Основы профессиональной деятельности. §1. понятие профессиональной деятельности Для чего необходима профессиональная деятельность

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип - трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда. Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией всего трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством - методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В-четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами - внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в целом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

<...> B настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. <.> B приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность -это <...>, во-первых, отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность - это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и динамики.

<.> Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности.

С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности:

  • предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного» по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;
  • адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации;
  • системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной - характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной - сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

1. Понятие профессиональное становление личности

2. Основные этапы становления профессионала

3. Возрастные и биографические кризисы.

4. Психология профессиональной пригодности.

Теоретические подходы к изучению понятия «профессиональное становление» достаточно многообразны. В.Д. Шадриков становление профессионала определяет, как процесс освоения профессиональной деятельностью и развития профессионально значимых качеств. К профессионально значимым качествам автор относит личностные качества субъекта деятельности, способствующие эффективности деятельности. Профессиональное становление Ю.П. Поваренковым определяется как форма активности личности, форма её социализации и индивидуализации, как часть жизненного пути личности и специфическая форма научения и развития. Существенное значение в своих исследованиях автор отводит процессу профессионализации на стадии обучения студента, выделяя два основных периода: учебно-академический (1-3 курсы) и учебно-профессиональный (3-5 курсы). В публикациях Е.А. Климова профессиональное становление анализируется как последовательность взаимосвязанных стадий от профессионального самоопределения до полной реализации личности в профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер профессиональное становление рассматривает как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде. Становление личности автор определяет как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, который осуществляется через взаимодействие человека с другими в процессе его деятельности. С.Б. Елканова, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова и др. рассматривают профессиональное становление личности в контексте становления его личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Становление профессионала начинается с профессионального самоопределения в соответствии с уже имеющимися профессиональными намерениями личности. На определение себя в профессии могут оказывать влияние: личность учителя-профессионала, которая формирует интерес к преподаваемому предмету, мнение родителей, родственников или знакомых, мнение сверстников о престижности той или иной профессии. В последнее время определиться с профессией помогают школьные психологи, которые в рамках профориентационной деятельности выявляют направленность личности школьника. Несмотря на то, что под профориентацией понимают – «целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями», в современной профориентациионной работе отсутствуют системность и комплексность мер при работе со школьниками и их родителями. Новые условия зачисления в высшие учебные заведения показали отсутствие профессионального самоопределения у многих абитуриентов: выбор разноплановых специальностей и вузов, определение специальности в процессе подачи заявления, предпочтение специальности в соответствии с результатами ЕГЭ. Возможность поступления на бюджетные места в последнее время является доминирующим мотивом для абитуриентов, выбирающих не престижные специальности.



Получение высшего профессионального образования - необходимый этап в длительном процессе становления профессионала. На первых курсах происходит переход от школьных форм идентичности и учебной деятельности к вузовским. Во второй половине обучения у студентов происходит саморазвитие, формируется система профессиональной деятельности. На третьем курсе повышается успеваемость студентов, формируется активная позиция по отношению к предлагаемому учебному материалу и складывается определенная структура интеллекта. На четвертом-пятом курсах формируются навыки профессиональной деятельности, появляется готовность к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь. Наиболее сложным является первый год обучения, что связано с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.

Переход на многоуровневую систему образования будет способствовать формированию профессионала, ориентированного на созидательную и творческую работу, нацеленного на получение высоких результатов в работе. Вариативность многоуровневой системы образования позволяет обучающему после получения четырехлетнего базового высшего образования продолжить обучение, остановить или временно отложить. Выпускникам, получившим полное высшее образование с дипломом магистра, предоставляется возможность осуществлять профессиональное становление в любых учебных учреждениях. Следует отметить, что современные выпускники высших учебных заведений помимо профессиональной грамотности должны иметь высокий уровень конкурентоспособности, коммуникативной компетентности и толерантности. личностизованияинимум процессыы становления, я личносиваетсяься в профессии приводит к более глубокому обострению образователь

На этапе адаптации в профессиональной деятельности осуществляется освоение профессиональных норм, требований, технологий. Профессионализация личности – продуктивный процесс развития и саморазвития, процесс реализации себя в проф. деятельности и достижение вершин профессионализма. Попадая в коллектив квалифицированных специалистов, где доминирует инициативность, творческий подход, требовательность, принципиальность, начинающий специалист стремиться соответствовать высоким профессиональным нормам и требованиям. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение квалификации, поиск путей реализации себя в профессии. При успешной профессионализации личность вступает в фазу мастерства. Обладая богатым опытом профессионал может передавать навыки, опыт и знания начинающим специалистам.

Таким образом, становление профессионала опирается на два основных понятия: профессионализация и профессионал. Профессионализация – это формирование специфических профессиональных качеств личности. Профессионал – это специалист в определенной области трудовой деятельности.

Процесс профессионализации можно рассматривать в четырех направлениях:

1. Как процесс его социализации – усвоение индивидом его социальных норм, преобразования социального опыта, принятие социальной роли, установки, приспособление к определенной социальной среде.

2. Как процесс развития личности, т.е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Профессиональное развитие заключается прежде всего в формировании у человека определенных профессиональных способностей, профессиональных навыков.

3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в процессе которой профессионализация происходит благодаря самопознанию, самовоспитанию и самореализации.

4. Как форму активности личности, в плане трудовой деятельности.

Возрастные и биографические кризисы.

В процессе профессионализации происходят кризисные явления, которые могут вызывать замедление профессионального развития личности. Первый кризис, возникающий в период ранней взрослости, связан с окончательным переходом во взрослую жизнь, с вхождением в профессиональный коллектив. Трудность может заключаться в неуверенности в своих силах, в жестком распорядке трудового дня, в сложных взаимоотношениях сотрудников профессионального коллектива, а так же может быть связана со сложностью профессиональной деятельности.

Следующий кризис может наступить после 4-х пяти лет работы, который может совпасть с кризисом «30-летия» и возникает в результате неудовлетворенности личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.д.). Этот кризис может проявляться в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный кризис «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и зачастую сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия или психосоматические заболевания.

Следующий нормативный кризис – «предпенсионный кризис» (55-60 лет), связан с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной её замены другими видами деятельности, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения биографических кризисов, которые могут изменить самооценку и самоуважения субъекта. Это, например, «кризис нереализованности», который связан с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями социальной среды. Другой биографический кризис, это «кризис опустошенности», который возникает вследствие слабой связи в сознании субъекта прошлого, настоящего и будущего. Он проявляется в переживаниях, в отсутствии конкретных целей, задач. И, наконец, третий биографический кризис – «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации и т.д..

Стадии профессионализации:

I. Допрофессиональное развитие

1. Стадия предыгры (от 3-х лет)

2. Стадия игры (дошкольное детство 3 – 7 лет)

3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет)

II Развитие в период выбора профессий.

4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду,

планирования профессионального пути, выбора профессии).

III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет)

6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет)

7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет)

8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет)

9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).

Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.

Динамика работоспособности меняется в течении дня и в течении недели.

В течении рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течении последующих 2-3-х часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.

В течении недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.

Профессиональная надежность субъекта труда – это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.

Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда. Профотбор – это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностических бесед. По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные – стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа. В стандартизированных методах преобладает количественный подход, в клинических – качественный. Методики, используемы при профотборе должны отвечать требованиям валидности, надежности и дифференцированности. Валидность методики указывает насколько точно она измеряет. Надежность методики определяется постоянством результатов при повторых использованиях. Дифференцированность методики означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной психической функции или их совокупности. При классификации профессиональных качеств использую разделение на познавательные способности субъекта труда; диагностика специальных способностей, личностных черт, самосознания, мотивационной сферы, эмоциональности.

Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик. Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. 3профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4. самореализация в труде – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:

· психологическое изучение профессий – профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;

· профессиональное воспитание – развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);

· профессиональное просвещение – обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией.

· Профессиональная консультация – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;

· Профессиональная адаптация – приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Понятие «труд» неразрывно связано с понятием «профессия». Труд – это общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов. Задача (задание) – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий. Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии (по Е.А. Климову).

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. Идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие основные характеристики профессии. Во-первых, это ограниченный вид трудовой деятельности вследствие исторического разделения труда; во-вторых, общественно полезная деятельность (хотя четкого критерия полезности не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого – меньше); в-третьих, это деятельность, предполагающая специальную подготовку;

в-четвертых, деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития; в-пятых, это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (то, чем человек занимается, дело человека, его работа – его главная «визитная карточка»).

Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: «Профессия есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при условии, что эта деятельность «признается за профессию личным самосознанием данного лица». Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии – отношение конкретного работника к данной работе как к своей профессии . Заметим, что такое понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об «отчужденном характере», когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда – это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Специальность конкретизируется в профессии. Профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт; профессия – учитель, специальность – учитель математики; профессия – психолог, специальность – педагог-психолог). Под специальностью понимается также разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Термином «квалификация», с одной стороны, обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация – это характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.

Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей. Выделяют следующие виды компетентности: а) специальную (профессиональную) компетентность умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; б) социальную компетентность – владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно; в) личностную и индивидуальную компетентность владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (А.К. Маркова).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому дать его определение сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иной раз должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространено понимание должности как любой фиксированной работы и профессии с четко очерченным кругом должностных обязанностей.

Выделение и рассмотрение понятия трудового поста и его структуры важно для уточнения производственного смысла отдельной профессиональной деятельности. Трудовой пост – это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно– и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются: цели, представление о результате труда; заданный предмет труда; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав работника; производственная среда (предметные и социальные условия труда). Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и по сути имитация работы). Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей.


| |

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика набора профессионально важных качеств руководителя в зависимости от вида его профессиональной деятельности. Наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Потребностно-мотивационная система и эмоционально-волевая сфера личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Понятие профессиональной деятельности работников. Обобщение профессионально важных качеств личности профессионала. Способы определения профессиональной пригодности. Групповая работа, как метод совершенствования профессиональной деятельности сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Виды профессиональной карьеры, этапы ее построения. Теоретические аспекты Я-концепции. Сравнение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального. Развитие максимального самообладания (хладнокровия) как важного качества для успешной профессиональной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2015

    Процессная сущность карьеры. Характерологические особенности личности. Характер как неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности. Сущность понятия "управление профессиональной карьерой". Основные этапы роста на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие, виды и этапы деловой карьеры персонала в организации. Роль карьеры в формировании профессиональной успешности. Управление деловой карьерой. Разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления деловой карьерой сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2017

    Профессиограмма менеджера по работе с клиентами. Важные качества личности, знания, умения и навыки. Содержание труда бухгалтера, основные виды профессиональной деятельности. Варианты профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2014

    Самоопределение как основа психотехнологий профессиональной карьеры. Виды карьеры по характеру ее динамики. Закономерности возрастного развития. Сущность принципа равновесия и баланса. Образование по месту работы как способ обучения специалистов бизнеса.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Фазы развития профессионала. Оценка приспособленности разных типов личности к профессиональным средам. Описание модели партнерства по планированию карьеры. Этапы самопродвижения на рынке труда. Технология поиска работы по выбранной специальности.

    Профессиональная трудовая деятельность и профессия. Труд является основным видом человеческой деятельности, который сыграл решающую роль в развитии физических и духовных свойств человека. Рассматривая труд как один из видов деятельности, Г. В. Суходольский выделил два класса - профессиональную и непрофессиональную трудовую деятельность [Суходольский, 2008].

    Системообразующим фактором в предложенной классификации выступает понятие профессия . Профессии возникли входе развития общества и появления разделения труда. Ю.В. Котелова определяет профессии как исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества [Котелова, 1986].

    Психологи выделяют ряд условий, (или признаков), при выполнении которых можно говорить о специфическом феномене, именуемом «профессия», а также о «профессионале» как носителе этих признаков [Романов, Хван, 1995]:

    1. Общественная необходимость данной профессии. Общество в целом, или какая-то его часть, нуждается в некоторой услуге и готова предоставить осуществляющим ее людям определенные жизненные блага, т.е. оплатить ее. Иначе говоря, в основе профессии лежат услуги, оказываемые другим, удовлетворяющие их потребности и, соответственно, имеющие определенную цену.

    2. Профессия - это нечто сложившееся исторически. Профессия предполагает, что данный (исторически сложившийся) способ удовлетворения общественной потребности:

    а) действует (реализуется) на протяжении некоторого времени (протяженность во времени);

    б) осуществляется не одним человеком, а группой лиц - специалистов, владеющих данным способом удовлетворения общественной потребностей;

    в) в обязательном порядке воспроизводится во времени.

    3. В общественном сознании конкретная профессия представляется в качестве дискретной единицы мира профессий и носителя определенного, только для нее характерного, набора свойств. (Например, при всей близости профессий «столяр-плотник», тем не менее, даже на бытовом уровне они представлены как разные, отдельные профессии). В тоже время профессия как дискретная единица и носитель конкретных свойств, взаимосвязана с другими профессиями. Само существование данной профессии является следствием существования других профессий, отличающихся от данной.

    4. Овладение профессией связано с процессом профессиональной подготовки. Любая профессия, - это занятие, которому надо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков.

    Еще более жестко формулирует это требование Г.В. Суходольский: «любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к не профессиональному труду», а значит, - это не профессия » [Суходольский, 2008, с. 17].

    Различия понятий профессия и специальность, профессионал и специалист. Ни в коей мере не ставя под сомнение приоритетность знаний и умений профессионала, считаем необходимым отметить, что на современном этапе развития общества этого уже не достаточно. Прежде всего имеет смысл рассмотреть соотношение двух понятий: специалист и профессионал. Действительно, уже на бытовом уровне, используя понятие «специалист» (например, молодой специалист - выпускник вуза), мы отделяем его от понятия «профессионал», как характеристики человека - мастера своего дела.

    По формальным признакам специалист определяется как «человек, обладающий определенными знаниями и навыками в какой-либо отрасли производства, науки, техники, искусства и т.д., имеющий специальность» [Совр. словарь иностр. слов, 1993]. По этим же признакам специальность характеризуется как отдельная «отрасль производства, науки, техники, искусства и т.д.», либо как «область чьей либо деятельности». Анализируя понятие профессионал, мы видим, что он является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, способен к построению своей профессиональной деятельности, ее изменению и развитию. Таким образом, если специалист, - это некоторая статичная характеристика человека, как «функционального» носителя определенных формальных знаний, умений и навыков, то профессионал - это динамичная характеристика личности, характеризующейся активностью, инициативностью и ответственностью, характеристика человека, не только прошедшего специальную подготовку, но и способного к профессиональному саморазвитию.

    Продолжим анализ понятий «профессионал» и «специалист», но уже с позиций форм деятельности, на основе сопоставления родственных им понятий «профессия» и «специальность». С одной стороны, специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение или более частных результатов, или достижение общих результатов, но своими специфическими средствами. (Например, человек по профессии инженер-электрик может иметь специальность «Электропривод и автоматика промышленных установок» или специальность «Внутризаводское электрооборудование» или другие специальности, то есть быть специалистом соответствующего профиля). В рассматриваемом аспекте профессия является более широким понятием, включающим в себя понятие специальность. Соответственно, профессионалом может быть лишь специалист широкого профиля.

    С другой стороны, специальность рассматривается как более общее понятие, чем профессия. Специальность в этом случае соотносится с предметом труда, а профессия - с продуктом, средствами (и способами) целенаправленной деятельности. При таком подходе в рамках одной специальности реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью. (Например, инженер по специальности «Электропривод и автоматика промышленных установок» может быть профессионалом в области проектирования электроустановок, их монтажа, или в области наладки автоматизированных электроприводов, или эксплуатации области силовой преобразовательной техники и т.д.). Отсюда вытекает, что всякий профессионал должен быть специалистом, но не всякий специалист является профессионалом в той или иной области.

    Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне. Мы в дальнейшем под профессионализмом будем понимать особое свойство людей, систематически и эффективно выполняющих сложную деятельность. Сложная деятельность по определению трудна для освоения и требует специального обучения или длительного времени самостоятельной работы. Поэтому ее называют профессиональной деятельностью.

    В общем случае доля «практиков» (т.е. лиц, не получивших специального образования, необходимого для данной должности) является важнейшей характеристикой состояния профессии, показывающей, с одной стороны, степень ее институционализации , с другой - степень соответствия действующей системы образования общественным потребностям. Есть примеры профессиональных групп, которые традиционно не имеют в своем составе «практиков» (в указанном выше смысле слова), - это врачи, фармацевты, военные специалисты и др. Строгий контроль над компетенцией своих членов у этих профессий был введен еще в XVII веке. Так, несмотря на свободу промыслов и занятий, в европейских странах для содержания аптеки требовалось особое разрешение властей, которое давалось лишь лицам, прошедшим испытание в фармакологических сообществах. Подобные ограничения права заниматься определенным видом труда были установлены в интересах личной и общественной безопасности и утвердились в тех промыслах, где некомпетентность была чревата гибелью человека или нанесением существенного вреда государству.

    Профессия инженера-электрика также во многих случаях связана с повышенной опасностью и, соответственно, с повышенной ответственностью. Поэтому естественным является ограничение допуска к работе в действующих электроустановках, в энергосистемах и т.д. людей, не обладающей соответствующей квалификацией. Не случайно, именно для этой профессии существую так называемые «группы электробезопасности», подтверждающие возможность выполнять все более ответственную и опасную работу в действующих электроустановках. Переход от нижележащей, к следующей, более высокой группе (категории) безопасности возможен только при выполнении двух условий: 1) приобретение специалистом необходимого опыта (стажа) работы на электроустановках, в условиях, разрешенных соответствующей «группой безопасности», подтвержденной соответствующим документом (удостоверением); 2) необходимость сдать экзамен авторитетной комиссии, состоящей из профессионалов, имеющих высокий уровень (группу, категорию) электробезопасности.

    В зависимости от профессиональных задач или способов работы внутри специальности выделяют специализации, которые отражаются в государственных стандартах высшего профессионального образования. Заканчивающий ныне свое действие Государственный образовательный стандарт (ГОС) 2000 г., определяющий подготовку специалистов (квалификация - инженер, срок подготовки при очной форме обучения 5 лет) по направлению 654100 - «Электроника и микроэлектроника», включает, в частности, специализации «Микропроцессорные управляющие устройства», «Электронные средства связи» и др. По этому ГОС вузы сейчас продолжают подготавливаться и будут выпущены студенты, зачисленные в вузы до 2010 г.

    Аналогично, ГОС (также принятый в 2000 г.), определяющий подготовку специалистов-инженеров по направлению 654100 - «Электротехника, электромеханика и электротехнологии», содержит требования к квалификационной характеристике инженеров-электриков по десяти специализациям, таким как «Электромеханика», «Электрические и электронные аппараты», «Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов», электрический транспорт» и др.

    Введенный в действие с 1 января 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) определяет квалификацию выпускника - «бакалавр» (срок подготовки при очном обучении 4 года) по направлению 140200 -«Электроэнергетика и электротехника». В данное направление входит ряд профилей , таких как «Электропривод и автоматика», «Электромеханика», «Электрические станции» и др. В рекомендованной учебно-методическим объединением вузов «Примерной основной образовательной программе» (ПрООП) по указанному направлению, профессиональные задачи, к решению которых должен быть подготовлен выпускник, а также содержательное наполнение учебных циклов конкретизируется для каждого из профилей подготовки. Введение профилей в общее направление подготовки, по сути, также означает введение специализаций.

    Профессия у человека обычно одна (например, инженер-электрик), но по мере профессионального роста человек может специализироваться, самостоятельно искать сферы приложения своих возможностей. Смена специализации (а порой и профессии) вызывается и тем, что человек в связи с техническим прогрессом (или проблемами трудоустройства) в течение жизни сталкивается с необходимостью перемены труда .

    Отчего же зависит профессиональное развитие личности, что его обусловливает? При ответе на этот вопрос мы исходим из общепринятого в психологии тезиса, согласно которому в профессиональном развитии человека природное и общественное, биологическое и социальное - это, прежде всего, предпосылки, из которых человек сам строит свой профессиональный путь. Основным же фактором профессионального развития является внутренний мир личности, ее активность, потребность в самореализации.

    Рассмотрим влияние профессионального сообщества на формирование личности профессионала. Согласно теории развития личности Э. Эриксона (1900-1994 г.), развитие личности рассматривается, с одной стороны, как результат внешних воздействий (среды), с другой стороны, как следствие заложенной внутри организма сущности. К внешним условиям, которые определяют развитие личности человека, относятся факторы социальной жизни. Поскольку личность детерминирована условиями общественной жизни, то, как утверждал Э. Эриксон, значительные изменения в обществе вызывают перестройку личности, чтобы была обеспечена ее «психосоциальная идентичность». В противном случае наступает дезадаптация и невротизация личности, потеря человеком самого себя. Разумеется, общественные условия жизни отнюдь не автоматически влияют на личность. Личность сама активно стремится к формированию такого единства и преодолению противоречий и конфликтов с обществом, возникающих на разных этапах ее развития.

    По аналогии с психосоциальной идентичностью (по Э. Эриксону) можно говорить о профессиональной идентичности личности. Профессиональная идентичность субъективно переживается как чувство самотождественности , профессиональной полноценности , как принимаемый личностью образ себя со всем многообразием отношений к профессиональной среде, в которой выполняется профессиональная деятельность, и, наконец, как чувство слияния с профессиональным сообществом (чувство сопричастности ). Профессиональная идентификация определяет адекватность и стабильность владения личностью собственным «Я» независимо от изменения профессиональных требований и условий профессиональной среды. Это способность человека полноценно решать профессиональные задачи, встающие перед ним на каждом этапе его профессионального развития.

    На начальных этапах становления специалиста (формирования профессиональной идентичности) особую роль имеют традиции профессиональной группы или сообщества. В процессе взаимодействия человека с представителями профессиональной группы (звена, бригады, первичного трудового коллектива и др.) начинается формирование из личности не профессионала - профессиональной личности с присущими ей профессиональными качествами, включая систему отношений, притязаний, профессиональных ценностей и т.д.

    В определенных обстоятельствах сложившийся на начальных этапах профессионального пути тип профессиональной идентификации может послужить препятствием для ее перестройки в дальнейшем под влиянием изменившихся условий и требований профессиональной среды. Как при формировании личности ребенка большое значение имеют родители, так и при формировании личности профессионала на этапе «закладки» ее фундамента особое значение имеет влияние наставников или авторитетных специалистов, преподавателей. И хорошо, если это действительно Мастера своего Дела, а не только по должности, Учителя с большой буквы, настоящие профессиональные Личности.

    Предмет, задачи и средства деятельности инженера

    Отживающий свои последние годы ГОС (введенный в 2000 г.) совершенно четко определял квалификацию выпускника - «инженер». Во вступившем в действие с начала 2010 г. ФГОС, определяющем квалификацию (степень) выпускника - «бакалавр», слова «инженер», «инженерная деятельность» не используются. Возникает вопрос, является ли инженерной профессиональная деятельность бакалавров? Словари определяют инженера (от. лат. ing eni ar e - творить, создавать) как специалиста с высшим техническим образованием, создающего информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства (продукта) и осуществляющего руководство и контроль за его изготовлением. Исключительной функцией инженера с древнейших времен и до наших дней считается интеллектуальное обеспечение процесса создания и эксплуатации техники [Крыштановская, 1989]. Вот почему специальное образование следует рассматривать отнюдь не как случайную, а как сущностную характеристику инженера и необходимое условие выполнения инженерной деятельности.

    Деятельность инженера любой специальности, в том числе и инженера-электрика, включает в себя четыре группы задач: 1) специальные; 2) экономико-организационные; 3) по подбору, расстановке, обучению и воспитанию подчиненных; 4) по совершенствованию подготовки и всестороннему развитию себя как специалиста, как субъекта труда и личности.

    Для успешного решения специальных и экономико-организационных задач специалист должен владеть системой специальных инженерных знаний и умений, основами экономики и планирования производства, научной организации труда и эргономики.

    В квалификационной характеристике выпускника вуза государственные стандарты всегда определяют область , объекты и виды его профессиональной деятельности . Согласно введенному ФГОС, область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления ее потоками, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы. Эта часть совпадает с обозначенной прежним ГОС областью деятельности инженеров-электриков, разве что с новым акцентом на методы разработки и изготовления.

    Предмет инженерной деятельности - техника в широком смысле этого слова. Существенными признаками инженерной деятельности являются:

    а) опосредованность воздействия на материальный субстрат техники;

    б) научная обоснованность, т.е. использование научных знаний;

    в) практическое отношение к технике, выражающееся в учете фактора времени, затрат и т.д. при решении технических задач.

    Инженер является своеобразным посредником между наукой и производством. Целью научной деятельности является познание, а результатом - формулирование закономерностей и принципов. Цель инженерной деятельности иная - разработка средств, методов, приемов преобразования среды для создания технической структуры и обеспечения ее функционирования [Крыштановская, 1989].

    Средствами инженерной деятельности служат:

    Научные знания в виде готовых формул, функциональных зависимостей различных величин, методик расчета, содержащихся в справочниках и инструкциях;

    Социально-технические нормы - стандарты, технические условия, отраслевые нормы, правила техники безопасности (ТБ) и т.д.;

    информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксированная в каталогах, перечнях номенклатуры изделий и т.д.;

    Информационно-вычислительная техника для сбора, обработки и представления технической информации.

    Результаты инженерной деятельности представляются: а) в знаковом виде - чертежи, схемы, программы, графики, технологические карты, расчеты, описания; б) в виде распоряжения (устного или письменного) подчиненным, указания им или объяснения.

    Объекты профессиональной деятельности бакалавра направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» обширны. Это связано с большим числом профилей внутри направления . В ПрООП приводится конкретизация объектов применительно к профессиональной деятельности бакалавров по профилю «Электропривод и автоматика»: а) электрические машины, трансформаторы, электромеханические комплексы и системы, включая их управление и регулирование; б) электрические и электронные аппараты, комплексы и системы электромеханических и электронных аппаратов, автоматические устройства и системы управления потоками энергии; в) электрический привод и автоматика механизмов и технологических комплексов в различных отраслях хозяйства; г) различные виды электрического транспорта и средства обеспечения эффективного функционирования транспортных систем.

    В качестве нововведения в числе объектов деятельности бакалавров указанного профиля (по сравнению с объектами труда специалистов - в старом стандарте) в ПрООП приводятся энергетические установки, электростанции и комплексы на базе нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, впервые в качестве объектов для бакалавров указанного направления (всех профилей) в качестве объектов деятельности ФГОС называется нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий электротехнической промышленности, систем электрооборудования и электроснабжения, электротехнологических установок и систем. Очевидно, что выпускающей кафедре при формировании учебных планов следует обратить внимание на эти направления деятельности выпускников.

    В ФГОС для бакалавров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» выделяются те же виды профессиональной деятельности, как и для инженеров: проектно-конструкторская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; монтажно-наладочная; сервисно-эксплуатационная.

    Научно-исследовательская деятельность бакалавров включает: а) разработку и анализ простых моделей ЭП и технологий, ими обслуживаемых; б) эскизное проектирование экспериментальных установок для исследования ЭП, проведение экспериментов, анализ результатов.

    Монтажно-наладочная деятельность включает монтаж, наладку и опытную эксплуатацию НКУ и электроприводов.

    К организационно-управленческой деятельности бакалавров отнесено: а) составление техдокументации по утвержденным формам для ЭП; б) выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации ЭП.

    Сервисно-эксплуатационная деятельность бакалавров включает: а) проверку технического состояния и остаточного ресурса ЭП, проведение текущего ремонта; б) приемку и освоение ЭП вводимого электроэнергетического и электротехнического оборудования по техдокументации; в) составление заявок на оборудование ЭП, подготовка техдокументации на ремонт.

    Производственно-технологическая деятельность бакалавров предполагает: а) использование ими типовых методов контроля качества и программ испытаний электроприводов и их компонент по имеющейся нормативно-технической документации; б) анализ специфики технологических процессов, обслуживаемых ЭП.

    Для спешного осуществления каждого из указанных видов деятельности бакалавр должен быть подготовлен к решению целого комплекса профессиональных задач. Сравнительный контент-анализ профессиональных задач бакалавра (формулируемых ФГОС и ПрООП) и инженера - выпускника специалитета (определяемых прежним ГОС) свидетельствует, что профессиональная деятельность бакалавра несет на себе исполнительские функции, направленные на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов. Вероятно, предполагается, что их будут генерировать выпускники магистратуры. С другой стороны, преобладание в ФГОС у бакалавров общекультурных компетенций (ОК) - 16 наименований, и общепрофессиональных компетенций (ПК) - 51 наименование по сравнению с профильно-специализированными компетенциями (ПСК) - 13 наименований (для профиля «Электропривод и автоматика) свидетельствует о том, что бакалавр существенно отличается и от «техника», имеющего среднее специальное образование, прежде всего по более низкому уровней умений и практической подготовки к деятельности.

    Традиционно принято различать инженерную и техническую деятельность. Современная профессиональная техническая деятельность (деятельность специалиста-техника) по отношении к инженерной деятельности несет на себе исполнительскую функцию, направленную на непосредственную реализацию в производственной практике инженерных идей, проектов и планов.

    Инженер, - по определению, - творец. Однако для его деятельности характерно противоречие между обязательными рутинными компонентами и творческими. В инженерной деятельности, какую бы направленность она не имела (проектирование, производство, эксплуатация и т.д.), творчество может проявляться на следующих уровнях:

    1) Умение наиболее рационально использовать сырье, материалы, технологию, оборудование, системы управления, в том числе автоматизированные (уровень организационных мероприятий).

    2) Умение совершенствовать материалы, технологию, оборудование и системы управления (уровень изобретений и прикладных научных разработок).

    3) Умение создавать новые материалы, технологию, оборудование и системы управления (уровень изобретений на базе фундаментальных и прикладных научных разработок).

    4) Умение понять сущность рассматриваемых процессов на уровне фундаментальных наук с возможным дальнейшим развитием последних и на этой основе создавать и внедрять принципиально новую технологию и технику (уровень научных открытий и изобретений высокого класса);

    5) Способность систематического охвата всего технологического комплекса, взаимосвязанного с рассматриваемым техническим объектом, с учетом экологии, сопутствующих экономических и социальных факторов, т.е. в гармонии с окружающей средой (высший уровень сознания специалиста, основанный на глубоких знаниях, высоком уровне культуры и нравственности).

    Формально новый ФГОС определяет образование бакалавров как «профессиональное», в действительности же примерно же 40% учебного времени в вузе отдано общим дисциплинам («Гуманитарный и социально-экономический» и «Математический и естественнонаучный» циклы). С одной стороны, дисциплины указанных циклов определенно важны, они носят общенаучный и мировоззренческий характер, предупреждают однобокость узкого специалиста. С другой, они не оставляют достаточного места для дисциплин профессионализации.

    Примечательно, что большинство (60%) формулировок компетенций в ФГОС начинаются со слова «способность», остальные - со слова «готовность». Известно, что способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения деятельности [Шадриков, 1997]. А обнаруживаются они в процессе овладения этой деятельностью. Формирование способностей происходит на основе задатков. Очевидно, что обнаружение и развитие профессиональных способностей («компетенции») выпускника возможно лишь в самой деятельности по выбранной профессии. Кафедры вуза могут заложить основы для развития потенциальных профессиональных способностей. И обязаны сформировать актуальные способности бакалавра, обеспечивающие ему успешность самостоятельного применения знаний, формирования умений и навыков в профессиональной сфере, оперативно осваивать новшества и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства, обеспечивать саморегуляцию поведения и добиваться трудовых успехов.

    Профессиональное самоопределение

    Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, является основой самоутверждения человека в обществе. Профессиональное самоопределение человека, - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор. Выделяет четыре периода процесса профессионального самоопределения [Никифоров, 1991]:

    1. Возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда (старший школьный возраст). К 14-15 годам у девушек и юношей уже сформированы определенные знания о профессиях, складывается избирательное отношение к одной или нескольким из них. Происходит переоценка учебной деятельности, в зависимости от профессиональных намерений меняется мотивация.

    2. Профессиональное образование и подготовка как основа выбранной профессии;

    3. Профессиональная адаптация, характеризующаяся самостоятельной трудовой деятельностью, формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

    4. Самореализация в труде (частичная или полная) - выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

    Четвертый период (самореализации человека в труде) в свою очередь может быть представлен как последовательность трех составляющих его стадий:

    а) Стадия первичной профессионализации - характеризуется тем, что специалист осваивает и продуктивно выполняет нормативно одобряемую деятельность, определяет свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений.

    б) Стадия вторичной профессионализации. Ее особенностью является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присуща социально-профессиональная позиция, устойчивая профессиональная самооценка.

    в) Стадия профессионального мастерства характеризуется творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации.

    Таким образом, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Выбор профессии является одним из важнейших событий в жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с социальным опытом личности, и процесс профессионального становления простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни человека. Профессия, выступая, с одной стороны, в качестве существенной части образа жизни, является важным средством достижения желаемого образа жизни.

    Психологи полагают, что переход от одной стадии процесса профессионального становления к другой сопровождается определенными кризисами. Выделяют следующие возможные кризисы профессионального становления личности [Зеер, Сыманюк, 1997; Зеер, 2003]:

    1. На стадии формирования профессиональных намерений проявляется столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11 классах, переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного образования. Ядро кризиса состоит в необходимости выбрать способ получения профессии. Исследования показывают, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированный на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

    2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными учебными дисциплинами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией. Возникающий кризис, называемый также кризисом ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт.

    3. После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Кардинально изменяется ситуация профессионального развития: новый разновозрастный коллектив и социально-профессиональные ценности, иные социальная роль и иерархическая система производственных отношений, принципиально новый вид деятельности - профессиональной. Несоответствие, несовпадение реальной профессиональной действительности со сформированными ранее представлениями и ожиданиями молодого специалиста вызывает кризис профессиональных экспектаций [Зеер, Симанюк]. Этот кризис проявляется в неудовлетворенности человека уровнем организации и содержанием труда, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

    Возможны два варианта разрешения кризиса:

    а) конструктивный (активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы);

    б) деструктивный (увольнение, смена специальности, неадекватное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).

    4. Следующий кризис профессионального становления личности может возникать на завершающей стадии первичной профессионализации, после 3-5 лет работы. На этом этапе у человека возникает неудовлетворенность профессиональной жизнью, протест против инерции его профессионального развития. Осознанно или неосознанно личность начинает испытывать потребность в дальнейшем профессиональном росте. При отсутствии его перспектив у личности возникает внутренний дискомфорт, психическая напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

    Возникший кризис профессионального роста может временно компенсироваться досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из своей профессии. Однако такое разрешение кризиса нельзя считать продуктивным. Авторы подхода к исследованию кризисов профессионального развития Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк считают, что снять конфликт можно путем введения аттестации и присвоения исполнителю новой профессиональной категории.

    5. Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит к вторичной профессионализации. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной действительности, и ведущей деятельности. Однако стабилизация всех сторон профессиональной жизни приводит к профессиональной стагнации, т.е. к застою, остановке в развитии личности, смирению и профессиональной апатии. Профессиональная стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.

    На стадии профессиональной стагнации, когда специалист существует за счет достижений прошлого, эксплуатации выработанных стереотипов, канонизации собственного опыта, наблюдается снижение профессиональной активности, прекращение профессионального роста личности, невосприимчивость человека к новому. Стадия профессиональной стагнации сопровождается разного рода негативными реакциями (агрессия, депрессия) и постепенным (а иногда резким) ухудшением психического и физического здоровья.

    С другой стороны, качественное и продуктивное выполнение деятельности во многих случаях приводит к тому, что личность как бы «перерастает» свою профессию. Усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я - концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения.

    Возможные варианты выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность, которая может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный, либо качественно новый, инновационный уровень выполнения деятельности. Один из продуктивных вариантов - переход на следующую стадию профессионального становления, стадию мастерства.

    6. На стадии мастерства возможно возникновение кризиса нереализованных возможностей, выражающегося в глубокой неудовлетворенности специалиста собой. Конструктивный выход из этого состояния - новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная деятельность. Деструктивные варианты разрешения кризиса - противоправные действия, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия, развитие профессиональной деформации.

    7. Последний кризис в логической цепочке профессионального становления и жизни человека обусловлен его уходом из профессиональной жизни. При достижении определенной возрастной границы человек уходит на пенсию и переживает кризис утраты профессии. Уже предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с усвоением новой социальной роли и норм поведения. Уход на пенсию означает сужение поля контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья.


    Профессия (лат. professio , от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющихся обычно источником существования . В прежней системе с плановой экономикой профессионалами считались квалифицированные специалисты ; это были по сути тождественные понятия. Теперь, в условиях рыночной экономики, понятие «профессионал» включает не только владение на высоком уровне информационными и деятельностными компонентами выбранной специальности, но и умение побеждать в свободной конкурентной борьбе за оплачиваемое рабочее место. Нужно заметить, что профессией нередко называют род занятий, который служит основным источником дохода человека. В этой связи, как подчеркивает Г. В. Суходольский, профессиональной может быть и нетрудовая деятельность [Суходольский, 2008, с. 17].

    Институционализация профессии - это процесс возникновения и развития системы общественных механизмов, обеспечивающих стандартизацию, регламентацию и контроль как самой деятельности представителей данной профессии, так и социального воспроизводства профессиональной группы в целом.

    Футурологи предсказывают, что в наступающем веке перемена труда (в том числе по указанным причинам) получит еще большее распространение. Это определяет необходимость получения сегодня такого образования, которое допускает широкий спектр специализаций и подготавливает к гибкой смене рода занятий.