Как оформить содержание исследовательской работы образец. Оформление научно-исследовательской работы. Что дала работа самому исследователю

В настоящее время исследовательские работы в начальной школе считаются обязательным условием обучения. Выясним цели, задачи, направления подобной работы. Приведем готовые исследовательские работы в начальной школе.

Значимость исследований

В российском образовании произошли серьезные реформы. На смену стандартам первого поколения, характерным для классической образовательной системы, пришли новые ФГОС. Они подразумевают организацию начального образования не только как возможность получения школьниками определенных предметных знаний. Обновленные стандарты направлены на развитие адаптации детей к жизни в социальном обществе. После завершения первой ступени обучения у школьников должны быть сформированы универсальные учебные навыки.

Проектно-исследовательская работа в начальной школе успешно справляется с подобными задачами, помогает учителю выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика.

Те навыки, которые получает на младшей ступени обучения ребенок, помогают ему избегать проблем в познавательной деятельности в будущем.

Детская исследовательская работа в начальной школе часто выполняется под руководством родителей, что является прекрасным воспитательным аспектом, способствует укреплению семейных ценностей. Например, школьник вместе с родителями ищет информацию о семейных обычаях, обрядах, передаваемых из поколения в поколение.

Получаемые навыки

Готовая научно-исследовательская работа в начальной школе представляется автором перед одноклассниками. Ребята учатся анализировать деятельность других школьников, задавать вопросы, отвечать на них. Опыт творческого мышления, проведенные опыты и эксперименты, обеспечивают глубокое понимание важности рассматриваемой работы, повышают у младших школьников интерес к научной работе.

Исследовательская работа ученика начальной школы является прогрессивной формой образовательного процесса в современной школе. Тот богатый опыты, который в процессе совместной деятельности с родителями и педагогами получают дети, дает им реальную возможность проявления своих творческих и интеллектуальных способностей.

Цель поискового метода в начальной школе

Научно-исследовательская работа в начальной школе направлена на формирование у школьников первичных навыков проведения экспериментов и опытов, овладение ими приемов адаптации в социальной жизни. Физиологические особенности данного возраста подтверждают биологическую потребность детей семи-восьми лет к познанию, получению нового жизненного опыта.

Интересные исследовательские работы в начальной школе помогают зародить в ребятах желание стать настоящими учеными. Жажда получения новых впечатлений должна быть использована педагогом.

Темы научно-исследовательских работ в начальной школе часто связаны с изучением живой природы, семейных ценностей. Они должны побуждать начинающего исследователя к активным действиям, желанию понять тот материал, который он выбрал для своей работы.

Особенности проведения исследований

Многие исследовательские работы в начальной школе проводятся в уголке природы. Ребята не только наблюдают за растениями, но и получают навыки ухода за ними. К примеру, проекты исследовательских работ в начальной школе могут касаться именно выявления условий для быстрого развития определенных комнатных растений.

Педагог должен использовать в максимальной степени внутреннее желание ребенка познавать мир, его многообразие и уникальность. Исследовательские работы в начальной школе меняют не только образ мышления школьников, но и их поведение.

Правила оформления

Как осуществляется исследовательская работа в начальной школе? Оформление ее ничем не отличается от тех правил, которые предъявляются к научным трудам школьников. Обязательно у любого проекта либо работы должен быть титульный лист. На нем указывается название той школы, на базе которой была выполнена работа. Также прописывается название работы, фамилия и имя ученика, а также учителя, который выступил в роли научного руководителя.

Готовая исследовательская работа в начальной школе предполагает наличие содержания (оглавления). В нем указывается перечисление основных разделов, которые есть в данной работе. Указываются и страницы, на которых представлена информация по каждому пункту исследования.

Любая готовая исследовательская работа в начальной школе должна быть актуальной, содержать какой-то элемент новизны, уникальности. Вместе с учителем ребенок ставит для своего исследования определенную цель. Индивидуальная исследовательская работа в начальной школе, готовые проекты должны иметь конкретную цель. Например, ребенок может запланировать в своем исследовании изучение способов пересадки садовой земляники. Образец исследовательской работы в начальной школе представим ниже, чтобы продемонстрировать полную структуру школьного проекта.

Помимо цели, в работе обязательно указываются задачи, которые юный исследователь поставил перед собой. Для того чтобы ребенку было легче искать теоретический материал, указывают предмет и объект.

Что еще включает исследовательская работа в начальной школе? 4 класс является выпускным на начальной ступени обучения, поэтому ребята уже умеют делать предположения. В исследовании указывают ту гипотезу, которую начинающий ученый планирует подтвердить в ходе своей экспериментальной деятельности.

В основной части исследования проводится полноценный обзор различных книг по проблеме выбранного исследования. Если тема связана с практической деятельностью, то лабораторные опыты включаются в работу. Последним разделом любого исследования является тот, в котором ребенок должен сделать выводы, дать рекомендации по проблеме своего исследования.

Что еще подразумевает исследовательская работа в начальной школе? 3 класс уже умеет работать с литературными источниками, поэтому в работе указывается список литературы, используемой автором.

Оформление литературных источников

Книги перечисляют в алфавитном порядке, указывают автора, название произведения, издательство, год издания. Содержит ли приложения исследовательская работа в начальной школе? Темы: «3Д-проектирование моей комнаты», «Сад мечты», «Огород на подоконнике» предполагают дополнение работы фотографиями, картинками, схемами.

Если, кроме книг, в процессе проведения исследования были использованы источники из интернета, они также указываются в списке литературы.

Не только детьми проводится исследовательская работа. Темы: «Начальная школа 3 класса: методики и приемы обучения», «Значение исследования на первой ступени обучения» могут стать вариантами научной деятельности педагогов.

Работы школьников

Приведем примеры исследовательских работ в начальной школе, не включая титульного листа.

Что мы знаем о горохе?

Горох считается одним из самых старых пищевых растений. Он людям был известен еще тогда, когда ни о капусте, ни о картофеле, ни о моркови в Европе никто даже не слышал. Почему же так славили это растение? Какова пищевая ценность гороха? Можно ли использовать горох в народной медицине? Как вырастить данную культуру на обычном дачном участке? Какие факторы влияют на рост гороха? В своей работе я постараюсь отыскать ответы на эти вопросы и связать результаты эксперимента с качеством взятой почвы.

Что же представляет собой сам горох? Попробую разобраться. По археологическим данным, именно горох - это одна из древних культур, имеющая средний возраст примерно 20 тысяч лет.

Горох является холодостойкой культурой, которая переносит заморозки только до 0 градусов. Семена его начинают прорастать примерно при двух градусах по Цельсию. Именно поэтому можно его выращивать в северных российских районах, в которых допустимо земледелие. К тому же у этого растения непродолжительный период вегетации, он не превышает трех - шести месяцев. Горох плохо переносит засуху, это светолюбивая культура. Горох обладает стержневой системой корня и слабым стержнем, длина которого не больше 2,5 метра. Листья с несколькими парами листиков и длинными усиками, заканчивающимися листом. В основании всех листиков расположено по два полусердцевидных прицветника, имеющих размеры больше, чем у самого листочка.

Они выполняют огромную роль в процессе фотосинтеза. Листочки обычно имеют сине-зеленый цвет. Цветки крупные, длиной 1,5-3,5см, с белым, реже желтоватым, или красноватым венчиком. Горох это самоопыляющееся растение, но при жаркой погоде бывает и перекрестное опыление. Бобы в основном прямые, иногда изогнутые, почти цилиндрические, в длину примерно три-десять сантиметров, с белой или бледно-зеленой створкой (кожурой). В каждом есть по три - десять крупных семян в виде шариков, которые называют горошинами.

Какова же целебная сила растения? Горох - это настоящий чемпион по содержанию белка. Он богат важными аминокислотами: цистином, лизином, аскорбиновой кислотой, в нем содержится даже каротин. Благодаря балансу активных биологических и питательных компонентов, горох стали считать особенно ценным диетическим продуктом (мне это показалось весьма актуальным в наше время) при разных заболеваниях.

Надземные части данного растения в качестве настоя отлично помогают при проблемах с почками. Мочегонный эффект можно объяснить повышенным содержанием калия в его зеленых частях. При гнойниках на коже, припарки из гороховой муки помогают размягчить воспаленные участки. Мука из гороха хорошо разводит твердые опухоли груди.

Зерно гороховое, обжаренное на умеренном огне, смолотое и смешанное с частью цикорного кофе, заменяет индийский кофе! Как же приготовить лечебные снадобья? Меня настолько заинтересовал этот вопрос, что я пересмотрела множество книг со старинными рецептами. Судя по количеству рецептов, горох действительно имеет большую ценность, а следовательно, я не ошиблась, выбрав его для эксперимента.

Итак, внимательно изучив все особенности гороха, я решила приступить к практической части: подготовить почву, посеять горох, собрать урожай, высушить семена, приготовить из них одно из лечебных блюд, проанализировать эффект использования блюда.

Практическая часть работы.

Я поставила перед собой следующие задачи:

Вырастить горох на двух экспериментальных грядках, проанализировать результаты эксперимента, сравнить два сорта гороха;

Проанализировать качество почвы на каждом участке;

Сделать вывод об экологической обстановке на дачном участке;

Из полученного урожая приготовить по старинным рецептам хотя бы одно блюдо, проанализировать результаты его употребления;

Проводя эксперимент, я сделала для себя следующие выводы:

Горошек бывает сахарным и лущильным.

Он требователен к освещению, действию ветров.

Горошек сажают только в хорошо прогретую почву.

Цветы гороха чувствительны к холодам.

Чтобы ускорить рост, горох надо рыхлить.

Горох капризен, требует полива.

Сахарный горох нуждается в опоре, иначе пропадает часть урожая.

Чем чаще собираешь урожай, тем он становится еще больше.

Существует прямая зависимость между состоянием растений и близостью проезжей части.

Сахарный горох мягче, вкуснее, но семена быстрее портятся.

1. Для того чтобы уменьшить влияние выхлопных газов на рост растений, дачный участок необходимо оградить от дороги посадкой деревьев.

2. Высаживать горох лучше позднее, в хорошо прогретую почву.

3. Прополку проводить лишь после того, как высота растений достигнет 2 - 3 см (укрепится корневая система).

4. Поливать горох лучше теплой водой.

5. Посадку можно проводить без предварительного замачивания гороха.

Работа о воде

На протяжении нескольких веков человек ищет способы лечения различных болезней, не замечая, что некоторые из способов рядом. Таким средством, например, может быть лечение множества заболеваний талой водой. Первые сведения о водолечении встречаются еще в древнеиндийских и древнеегипетских трактатах, написанных до нашей эры. Из Египта метод лечения был перенесен в Грецию Пифагором. Из Греции перенесено в Рим врачом Асклепиадом. Наши предки хранили растаявшую из крещенского снега воду в кувшинах на случай болезни.

В настоящее время водолечение широко применяется в терапии самых разных заболеваний, поэтому данную тему можно считать достаточно актуальной и интересной.

К сожалению, сейчас не так просто найти такой снег, который бы после таяния стал чистой и полезной для человека питьевой водой. Она сама по себе не является лекарственным препаратом. Но именно вода обеспечивает саморегуляцию организма, улучшает обмен веществ, повышает жизнедеятельность каждой клетки. Это можно пояснить ее сходством по молекулярной структуре с межклеточной жидкостью. Такая вода активна, она будет без проблем усваиваться человеческим организмом. В ней есть некий энергетический заряд бодрости, легкости, которые так нужны людям в зимнее время. Свежая талая вода укрепляет организм человека.

Цель моей работы: получить талую воду и проверить ее лекарственные способности.

1.Вымораживанием получить талую воду.

2. Изучить существующие методики лечения талой водой.

3. Проделать собственный эксперимент.

Для того чтобы получить талую воду, можно воспользоваться несколькими способами:

1. Если вы живёте в горах, достаточно собрать снег, потом его растопить. При этом берется только чистый, сухой, недавно выпавший снежок. Для его оттаивания можно использовать эмалированное ведро, которое закрыто крышкой. Чтобы ускорить процесс, можно поместить ведро в таз, наполненный горячей водой. На стенках ведра не должно быть смолистого осадка, если же он есть, то вода для употребления непригодна. Чтобы избавиться от растительного сора, воду фильтруют через несколько слоев марли. Потом ее сливают в стеклянную посуду и плотно закрывают крышкой. Срок хранения у нее не должен быть больше недели.

2. Воду быстро доводят до +94… +96°C , т. е. образуются пузырьки, но вода еще не кипит. Потом снимают кастрюлю с огня и охлаждают. Затем переливают в банку, замораживают.

3. Надо налить в пластмассовую ёмкость водопроводную холодную воду. Затем ее закрывают крышкой, потом ставят на подкладку из картона в морозильную камеру холодильника. Когда вода полностью замерзает примерно в половине емкости, нужно вынуть лед, остатки выбросить. Именно в жидкой воде останутся все примеси. Практически объем удаляемого «рассола» может составлять от тридцати до семидесяти всего объема первоначально налитой воды.

Проведя лишь несколько опытов, я пришла к следующим выводам:

Талая вода действительно полезна для здоровья;

Лечение талой водой является доступным каждому.

Однако лечение талой водой не является универсальным средством. Оно, как, впрочем, и любое лекарство, имеет и противопоказания.

Стоит ли использовать свойства талой воды на практике, решать вам.

Заключение

Примеры исследовательских работ в начальной школе, приведенные выше, демонстрируют основную структуру проекта. Подобная деятельность способствует аналитическому мышлению: сравнению, классификации, обобщению собранного материала.

Во время такой деятельности ребята знакомятся с различными методами исследования, применяют теоретические навыки в личном исследовании.

Ребенок, который увлечен проектной деятельностью, учится организовывать свое личное время. Важным моментом любой проектной работы является представление результатов проведенной работы перед другими учениками и педагогами.

Для того чтобы сделать свое выступление ярким и запоминающимся, школьники уже на начальной ступени обучения активно используют информационные технологии. Учитель знакомит их с основными правилами составления презентации. Во время подготовки к публичному выступлению с полученными результатами исследования, ребенок учится преодолевать страх перед аудиторией.

Кроме того, формируется культура речи, что поможет школьнику в дальнейшем школьном обучении. В начальной школе исследовательская деятельность осуществляется по определенному алгоритму. Сначала выбирается тема. Потом определяется цель и задачи исследования. Далее выдвигается гипотеза для работы.

После проведения литературного обзора (знакомства с различными книгами) ребенок выбирает теорию, подбирает методику для проведения своих опытов и экспериментов. Каковы основные условия для формирования у младших школьников исследовательских навыков?

Важна систематичность, мотивированность, систематичность, авторитет педагога, психологическая среда, учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предполагают формирование четырех блоков умений, которые потребуются школьнику в проектной деятельности.

Организационные умения предполагают организацию рабочего места, составление плана деятельности.

Навыки исследовательского плана предполагают выбор темы, постановку цели, выбор методом исследования, поиск необходимой информации.

Ребенок учится выбирать из большого объема только тот материал, который имеет непосредственное отношение к его исследованию.

Четвертый блок предполагает получение навыков представления своей работы. Школьник знакомится с формами демонстрации полученных результатов, изучает требования к речи докладчика, варианту предоставления результатов работы.

Для проведения пропедевтической деятельности учитель использует эвристический, проблемный подходя к образовательному процессу.

Во время таких занятий дети учатся выявлять проблему, определять алгоритм действий, направленных на ее разрешение. Именно проблемное обучение позволяет учителям начальной школы увлекать своих воспитанников исследованиями.

Требования к содержанию и оформлению

исследовательской работы

Провести научное исследование – это только половина работы. Важнейшим условием успеха становится ее оформление.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать.

Требования и правила оформления текста

исследовательской работы

Объем работы колеблется от 5 до 15 страниц печатного текста (без приложений), доклада (выступления) – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм.. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят внизу страницы справа; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

План (содержание) исследовательской работы

Исследовательская работа должна содержать:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список литературы

7. Приложения (если есть)

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается название темы работы без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, исследовательская работа по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение

В введении необходимо отразить актуальность темы, определить цель и задачи, поставленные перед исследователем, дать краткий обзор используемой литературы, представить степень изученности данного вопроса

Основная часть работы

Описание основной части работы включает в себя:

Дату и место проведения исследования . Здесь необходимо дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта; при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения и т. д.; и указать сроки проведения исследований.

Цель работы и её задачи . Здесь указывается, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить. Задачи расширяют цель. Задачи могут начинаться со слов «Установить», «Выявить», «Выяснить», «Изучить».

Методика работы . Результаты работы зависят от числа проведённых опытов, наблюдений и их обработки. В этой главе указывают, какими способами велись наблюдения; сколько их было; какие измерения проводились и т. п.; какие способы обработки первичных данных использовались. Всё должно быть подробно описано. Это связано с необходимостью уточнять: методы, какой научной школы были использованы.

Методика - это описание того, как выполнялась работа. Обычно методику пишут в прошедшем времени.

Описание работы (или Результаты и их обсуждение) . Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение. Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики - только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы , вставленные в основной текст работы, должны иметь номер и чёткие названия. При проведении анализа данных, включённых в таблицу, необходимо сделать ссылку в тексте работы на обсуждаемую таблицу (график и т. п.). Обычно принято ссылаться следующим образом: «Как видно из данных (именно из данных, а не из таблицы), представленных в табл. 1 …». Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Заключение

Здесь приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжато изложенных пунктов. Здесь не должно быть объяснений полученных результатов или их содержания, т. е. не должна повториться описание работы. Необходимо помнить, что отрицательный результат - тоже результат, и он должен быть обнародован.

Использованная литература

Список литературы исследовательской ра­боты составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавит­ный способ группировки литературных источников, где фамилии авто­ров или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном по­рядке.

Для книг одного или нескольких авторов указывается фами­лия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон социальных взаимодействий в развитии интеллек­та детей. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.

Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово
«Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запя­тая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с про­писной буквы «с».

Например: Советы управляющему /Сост. А. Н. Зо­тов, . - Свердловск.: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. - 304с.

При оформлении сборника с коллективом авторов под общей
редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия) да­
лее могут быть либо слово «Сост.» и перечисляется ряд составителей
(точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

«с», точка), либо слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия ре­дактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство
(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная
«с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. , М Н. Судоплатова, ; Под ред. . - М.: Русск. Яз., 1990. - 251 с..

Психология. Словарь / Под общ. Ред. , . - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (точка, две наклонные линии), название
сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква
«С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Ле­онтьев понятие о деятельности // Хрестоматия по возраст­ной психологии. Под ред. .-М.: Междунар. педагогич. академия, 1994. - С. 112-121.

Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы авто­ра (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала
без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала
(точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. - 1999. - № 3. - С. 34-42.

Приложения

Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков, рисунков и т. п. Нет смысла помещать их все в текст работы. Они будут лучше смотреться вынесенными в Приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, например, описания пробных площадок или данные промеров и учётов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте.

Другие требования к оформлению текста

исследовательской работы

Оформление иллюстраций. Значительную часть пояснительной записки обычно составляют иллюстрации (диаграммы, схемы, чертежи, фотографии и др.), которые служат для пояснения излагаемого текста и компактного отображения информации.

Рисунки удобно располагать на отдельных страницах, что облегчает работу и внесение исправлений в тексте. Рисунки располагают на местах так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы, или с поворотом ее по часовой стрелке. Допуская на одной странице помещать несколько рисунков.

Заголовки. Наименование разделов, подразделов, пунктов и подпунктов записывают в виде заголовков симметрично тексту шрифтом размером 14 кегель. Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Подчеркивать заголовки не допускаются. Расстояния между основаниями строк в заголовках должны быть такие же, как и в тесте. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в подчиняющемся заголовке.

Оформление сносок. Нумерация сносок дается арабскими цифрами на каждой странице текста самостоятельно. Сноски отделяются чертой. Когда один и тот же источник цитируется несколько раз, то после первого полного библиографического описания, допускается сокращение его данных (указ. только автор, наименование и страница). Сноски, идущие подряд на одной и той же странице текста и относящиеся к одному источнику, пишутся так: «Там же, стр. …».

Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического раз­бора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме , в которой дана в
первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной ли­тературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначе­ние указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке лите­ратуры.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключа­ется. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер
источника в списке литературы без указания конкретных страниц, на­
пример: .

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому
изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По…» или «Цит.
по кн….» и указать номера страниц и номер источника в списке лите­ратуры, например: (Цит. По кн. ).

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она
начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата,
включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по­
тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже
если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в
тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указывают­ся порядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тек­сте. Например: В трудах раскрываются… Второй вариант: вслед за упоминанием автора, указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использован­ной в работе литературы. Пример: В ряде работ (1957), (1965), (1956), (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

Кировское областное государственное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

«Эколого-биологический центр»

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

    Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение "

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы "

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования "

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования , т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика , в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования "

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований "

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что... ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод, но слово «вывод» при этом не упоминается.

Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выно­сится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов". В данной главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных данных или фактов. Здесь автор вправе согласиться с мнением других исследователей или же возразить им, лишь бы это было мотивировано.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы "

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение , отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература "

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения "

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Нумерация страниц приложения должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки (см. приложение 5).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

Страницы нумеруются, начиная с 4-й, посередине листа на верхних полях. Первой страницей считается титульный лист.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus h ell eri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом , авторы таксонов курсивом не выделяются.

Кботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый л ист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

После введения с четвертого листа начинается основная часть (словосочетание «основная часть» в тексте не указывается!) , включающая разделы от "Обзора литературы" до "Результатов исследований" или "Обсуждения результатов" включительно.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература .

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - ... , 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

«В работе использовалась общепринятая методика (Правдин, 1966)». «Этой проблеме посвящен подробный обзор (Фогель, Мотульский, 1989)».

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что...".

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): ... ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: ... ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство... "(1961) или (Руководство... , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " ... Н.П. Дубинин, 1966, 1985 ... ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что... ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) ... " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали... ".

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем - на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

    Заглавие;

    Выходные данные;

    Количественные характеристика.

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Количественная характеристика отделяется тире и содержит указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с» с точкой.

Количественная характеристика статьи в журнале или сборнике представляет собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются тире и далее идет заглавная буква «С» и указывается через тире первая и последняя страницы статьи в издании. Закрываются сведения точкой.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах - фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

Шалаев, И.К. Диагностика субъективной позиции младшего школьника // http://www /asuimp/ru.

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
Изучить историю родной деревни
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить проблему появления социального сиротства
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить ассортимент школьных рюкзаков
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников
Изучить последствия инфляции
Изучить литературные и научные издания
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

Провести анкетирование учащихся класса
Провести опыты с солью
Провести эксперимент "Шпионская записка"
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв
Проанализировать уровень инфляции в экономике Украины с 2005 года.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.


Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти черты физиологического очерка в тексте
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке
Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.

Сравнить данные анкетирования и медицинских карт
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе
Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о...
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ...
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Составить методические рекомендации для решения уравнений.

Обобщить полученные результаты
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

Описать практический эксперимент
Описать аспекты влияния СМС на психику человека.

Установить основные причины ухудшения зрения.

Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

Согласовать план с лесничеством.

Получить новую информацию о горах.

Познакомиться с легендами о деревне.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш выбор методов исследования , т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования .

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:
- наблюдение
- интервью
- анкетирование
- опрос

Собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

Эксперимент
- лабораторный опыт
- анализ
- моделирование
- исторический
- логический
- синтез
- индукция
- дедукция
- гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:

Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.

Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.

Есть такая наука - лингвострановедение называется. Этим мы в школе и занимаемся при подготовке проектов и исследовательских работ: поэтому ваш 7-классник имеет полное право готовить исследовательскую работу на русском языке, на ино в 7 кл. он intermediate не расскажет (даже в спецшколах таких требований нет). Объясните завучу, что "работа по английскому" - это иняз, 3 курс. Я имею в виду, на английском языке. Это в курс средней школы не входит.

А о языке, но на русском - пожалуйста. Например:
1. Использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени в рассказе "...." такого-то автора как один из способов раскрытия характера героя.
Тяжеловесное название, но смысл понятен: читаем на английском, а вот работу пишем на русском.
2. Сленг в песнях группы "..." как показатель современной молодёжной субкультуры.
Название можно подчистить, но работа будет на русском языке, а песни -то по-английски! Поэтому - использование языка как на ладони!

Есть ещё лингвокультурология. Тоже можно одним боком сюда для завуча приписать.

моя коллега работала с девочкой по теме замки, только Шотландии. Наш зануда завуч сказал "Работа по истории или географии, но никак не по английскому"(наверное минус, что работа еще была представлена на русском, хотя ребенок в 7 классе). уже устали бороться с его непробиваемостью, поэтому и решила обратиться к коллегам, может свежии идеи подкинут.

Навскидку про темы исследовательских работ.

1. Что в имени тебе моём ... (о самых популярных именах Британии, России, Америки; самые популярные имена в школе, вашем населённом пункте - это практическая часть; были когда-либо эти имена популярны ранее и почему, какие имена русским чаще всего даются в зарубежных современных книгах и фильмах и пр.) Самая что ни на есть исследовательская работа. Коллега из соседней школы представляла подобную тему пару лет назад, заняла призовое место в городе.
Но вы то с ней далеко живёте, да и даю вам только идею, наполнение-то ваше!

2. Замки Британии (здесь тоже можно наскрести на добротную работу).
3. Полиглоты (мы в этом году делали). Для исследовательской работы - вообще поле непаханное!

темы исследовательских на 2008-2009 уч.г. (предложенные завучу)
начальная школа (для 4 классов):
1. сравнение русских и английских сказок
2. английские праздники
3. мое любимое домашнее животное.
4. тайны лох-несского чудовища(первая исследовательская от начальной школы). первые три забраковал.
средняя школа:
1. приметы и суеверия великобритании и россии.
2. традиции, обычаи и люди шотландии.
3. генрих 8 и шесть его жен. (работа была отправлена на всероссийский конкурс исследовательских работ "портфолио")
4.животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты.
в остальных он не увидел предмета для исследования.

СОДЕРЖАНИЕ: 12 июня 1965 года британская Королева Елизавета II вручила Джону, Полу, Джорджу и Ринго одну из самых почетных государственных наград - Орден Британской империи - за вклад в развитие британской культуры и ее популяризацию по всему миру. Королева, видимо, знала, о чем говорила, поскольку музыка «Битлз» в то время была самым продаваемым британским товаром во всем мире.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Составитель Волжина Ирина Анатольевна,
методист ГИМЦ РО г. Мурманска

3.1. Требования к тексту
3.2. Пример оформления титульного листа
3.3. Пример оформления оглавления
3.4. Примеры оформления библиографических ссылок

4. Особенности исследовательской работы в различных областях науки
4.1. Исследовательская деятельность учащихся по истории
4.2. Исследовательская деятельность учащихся по социологии
4.3. Исследовательская деятельность учащихся по литературе
4.4. Исследовательская деятельность учащихся по экологии
4.5. Исследовательская деятельность учащихся по физике
4.6. Исследовательская деятельность учащихся по химии
4.7. Исследовательская деятельность учащихся
по направлению «Мода и дизайн»


Композиционная структура исследовательской работы

Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.

Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).

Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.

Научная статья
Научная статья (описание работы) должна содержать:

    Введение

    Основную часть

    Заключение

    Список использованных источников и литературы.

Введение должно включать в себя формулировку постановки про-блемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.

Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.

В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.

Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.

Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.


Понятийный аппарат исследования

Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.

Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:

    с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;

    с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.

Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.

Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

    выявить...;

    установить...;

    обосновать...;

    уточнить...;

    разработать...

Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

Следующим важным этапом работы над исследованием является вы-движение гипотезы исследования. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конст-рукции типа: «если..., то...»; «так..., как...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

    быть проверяемой;

    быть логически непротиворечивой;

    соответствовать фактам.

После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент ). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.

Правила оформления исследовательской работы

Требования к тексту

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.

Пример оформления титульного листа

Мурманск
2009 г.

Пример оформления оглавления

Введение…………………………………. стр.
1. Глава ……………………………………
1.1. ………………………………………
1.2………………………………………..
1.3………………………………………..
2. Глава…………………………………….
2.1………………………………………..
2.2………………………………………..
2.3……………………………………….
Заключение……………………………….
Список литературы………………………
Приложение………………………………

Примеры оформления библиографических ссылок

Образцы библиографических описаний для книг

1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях

1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.

2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/

2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm

Критерии оценки исследовательских работ учащихся

Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология, экология, хи-мия, география, история, краеведение, правоведение, социология, экономика, культурология, программное обеспечение и компьютерная техника.

Секция «Литературоведение» и «Лингвистика» (русский язык)

Секция «Литературное творчество»

Секция «Психология»

Секция «Прикладное искусство»

Критерии оценки Макс. балл
1. Новизна идеи 10
2. Оригинальность художественного образа 10
3. Актуальность разработки и практическое значение результатов работы 10
4. Уровень графической подачи материала 5
5. Технический уровень исполнения изделия: конструктивные и технологические особенности 15
6. Применение новых технологий и материалов, нетрадиционное применение известных материалов 15
7. Выразительность формы и конструктивная целесообразность дизайнерского решения 15
8. Композиция работы и её особенности 20
9. Умение представить свою работу и защитить её перед жюри 10
Итого: 110