля, а также критического отношения к результатам своей работы. У этих детей отсутствовали такие важные показатели готовности к обучению как:

· несформированность относительно устойчивого отношения к познавательной деятельности;

· недостаточность самоконтроля на всех этапах выполнения задания;

· отсутствие речевой саморегуляции.

С.Г.Шевченко было показано, что неготовность детей с ЗПР к обучению выражается в несформированности сюжетно-ролевых игр и представлений об окружающем мире.

Важным показателем готовности детей к обучению грамоте является ориентировка их в речевой деятельности (Р.Д.Тригер). На основе совершенствования сенсорного языкового опыта ребенок должен овладеть элементарными навыками звукового анализа, он должен уметь последовательно вычленять звуки из слов, устанавливать их последовательность и место в слове.

Важное значение также имеют:

оценка готовности руки к письму, то есть возможности правильного захвата карандаша или ручки и движения руки слева направо под контролем зрения;

развитие функции активного внимания и памяти.

Диагностика готовности ребенка к школьному обучению очень важна. Существуют различные подходы к проведению этой диагностики. В последние годы в Институте коррекционной педагогики разработан психодиагностический комплекс, включающий три методики:

1. Методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом.

2. Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равека в модификации Т.В.Розановой.

3. Методика диагностики словесно-логического мышления, разработанная Э.Ф.Замбациявичене по принципу, использованному Р.Амтхауэром и модифицированная Л.И.Переслени и Е.М.Мастюковой, прошедшая экспериментальную проверку (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Чупров, 1989, 1990).

Эта методика предназначена для диагностики прогностической деятельности, которая сама по себе является важным нейропсихологическим показателем готовности ребенка к обучению, с учетом особенностей развития внимания, памяти и мышления.

Знание четких результатов диагностики позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать коррекционную работу на уроке в соответствии с принципами лечебной педагогики.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией . Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

7. Диагностика и коррекция коммуникативных взаимодействий детей с ЗПР.

8. Проблемы ранней диагностики пограничных состояний (ЗПР церебрально-органического генеза).

9. Сравнительная характеристика детей с ЗПР и умственной отсталостью.

10. Методы диагностики и коррекции пространственного восприятия при ЗПР.

11. Исследование эмоционального развития посредством проективных методик.

12. Специфика использования тестовых методик при ЗПР.

Тема 5. Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР

Учебные вопросы

1. Основные принципы психолого-педагогической коррекции.

2. Основные направления психолого-педагогической коррекции.

3. Коррекция познавательного и эмоционального развития детей с ЗПР.

1. Борякова, Н.Ю Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н.Ю. Борякова. - М., 1999.

2. Луговых, Н.Н. О некоторых аспектах работы с дошкольниками с ЗПР / Н.Н.Луговых // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6.

3. Прохорова, Г.Н. Психолого-педагогическая коррекционная работа в детском саду / Г.Н. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4.

4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

5. Ульенкова, У.В. Концептуальная модель коррекционно-педагоги-ческой помощи детям с ЗПР / У.В. Ульенкова, Г.Н. Прохорова // Дефектология. - 1997. - № 4.

6. Шматко, Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н.Д. Шматко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3.

Задержка психического развития у детей встречается достаточно часто. Если Вы столкнулись с этой проблемой, то следует знать – своевременная корректировка поведения и развитие психомоторных навыков способны решить эту задачу.

Коррекция детей с задержкой психического развития – это целенаправленный комплекс разнообразных мероприятий, как со стороны медицинских специалистов, так и планомерная, ежедневная работа родителей малыша. Суть корректировки сводится к тому, чтобы исправить выявленные отклонения, заинтересовать ребенка в вопросе познавания окружающего мира, выработать навыки адаптивного поведения, повысить его уровень интеллектуального развития.

Работу с детьми с задержкой психического развития осуществляет ряд специалистов, среди которых можно отметить детского психолога, логопеда, в некоторых случаях требуется помощь других узкоспециализированных докторов. Дело в том, что нередко задержка развития сопровождается сопутствующими проблемами с речью, зрением и пр.

Коррекция ЗПР подразделяется на следующие этапы:

    Решение задач направленных на умственное развитие малыша, вовлечение в процесс обучения в игровой форме, использование сопутствующих методик, повышение адаптивных навыков ребенка;

    Выявление и устранение невротических состояний у ребенка, коррекция поведения в стрессовой ситуации.

Симптомы задержки психического развития выявляются до 6-7 лет, благодаря этому можно своевременно отреагировать на возникшую проблему и принять необходимые меры по корректировке ЗПР. Основная цель специалиста – развить и обучить Вашего ребенка, подготовить его к жизни в социуме, особенно в том случае, если малыш не ходил в детский сад. Для этого используются следующие методики:

1. Игротерапия

Подумайте сами, какой самый простой и доступный способ общения с детьми? Правильно, вне всякого сомнения, – это игровой процесс. Поэтому было бы не правильно не использовать эту замечательную возможность во время коррекции поведения. Ведущий специалист использует игровой материал, вовлекает ребенка в занимательную и познавательную игру, помогает ему реализовать свое творческое начало, отбросить внутренние страхи и переживания. Участие в игровых постановках позволяет в ненавязчивой форме развить необходимые качества малыша, скорректировать его поведение на основе реальных примеров.

2. Арттерапия

Достаточно известный метод психотерапии – арттерапия, суть которого сводится к тому, чтобы развить творческие навыки ребенка, позволить ему раскрыться в творческом процессе. Как правило, психолог не вмешивается в процесс творчества малыша, позволяя ему высказать свои фантазии на бумаге. Для этого есть весомая причина: детский рисунок позволяет получить массу сопутствующей информации о внутреннем состоянии крохи. Выбранные образы, цветовые решения отражают внутренние переживания ребенка, его страхи и подавленные воспоминания. Наверняка, каждый из Вас сталкивался с таким известным психологическим тестом, как тест “Люшера”, основанном на выборе понравившегося цветового решения. Так вот, по сути, мы имеем некий аналог для ребенка, выбранные цвета и образы могут сигнализировать об уровне тревоги и эмоциональном напряжении крохи. Анализируя полученный материал, психолог может внести существенные корректировки в процесс обучения и лечения ребенка.

3. Групповая психотерапия

Коллектив помогает социализироваться, групповая терапия для детей позволяет осваивать новые формы общения. Если ребенок замкнут и нелюдим, это позволит снять существующие психоэмоциональные барьеры. Социум – неотъемлемая часть нашего общества, поэтому необходимо помочь маленькому человеку планомерно влиться в коллектив, тем самым повысив свою самооценку, и обрести новых друзей.

В заключение хочется сказать, что не следует путать задержку психического развития с серьезными заболеваниями, такими как аутизм или синдром Дауна. Как правило, задержка развития обратима и хорошо поддается лечению. Помните о том, что вырастить разностороннюю и здоровую в эмоциональном плане личность – задача, которая Вам по плечу, а мы с радостью поможем Вам в этом вопросе!

Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ЗПР (коррекционный компонент)

Пояснительная записка

Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК.

Ф.И. обучается в № классе индивидуально на дому по состоянию здоровья в соответствии с заключением ТПМПК: «Задержка психического развития. Парциальная несформированность психических функций. Эмоционально-волевые нарушения. Дисграфия, дислексия.»

При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.

Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития

Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.

Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

У детей слабо сформированы пространственные представления,

Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.

Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим;

Воображение детей с задержкой психического развития недостаточно развито.

Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления;

Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

У детей с задержкой психического развития отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Психологическая характеристика обучающегося Ф.И. (№ класс)

В результате психологического обследования у обучающегося выявлено:

Общий осведомительный уровень - снижен

Моторная ловкость – низкий уровень сформированности

Характеристика деятельности:

Мотивация: преобладает социальная – мотивация одобрения;

Критичность: снижена;

Работоспособность : низкая;

Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;

Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.

Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;

Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;

анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;

Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.

Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля, двигательная расторможенность; в ситуации неуспеха отмечается личностная тревожность.

Психологическое заключение: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.

При составлении программы индивидуального психологического

сопровождения использованы методические пособия и дидактические материалы:

1.Программа создания коррекционно-развивающей среды в условиях общеобразовательных учреждений под ред. С.Г. Шевченко,

2.«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» под ред. Семаго Н.Я. Семаго М.М.,

3.Калягин В.А. «Организация психологического сопровождения в образовательном учреждении».

Цель программы – повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.

Задачи программы:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;

общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка в соответствии с общим планом психолого-педагогического сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов ШПМПк.

Структура программы

Программа разделена на четыре этапа (по учебным четвертям:

1. Развитие когнитивной сферы: внимание (9 часов)

2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов)

3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (8 часов)

Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

коррекционно-развивающих занятий с учащимся № класса Ф.И.

п/п

Месяцы

Темы, разделы

часов

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

даты

Сентябрь Октябрь

(1 четверть)

Когнитивная сфера.

Внимание

Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений

1. Диагностика свойств внимания. Психотехника, комплекс упражнений по развитию мелкой моторики («колечко, пальчиковая гимнастика»).

2. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»).

3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания через развитие психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»).

4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»).

5. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»).

6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности

(игра «В гостях у Шерлока Холмса»).

7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания.

Игра «Разведчики».

(2 четверть)

Когнитивная сфера.

Память

Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания.

1.Выявление ведущего типа памяти через диагностику свойств памяти.

2. Психогимнастика. Упражнения по развитию мелкой моторики (кинезиологические упражнения).

3. Упражнения по развитию зрительной памяти (работа по образцу, воссоздание мысленных образов).

4. Психогимнастика (кинезиологические упражнения для развития слуховой и моторно-слуховой).

5. Упражнения по развитию ассоциативной и логической памяти (группировка по смыслу, ассоциации, по иск закономерностей).

6. Психогимнастика, кинезиологические упражнения для развития мелкой моторики и развитию опосредованного произвольного долговременного запоминания (смысловые единицы, таинственные слова).

7. Итоговое занятие по развитию всех видов памяти. Сочинение сказки «В стране памяти».

(3 четверть)

Когнитивная сфера.

Мышление

Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).

Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность.

1. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (выделение существенных признаков, сравнение и обобщение понятий, анализ и синтез, конкретизация объектов).

2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. Психогимнастика.

3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. Психогимнастика, кинезиологические упражнения.

4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления через конструирование по наглядному и словесному образцу, поиск аналогий,

анализ и синтез.

5. Повторительно-обобщающее занятие по развитию мыслительных процессов

(4 четверть)

Развитие

эмоционально-

волевой, личностной сферы

Снятие негативной энергии у школьника

Повышение мотивации обучения через передачу положительных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя личности.

1. Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности, акцентуации личности).

2. Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов.

3. Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций.

4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния.

5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе.

6. Закрепление адекватного эмоционального реагирования на различные ситуации через проигрывание сюжетно-ролевых игр (применение арттерапевтических приемов).

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося» (Приложение 1) и Психолого-педагогическом статусе учащегося (Приложение 2)

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.