Объяснение правил игры. Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры. Играйте на равных

Охо-хо, мой дорогой друг.
Ты задал очень сложный, но чертовский интересный вопрос.
Итак, поехали.
Для начала стоит знать, что DnD игра довольно старая (44 годика с моменты выпуска первой редакции это вам не шутки), а посему имеет множество редакций. Основные я здесь черкану, чтобы ты смог в них ориентироваться.
Перво-наперво, система DnD едва ли не в самом начале раскололась на две ветви - непосредственно Dange and Dragons, которая считается более простой и вариативной системой и Advanced Dungeons & Dragons (AD&D) - более сложная, но структурированная система. У каждой ветки есть свои поклонники и приверженцы, потому не будем ударяться во вкусовщину и продолжим.
В 1989 AD&D был переиздан (Вторая редакция), включил в себя множество мелких исправлений, снизили целевой возраст аудитории, порезали несколько классов, а так же серьезную модификацию претерпел monster manual.
В 1995 Основное руководство было переиздано с небольшими дополнениями. Среди поклонников это переиздание получило название AD&D 2,5. И это на данный момент последняя редакция ADnD.
Дальше история у нас двинется в сторону нестареющей классики.
В 2003 было выпущено издание D&D 3.5, а в 2006 эта редакция была выпущена официально на русском языке. Вообще 3,5 знаменита тем, что имеет превеликое множество дополнений, среди которых царит хаос и откровенный бардак. Но! Но, при этом именно эта редакция имеет великое множество адаптаций не только для фэнтези, но и для киберпанка, космооперы, межплановых путешествий и так далее и так далее и так далее. Перечислять можно долго и упорно.
В августе 2007 была анонсирована 4-я редакция, которая вышла в июне 2008 года. Большого распространения эта редакция не получила, ввиду своей дисбалансности и сильно урезанного функционала по сравнению с 3,5.
И наконец, последнее в июле 2014 была выпущена 5-я редакция. Наверное самая популярное издание DnD, которое смогла сдвинуть с постамента пресловутую 3.5.
Конечно это не такой мастодонт, как его главный соперник, но эта система крайне легко адаптируется и не требует такого гигантского количества дополнительных книг и взаимоисключающих правил. За что в принципе ее и любят.

Краткий экскурс (поверь, мой друг, это краткий) закончен, перейдем непосредственно к правилам.

В игре участвуют ведущий (так называемый «мастер») и несколько игроков, число которых варьируется в зависимости от редакции и пожеланий участников. Обычно один игрок руководит в игровом мире действиями одного персонажа. Мастер действует от лица всех неигровых персонажей, описывает окружающую среду и происходящие в ней события.

В течение игры каждый игрок задаёт действия для своего персонажа, а результаты действий определяются мастером в соответствии с правилами. Случайные события моделируются броском кубика. Иногда решения мастера могут не соответствовать правилам. Это является Золотым правилом игры: «ГМ всегда прав», так называемым «мастерским произволом».И если,например, "мастер" поставит перед игроками задачу увернуться от падающего без причины валуна бросив игровую кость, то это и есть "мастерский произвол".Но если же "мастер" просто сообщит игрокам что падающий валун их раздавил, то это уже "мастерский беспредел" .

Традиционно руководство игры или свод правил включает в себя три книги: «Player’s Handbook», «Dungeon Master’s Guide» и «Monster Manual». Также существуют различные дополнения, которые мастер может использовать по своему усмотрению.

Иногда для игры используются различные карты, чтобы визуально изобразить ситуации в игре, также могут использоваться фигурки персонажей и их противников. Но основным, а иногда и единственным требованием для игры является наличие листов персонажей и набора кубиков - дайсов - игральных костей с заданным числом сторон (d4, d6, d8, d10, d12, d20).

Создание персонажей.
Перед началом игры каждый игрок создаёт персонажа - своё воплощение в игровом мире. Для этого в первую очередь определяются его базовые параметры - сила, телосложение, ловкость, интеллект, мудрость и харизма. Классически - броском 3d6 (трёхкратным броском шестигранного кубика), что даёт разброс от 3 до 18. Кроме этого, есть и другие альтернативные способы, описание которых дано в Книге игрока (Для версии 3.5 в книге Мастера (Dungeon Master’s Guide )), и на самом деле мастер (если это хороший мастер), не гнушается все объяснять и подсказывать. Затем игрок выбирает расу и класс своего персонажа. После этого игрок может выбрать навыки и умения, которыми персонаж будет обладать, а также обозначить его мировоззрение. Возможно также выбрать божество, которому персонаж поклоняется. Под конец игроку необходимо должным образом экипировать персонажа: доспехи и оружие для воина, свитки и магические вещи для волшебника, отмычки и прочие специальные инструменты для вора и так далее.

Также, по согласованию с мастером, игрок может составить квенту - биографию персонажа, которая нужна, чтобы персонаж лучше вписывался в игровой мир. В процессе игры персонаж может изменить свои параметры, улучшить их благодаря полученному опыту.

Процесс игры

В течение игры партия(игроки, действующие вместе) путешествует по миру и выполняют различные миссии и задания. В процессе путешествий персонажи по усмотрению ДМ’а получают опыт, который тем или иным способом способствует улучшению характеристик персонажа. Также персонажи зарабатывают деньги и получают экипировку. Игра может включать в себя множество более мелких игр, где персонажи переходят из одной в другую. Она может заканчиваться после выполнения определённой миссии, а может продолжаться бесконечно.

Как-то так) Надеюсь ты осилил эту стену текста, и тебя она даже заинтересовала, так что дерзай) Миры DnD невероятно интересны.

Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры. Игра объяснятся в сказочной, увлекательной форме в соответствии с теми образами и ролями, которые есть в игре (для мл. классов). Рассказ должен быть логичным, последовательным, сопровождаться показом. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на площадке;

4) цель игры (кто выигрывает)

5) правила игры (что запрещается делать в игре, тоже показывается)

Рассказ не должен быть монотонным, желательно выделять голосом важные игровые моменты.

8. Выбор водящих игроков

Выбирать водящего можно разными способами:

1.- по назначению руководителя . Руководитель назначает водящего, учитывая его роль в игре, и обосновывает свой выбор. Этот способ очень быстрый. Но при таком способе подавляется инициатива играющих. Назначается водящий в том случае, когда дети не знакомы друг с другом, у руководителя мало времени или надо назначить водящим намеченного участника с воспитательной целью.

2.- по жребию. Жребием может быть «считалочка». Тот, на кого придется последнее слово «считалочки», становиться водящим. «Считалку» можно произносить всем, это способствует развитию речи детей.

Следующие считалки (для младшего школьного возраста).

Раз, два, три, четыре, пять, Эники - беники

Вышел зайчик погулять. Ели вареники,

Вдруг охотник выбегает, Эники – беники – клос,

Прямо в зайчика стреляет: или Вышел на берег

« Пиф-паф!» - Ой-ой-ой! Веселый матрос.

Умирает зайчик мой.

Принесли его домой –

Оказался он живой!

- «Орел или решка».

При жребии можно применять метания.

Определение водящего по жребию не всегда удачно, однако дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, так как он не вызывает у них споров.

3.- Один из наиболее удачных способов – выделение водящего по выбору играющих.

Можно назначить водящего по результатам предыдущих игр.

Перечисленные способы выбора водящих чередуются в зависимости от поставленной задачи, условий занятий, характера игры, количества играющих.

9. Распределение на команды также может проводиться различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных игр в старших классах.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый – второй; первые номера составят одну команду, вторые – другую.

Подобное распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Используется и способ распределения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары (примерные равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам.

4. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают игроков в свою команду.

Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто приводит к обидам и ссорам среди играющих.

Не знаете с чего начать объяснение правил в настольных играх? Я не знаю как правильно, но могу рассказать, как это делаю я. Гораздо легче рассказывать правила, если у вас в голове есть небольшой план. Вы должны поэтапно подавать информацию. Также я прошу все вопросы задавать потом, потому что в ходе объяснения человек уже может получить ответы на них, да и просто это немного сбивает. Есть игры, где правила проще объяснить по ходу игры, например This war of mine (это моя война). Давайте для примера возьмем какую-то игру, например Blood Rage и на ее примере попробую объяснить правила.

1. Краткое описание игры, кто мы и что нам предстоит делать

Я часто пропускаю этот пункт, но он важен. Вы должны погрузить игроков в атмосферу игры. Для некоторых, особенно для того кто компетентен в этой теме, это окажется большим плюсом в понимании общей концепции механики игры или ходов игроков.

Blood Rage — игра про викингов и скандинавскую мифологию. Каждому игроку придется возглавить один из кланов викингов и заработать ему как можно больше славы. Мир постепенно гибнет, скоро наступит Рагнарёк, каждый клан стремится прославиться и вписать свое имя в историю. Викинги славятся своими быстрыми и неожиданными набегами. Для викингов считается почетно умереть в сражении, чтобы продолжить воевать и пировать в Вальгалле. Также у викингов много богов, исполняя их волю можно прославить свой клан.

2. Условия победы

Чаще всего я сразу проговариваю условия победы, это поможет при объяснение механики игры. Игроки сразу будут понимать для чего им нужно то или иное действие и к чему они стремятся.

Выигрывает тот, кто наберет больше всего славы. Слава в игре Blood Rage и является победными очками.

3. Описание планшетов и компонентов в распоряжении игрока

У вас есть планшет вашего клана, а также войска в резерве.
В качестве войск у вас есть: 8 воинов, 1 вождь и 1 корабль. По ходу игры у вас будет возможность нанят себе в армию чудовищ, но не более двух. Сила ваших войск (фигурок) описана на вашем планшете. В левом верхнем углу каждой карточки армии, указана цифра в красном кружке, эта цифра также является и ценой выставления этой фигурки на игровое поле. Ниже написаны свойства ваших фигурок, например: вождь, выставляется (вторгается) на поле бесплатно, но имеет силу 3.

Планшет клана можно условно разделить на 3 части.

Первая часть, это куда можно выкладывать карты и состоит она из 3 зон. К первой зоне относится ваша армия (войны, вождь и корабль), их можно улучшить, выложив соответствующую карту поверх (когда вы делаете улучшение армии, то можете тут же вторгнутся соответствующей фигуркой). Вторая зона, это улучшение клана. Вам доступно 3 улучшения за всю игру, выкладывая четвертое, одно придется скинуть (на свое усмотрение). Третья зона, это чудовища. Нанимая чудовищ, выкладывайте карту в эту область и можете тут же вторгнуться этим чудовищем на игровое поле. Когда выкладываете третье чудовище, то одно придется скинуть.

Вторая часть, это характеристики вашего клана. Ярость, показывает количества ярости, которое вы получите в следующем раунде. Ярость, это очки действия, которые вы тратите на совершение каких-то действий. Топоры, это вторая характеристика. Топоры показывают, сколько славы вы получите, если выиграете битву. Если в битве или после нее (за разграбление) вы повысили уровень ваших топоров, то сразу получите новое значение (если вы являетесь победителем в этой битве). Третий параметр, это шлемы. Чем больше шлемов у вас, тем больше фигурок может находиться у вас на игровом поле. Сила фигурок не имеет значения.

Третья часть планшета, это те действия, которые вам доступны во время вашего хода. Это нижняя часть планшета и она является просто подсказкой.

Стоит еще упомянуть про герб (знамя) клана, сюда будут выкладываться сыгранные карты воли богов (квестов).

4. Структура игры, хода и игровые фазы

Тут я описываю, какие действия доступны игрокам, сколько длится игра и как она разбита по раундам. Начинаю с большего и постепенно сужаю круг.

В игре 3 раунда (эпохи), каждый раунд состоит из 6 последовательных фаз и во второй фазе неограниченное число ходов (фаза действий).

6 фаз каждого раунда

1 фаза — драфт карт. Я раздам каждому по 8 карт, вы выбираете одну, остальные передаете по часовой стрелке следующему игроку. Далее берете те карты, которые вам передали и забираете еще одну карту. Так до тех пор пока не наберете 6 карт, оставшиеся 2 карты уходят в сброс в закрытую.
2 фаза — действия, самая долгая фаза. Тут мы будем разыгрывать поочередно любые из 5 действий. По поводу доступных действий расскажу позже. В этой фазе мы по очереди выполняем по одному действию, до тех пор, пока все не скажут пас (0 ярости) или все провинции не будут разграблены.
3 фаза — сброс всех карт кроме одной. Одну карту разрешено оставить на следующий раунд, она не пойдет в лимит тех 6 карт, которые вы сможете взять.
4 фаза — выполнение воли богов. Все игроки вскрывают сыгранные квесты и проверяют, выполнили они условия или нет.
5 фаза — Рагнарек. Указанная провинция гибнет, а вместе с ней и все находящиеся там фигурки, получая столько славы, сколько указано в текущем раунде.
6 фаза – возвращение из Вальгаллы. Все войны возвращаются в резерв своих владельцев. Сыграв улучшение клана на возвращение из Вальгаллы, некоторые игроки могут получать славу в этой фазе.

Действия доступные нам во время раунда

  1. Вторжение. Можно выставить любую фигурку из своего запаса, заплатив ее стоимость. Также можно разыграть карточку чудовища. Вторжение выполняется только в крайние провинции. Вторгаться в центральную провинцию Иггдрасиль нельзя.

  2. Марш. Можете переместить любое количество фигурок из одной провинции в любую другую. Количество фигурок может быть любым, главное чтобы в той провинции, куда вы идете, было столько свободных мест. Корабли перемещаться не могут.

  3. Улучшение. Улучшения могут быть как платные, так и бесплатные. Выкладывая карту улучшения, лучше огласите ее другим игрокам.

  4. Воля богов. Это бесплатное действие, которое не требуем ярости, но вы должны потратить на это ход. Вы выбираете карту воли богов с руки и выкладываете ее в закрытую на свой планшет. Карта считается разыгранной и будет проверяться в 4 фазу текущего раунда.

  5. Разграбление. Викинги не могут пойти друг на друга прямым конфликтом, все конфликты возникают когда кто-то хочет разграбить какую-то провинцию. Игроки из соседних провинций могут по очереди присоединится в битве за провинцию. Если фигурки игрока уже находятся в этой провинции, то он итак участвует в битве и выйти из нее не может. Когда начинается битва все игроки ОБЯЗАНЫ разыграть по одной карте с руки. Потом складываются значения силы фигурок каждого игрока с его разыгранной картой (если она боевая) побеждает тот игрок, который набрал больший результат. Все проигравшие убирают все свои фигурки в Вальгаллу и забирают на руку свои разыгранные карты. Победитель сбрасывает свою карту и получает славу в размере его топоров, а также если он объявлял разграбление, то переворачивает жетон провинции и получает эту характеристику. Если грабил не он, то только славу за победу. В случае ничьей все считаются проигравшими.

5. Мелкие нюансы и подготовка к игре

В конце стоит рассказать всякие исключения из правил и объяснить игрокам, если им интересно, что входит в подготовку к игре. Почему, например, до начала партии у нас уже некоторые провинции закрыты. В данной игре нужно показать игрокам примеры карт из всех эпох. Знание карт в этой игре очень важно. Лучше в первой игре даже подсказывать игрокам какое максимальное значение бывает на боевой карте в первом раунде. В общем, проговорите все мелочи и постарайтесь ответить на все вопросы максимально понятно.

Стоит обратить внимание:

  1. Все фигурки, оставшиеся в конце раунда на игровом поле, никуда не уходят, а так и остаются на нем на следующий раунд.

  2. В тексте карт может быть такое описание «уничтожает всех воинов», это значит, что этому эффекту будут подвержены все фигурки-воины, а вождя, корабля и чудовищ это не касается. Внимательно читайте текст карт.

  3. В случае ничьей в битве, все считаются проигравшими.

  4. Вторгаться можно только в крайние провинции и только если там есть свободное место.

  5. Раунд заканчивается в 2 случаях: когда все пас или когда все провинции разграблены.

  6. Если вы пас и у вас 0 ярости, то вам недоступны даже бесплатные действия. Вы по-прежнему можете присоединяться к битвам и участвовать в них во время хода другого игрока.

  7. Жетон первого игрока передается по часовой стрелке в начале раунда.

  8. Если чудовище считается кораблем, то на него распространяются и все эффекты, которые действуют и на корабль.

Видео о том, как примерно я рассказываю правила.

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.

Сбор детей на игру . Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой . Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога . При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными хорошо знакомые игры.

Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

Выбор игр.
Сбор детей на игру.

Создание интереса к игре.







Методика проведения подвижных игр

Выбор игр. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
Сбор детей на игру. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3-5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.
С детьми старших групп следует заранее, еще до выхода на участок, договориться, где они соберутся, в какую игру будут играть и по какому сигналу ее начнут (слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком и т. д.). В старшей группе воспитатель может поручить своим помощниками - наиболее активным детям собрать всех для игры. Есть и другой прием: распределив детей по звеньям, предложить по сигналу собраться в установленных местах как можно быстрее (отметить, какое звено скорее собралось).
Собирать детей надо быстро (1-2 мин), потому что всякая задержка снижает интерес к игре.
Создание интереса к игре. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо», - говорит воспитатель. - Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»
Хороший результат дает и короткий рассказ, прочитанный или рассказанный воспитателем непосредственно перед игрой.
Организация играющих, объяснение игры. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг). Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать около себя (стайкой) Воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все (лицом к детям при построении в шеренгу, полукругом; рядом с ними, если дети собраны в круг).
В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать. В старших группах педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила, еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.
Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей, поэтому важно учитывать особенности детей: застенчивые, малоподвижные не всегда могут справиться с ответственной ролью, но подводить их постепенно к этому надо; с другой стороны, нельзя поручать ответственные роли всегда одним и тем же детям, желательно, чтобы все умели выполнять эти роли.
В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя. В старшей группе сначала объясняют игру, затем распределяют роли и размещают детей. Если игра проводится впервые, то это делает воспитатель, а потом уже сами играющие. При разделении на колонны, звенья, команды надо группировать сильных детей с более слабыми, особенно в таких играх, где есть элемент соревнования («Мяч водящему», «Эстафета по кругу»).
Разметить площадку для игры можно заранее либо во время объяснения и размещения играющих. Инвентарь, игрушки и атрибуты раздают обычно перед началом игры, иногда их кладут на обусловленные места, и дети берут их по ходу игры.
Проведение игры и руководство ею. Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог. Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. В средней и старшей группах воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.
Воспитатель подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры: удар в бубен, барабан, погремушку, музыкальный аккорд, хлопки в ладоши, взмах цветным флажком, рукой. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки возбуждают маленьких детей.
Воспитатель делает указания как в ходе игры, так и перед ее повторением, оценивает действия и поведение детей. Однако не следует злоупотреблять указаниями на неправильность выполнения движений: замечания могут снизить положительные эмоции, которые возникают в процессе игры. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу - все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры.
Педагог подсказывает, как целесообразнее выполнять движение, ловить и увертываться (изменять направление, незаметно проскочить или пробежать мимо «ловишки», быстро остановиться) , напоминает, что читать стихи надо выразительно и не слишком громко.
Воспитатель следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, поднятие рук вперед, вверх), вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием каждого ребенка.
Воспитатель регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Если, например, при первом проведении игры детям разрешают бегать 10 с, то при повторении ее несколько повышают нагрузку; на четвертом повторении она достигает предельной нормы, а на пятом-шестом - снижается. Нагрузку можно увеличить изменением темпа выполнения движений.
Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-6 раз. Паузы между повторениями 0,3-0,5 мин. Во время паузы дети выполняют более легкие упражнения или произносят слова текста. Общая продолжительность подвижной игры постепенно увеличивается с 5 мин в младших группах до 15 мин в старших.
Окончание игры и подведение итогов. В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В старших группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила, выручал товарищей. Воспитатель называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре, почему «ловишка» быстро поймал одних, а другие ни разу не попались ему. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Особенности методики проведения игр в смешанной группе. В этой группе игры могут проводиться как одновременно со всеми, так и отдельно с младшими и старшими детьми. Если игра проводится совместно, то она подбирается по силам тех и других детей. Главную роль выполняют старшие дети. Воспитатель регулирует физическую нагрузку, уменьшая ее для детей младшего возраста. Более сложные игры со старшими детьми проводятся отдельно во время прогулок.