Исследовательская работа по шорскому костюму. Вышивка. Традиционный орнамент Малые народы россии. шорцы


дополнительного образования


Кемерово 2016

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр творчества Заводского района» города Кемерово

на городское научное соревнование «Юниор»

Номинация: Культура

Шорский халат«Кендырь»

Голубева Софья, Жукова Дарья, 5 класс,

творческое объединение: «Моделирование и конструирование

Научный руководитель:

Ворошилова Н.И., педагог

дополнительного образования,

МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Кемерово 2016

Введение

В последнее время в России ежегодно стали проводить мероприятия, посвященные традиционной культуре народа. Многие священные места шорского народа были восстановлены. Проведена большая работа по изданию шорского фольклора. Но несмотря на все это все же нужно признать, что шорский народ относится к категории исчезающих в нашей стране.

Сегодня шорцев относят к коренным малочисленным народам России и с каждым годом их численность, к сожалению, становиться все меньше. Современные шорцы - это обычные жители России, которые, как и многие другие люди нашей страны получают образование, строят карьеру. Некоторые из них даже занимают должность депутатов в областных органах власти. Это в свою очередь дало толчок тому, что в России стали финансироваться программы по поддержке этого малочисленного народа.

В городах начали работать кружки по изучению родного языка, шорская культура постепенно стала возрождаться. Сейчас существует множество шорских ансамблей, которые выступают с песнями на шорском языке и традиционными шорскими танцами. Так же полностью были восстановлены традиционные народные костюмы шорцев .

В Центре творчества Заводского района тоже есть творческое объединение «Конструирование и моделирование одежды», где мы в месте с руководителем изучаем костюмы разных национальностей. Нас заинтересовал шорский костюм, и мы предложили руководителю по подробнее изучить, как и из чего древние шорцы шили шорский национальный костюм. Так возникла исследовательская работа «Изготовление шорского халата- кендырь».

Цель: Знакомство с национальной одеждой коренных жителей Кузбасса – шорцев.

Задачи:

    Собрать информацию о народном костюме шорцев - халат-кендырь.

    Изготовить национальный шорский костюм - халат-кендырь.

    Презентовать шорский народный костюм - халат-кендырь.

В ходе нашей работы были использованы следующие методы:

    Анализ источников информации;

    Сравнение;

    Обобщение полученных данных.

    Шорский национальный костюм

Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холодит тело.

У шорцев мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи «кунек», штанов «штан» и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, обувью шорцев служили галоши «чарык» и кожаные сапоги «удук» с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат». В начале ХХ в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства. Женщины носили платки, мужчины шапки. Повседневная одежда отличалась простотой, и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.

Одевали на охоту

На домашнюю работу,

На прогулку, в огород,

И носили круглый год.

Одним из наиболее орнаментируемых изделий являлась женская распашная одежда халаты «кендырь» именуемым по названию растения, из волокон которого делали ткань. Женщины ткали кендырный холст из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Ткань была довольно грубой, но носилась долго. Халаты выкраивались более объемными, их стан состоял из двух прямоугольных полотнищ, перегнутых пополам по линии плеч, рукава выкраивались прямоугольной формы, пришивались прямо к основе без проймы. Ниже рукавов пришивались клинья трапециевидной формы, расширяющей к низу, что обеспечивало удобство при ходьбе.

Халат этот шьется без подкладки длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании, но носятся и нараспашку. Все операции по шитью производились вручную. Ткань раскраивалась острым ножом, сшивали с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Для вышивки нитки красили, чтобы получить разные цвета использовали листву цветов, их корни и цветки. Допустим цветы пижмы использовали для получения желтого цвета, корни кандыка- для красного. Воротники халатов состояли из двух прямоугольных полос ткани, углы были округленными обшивались кантом, на воротнике вышит орнамент из геометрических элементов в виде зигзага, где две зигзагообразные линии изображаются пересечёнными друг с другом, таким образом образуются ромбы. Ромб у шорцев является причастным к объектам природы относящимся к разряду почитаемых. Отделочной тканью обшивались края полок халата, при этом орнамент мог не совпадать по своим

мотивам с декором воротника. Орнамент на полках халата включал мотивы арки, зигзага, круга. Элемент круга достаточно широко представлен в декоративном искусстве шорцев. Круг означает целостность, единство, непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полный луны. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга соответственно близка к нему по семантике-обе являются отражением культа небесных светил. На обшлагах рукавов вышивался один из мотивов шорцев- зигзаг с петлей в изломе, как элемент символа почитаемой горы со светилом в вершине. Непременным элементом костюма шорцев, который орнаментировался, были пояса. Как и воротники пояса кур шились двухслойными, декор составлял орнамент из зигзагов и пришитых пуговиц, пуговицы по своей круглой форме являлись носителями оберега тельной семантики. Такие пояса не завязывались на талии, а охватывая ее широкой полосой, застегивались с помощью пуговиц и воздушных петель. Кимеева, 1994.

Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Голову повязывали платком, складывая его треугольником, один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом, платок обычно ситцевой с узором размером 80*90см или 65*86с.

Рис1.Шорский национальный

костюм

В узоре платков преобладали красные и желтые цвета. Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями- ушными накостными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные шёлковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Замужние женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. Незамужние девушки заплетали косы в одну (три-пять-семь) косичек (обязательно нечётное количество кос).

У девушек косы оканчивались накостным украшением «чинча»- жгутами, сплетёнными из конского волоса, обвязанными нитками с бусами, раковинами каури, серебряными монетами и маленькими медными колокольчиками. Всё украшение свито очень прочно и тщательно, при ходьбе украшения издают своеобразный звон. Эти звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов . Кимеева, 1994

На шею шорские женщины надевали несколько нитей бус. Зажиточные надевали на шею ожерелье «мончуг» из трех рядов бус разных цветов.

Ушными украшениями считаются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет.

Серьги «ызырга» делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти- шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки.

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

Рис 2. Серьги «ызырга»

С ХХ века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился.

Только сапоги «удук» из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины- охотники в таёжных посёлках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Рис 3. Шорские сапоги «удук»

    Технология изготовлении шорского халата «Кендырь»

Для изготовления национального шорского халата понадобились следующие материалы:

1.Ткань габардин

2.Тесьма – вьюн

3.Швейная машина

4.Гладильная доска, паровой утюг.

5.Ручная игла №3, булавки, ножницы, напёрсток.

6.Нитки хлопчатобумажные №40- для машинных работ, №60- для ручных работ.

7. Сантиметровая лента, линейка закройщика, мелок. Приложение 1, рис.3.

3. Последовательность изготовления изделия

    Для того что бы сшить такой халат, мы сделали выкройку.

    Перенесли детали выкройки на ткань.

    Произвели раскрой.

    Приступили к пошиву изделия.

    На воротнике, планке, обшлагах и поясе вышили орнамент с помощью тесьмы.

    Пришили готовые детали воротника и планок к полочке халата, края обработали косой бейкой.

    Горловину спинки обработали обтачкой.

    Сшили плечевые швы.

    К рукавам пришили готовые обшлага, затем рукава пришили к основе.

    В боковые швы вставили косые клинья.

    Подшили низ изделия.

    Обработали пояс.

    После выполнения всей работы произвели чистку изделия (обрезать все нити) и ВТО (влажно тепловую обработку.)

Заключение

Целью нашей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

В результате нашего исследования из источников информации мы много узнали о шорском народе. Мы собрали информацию о народном костюме шорцев и изготовили шорский халат-кендырь.

Передо нами возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Так же нам была оказана помощь Кимеевой Татьяны Ивановны кандидат культурологии, доцент кафедры музейное дело, руководитель отдела этнографии музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ. Она нам предоставила информацию об истории шорского костюма, мы посетили мастер-класс, на котором студенты факультета истории и международных отношений демонстрировали создание женских украшений (серьги «ызырга»).

За основу своего изделия халат «кендырь» мы взяли образец выставочного женского халата из музея КемГУ.

В итоге нашей работы мы изготовили шорский халат-кендырь.

Список литературы

    Кимеева,Т.И. Одежда, обувь и украшения шорцев [Текст]/ Т.И. Кимеева, В.М. Кимеев// Шорский сборник. Историко- культурное и природное наследие Горной Шории. –Кемерово. Кузбассвузиздат, 1994.

    . – Литература История Культура Кузбасса. Шорцы.

    . – Коренные народы Севера. Шорцы.

Приложение1



Рис 1, 2. Шорский халат «Кендырь»


Рис 3. Раскрой шорского халата

«Программа духовно-нравственного развития» - Воспитание. Литературное чтение. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Основные направления. Совместная деятельность. Раздел «География». Рекомендации. Окружающий мир. Задачи эстетического воспитания. Примеры из русской и зарубежной литературы. Обучающие тексты. Воспитание ценностных установок духовно-нравственного развития.

«ООП ФГОС ВПО» - Определение состава учебных тем. Алгоритм определения специальных компетенций бакалавра. Таблица для формирования предметных модулей. Содержание дисциплин. Составляем таблицу-матрицу компетенций. Осознает социальную значимость. Традиционное структурирование программы подготовки специалиста. Компетентностная модель выпускника.

«Программа развития основной школы» - Успешная адаптация учащихся. Увеличение охвата детей системной внеучебной деятельностью. Основные задачи программы. Качественное усвоение государственных стандартов образования. Основные проекты программы. Увеличение доли выпускников, поступающих в ВУЗы. Воспитательный потенциал образовательного процесса.

«Классный час «Профориентация»» - Телепередача. Возможность обрести новых друзей. Набор для вышивания. Подсчитайте количество баллов. Новые профессии. Хорошие знания. Свободное время. Новогодняя ночь. Классный час по профориентации. Результаты опроса. Трубочист. Неприкаянность. Возможности иметь интересную профессию. Истинное сокровище для людей.

«Пособия по патриотическому воспитанию» - Иллюстрации выполнены на мелованной бумаге. В приложении содержатся извлечения из важнейших государственных и ведомственных документов в области воспитания. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. «Государственные символы Российской Федерации».

«Соц. педагог» - Роли социального педагога. Что ожидаем. Работа с семьей (опека, патронат, приемная). Социально-психологическая служба. Социальный паспорт школы. Цель деятельности социального педагога. Дети, пропускающие занятия без уважительных причин. Социальная помощь. Профилактическая деятельность. Направления деятельности.

Всего в теме 2329 презентаций

Путешественниками, этнографами оставлена обширная литература о традиционном костюме алтайцев, в состав которых они включали и предков современных шорцев. Собранные ими материалы говорят о том, что одежда, прически «инородцев», обитающих на Северном Алтае не были одинаковыми у различных групп, которые Георги И. Г. именовал «народными остатками» (Георги, 1776, с. 171). Так, «бирюссы», по его данным, шили одежду «...по большей части из кожи и мягкой рухляди», и была она сходна с качинской. Абинцы «...в отношении к мужскому и женскому одеянию сходны с содержащими языческой закон телеутами». Верхо-томские татары «в рассуждении языка, обрядов и одеяния, сходствуют с Абинцами. Бабы и девки заплетают волосы в четыре косы, который украшают корольками, бисером и змеиными головками. Девки разнятся от баб покрытым корольками и проч. нательником» (Георги, 1776, с.170). Спустя столетие, одежда кузнецких инородцев описывается князем Н. Костровым: «Мужская рубаха у них так длинна, что едва не сходится с оконечностями штанов, от чего эти инородцы представляются длинноспинными. На халаты употребляют большей частию или толстый холст, или рядной в роде ревендука, приготовляемый самими инородцами. Шубы обыкновенного покроя. Войлочные кафтаны покрываются холстом и слежатся. В верховьях Мрассы мужчины и женщины на верхней одежде и рубахах имеют на плечах в один вершок шириною нашивки синего и зеленого цвета.
Воротники у халатов вышиты красною, желтою и синею шерстями. Головы покрываются обыкновенными картузами, шапками круглыми с остроконечной тульей и высоким околышем, летом - шапочки из холста, дабы или нанки в роде усеченного колпака с кружком.

Волосы стригутся как у русских мещан. Праздничный наряд состоит из пальто или суконного сюртука с пуговицами, которые были бы повиднее, например из белого железа величиною в серебряный рубль. Сапоги - с красными отворотами, завязанные пониже колена шерстяными шнурками с кисточками. У женщин и девушек ворот рубахи стоячий, около одного вершка шириною из черного плиса с нашитыми большими пуговицами и раковинами. Повязываются платками, завязывая концы на затылке. Женщины заплетают волосы в две косы, которые, будучи соединены на концах, висят ниже пояса. В торжественные дни надевают на себя кафтаны, преимущественно плисовые, у которых ворот и правая пола обшиты позументом. В косах у девушек (три, пять, семь, непременно нечет), кроме пуговиц, встречается стеклярус, бисер и маленькие, величиною с наперсток, колокольчики, возвещающие издали шествие этих детей природы. Все кочевые инородцы, раз надевши рубаху, никогда ее не моют и не снимают до тех пор, пока она не изорвется на куски» (Костров, 1875, с. 39.).

Почти в это же время посетивший Горную Шорию А. В. Адрианов был так поражен ужасающей нищетой и убожеством быта и одежды жителей верховьев Мрассу, что не стал вдаваться в подробности описания их костюма: «Население улуса Чанай-алы ходит в таком рубище, которое постоянно сползает, обнажая изнеможенное тело, покрытое сыпями, коростами и насекомыми. Жена сказочника, гостившего у меня вчера на Кызасе, была почти совсем голой - брюхо, грудь и ноги не были покрыты» (Адрианов, 1888, с. 300). Нечто подобное сообщается и другим современником - академиком В. Радловым, присутствовавшим на собрании в д. Протока на реке Томи выше города Кузнецка: «Собрание состояло из 60-80 человек в самых различных одеждах (лохмотьях): тут были мужчины в женских шубах, полуголые женщины в мужских халатах, мужчины с платками на голове, женщины в мужских шапках, короче говоря, всевозможные вариации из пяти предметов: халат, штаны, шапка, головной платок, женское платье» (Радлов, 1989, с. 199).

Вероятно, по причине однообразия и бедности костюма северных алтайцев, в литературе, посвященной культуре и быту народов Алтая, более значительное место всегда отводилось одежде южных алтайцев, отличающейся более богатым набором: «Какая-нибудь алтайка..., самая бедная, может затмить роскошью своего наряда и украшений самую богатую черневую татарку» (Адрианов, 1888 , с. 301).

На резкое различие одежды южных и северных алтайцев «по покрою, материалу и терминологии» указывает и самая подробная публикация о костюме алтайцев Л. П. Потапова: «Одежда южных алтайцев отличается исключительной приспособленностью не только к хозяйственному быту, но и к климату Горного Алтая. Этого нельзя сказать о холщовой одежде северных алтайских племен, видимо, южного происхождения, которую никак нельзя признать рассчитанной на обитание в суровых климатических условиях Горного Алтая, покрытого тайгой, с его длительной зимой, морозной и глубокоснежной, с его коротким и дождливым летом. Можно только удивляться физической выносливости шорцев или челканцев, которые зимой в своих легких холщовых халатах и шапочках месяцами скитались в тайге, промышляя зверя» (Потапов, 1951, с. 5-59). Этим, вероятно, и объясняется тот факт, что в XIX - начале XX в. бытование традиционной одежды отмечается только в южной части Шории. Однако и здесь к середине XX века дни холщового костюма уже были сочтены. Он повсеместно вытесняется покупной одеждой фабричного производства.

Сегодня, когда проснулся интерес к прошлому своего народа, к его корням, появилась необходимость собрать имеющиеся сведения о традиционной одежде, исследовать ее самобытность и особенности, что, несомненно, скажет помощь фольклорным ансамблям при изготовлении истинно народного, а не бутафорского костюма.

Одежда щорцами шилась вручную. Материал выкраивался острым ножом. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке кендырь тыбеге. Детали сшивались с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Во второй половине XIX - начале XX вв. шили также из гладкого черного сатина фабричного производства, кубовой бязи «дабы», приобретаемой у русских, и из других покупных тканей темных практичных расцветок.

Дифференциации по покрою мужской и женской одежды у шорцев не существовало. Однако, довольно широко бытовавшая в качестве украшения вышивка на женской одежде выполнялась не только по вороту, как на мужской, но по подолу и обшлагам рукавов (Потапов, 1956. с. 509). Для детей шили такую же одежду, что и для взрослых, только меньших размеров. Кроме того, одежда подразделялась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю. Нижнего белья шорцы не носили. Особой ритуальной, праздничной одежды не было. Хотя и не повсеместно, но существовали особые элементы охотничье-промысловой одежды, обеспечивающие незначительный комфорт охотника. Так, Л. П. Потаповым отмечено, что «у шорцев верхнего течения Кондомы охотники надевали в дождливую погоду специальный наплечник узан, сшитый в виде капюшона из шкуры козули шерстью наружу (Потапов, 1951, с. 59.). Аналогичный экземпляр имеется в шорской коллекции музея Томского госуниверситета (Каталог, 1979, с. 71). В коллекции Омского государственного музея хранится меховой наплечник из шкурок, снятых с ног марала и сшитый в виде безрукавки без боковых швов (ОГОИЛМ, кол. N 9 3064). Есть описание промысловой одежды жителей рек Кондомы, Мрассу и Томи у А. В. Анохина: «Большинство охотников ходят зимой на охоту в конопляном шабуре. Но есть у них и специальный костюм. Он шьется из войлока в виде длинной куртки, весь простегивается нитками и накрывается какой-нибудь старенькой материей. Такой костюм имеют только некоторые из охотников, он очень теплый и легкий» (Анохин, Архив., ф. 11, оп. 1, № 84). Аналогичная одежда шорца-охотника описана А. В. Адриановым. «Шуба из простеганного войлока, покрытого кендырем считается теплой, легкой, прочной, не стесняющей движений промышленника, которому приходится на лыжах сделать сотни верст, таща за собою легонькие нарты с припасами и, главное, не промокаемой в такой степени как промокает нагольный тулуп». (Адрианов, 1888, с. 301). Иногда к такому халату пришивался воротник-перелина из барсучьего меха (Потапов, 1956, с. 500; Кимеев, 1989, с. 90).

Мужская одежда

Легкой верхней одеждой, заменяющей одновременно и белье, у мужчин-шорцев были штаны кендырь штан и рубаха кӱнек.

Штаны - кендыр штан шили из домотканого грубого холста или из дабы. Каждая штанина выкраивалась из прямоугольного куска полотна, сложенного пополам по основе. К штанинам пришивались клинья, широкие концы которых переходили в мотню, где сшивались друг с другом. Вверху, спереди и сзади, вшивалось по одному небольшому трапецевидному куску ткани. Верхний край штанов подгибался, подшивался и крепился в поясе при помощи «вздержки» - шнурка из конского волоса или кендырных волокон, продернутого в подогнутый край. Выпущенные спереди концы шнурка подвязывались.

Описанный крой был сходен с кроем штанов других тюркских и монгольских народов Сибири.

Рубаха - кӱнек. Ее шили из домотканого холста или покупного ситца. Рубахи были длинными, ниже колен и не подпоясывались. Выкраивались из перегнутого пополам прямоугольного полотнища ткани. В боковые швы вставлялись длинные клинья от линии проймы рукава до подола. Грудной разрез делали прямой или косой, застегивающийся на пуговицы. Воротник, стоячий или отложной, иногда обшивался цветной материей. На плечах нашивались полоски материи синего или зеленого цвета. (Костров, 1875, с. 30).

Рукав был прямым или немного зауженным к кистям рук. Имелись ластовицы прямоугольной формы.

В первой четверти XX в. повсеместно на территории Горной Шории подобный тип одежды вытесняется рубахами русского образца, сшитыми в местах бытования или покупными. Шили их из самодельного холста или из покупных тканей (Прыткова, 1961, с. 227).

О верхней одежде шорцев можно сказать немного. Она ограничивалась коротким холщовым халатом кендырь-шабыр, именуемым так по названию растения (конопли), из волокон которого делали холст (Потапов, 1951, с. 17). Шабыр являлся повседневной и праздничной одеждой. Во время промысла шорец-охотник надевал для тепла два халата и проводил в тайге не один месяц.

Покрой таких халатов был туникообразным. Стан выкраивался из перегнутого пополам полотнища ткани. В бока вшивались косые клинья. Рукав был втачным, широким, зауженным к кистям рук. Разрез прямой, полы сходящиеся. Воротник мойдрак или нага, чола (бархатный), мончыр (ситцевый) (Курпешко,1993, с. 82) являлся главным и единственным украшением шабыра. Он представлял собой «полосу черного сукна, ткани или плиса, нашитую по вороту в виде стоячего воротника, спускающегося на груди по краям полок» (Прыткова, 1961, с. 227). Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трех цветов, преимущественно красным и желтым.

«Шитье совсем простое - или крестики в одну нитку, или полоски, зашитые сплошь» (Адрианов, 1888, с. 303). Воротник мужского халата расшивался преимущественно по вороту, но иногда и по подолу, обшлагам рукавов, как и женский. Шорские мастерицы использовали простейший прямолинейный и криволинейный орнамент. «Прямолинейный состоял из полос, горизонтальных линий, зигзага, простых, покрытых сеткой или вписанных треугольников, диагонально пересеченных квадратов, шевронов, ромбов, звезд, крестов, косых линий, сетки, чередующихся между собой темных и светлых прямоугольников, рогообразных узоров, состоящих из ломаных линий. Криволинейный орнамент - концентрические кружки, дуги, овалы, растянутый зигзаг с округлыми петлями в изломах». Называлась такая вышивка коштаган, сыран, коулен (Иванов, 1961, с. 369).

Вместо вышивки ворот иногда зашивали сплошь раковинами каури. Подклада кендырный халат не имел. Запахивался левой полой поверх правой, подпоясывался поясом кур, который ткали на самодельном станке «из шерсти нескольких цветов с оригинальным узором, но опять-таки однообразным. Узор делается из черной шерсти на белом фоне, а вдоль пояска, по краям, проходит зигзагообразная красная нитка» (Адрианов, 1888, с. 304).

В первой четверти XX в., наряду с шабыром, появляется верхняя одежда русского образца: овчинные полушубки, кафтаны. Иногда овчинные полушубки покрывались сверху материей и назывались чыпча или тон. Такая одежда отмечается у шорцев, живущих неподалеку от г. Кузнецка. В XX в. шорские мужчины предпочитали носить одежду военного образца.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Уже во второй половине XIX в. исследователи отмечают, что у шорцев «головы покрываются обыкновенными картузами» (Костров, 1875, с. 30). Они были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи или бересты. У холщовых шов тульи и околыша украшался кантом из цветной ткани). Сохранялись и традиционные холщовые шапки пӧрӱк с цельной круглой тульей, собранной на макушке в сборки, пришитые к кружку из холста или из другого материала. Нижний край тульи отворачивался наружу. Иногда поверх отворота нашивали полосу черного плиса и расшивали ее шерстяными нитками. Встречались шапки с тульей, сшитой из треугольных клиньев с отворотом и кистью или перьями глухаря на макушке. Зимой отворот обшивали полосой из шкурки кабарги (Прыткова 1961 с. 227).


Обувь.
Шорские мужчины обувались и летом и зимой в сапоги из сыромятной кожи собственной выделки - ӧдӱк. Шили сапоги всегда просторными, вместо чулок использовали траву азагат, хорошо предохраняющую ноги от холода и влаги. Подошва выкраивалась из кожи, была тонкой, без каблуков. Голенище было пришивным - либо кожаным, либо холщовым. В последнем случае его всегда подвязывали ремешками или веревочками под коленом. При этом «верхний край отворачивался и напускался на подвязанное место» (Потапов, 1951, с. 23). Встречалась обувь из оленьего камуса (Дыренкова, Архив, ф. 3, оп. 2, д. 2).

К поясу крепились - ситцевый или холщовый кисет нанчык, деревянная, с выгнутым чубуком, трубка, канза, огниво оттык, кремень оттык таш, нож пычак в деревянных ножнах калып (Каталог, 1979, с. 115-117).

Из украшений мужчины носили лишь медные, редко серебряные, кольца на пальцах.

Женская одежда

Женский костюм почти также прост, как мужской. Но в нем присутствует стремление оживить его вышивкой более обильно, чем мужской. Верхняя одежда представлена халатом кеден по покрою и материалу аналогичным мужскому.

Реже, и только торговцы-садыкчи , шили халаты из бархата. Кроме названных халатов бытовал и другой - пантек с подкладом из черного плиса. По покрою и характеру украшений он не
отличался от кеде на. Штаны из холста или бязи также не отличались от мужских, лишь были немного короче. Все отмечают преобладание синего и черного цветов в одежде, сшитой из покупных тканей - бязи, намбука и др. (Анохин, ф. И, оп. 1, д. 85). Под халат в холодное время года надевалась хлопчатобумажная рубаха. В летнее время она составляла единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX в., с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. У шорских платьев прослеживается пять ти пов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка и Санкт-Петербурга.

1 тип . Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола. Стан выкраивался из перегнутого пополам прямоугольного куска холста. Широкий рукав немного суживался к кистям рук. Обычно такие рубахи шили со стоячим воротником и прямым воротом (Адрианов, 1888, с. 301). Воротник-стойка был узким, без жесткой прокладки, лицевая часть обшивалась дорогой тканью, например, атласом. Грудной разрез застегивался с помощью пуговиц и прорезных петель. Вдоль подола нашивались декоративные полоски ткани (МАЭ, кол. № 5071-42).

2 тип. К началу XX в., наряду с проникновением в шорский быт городской культуры, характер женской одежды несколько видоизменился. Появляются детали, возможные только в женской одежде - оборки, рюши и т.п. Прежняя форма часто вытесняется платьем прилегающего силуэта, отрезным по линии талии, подогнанным по фигуре с помощью вытачек. Юбка обычно выкраивалась из четырех-шести расширенных книзу клиньев. Традиционный воротник-стойка мог быть заменен отложным. Рукав вшивался в глубокую пройму, благодаря чему исчезли ластовицы (МЭП, кол. М» № 91, 285).

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских. Воротник-стойка фиксируется на жесткой прокладке, прямой грудной разрез обшивается шнурком, который на левой стороне образует петли. Изнутри, по спинке и груди, пришивается подоплека из хлопчатобумажной ткани, отстрочка которой по лицевой стороне имитирует кокетку. Воротник же расшивался по традиции, свойственной шорским мастерицам, цветными нитками желтого, красного и др. цветов (ТГУ, кол. № N9 127-129).

4 тип. Тесные этнокультурные контакты с хакасами не могли не оказать влияния на формирование костюма шорцев. В коллекциях музеев имеются шорские мужские и женские рубахи с наплечниками, хакасского покроя (ОГОИЛМ, кол. № 3153; МЭП, кол. Ме № 958,976). Отдельно выкроенные перед и спинка обильно собраны у ворота в мелкие складки. Прямой грудной разрез застегивается на одну пуговицу с помощью воздушной петли. Имеется широкий отложной воротник. Рукава у широких манжет также собраны в мелкие складки.

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного кроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у узких манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

Традиционная женская обувь состояла из кожаных галош чирок и сапог ӧдӱк - точной копии мужской обуви. В начале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшения ми - ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т. п.


1. Ушные украшения.
Среди них, в первую очередь, выделяются серьги с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных монет (Каталог ТГУ, 1979, с. 76). Как пишет А. В. Адрианов, серьги ыэырга «делаются из медной проволоки, которая сгибается в спираль из пяти-шести оборотов и свободным концом, загнутым в виде крючка, вдевается в отверстие ушной мочки; иногда на проволоку перед крючком нанизывается одна-две бусы» (Адрианов, 1888, с. 303).

Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шкурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.


2. Накосные украшения.
Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии (Потапов, 1951, с. 45). В косы также вплетались приплетки чынча, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками.

3. На шею надевали несколько нитей бус.


4.
Вероятно, у шорских женщин были и налобные украшения из прямоугольного куска плиса с льняной подкладкой. Завязывались они сзади тесемками. Лицевая часть расшивалась металлическими бляшками, железными узорчатыми пластинками. По бокам свисали по пять цепочек из круглых металлических, соединенных между собой кольцами из проволоки, пластинок. На нижнем конце каждой цепочки имелся шаровидный бубенчик. Цепочки спускались вдоль кос, имитируя одновременно и ушные подвески. Подобный и единственный экспонат имеется в Омском объединенном историческом и литературном музее (ОГОИЛМ, кол, М° 3159).

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги ӧдӱк из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины-охотники в таежных поселках (Усть-Анзас, Эльбеза и др.) В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Из наиболее ценных традиционных элементов для сценического костюма можно порекомендовать представленные в иллюстрациях: покрой мужской и женской одежды, вышивку, пояса, головные уборы, обувь, украшения.

В. М. Кимеев, Т. И. Кимеева,
«Шорский сборник», Кемерово, 1994 г.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

  1. 1. Телеутский национальный костюм..…………………………….5
  1. 2. Шорский национальный костюм……………………………….8

Глава II Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и телеутов………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………........14

Литература…………………………………………………………………….16

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

В 2013 году Кузбассу исполнилось 70 лет с момента образования. Нам много рассказывали о родном крае, о людях здесь проживающих. Но меня больше заинтересовал рассказ о коренных жителях Кемеровской области. Оказывается, они живут рядом с нами, а мы так мало знаем об их культуре, творчестве. Я долго думала над темой и выбрала «Одежда коренных жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать о том, каким был народный костюм у телеутов в древности, сравнить его с шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

И тогда я решила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

Цель:

Изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

В ходе работы были использованы следующие методы:

Анализ источников информации;

Сравнение;

Обобщение полученных данных.

Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка, обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Глава 1. ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

  1. Телеутский национальный костюм

Телеуты – коренные жители нашего края – это прямые потомки тюрков. В настоящее время телеуты живут в Беловском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Когда-то это был один из самых процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края добровольно приняли русское подданство.

Одежда телеутов отличалась своей изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток всегда отличалась своей красотой.

Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти. Женщины носили пояс всегда, так как платья носили длинные и широкие. (Приложение 6)

Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом. (Приложение 1)

Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты квадратики. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике нечётное число. (Приложение 5)

Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено тоштоком – манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11. Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная береста. Подкладка пришивается из цветного ситца. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи. Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. - начале 20 в., были покупными.

Поверх платья одевалась чиймек - из бархата или сукна синего цвета, лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен, делали на 30 см короче. (Приложение 2)

Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна. Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то, что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

Помимо этого в телеутский национальный костюм входит телен - лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет собой короткий кафтан, скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон, обшивается телен бархатом.

Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу. Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940-х годах очень редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1 пуговицу.

Так же у телеуток имеются очень красивые шубы - тон. Тон - это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1 пуговицу. (Приложение 4)

В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал - это демисезонное стеганое пальто, сверху покрытое шелком, с яркой цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов, подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком. (Приложение 3)

В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль. Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок – тагайа - имела округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо. Такой вид шапок относится к 19 веку.

Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток. Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого. (Приложение 7)

Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички, украшенные ракушками. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. В женском костюме накосные украшения – важный элемент.

В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это вселяет надежду на то, что телеутская одежда не скоро исчезнет.

  1. 2. Шорский национальный костюм

Шорцы - это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеутов. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Одежда изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

Платье-рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин. Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от амбаров и ящиков. В холодное время этот вид одежды одевался под халат, а летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи. Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх платья надевался фартук. У шорских платьев прослеживается пять типов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка.

1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники, оборки, рюши.

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских.

4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского покроя.

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других тюркских племён монгольских народов Сибири.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев. Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным орнаментом. Халат не имел подклада. (Приложение 11) Он, как и платье имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трёх цветов преимущественно красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или ромбами из бисера или бересты.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи или бересты. Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову платком (плат), сложенный пополам на угол, с концами, завязанными на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого цвета.

Обувью шорцев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вместо портянок ноги обёртывали мягкой травой осокой. Вначале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушубков, кафтанов или шуб (тон) или чынча. Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями - ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Ушные украшения. Среди них, в первую очередь, выделяются серьги, с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных. Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шнурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.

Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. На шею надевали несколько нитей бус. (Приложение 17)

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги одук из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины – охотники в таежных поселках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому мы видим одинаковые элементы одежды, кроя, похожие платья и халаты.

При тщательном анализе мы обнаружили сходство:

Использование в крое платья клиньев;

Туникообразный крой платья;

Наличие воротников;

Украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером.

И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.

Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Свои наблюдения мы оформили в виде таблицы.

Таблица 1

Сравнение костюмов

Название одежды

у телеутов

у шорцев

Платье

Платье – рубаха (кунек)

Манишка (тошток)

Фартук (шабур)

Накидка (чиймек)

Рубаха

Штаны (чампар)

Штаны (штан)

Кафтан (телен)

Кафтан

Шелковые халаты (очкор)

Халат холщевый

Пальто (сырмал)

Шуба (тон)

Шуба (тон, чынча)

Полушубок

Шапка (тагайа)

Шапка

Платок

Платок, шаль

Сапоги (чарык)

Ботинки, сапоги (чарык)

Кушак

Кушак (кур)

Украшения

Украшения

Заключение

Целью моей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

  1. Собрать информацию о народном костюме шорцев и телеутов.
  2. Выявить различия костюмов шорского и телеутского.
  3. Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

Передо мной возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов телеутов и шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому естественным является заимствование элементов одежды, кроя и т.д.. При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы. Очень сходными были украшения и обувь.

Одежда телеутов, по сравнению с одеждой шорцев, отличалась большой изысканностью. Она была и остается очень красивой и более разнообразной. Но также мы увидели, что в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Мужской национальный костюм шорцев и телеутов полностью вышел из применения. В то же время национальные особенности женской одежды телеуток в значительной степени сохранились, потому что национальная одежда и ее элементы - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Каждый из народов сумел сохранить свою индивидуальность и оригинальность.

Список используемых источников

  1. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Учебное пособие. - Кемеровское кн. изд – во, 1983.- 9-16 с.

    Шорку Таяну ТОРЧАКОВУ (сценическое имя) из Междуреченска с детства интересовала культура и традиции своего народа. Поэтому она и поступила в педагогическую академию на кафедру шорского языка в Новокузнецке. Исследуя родную культуру, девушка увлеклась изучением национального костюма. Это так её затянуло, что она решила связать свою жизнь с созданием шорских нарядов. Таяна сама выступала как модель, а в 2006 г. организовала свой театр национальной моды «Алас». В него с удовольствием ходят шорские девочки, которых Таяна учит демонстрировать наряды и показывать самобытную шорскую культуру на праздниках и конкурсах.

    Создавать костюмы Таяна начала с женских нарядов. А первое платье девушке приснилось. Во сне Таяна стояла и пела прямо на вершине горы Айган (священная родовая гора). На девушке был сказочно красивый костюм. Проснулась Таяна одухотворённая, с осознанием, что будет творить и прославлять свой народ. Творчество началось с того самого женского платья, а сегодня в её коллекции и мужская, и детская одежда. Её платья уже побывали на конкурсах в Москве, Турции, Норвегии и Америке. Кстати, на счету дизайнера уже не одна заслуга. В 2013 г. Таяна привезла из Москвы сразу два гран-при, в этом году на конкурсе этномоды «Полярный стиль» женщина заняла второе место в номинации «За инновации в пошиве современной этнической одежды».

    «На самом деле очень сложно показать на сцене и уж тем более создать национальный костюм, ведь нужно передать дух и культуру народа. Шорский народ не был богатым, поэтому костюмы шорцев отличались простотой. Но я часто заимствую идеи из эпоса, добавляю «красок», чтобы ярче выразить художественные образы и настроение», - говорит Таяна.

    Каждый дизайнерский наряд уникален. Фото: Из личного архива

    Правда, как признаётся дизайнер, часто каждый свой костюм приходится буквально отстаивать, ведь не всегда старшее поколение готово принять новую трактовку национальной одежды. «Новая мода, авторское видение традиционной одежды для нашего народа ещё в новинку, не все могут это принять. И это понятно. Особенно тяжело было в первое время, когда театр только начинал свою работу. Тогда практически все мои костюмы подвергались жёсткой критике. Но дизайнер должен идти в ногу со временем, следить за модой. Тем более есть определённые требования для конкурсов, которые тоже нужно соблюдать. Поэтому трансформация традиционной одежды неизбежна. Я, например, часто играю с цветами, с кроем, с национальным орнаментом. Сейчас ругать стали меньше. Думаю, повлияли мои заслуги, ведь нашу одежду высоко оценивают на областных, российских и даже международных конкурсах», - рассказывает Таяна. Кстати, сама женщина часто и в повседневной жизни носит свою «осовремененную» национальную одежду.

    Костюм для молодёжи

    Светлана АЧОЛОВА, хореограф из Новокузнецка , руководит театром этнической моды и танца «Элерган», о создании которого задумалась ещё в 2014 г. До этого времени девушка руководила танцевальным ансамблем. «Я поняла, что у нас, шорцев, много хороших музыкальных и танцевальных коллективов, талантливых писателей и поэтов, поэтому о творчестве нашего народа все знают. И это здорово! Но мало кто знает о нашей национальной одежде. Так у меня и у нашего дизайнера Сергея Кискорова родилась идея создать этнотеатр», - рассказывает Светлана.

    Кстати, название для театра выбрано неслучайно. «Элерган» в переводе с шорского - «гора, растущая вверх». Это как бы говорит о том, что театр - это ещё один шаг к созданию новой моды, к продвижению национальной идеи. Необычность этого театра в том, что здесь совмещены танцы и народные костюмы. Модели (прежде всего это шорские студентки) национальными танцами представляют национальные наряды. Но танец всегда рождается уже после рождения костюма. «Невозможно придумать танец до того, как мы увидим платья. Ведь каждое из них уникально, поэтому и представление для него нужно своё. Например, сейчас Сергей работает над новой коллекцией, которая будет основана на легендах и сказаниях. Только после того, как коллекция будет готова, мы сможем сделать номер. Его «продиктует» настроение одежды», - говорит Светлана.

    Кстати, «Элерган» - ещё совсем молодой театр. Дебют его состоялся в феврале этого года на фестивале «Звуки Шории». Коллекция театра тогда заняла первое место. «Мы стараемся придерживаться традиций. Например, используем традиционный орнамент, обязательные элементы - головной убор, пояс. Сохраняем цветовую гамму, соблюдаем её символику. Например, белый цвет символизирует чистоту, синий - здоровье и добрые помыслы. Но, конечно, добавляем и современные мотивы. Например, в свадебное платье Сергей добавил пышности и венчиков, в вечернее платье - шлейф для грациозности. Платья наши обычно бывают в пол, хотя в повседневной жизни шорки такие наряды, конечно, не носили. Это было неудобно. Часто у жюри бывают к нам вопросы о «нововведениях». Но мы всегда говорим, что мы - молодое поколение, нам нужна новая мода», - уверена Светлана.

    Придём к национальной моде

    Виктория Агафонова

    Виктория АГАФОНОВА, член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена», хоть и не шорка по национальности, но тоже увлечена национальной шорской одеждой. В этом году совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области» она разработала модель национального женского костюма. «Ко мне обратилась представитель организации Анна Тунекова и попросила сшить ей костюм для участия в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2016».

    Времени для творчества у меня было много. Анна меня не торопила, за что я ей благодарна. Мы обсуждали с ней каждый элемент. В итоге получился прекрасный наряд, который высоко оценили в Москве. Правда, в самом конкурсе поучаствовать не удалось, потому что она вошла в состав жюри», - рассказывает Виктория.

    «Шорианка» - сплетение традиций и современности. Фото: Из личного архива

    Название для нового наряда придумали сразу: «Шорианка». Это платье в пол из красной полушерстяной ткани, длинные рукава оторочены мехом сибирского соболя. Виктория вручную расписала платье красками золотого цвета и оформила чёрными и золотыми стразами. Рисунок для оформления дизайнер выбрала по мотивам татуировок Укокской принцессы. Серьги, браслеты, нашейные и налобные украшения сделаны из бисера. Теперь в планах у Виктории Агафоновой - создать целую коллекцию национальных шорских нарядов. «Конечно, традиционная национальная одежда сегодня меняется. Но это, на мой взгляд, не страшно, ведь есть современность, в которой живём мы, в которой растут наши дети. Было бы странно, если бы они одевались так, как одевались их предки несколько веков назад. Наоборот, даже хорошо, что этническая мода не стоит на месте, ведь только в развитии она будет жить. Уверена, что совсем скоро мы придём к тому, что не только шорки или телеутки, но даже и русские девушки будут повседневно носить одежду в этностиле. Кстати, уже сегодня он набирает обороты», - уверена дизайнер.