О посте тех, кто не совершает намаз. Является ли человек, не совершающий намаз кяфиром (неверным)

Известен достоверный хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Мусульманина от немусульманина отличает совершение намаза, и тот, кто его оставляет, выходит из религии». Все последователи Сунны признают этот хадис, но между ними есть серьезное разногласие в применении этого хадиса к отдельным людям.

К сожалению, некоторые мусульмане, вооружившись этим хадисом, торопятся в самостоятельном рассуждении, кого считать верующим, а кого – неверующим. Простым мусульманам этого делать нельзя ни в коем случае, ибо выносить постановление о конкретном человеке, не читающем намазы, может только грамотный ученый. Именно ученый может решить, к какой из следующих категорий относить того или иного человека.

Люди, оставляющие молитву, бывают четырех видов:
1) Люди, не читающие намаз и при этом отрицающие его обязательность.

2) Те, кто оставил намаз по забывчивости.

3) Те, кто оставил намаз, признавая его обязательность, но отказывающиеся его выполнять из-за своей неприязни к вере, к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует.

4) Оставляющие молитву из-за лени, халатности или занятости какими-либо мирскими проблемами, но вместе с тем, что они признают ее обязательность.
1. Что касается первого вида людей:
Такой человек выходит из Ислама в соответствии с контекстами Корана и Сунны и единогласного мнения ученых.
Сказал Ибн Джаззи Аль-Малики: «Если человек оставил молитву, отрицая ее обязательность, то он стал немусульманином согласно единогласному мнению ученых» Аль-Фикху каунин, 45.

Сказал Уазир ибн Хабира: «Ученые единогласны в том, что тот, на кого возлагается обязанность молиться, и он отрицает ее обязательность, то он стал немусульманином, заслуживающим наказания» Аль-Ифсах, 101/1
Но есть один нюанс. Это постановление касается тех, кто вырос среди мусульман. А что касается того человека, который вырос в отдаленном от мусульман месте или недавно вошедший в Ислам и не узнавший о постановлениях религии, то для них есть оправдание.
2. Что касается второго вида (оставивший молитву по забывчивости).
Сказал аль-Хаттаби: «Что касается такого человека, то он не становится кафиром по единогласному мнению ученых» Ма’алим сунан, 45/7
3. Что касается третьего вида людей, то про них ученые сказали: «Человек, признающий обязанность молитвы, но отказывающийся ее соблюдать из-за высокомерия или ненависти к Аллаху и его посланнику да благословит его Аллах и приветствует, говоря: «Да, я знаю, что Аллах сделал ее обязательной для мусульман», тот он также становится немусульманином по единогласному мнению исламских ученых».
Примером этого случая может являться в первую очередь Иблис: ему было приказано сделать земной поклон (саджда), но он отказался и проявил высокомерие.

Другой пример – Абу Талиб. Он признавал правдивость посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не последовал за ним, боясь упреков своего народа.
Как сказал Всевышний: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Сура «Ан-Намль», аят 14).
4. И наконец, четвертый вид людей, т. е. те, кто оставляет молитву из-за лени, халатности или из-за занятости мирскими проблемами.
Таких людей сегодня больше всего. Каждый из них говорит: «Я знаю, что намазы нужно читать, я верю, что это обязательно, но у меня нет времени (или: я не успеваю, я не могу на работе выделить для намаза время и т.д.)

Вот что говорили ранние ученые о них.

Как сказал имам Суфьян ибн ‘Уйайна: «Тот, кто оставит один из столпов веры (из высокомерия), то он перестанет быть мусульманином, но тот, кто оставит молитву из-за лени или халатности, то о нем мы говорим, что это верующий человек с неполным иманом» (Аль-Аджурри, Шариа, с.104).
Об этом же сказал имам Абу ‘Усман Сабуни, да помилует его Аллах, в своей книге «Вероубеждения предшественников и последователей хадисов».

Подробнее можете вернуться к следующим источникам:
«И’тикъаду аимматиль аль-хадис», 65-66 стр., шейха Исма’или
«Ибанату ссугра» шейха Ибн Батта, 183 стр.
«Таъзыму кадри салят», шейха Марвази 2 т., 956 стр.
«Рисаляту уафияту ли мазхаби ахлю-суннати филь и’тикад уа усулю ддиянати» шейха Абу ‘Амра ад-Дани, стр. 177-248
Таким образом, большинство ученых-последователей Сунны придерживаются следующего мнения о человеке, не читающем намазы из-за каких-либо мирских причин (лень, халатность, занятость и т.д.): этот человек не совершил тот вид неверия, который выводит из Ислама. При этом такой человек совершил большой грех за то, что пропустил намазы. На этом мнении ряд ранних мусульманских ученых как Макхуль, аз-Зухри, Хаммад ибн Зайд, Уаки’, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи’и. Также это мазхаб у ханафитов, маликитов, шафи’итов. Кроме того, некоторые ханбалиты также посчитали это мнение более правильным, как Ибн Кудама.

Доводы .

Очень много доказательств приводят ученые в подтверждение своих слов.

В частности, это слова Всевышнего: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы ему придавали в сотоварищи и прощает остальное, помимо этого, кому пожелает» (Сура «ан-Ниса», аят 48).
Место доказательства: оставляющий молитву предоставляется желанию Аллаха, так как он не придал Аллаху сотоварищей. Поэтому он не выходит из Ислама.
Также слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах сделал запретным Огонь тому, кто скажет «Ля иляха илля Ллах» (нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха) желая при этом лика Аллаха».
Место доказательства: в хадисе не сказано, что молитва является условием для спасения от Огня.
А самым сильным доводом этого мазхаба является хадис: «Приводится от ‘Убада ибн Самита, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай» (Хадис привел Малик в «Муатта»)
Этот хадис явно указывает на то, что тот, кто оставил молитву из-за лени или небрежности предоставляется желанию Аллаха. Это означает, что он является мусульманином, но никак не наоборот.
Этот хадис назвали достоверным многие ученые. Среди них: Ибн ‘Абдульбарр в «Тамхиде» (288-289/23), Навави в «Хуласа» (246/1), Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (203/12), Сахави, Суюти, Мухаммад Насыруддин и многие другие.

Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлёт им мир!

Абу Бакр Татарстани.

От редакции:

Хотелось бы отметить, что цель этой статьи заключается вовсе не в том, чтобы принизить важность намаза. Нет, ведь согласно хадисам, именно о намазе будет прежде всего спрошен человек в Судный день. Цель же этой статьи – опровергнуть укоренившиеся заблуждения о том, что мусульманами нужно считать только тех, кто читает намазы, а если кто-то не совершает намазов, то их нужно считать только немусульманами. Как мы увидели, в этом вопросе не все так однозначно, но есть множество подробностей. Поэтому такой серьезный вопрос нужно оставлять на решение большим ученым, а не заниматься «судейством» самостоятельно, решая, кого из окружающих людей можно называть мусульманином, а кого – нет.

К сожалению, именно вопрос отношения людей к намазу стал чаще всего использоваться для «такфира» — необоснованного обвинения мусульман в неверии и причислении их к немусульманам. Для того, чтобы не попадать в такфир, нужно усвоить две вещи:

Первая. Суждение о конкретных людях, не читающих намазы, должны выносить именно судьи (кадый) или замещающие их ученые, но никак не простые мусульмане.

Вторая. Прежде чем обвинить мусульманина в неверии, ученый (судья) рассматривает, обладает ли тот человек необходимыми знаниями в полном виде, не осталось ли у него неясностей, к какой категории людей он относится, не совершая намазы (из неприязни, из высокомерия, из халатности). Простые же мусульмане именно из-за отсутствия должных знаний не могут провести такую работу (разъяснение доводов, отвод возражений, разбор частных ситуаций) самостоятельно.

Поэтому всем нам не следует спешить, называя немусульманином лишь на том основании, что некий человек не совершает намазы. И еще раз взглянем на этот важный хадис: «Пять намазов сделал Аллах обязательными для своих рабов. Тот, кто их будет выполнять, не пренебрегая ни одним из них (то есть, не относясь легкомысленно к их правам), у того будет договор с Аллахом, что Он введет его в Рай. А тот, кто не выполнил их, то не будет ему от Аллаха договора, и если Он пожелает, накажет его, а если пожелает, введет его в Рай».

) и выплачивайте закят… » (Коран) (сура Аль-Бакара, аят 43)

Аллах сотворил всё. Великий и Всезнающий Аллах ничего не сотворил просто так, без мудрости и обязательств. Когда Всевышний завершил Своё предопределение, Он создал самое красивое и лучшее творение – это человек.

Каждый раз, когда народ забывал Творца и сбивался от истинного пути, Аллах посылал увещевателя. И вот наконец появился Мухаммад (мир ему и благословение). Мухаммад (мир ему и благословение) – самый любимый из Посланников Всевышнего, обладавший особой степенью: ему был ниспослан в откровениях Коран. Творец возложил на Мухаммада (мир ему и благословение) и его общину пятикратную молитву (намаз ) как подарок и милость со Своей стороны, ибо Его раб пять раз в день имеет возможность предстать перед Могущественным Творцом.

Все пророки (мир им и благословение) приходили к разным народам с единобожием, с разными формами и временем поклонений, предписанных Аллахом для каждого из этих народов. Мухаммад (мир ему и благословение) же был послан ко всем людям, джинам и ангелам, а значит, за ним должен следовать каждый.

Однако человек со временем начал слабеть верой и забывать Творца, оставлять предписания религии, обязательную молитву (намаз )… А ведь Намаз (ас-салят) – эта опора религии ».

Нередко человек готов чем угодно оправдать оставление намаза. Некоторые говорят: «Я никому не делаю плохое! » Но такого рода слова – всего лишь самообман. И этому есть несколько причин…

Во-первых : Всевышний создал человека для поклонения Ему, ибо в Коране сказано: «И не создал Я джинов и людей кроме как для поклонения Мне ».

Во-вторых : разве нельзя совместить несовершение греха и совершение молитвы? Стены без фундамента разве имеют нужную силу? Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, – это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то он опечалится и будет в убытке » (имам Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах, Абу Давуд, Насаи). Если хорошенько подумать, то каждый мусульманин осознаёт в глубине души, что все благие деяния совершает ради Всевышнего, боясь Его наказания и надеясь на милость Его. А Тот, ради Которого мы делаем наши благие деяния, повелел нам поклоняться Ему, совершая пятикратную молитву.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставил умышленно один намаз, встретит Всевышнего в гневе на него » (Баззар, Табарани). Ещё Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет греха тяжелее после многобожия, чем откладывание намаза… » (Табарани от Анаса, да будет доволен ими Аллах).

В одном селе жил очень праведный человек, которого сатана никак не мог сбить. Однажды сатана пришёл в облике путника в гости к этому человеку. И вот когда наступало время намаза , сатана отвлекал этого праведника. В итоге получилось, что праведник, не совершив за день ни одного намаза, лёг в постель. В это время путник начал быстро собираться, чтобы уйти. Праведник спросил: «Куда же ты, друг? » Дьявол ответил ему: «Из-за одного ослушания Аллаха сатана был изгнан из Рая, а ты за целый день ослушался Аллаха пять раз, не совершив ни одного намаза, и я боюсь, что наказание, которое обрушится на тебя, коснётся и меня тоже » (из книги «Дуррату Насыхин»). Мы видим, насколько тяжким грехом является оставление намаза, что даже проклятый сатана убежал от того, кто пропускает молитву. Представить тяжело, что же будет с тем человеком, который всю свою жизнь не совершал намаз, хотя знал про обязательность его совершения.

Умар сын Хаттаба (да будет доволен им Аллах) после смертельного удара саблей идолопоклонником, когда немного пришёл в себя, сказал: «…нет доли из Ислама тому, кто не совершает намаз… » (имам Малик).

Имам Аз-Захаби, да будет доволен им Аллах, сказал:

«1. Если человека от намаза отвлекло имущество, то он будет воскрешён с Каруном (которому имущество вскружило голову и сбило с истины).

2. Если человека от намаза отвлекло его правление, то он будет воскрешён с Фирауном (фараоном, который объявил себя богом).

3. Если человека от намаза отвлекла ответственная работа и высокие должностные полномочия, то он будет воскрешён с Хаманом (подчинённый Фараона и надсмотрщик над рабочими, которые обжигали кирпичи).

4. Если человека отвлекла от намаза торговля, то он будет воскрешён вместе с Убаю ибн Хальфом (торговцем и главой многобожников)» (Аль-Кабаир, 35 стр).

Передаётся, что женщина из народа Бану Исраиль (Израильтяне) пришла к Мусе (мир ему) и сказала: «О Посланник Аллаха! Я совершила очень тяжкий грех, и я каюсь перед Аллахом. Попроси у Аллаха, чтобы Он простил меня и смилостивился ». Тогда Муса (мир ему) спросил: «Какой грех? » – и она ответила: «О Пророк Аллаха! Я совершила прелюбодеяние, у меня родился ребёнок, которого я убила ». Пророк Муса (мир ему) крикнул: «Выходи отсюда, грешница, пока не обвалился огонь ада с небес и не сжёг нас из-за тебя! » Она в отчаянии ушла. В это время спустился ангел Джабраил (мир ему) и сказал: «О Муса! Господь спрашивает тебя: почему ты выгнал покаявшуюся?! Разве ты не знаешь того, кто хуже неё?!» Муса (мир ему) сказал: «О Джабраил, кто же это?!» Ангел ответил: «Оставляющий молитву » (имам Аз-Захаби).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда ребёнку исполнится семь лет, повелевайте ему совершать намаз, а когда исполнится десять лет, наказывайте ребёнка за пропуск намаза » (имам Ахмад, Абу Давуд и др.). Конечно, под наказанием не имеется в виду рукоприкладство, наносящее травмы и раны ребёнку. В чём же мудрость такого повеления Пророка (мир ему и благословение)? В том, чтобы ребёнок уже с детства, до наступления полового зрелости, понимал серьёзность и обязательность совершения намаза и привык к её совершению.

Некоторые взрослые порой говорят: «Мои дети маленькие, мне жалко» или «они ещё не способны понять», – однако, когда нужно отправить того же ребёнка в магазин за хлебом или даже за сигаретами, родителям не бывает жалко и они не думают, что дети маленькие. Или когда дети ходят в компьютерные залы, разговаривают нецензурными словами, – оказывается, они даже очень понятливые. Не нужно обманывать самих себя!

Ребёнок – это чистый подарок Аллаха, которого Он дал на сохранение и воспитание родителям, ещё один маленький раб Аллаха, за которого отвечают родители.

Намаз является тем, что отличает мусульманина от немусульманина. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Разница между нами (мусульманами) и неверными – это намаз. Кто оставил намаз – стал неверным » (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, Насаи, ибн Маджах). Есть хадис: «Разница между рабом (Аллаха) и неверным – оставление намаза » (имам Ахмад, имам Муслим и др.).

Из-за большого количества таких хадисов у учёных появились разные мнения по вопросу впадания того, кто не совершает намаз, в куфр (неверие). Однако великие учёные, основатели мазхабов – имам Малик, имам Аш-Шафи, имам Абу Ханифа, а так же, по одному из более весомых мнений имама Ахмада – считают, что человек, не совершающий намаз, не впадает в куфр, но совершает тяжкий грех. Однако долгое время оставление намаза может привести человека в куфр.

Как известно, на территории Российской Федерации в основном проживают последователи мазхабов имама Аш-Шафии и имама Абу Ханифы. Согласно их мазхабам, человек, не отрицающий обязательности намаза, но не совершающий его, не впадает в неверие, а становится грешником.

Аллах милостив ко всем в этом мире, и к тем, кто по халатности не совершал молитву. Пусть обратятся они к Аллаху с просьбой о прощении и начнут совершать все намазы.

Да поможет нам Аллах. Амин!

Каковым будет положения человека, сознательно оставляющего намаз в будущей жизни?

Ответ:

Отрицание того что намаз является фардом (обязательным) делает человека кяфиром (неверным), а оставление намаза по причине ленивости делает человека фасиком (грешником)

Намаз (молитва) является второй по значимости основой ислама после имана (веры) и не может быть и речи о его оставлении. Поскольку отрицание обязательных предписаний ислама является куфром (неверием), отрицание обязательности намаза также является неверием. Именно по этой причине человек, не верящий в обязательность намаза, не является мусульманином. Ислам запрещает не только вступать в брак с таким человеком, но и есть зарезанное им животное. Но если человек не отрицает обязательность намаза, но не совершает его по причине ленивости, он считается грешным мусульманином. По исламскому фикху (праву) такой человек подвергается наказанию, поскольку считается виновным. В ханафитском праве такой человек приговаривается к тюремному заключению до тех пор, пока тот не покается и не начнёт заново совершать намаз. А в шафиитском праве человек, настаивающий на несовершении намаза если не покается в этом, приговаривается к смертной казни.
Умышленное оставление намаза является причиной мук и мучений и в этой и в следующей жизни
Имеется единодушие в том, что намаз является фардом (обязательным) для всех психически здоровых людей достигших полового созревание и очистившихся от месячных крововыделений. Вот что сказано в Благородном Коране о последствиях несовершения намаза:
«В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.» (Завернувшийся, 40-43)
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло), кроме тех, которые раскаялись, уверовали и поступали праведно. Они войдут в Рай, и с ними нисколько не поступят несправедливо.» (Марйам, 59-60)
«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам.» (Подаяние, 4-5)
Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Тот, кто умышленно оставляет намаз, лишается покровительства Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).» (Ахмад бин Ханбал)
«Тот, кто оставляет послеполуденный намаза лишается всех благих деяний, который он совершил.» (Бухари, Насаи)
В хадисе переданным Убадой бин эс-Самитом (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Аллах дал слово, что возьмёт в Рай тех, кто совершают пятикратный намаз наилучшим образом и не относятся к намазу небрежно. Но для тех, кто не совершают намаз, нет такого слова. Если Аллах пожелает наказать их, Он подвергнет их мучениям. Если же Аллах пожелает простить их, Он дарует им прощение.» (Абу Давуд)
В хадисе переданным Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) говорится:
«Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенный, то человек обрадуется и будет иметь успех, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами. А потом то же самое будет сделано и для других фардов (обязательных предписаний).» (Тирмизи, Ибн Маджа)
Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза
Досточтимый Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Между человеком и ширком (приобщением к Всевышнему сотоварищей) находится оставление намаза» (Муслим, Тирмизи, Абу Давуд)
В другом хадисе Тирмизи и Абу Давуда сказано: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
Досточтимый Бурайда (да будет доволен им Аллах) передаёт:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Договором между мной и ими (лицемерами) является намаз. Тот, кто оставит его впадёт в куфр (неверие).» (Тирмизи, Насаи, Ибни Маджа)
Абдуллах Ибни Шакик передаёт:
«Сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение) из всех деяний только на оставление намаза смотрели как на куфр (неверие).» (Тирмизи)
Навави:
Навави сообщает, что богословы дают четыре разных толкований хадису: «Между рабом и куфром (неверием) находится оставление намаза»
1-Человек оставивший намаз заслуживает наказания кяфиров (неверных) и этим наказанием является смерть.
2-В хадисе говорится о тех, кто считает дозволенным оставление намаза.
3-Человек оставивший намаз впадает в куфр (неверие)
4-Действие оставление намаза является действием кяфиров (неверных)
Намаз защищает человека от неверия. Человек, оставивший намаз оставляет признак, отличающий его от неверных, и по этой причине внешне может считаться неверным. К тому же оставление намаза может стать причиной того что человек может совершить ошибки в результате которых он может впасть в неверие. Ведь недаром говорится, что каждый грех приближает человека к куфру (к неверию). (Кутуб-и Ситте)
Первое, за что будет отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный)
Абдуллах бин Курт (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первое, за что раб даст отчёт из деяний в День Суда, - это намаз (обязательный). Если намаз будет совершенным, будут совершенными и другие его деяния, а если намаз будет неполноценным, будут неполноценными и другие его деяния.» (Табарани)
Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Первым деянием, сделанным Аллахом фардом (обязательным) для людей в религии является намаз, последним (в конце времён от религии) что останется, будет намаз, первое, за что будет отчёт (из деяний в День Суда) будет намаз (обязательный). (В Судный День) Аллах прикажет (ангелам) «Посмотрите на намаз Моего раба!» Если намаз будет совершенный, то будет написано что намаз совершенный, а если намаз будет неполноценный, то будет сказано: «Посмотрите, имеется у ли этого человека намазы нафила (добровольные намазы)?» Если человек имеет добровольные молитвы недостаток в фардах (в обязательных намазах) будут восполнены добровольными намазами.» (Абу Йала)
Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передает, что Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Намаз является ключом от Рая» (Дарими)
poznayteislam.

Намаз – это второй столп Ислама после шаhады, то есть после того, как человек уверовал, что нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад –посланник Аллаhа, он обязательно должен совершать намаз пять раз в день.

У намаза много достоинств. Всевышний Аллаh говорит в Кур"ане: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» . Священный Коран 29:45

А неисполнение намаза является пренебрежением приказом Аллаhа и великим грехом.

К сожалению, этот великий грех сейчас получил широкое распространение среди людей. Люди носят мусульманские имена, считают себя мусульманами, но не совершают намаз пять раз в день. Они думают, что делают какое-то мелкое прегрешение, однако они совершают великий грех, подобный воровству, прелюбодеянию, убийству. Этот грех пренебрежение намазом может привести их в Ад. Аллаh говорит о том, как обитатели Рая будут спрашивать у тех, кто испытывает мучения в Аду: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они ответят: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» . Священный Коран 74:42-43

Однажды мы совершали призыв к Исламу среди мусульманского населения в одном из посёлков Беларуси. И когда мы спрашивали группу людей: «Почему вы не совершаете намаз? Почему не молитесь?» Ответ был поразительный: «Мы не грешим, поэтому нам не надо молиться». Абсурдность этого выражения состоит в том, что если человек не делает намаз, то он уже является большим грешником. После этого мы пытались объяснить ошибку этих людей, и, может быть, Аллаh выведет их на Прямой путь.

Кроме того, надо знать, что если человек не делает намаз, то вообще является сомнительным мусульманин он или нет. «Передают со слов Бурайды, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В основе договора между нами и ими лежит молитва, а тот, кто отказывается от неё, впадает в неверие» . (Этот хадис приводит Ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис»)

«Сообщается, что последователь сподвижников пророка Шакик ибн «Абдуллаh (Да помилует его Аллаh!), сказал: «Сподвижники Мухаммада не считали проявлением неверия отказ ни от какого дела, кроме молитвы». (Этот хадис с достоверным иснадом приводит ат-Тирмизи) »

Учёные разошлись во мнениях, считается ли неверующим человек, не совершающий пять раз в день намаз. Одни считают, что он кяфир (неверующий), другие считают, что он фасик (грешник). Поэтому я обращаюсь к каждому присутствующему: если вы пренебрегаете выполнением намаза 5 раз в день, то есть сомнение – являетесь ли Вы мусульманином! ««Абдуллаh ибн «Умар (Да будет доволен Аллаh им и его отцом!) передаёт слова посланника Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «У человека, не берегущего свой намаз, не остаётся ни света, ни доказательств, ни спасения. В Судный день такой человек будет рядом с Каруном, Фир«аўном, Хаманом и Убай бин Халяфом».» (Этот хадис приводят Ахмад и Ад-Дарими) »»

Человек, не совершающий намаз, лишается милости и награды Аллаhа. «Передают со слов Бурайды, что Посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тщетными окажутся дела того, кто не совершает намаз Аль-«Аср» .» (Этот хадис приводит Аль-Бухари)

И первым делом, которое будет спрошено у людей в Судный день – это их молитва. «Передают со слов Абу hурайры, что посланник Аллаhа (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в День воскресения расчёт с рабом Аллаhа прежде всего будет произведён за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в том, что касается выполнения этой его обязанности обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет: «Посмотрите, есть ли у раба Моего что-нибудь, сделанное им добровольно, чтобы за счёт этого восполнить недостатки в обязательном», - а затем и со всеми остальными его делами поступят так же» . (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».)

Невозможно представить себе разочарование, стыд и отчаяние тех, кто придёт в Судный день без совершения намаза. Не дай Аллаh кому-нибудь оказаться в подобной ситуации.

Поэтому намаз надо делать постоянно, ради Аллаhа, быть смиренным в намазе. Не думать о мирских делах, не спешить. Надо молиться так, как будто видишь перед собой Аллаhа, ведь даже если ты не видишь Его, Он видит тебя. Всевышний Аллаh строго предупреждает тех, кто небрежен в своих молитвах: «Горе же молящимся, которые небрежны к своим намазам» . Священный Коран (107:4,5)

И очень важно вовремя совершать намаз. Даже если человек работает или занят другими делами, надо искать возможность уделить 5-10 минут своего времени выполнению этого важнейшего предписания Аллаhа, каковым является намаз.

Начиная с Адама (алейхи салям) в каждой религии существовало хотя бы одно время молитвы. Общине пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) намаз так же был вменен в обязанность. Хотя сам намаз и не является условием веры, но вера в его обязательность является частью имана.

В основе намаза лежит дуа и восхваления. В Исламе намаз, называется салят. Для каждого мукалляфа, то есть мусульманина, достигшего совершеннолетия и являющегося умственно полноценным, пятикратный намаз является персональной обязанностью (фард айн). Обязательность намаза подтверждается Кораном и сунной.

По единодушному мнению ученых ахлю-сунна, поклонение не является составной частью веры. Однако по поводу намаза существуют разногласия, так как в одном из хадисов говорится: «Верующего от неверующего отличает намаз».

Человек, который не признает обязательность намаза и не боится наказания за его невыполнение, является неверующим. Аллах Всевышний не вменил в обязанность намаз и пост для неверующих. Эти повеления обращены к верующим. Неверующие подвергнутся наказанию не за то, что они не совершали намаз и пост, а за то, что они не уверовали. В книге «Задуль-Муквин» говорится:

«Прежние алимы говорили, что тот, кто не выполняет пяти обязанностей, соответственно будет лишен пяти вещей :

  1. Тот, кто не выплачивает закят, не получит блага от своего имущества.
  2. Тот, кто не выплачивает десятину, не будет иметь баракята в доходах.
  3. Тот, кто не дает садака, не обретет здоровья.
  4. Тот, кто не делает дуа, не обретет желаемого.
  5. Тот, кто не совершает намаз, не сможет на последнем вздохе произнести слова шахады».

Совершение намаза подразумевает размышление над величием Аллаха и осознание собственной ничтожности. Человек, осознавший это, будет совершать только добро, не причиняя никому зла. Сердце того, кто пять раз в день предстает пред своим Господом, наполниться искренностью. Каждое движение, совершаемое в намазе, приносит пользу сердцу и телу. Совершение намаза в мечети, соединяет сердца верующих и укрепляет братские узы.

В одном из хадисов, упоминаемых в книге «Курратуль-Уйун», говорится: «На того, кто без причины не совершает намаз, Аллах нашлет пятнадцать бедствий. Шесть из них постигнут человека в мирской жизни; три – в момент смерти; три – в могиле; и еще три – при воскрешении.

Бедствия, которые постигнут человека в мирской жизни:

  1. В жизни того, кто не совершает намаз, не будет баракята.
  2. Такой человек будет лишен любви Аллаха.
  3. Он не получит вознаграждения ни за одно благодеяние.
  4. Его дуа не будут приняты.
  5. Никто не будет любить такого человека.
  6. Дуа мусульман за него не принесут ему никакой пользы.

Бедствия в момент смерти:

  1. Он отдаст душу тяжело и страдая, будучи опозоренным.
  2. Он умрет голодным.
  3. Сколько бы он не пил, он умрет, испытывая сильнейшую жажду.

Бедствия в могиле:

  1. Могила так сильно сдавит его, что его кости зайдут друг за друга.
  2. Его могила наполнится огнем, который днем и ночью будет жечь его.
  3. Аллах создаст в его могиле огромную змею, которая не будет похожа на земных змей. И эта змея станет жалить его каждый день, во время наступления каждого намаза.

Бедствия в судный день:

  1. Ангелы наказания постоянно будут с ним.
  2. Аллах встретит его с гневом.
  3. Его отчет будет очень тяжелым, и он будет брошен в огонь Ада».

Что надо делать, если ленишься научится намазу:

Если Вы не знаете суру «аль-Фатиха», можете вместо неё читать те молитвы, которые знаете, например: ля иляха илля-лЛах, субханалЛах и т.п., читать их нужно столько раз, чтобы количество букв, из которых они состоят было не менее, чем в суре «аль-Фатиха» (алхам) или «Ташаххуд» (ат-тахиййят). Если вообще ничего не знаете, то достаточно молча простоять столько времени, сколько требуется для чтения «аль-Фатихи» (секунд 15) и «ташаххуда» (секунд 30).

Если в Вашем населённом пункте есть мечеть, сходите туда, там Вас обязательно научат, не бойтесь и не стесняйтесь!

С точки зрения психологии:

Первое, на что Вам следует обратить особое внимание, так это на сам факт появления у вас таких мыслей и желаний. Это уже первый и очень значительный шаг, поскольку он показывает Вам, в каком направлении продвигаться и какими именно вопросами стоит задаваться. Но вместе с тем, недопустимо будет просто довольствоваться тем, что Вы осознали необходимость совершения обязательной молитвы.

Для начала можете составить список основных причин, по которым Вы откладываете совершение молитвы. Это может быть просто список в уме, а лучше написать его на листочке. Дело в том, что когда визуально увидите то, что Вас удерживает, Вам будет легче распределить свои силы. Кроме этого, составьте и другой список, в котором перечислите всё, что обретёте, начав совершать молитву. Кроме главного мотива (соблюдение религиозных предписаний) Вы, как минимум, избавите себя от постоянных терзаний и сомнений. Это очень важно, поскольку, откладывая каждый день, Вы всё больше и больше будете корить саму себя. Да и с практической точки зрения, это намного лучше для Вас, потому что, совершив молитву, обретёте душевный покой и уверенность в себе.

Очень важно усвоить мысль о том, что «завтра», по сути, никогда и не наступит, другими словами, откладывая на потом, вы так и останетесь ни с чем.

В заключение хотелось бы повторить, что пятикратный намаз является фардом для каждого мусульманина. Невыполнение намаза будет причиной того, что человек уйдет из жизни без веры. Тогда как совершение намаза становится причиной наполнения сердца нуром, и обретения человеком вечного счастья. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз – это свет ».

Некоторые этнические мусульмане задаются вопросом: "Зачем вообще быть мусульманином, если я ленюсь соблюдать молитвы, пост и закят, и я все равно попаду в Ад"? У человека зарождается чувство безнадежности . Хочется им сказать: мусульмане , даже, если они не совершали намаз при жизни, после Судного Дня, отбыв в аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в аду навечно. Следовательно, положение верующих во Всевышнего людей после смерти будет несомненно лучше, чем участь неверующих и лицемеров.