Классный час ребенок ведомый на одноклассниках. Классный час: Обида. группа. Приём «Ассоциативный ряд»

Классный час 6 «б» класса

«Мои одноклассники»

Цель: способствовать развитию умения понять другого человека, установлению доброжелательных отношений между учащимися, воспитанию чувства коллектива.
Форма проведения: этическая беседа.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Сегодня мы постараемся внимательнее присмотреться к своим одноклассникам и по-новому откроем их для себя. А поможет нам романтическая сказка. Как вы думаете, почему?
(Предположения детей.)
Да, в сказке случаются чудеса, ее герои предстают в неожиданном, иногда преображенном виде. В их поступках и словах ярко проявляется суть человека. Итак, мы отправляемся в сказку.
(По мере чтения сказки идет сопоставление героев сказки с ребятами из класса.)
Сказка про охотникаВ некотором царстве, в некотором государстве жил-был охотник.
- Каким вы хотели бы видеть этого охотника? Каких ребят из класса вы могли бы выбрать на эту роль? Почему?
Охотник был молод, добр, весел и, хотя жил небогато, никогда не унывал, щедро делился тем, что имел, с любым, кто нуждался в его помощи. И вот однажды, увлекшись охотой, он слишком далеко углубился в лес и оказался в дремучем лесном царстве. Кругом стояли какие-то застывшие деревья, неподвижной была трава, как бы окаменевшие кустарники. Солнце не пробивалось сквозь чащу, а лесные тропы были окутаны тенью и холодом.
Охотнику стало не по себе и, хотя он был смелым человеком, захотелось быстрее очутиться в более приветливом месте. Но он не знал дороги назад, да и ноги как-то не слушались, невольно несли его дальше по этому странному лесу. Проплутав несколько часов и отчаявшись выбраться, он вдруг неожиданно оказался на большой поляне, где отдыхало огромное стадо лесных жителей. Но стадо тоже было странным: львы, тигры, волки, лани, лисицы, зайцы и многие другие животные разных стран и континентов находились вместе, мирно расположившись на одной полянке. И сами эти животные тоже были необычными. Какое-то страдальческое, тоскливое выражение объединяло их, в их позах чувствовалась грусть и безнадежность.
Охотник почувствовал, что не может убить ни одного из этих животных, хотя очень голоден. Пытаясь объяснить себе свое чувство, он вышел на поляну. Звери тотчас же почувствовали пришельца и мгновенно обступили его. Но в их намерении не было враждебности. Охотник ощутил какую-то затаенную мольбу в выражении их глаз, обращенных к нему. Здесь определенно хранилась какая-то тайна, которую очень важно было разгадать. Он присел на холм и, напряженно всматриваясь в глаза животных, стал сосредоточенно думать. И вот в мыслях мелькнул давно забытый рассказ деда о чудовищно злом чародее, который все живое превращает в застывшие образы, а людей - в животных. Беспощаден этот чародей, он не терпит в жизни добра. Никому не удавалось видеть его, только следы его зла, и никто не знает тайны противодействия этому злу.
- Так вы - люди! .: с ужасом вырвалось у охотника.
Звери печально нагнули головы, и охотнику показалось, что у них яснее обозначились человеческие черты. Он стал напряженно всматриваться, силясь угадать и разгадать лицо и облик человека в каждом из зверей. Вот в облике зайчика лукавая, веселая, с озорным блеском глаз, вероятно, добрая и нежная девушка...
- Кто, ребята, из ваших одноклассниц похож на этот образ? Что вы можете добавить, как расширить характеристики названных девочек? Помогите охотнику, от этого зависит исход сказки.
Вот немножко угловатый, но очень славный своей душевностью паренек в образе лося.
- А здесь, каких бы ребят вы назвали? Почему? Расскажите о них подробнее.
Сильный, смелый, мужественный, но несколько суровый человек виделся охотнику в глазах тигра.
- Кого бы из одноклассников назвали здесь? Почему?
Легкая, стройная и красивая девушка подразумевалась в высокой лани. - Кто из одноклассниц похож на этот образ?
Как только охотник мысленно представил облик последнего животного, произошло неожиданное: звериные головы превратились в человеческие лица. Какая радостная встреча произошла на поляне, и какая грусть раздирала сердце охотника! Ведь люди не окончательно обрели человеческий облик, у них появились только лица и возможность говорить. Но нельзя же жить в образе человека-зверя, надо искать спасения от заклятия чародея. Всю ночь проговорили спаситель и спасенные на поляне диковинного леса. Каждый рассказал свою историю, поведал, что знал о тайнах колдовства.
- Кто хочет включиться в сказку и, выбрав для себя образ, поведать «свою» историю?
(Если такие ребята найдутся, надо обязательно дать им возможность высказаться. Это позволит детям открыть новое в одноклассниках.) - А кто хочет рассказать о тайнах колдовства? (Когда ребята выскажутся, сказка продолжается.)
Всем стало ясно: чтобы окончательно исчезли чары, их спасителю предстоит еще трудный и сложный путь. Но охотник теперь знал, что делать, и понимал, что он уже не один. Его не оставят в беде. А беда могла случиться. Ему предстояло пройти ночью по узкой тропинке этого страшного леса далеко вглубь, во владения злого чародея. На этом пути его подстерегали злость, коварство, жестокость невидимых слуг хозяина леса. Они оберегали дорогу вершине крутой горы, где в глубокой пещере в специальном углублении ила чудесная раковина. В полночь ее створки под удивительно мелодичный звук окружающих колокольчиков раскрывались, и взору представлялась прекрасная маленькая жемчужина, лучи которой освещали все вокруг ласковым голубым сиянием. В сиянии жемчужины заключалось все доброе начало "жизни. Лучи ее были живительны и могучи, они разрушали злое колдовство и давали победную силу добру. Жемчужину невозможно уничтожить, она сильнее любой силы зла, потому и старался сделать ее недосягаемой для людей чародей. Свет этой жемчужины только и мог разрушить колдовство. И охотник двинулся по заветной тропинке вперед, к этому свету, в окружении жаждущих спасения зверей-людей.
На пути вырастали стены, низвергались водопады, зияли пропасти, чавкали болотные топи. Но здесь все были за одного и один за всех, они верили, друг другу и спешили на помощь. И их единство победило: в стенах пробивались дыры, перед водопадами они сами превращались в плотную стену и преодолевали их, над пропастью воздвигался мост, в болотной топи находился след. И в гору ступенями послужили охотнику его спутники. Вершина горы была уже недосягаема для чародея. Там действовала сила жемчужины, и всем, кто остался внизу, уже не страшен был чародей. Во что бы ни превратил он их, охотник разрушит чары.
Когда раздалась мелодия колокольчиков, раскрылись створки раковины, все засветилось голубым светом. Охотник бережно взял жемчужину, поднял ее, и добрый свет осветил далеко все вокруг. Пало злое колдовство, уничтожен был силой добра чародей. Стало светло, как днем, лес ожил, обретшие свой человеческий облик люди смеялись, обнимались, ликовали. В лучах добра всем было радостно, легко.
- Ну, как вам наша сказка, ребята? Как известно, «сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А какой урок? (Ответы детей.)
Да, ребята, вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного, надежно, радостно, легко. Мы всегда с вами должны думать о классной дружбе. Ведь в коллективе очень тесно переплетаются, идут вместе такие понятия, как «я», «ты», «мы». Почему, как вы думаете, ребята? Давайте проведем своеобразное интервью.
(Желающие выходят к учительскому столу (их должно быть не больше 5-6 человек). Им задаются любые вопросы о классной жизни, о. проблемах в классе, в отношениях. Если ученики не сразу смогут включиться в такое интервью, учитель может помочь им.) Итак, ребята, наш коллектив представляет собой дружное «мы» которое действует, решает и представляет единое отношение ко всему, с чем мы сталкиваемся в нашей коллективной жизни. Но это «мы» состоит из очень разных «я». И каждое «я» стремится помочь «мы» стать крепче, сильнее, ярче и интереснее. Так? Поэтому каждое «ты» находится всегда вместе с «я» И вливается в общее «мы». Согласны?
Давайте подумаем над следующими ситуациями.
Ситуация 1
К конкурсу песни класс готовился тщательно и долго: делали костюмы, репетировали. В день конкурса не пришли 5 человек. .
- Как вы считаете, по какой причине могли отсутствовать ребята?
- Какие переживания выпали на класс, а также - на долю тех, кто отсутствовал?
- Как произойдет встреча этих ребят с коллективом?
Ситуация 2
В классе шла подготовка к концерту. Ребята - многое придумывали сами и, чтобы каждый мог принять участие в каком-то деле, вывесил красочное объявление с программой
и с приглашением каждому включиться в работу. Сережа очень хотел показать на концерте фокусы, но постеснялся записаться. На концерте он не выступал.
- Чего не учел коллектив?
- Что можно посоветовать Сереже?
Вывод: мы должны не забыть каждого, проявить внимание к каждому. Не забыть ничье (Рассуждения детей.)
«я» - долг «мы».
Ситуация З
Петя с Колей дружили. Они всегда бывали вместе, помогали друг другу и радовались успехам товарища. И вдруг поссорились. Ребят попытались выяснить причины И помирить их. «Какое ваше дело?» заявил Петя на вопросы ребят. А Коля молча отвернулся.
- Правы ли мальчики?
- Что может сделать коллектив?
(Рассуждения детей.)
Вывод: лезть с расспросами не всегда удобно и тактично, а вот придумать какие-то ситуации, которые помогут помириться ребятам, класс может. Это могут быть совместные поручения. общее дело, в котором оба будут участвовать, или какое-то групповое общение, которое поможет мальчикам установить контакт.
Значит, ребята, «мы» должны всегда учитывать каждое «я», а наше «я» должно всегда помнить о «мы», - Объясните, как эту мысль раскрывает народная мудрость:
«Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга».
- Можно ли наш класс назвать коллективом?
- Почему?
А что вы скажете относительно высказывания В. Сухомлинского о том, что коллектив должен научить каждого школьника «по глазам, по движениям, по речи распознавать у окружающих людей горе и радость, огорчение и тревогу, беспокойство и смятение. Если не воспитать этого качества, человек вырастет бесчувственным чурбаном».
- Как вы считаете, можем ли мы каждого научить тому, о чем говорит В. Сухомлинский?
Давайте будем стремиться к этому, тогда в нашем классе всегда будут дружеские отношения.
Игра «Все вместе» .
На полу рисуется круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Для того чтобы усложнить задачу, можно предложить детям составить остров из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Игра «Аплодисменты по кругу»
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. У нас очень хороший класс, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а далее становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом.
Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из класса, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Такимобразом, игра продолжается, а овации должны становиться все громче и громче.
(Игра интересна тем, что, как правило, аплодисменты всего класса достаются детям, которые не являются лидерами в классе, чаще это отверженные.)

Беседа об умении строить взаимоотношения с окружающими

В нашем 5 классе, к сожалению, ребята часто обижают друг друга. Причем, почти каждый побывал и в роли обиженного и в роли обижающего. Эта проблема очень мешает жизни классного коллектива.

Для работы ребята распределились по 4 группам. Для того, что бы определить тему классного часа, ребята получили карточки со словами, из которых они должны составить фразу (Обида - несправедливо причиненное огорчение). Группа, первая выполнившая задание, прочитала определение.

Затем ребята получили задание продолжить фразу «Нам становится обидно, когда...» Вот такие ответы представили группы:

1. когда обзывают, ссорятся без причины, мешают заниматься делом, считают что мы хуже их.

2. нечестно обвиняют, ссорятся из-за пустяка, оскорбляют, смеются над нами.

3. говорят неприятные вещи, друзья оскорбляют, остаешься в одиночестве, завидуют твоим новым вещам, а не радуются с тобой вместе.

4. причиняют душевную боль, не хотят с тобой общаться, сплетничают про тебя, оскорбляют, не слушают твое мнение, предают тебя.

Я попросила ребят вспомнить ситуации, когда они сами обижали кого-то. На лицах ребят появилось смущение, было очень хорошо видно, что многим стало просто стыдно.

Следующим этапом нашей работы стал анализ ситуаций, в которых ребята обижают друг друга. Были взяты случаи, которые произошли в нашем классе, но, естественно, были изменены имена, завуалированы события.

Ситуация первая . В классе проводился вечер. Ирина Занозина очень ждала его, родители купили ей новое платье, и девочке очень хотелось его надеть. А покупали ей наряды не часто, так как, мама не работала, она сидела дома с маленькой сестренкой, а папа получал не очень большую зарплату.

Перед входом в кабинет Ирину встретил одноклассник: «Ну и вырядилась ты, Заноза».

Вторая ситуация. Алёне купили новую блузку, а подружка попросила девочку дать ей обнову, чтобы сходить завтра в школу. Алёна ответила: «Извини, но я сама в этой блузке в школе ещё не была, и вообще мне не нравится давать мои вещи другим». Подружка обиделась, подговорила своих одноклассников, и назавтра с Алёной никто не разговаривал.

Третья ситуация. В классе учился Витя. Он был худенький, невысокого роста, часто болел. А все остальные мальчики были выше и сильнее и при каждом удобном случае старались напомнить Вите об этом: «Эй ты, слабак », «Опять наш маленький простудился», «Посмотрите, он опять в тёплой шапке» и т.д.

Четвертая ситуация. У Лены был день рождения и тетя подарила ей красивую ручку. На следующий день девочка принесла ручку в школу и положила на парту перед первым уроком. А в это время мальчики затеяли беготню по классу и стали хватать всё, что попадало им в руки, и кидать друг в друга. Один из них схватил ручку и бросил её с силой, ручка упала на пол и переломилась пополам.

Нужно было проанализировать истории со стороны обижаемого и обидчика и предложить выход из конфликта.

В группах шла активная работа. Затем выступили по 3 человека от каждой группы. Ребята зачитывали свои ситуации. Затем очень справедливо и точно описали чувства и состояние каждого участника конфликта, каждая группа нашла достойный выход из сложившейся ситуации. Желающие из разных групп дополняли друг друга.

После этого я прочитала ребятам отрывок стихотворения.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих

Помоги ему, он твой друг.

Легче станет от слов твоих.

От тепла твоих добрых рук.

В конце мастерской я предложила ребятам на листочках написать советы одноклассникам, что делать, что бы не обижать других, а может быть извинится за обиды, нанесенные другим.

В классе наступила тишина, писали все, многие даже просили дополнительные листочки. Советы и извинения я предложила разместить на доске или передать лично в руки. Все листочки оказались на доске.

Ребята в тишине прочитали все работы. Я видела, как у многих теплели глаза, как некоторые обменивались улыбками, прощая прошлые обиды.

Почти все записки были с извинениями перед одноклассниками и учителями, часть записок была с подписями, часть - неподписанные (хотя в классе секретов нет, ведь почерки всем знакомы).

Несколько примеров:

Алёша Ж., извини, пожалуйста, что я когда-то смеялся над тобой, а ты был расстроен.

Юля, извини, пожалуйста. Я не хотела тебя обидеть. У меня просто вылетело. Знаешь, ты для меня самая лучшая подруга.

Девочки и все учителя! Извините меня за все мои неправильные поступки. Я не хотела причинить вам боль. Я знаю, как это плохо. Мне очень плохо, когда я в чём-то виновата. Я искренне извиняюсь.

Кристина! Извини меня за то, что я обозвал тебя на вечере.

Дима, извини, что я тебя обидел. Я просто был занят, а ты меня отвлек, из-за этого я начал тебя обзывать.

Кристина, извини за вчерашний вечер. Я была не права.

Надежда Анатольевна (первая учительница), простите нас за то, что мы иногда Вас подводим.

Если я кого-нибудь обидел, извините!

Чтобы скачать материал или !

Ирина Малахинская
«Я и мои одноклассники - одна команда!»

Цели :

Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике .

Подчеркнуть уникальность каждого участника.

Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Формировать позитивное отношение к другим людям.

Никто не может любить другого,

если до этого не полюбил себя.

Эразм Роттердамский

Необходимые материалы : листочки, фломастеры, музыкальное сопровождение, клубок ниток, мяч.

План проведения.

Участники садятся на расставленные по кругу стулья.

I. Вводная часть

Введение в проблему.

Необходимое время 5 мин.

Педагог-психолог : Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии.

Принимаются правила работы в группе :

1. В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство друг друга.

2. Правило искренности в общении.

3. Правило активности.

4. Правило умения слушать. Когда один говорит, все остальные его слушают.

5. Правило поднятой руки (если хочешь что-то сказать подними руку, если кто-то говорит, то все молчат).

Знакомство

Необходимое время 15 минут

Упражнение "Бейджик"

Разминка

Упражнение "Поприветствуй друга"

Ребята предлагаю вам поздороваться друг с другом в необычной форме :

Рукопожатие;

Плечиком;

Коленочками;

Головками;

Локотками;

Спинками.

Обсуждение :

Да ребята, доброе приветствие помогает установить дружественные отношения с собеседником, улучшить самочувствие в группе. А ведь без хороших друзей прожить просто невозможно!

Упражнение "Волшебный клубок"

Материал : клубок ниток.

Инструкция. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать нам о себе. Своем увлечении, хобби, ваш девиз по жизни и т. д.? Много ли у вас друзей? Цените ли вы своих друзей? Есть ли у вас лучший друг?

Меня зовут … и я очень … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок человеку, сидящему напротив).

Меня зовут Юлия Евгеньевна… Я педагог-психолог. Это значит, что я помогаю понять, что мешает достигать цели, и могу поддержать человека в трудной ситуации. Мне нравится работать с людьми, детьми, семьями, у меня есть много разных игр и упражнений для вас.

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с участниками обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их : «как вы думаете, почему мы составили такую паутину?» .

Посмотрите, какая у нас получалась паутина! А как вы думаете, благодаря чему или кому?

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться – в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение "Волшебное озеро"

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере» , вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы :

Как вы понимаете значение слова «уникальный» ?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог. Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна -единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность» . Давайте вслушаемся в это слово : «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность» .

Упражнение "Похвали себя и других"

Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать : «А кроме того, я.» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере : «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает : «А кроме того, я настойчивая, щедрая.» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

Рефлексия :

Что ты чувствовал (а, когда говорил (а) комплименты другим участникам?

Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?

Легко ли было похвалить себя?

Упражнение «Ты - молодец, потому что.» (10 мин.)

По кругу из рук в руки пускается мягкое игрушечное сердечко. Каждый, у кого в руках оказывается сердечко, обращается к герою по имени, говорит ему : «Ты - молодец, потому что.» – и называет какое-то положительное качество или полезное умение героя. В это время ведущий (психолог или классный руководитель) оформляет листок с солнышком, записывая все названные положительные качества ребенка на лучах солнца.

Ритуал прощания «Я желаю себе и другим.»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.

Вопросы ученикам :

Что вы узнали о понятии "толерантность"?

Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

Рефлексия :

"Волшебный мяч"

Что понравилось на занятии

Что не понравилось на занятии

Упражнения "Аплодисменты по кругу"

Инструкция : Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников . Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

г. Каменск-Шахтинский

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»

Классный час

«Как избежать конфликта с одноклассниками »

Подготовила
классный руководитель 6-а класса

Орлова О.С.

2017 годКлассный час «Как избежать конфликта с одноклассниками»

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

Задачи:

способствуют

    уверенность в себе;

    честность и открытость;

    чувство юмора;

    быстро принимать решения;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Мотивация: в начале занятия классный руководитель задает ситуацию-провокацию. Вызывает к доске 2 учащихся и дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

    Беседа с классом.

Вам понравилась такая игра? (Учащиеся после выполнения задания расстроены)

Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

Вот мы и пришли к теме нашего классного часа. Мы будем говорить о конфликте, а вернее о том, как избежать его.

Почему рисунок не получился? (Учитель плохо объяснил, дети не поняли и т.д)

Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

Можно было избежать конфликта? (Можно)

Как? (ответы учащихся)

Какие задачи мы будем решать в ходе классного часа?

    Уточним понятие о конфликте;

    расширим представление об основных типах и причинах конфликтов;

    познакомимся с различными способами выхода из конфликтных ситуации;

    Основная часть

Классный руководитель . Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания обучающихся). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к классному часу:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

В ходе классного часа мы попытаемся согласиться или опровергнуть это высказывание. Для начала я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания.

    Индивидуальная работа

1 группа. Приём «Ассоциативный ряд»

Подберите слова-ассоциации к слову «конфликт». (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

2 группа. Ситуативный практикум

У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, участником которого вы были.

(Ребята пишут слова. Учитель в это время к доске прикрепляет солнце и его лучи. Написав слова, ученики прикрепляют листочки-облака к доске)

У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: сверкает молния, гремит гром и т.п.) Да, ребята, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов …

А что чувствуют конфликтующие люди? (1 группа говорит об ассоциациях)

Какой характер носят все эти слова? Ассоциации, как видите, носят негативный характер взаимоотношений, вызывают отрицательные эмоции. Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает специальная наука – конфликтология. В настоящее время эта наука приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. А мы с вами попробуем кое-какие вопросы решить уже сейчас. И в ходе решения наших вопросов мы будем снимать с доски облака, закрывшие от нас солнышко. Итак, тема определена, задачи поставлены. Теперь нам предстоит изучить теоретический материал. Я предлагаю вам поработать в парах.

    Работа в парах. Конструирование определения. Работа со словарями

Понятие «конфликт» можно встретить в разных сферах деятельности человека. Рассмотрите, что говорится о конфликте с точки зрения литературы, психологии, корпоративной культуры, пользуясь словарями.

1 пара: Дайте определение слова «конфликт» по толковому словарю.

Конфликт , согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

2 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения литературы .

Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

3 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения психологии.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

4 пара: Дайте определение слова «конфликт» с точки зрения корпоративной культуры:

Конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений.

Классный руководитель: Сейчас мы узнали, что такое конфликт, и я снимаю первое облако. Исходя из определений, которые вы дали слову «конфликт», мы можем сделать вывод, что конфликты бывают различные. На ваших листах записаны ситуации, проанализируйте их, ответьте, как происходит конфликт, кто задействован в конфликте.

    Внутриличностный и выражается он в личных сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Происходит этот вид конфликта в душе самого человека, когда он не может разобраться, чего же он хочет. Ведь, внутри у него тоже происходит столкновение интересов, стремлений и планов. Например: тебе выделили деньги всего на одну покупку, но тебе приглянулись две вещи. Что вы тогда испытываете?

    Межличностный между личностью и группой - этостолкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера и возникнуть может тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы. Девочка Маша получает записку: “Маша + Вася = Любовь”. Никто не признается, что написал. И тогда девочка начинает всех вокруг оскорблять.

    Межгрупповой конфликт . Класс может состоять из множества групп, между которыми могут возникать конфликты. Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…

Классный руководитель: Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера. На листах-облачках вы уже написали, в каких конфликтах вам приходилось принимать участие. А сейчас давайте поразмышляем о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос и т.д. Разыгрываем сценку в группах.

Ситуация (команда защищают сторону какой-либо девочки)

    Коля предложил уйти с урока физики, будет контрольная работа.

Классный руководитель: Ребята, вы отлично потрудились, я думаю, что мы можем убрать еще одно облачко . А как происходит конфликт?

Нарастание конфликта:

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности

5. Агрессия

4. Унижение

3. Противодействие

2. Недовольство

1. Несогласие

В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение - основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

Микросценка:

    На одной из перемен к Диане подошла одноклассница Саша, попросила посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начала с него звонить.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с инсценировкой, поэтому я убираю еще одно облачко. А теперь ответьте на вопрос теста: Тебя обозвали. Твоя реакция?

а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова)

б) Отблагодарю тем же (обзову)

в) Пожалуюсь старшим

Классный руководитель: Молодцы, ребята, вы правильно думаете. Так мы с вами подошли к вопросу: «Какими могут быть пути разрешения конфликта?», на который вы уже дали ответ.

    Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)

    Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)

    Игнорирование (уход от решения проблемы)

Думаю, что я могу убрать еще одно облачко , мы с вами узнали еще много нового. Вступая в конфликт, люди занимают определенную стратегию. Обратите внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. Посмотрите, какую позицию могут занимать люди в ходе конфликта.

Стратегии

Характеристики

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поведение

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Стремление добиться своего за счет другого

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Характеристика

людей

Люди, неуверенные в себе

Кроткие, слабые, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Символ

Воробей - боится потерять отношения, уступает молча

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда

Сейчас каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации:

    Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

    Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Молодцы, вы можете теперь применять различную стратегию, если вас вдруг вовлекли в конфликт. А я убираю еще одно облачко . Как вы думаете, к каким результатам приводят конфликты?

    Победа – поражение – одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

    Поражение – поражение – обе стороны не удовлетворены результатом.

    Победа – победа – обе стороны приходят к согласию.

Вывод. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен – приводит к изменениям. При неправильном – приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Правила управления конфликтом

    Не прерывайте. Слушайте.

    Не делайте предположений.

    Не переходите на личности и не оскорбляйте.

    По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.

    Закончите на позитивной ноте.

Я думаю, что вы запомните эти правила управления конфликтом и, применяя их, будете использовать для решения возникшей проблемы. Я решила убрать последнее облачко. Наше солнышко вновь светит нам ярко, ясно. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас вышел к доске, снял лучик солнышка и прочитал его пожелание (дети читают фразы на лучах солнца). В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. И помните, что нужно

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Вы со мной согласны? Значит, народная мудрость учит нас избегать конфликтов? И завершение нашей встречи я хочу вам подарить вот эти смайлики. Пусть улыбка всегда будет с вами. А на обороте я написала вам прекрасных шесть правил, соблюдение которых поможет вам, может быть, избежать конфликта.

    Искренне интересуйтесь другими людьми.

    Улыбайтесь.

    Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

    Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

    Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

    Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11. Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

М.А. Тартышная. 50 идей для классного руководителя. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.

М.А. Алоева, В.Е. Еремина. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа, 5-11 классы. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2008.

Н.Ф. Дик, Е.П. Сгибнева. Отдыхая – обучаемся, познавая – развиваемся. Книга для классных руководителей 5-8 классов. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007.

Самоанализ классного часа «Как избежать конфликта с одноклассниками»

Класс: 6-а

Проводит: Орлова О.С.

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

    Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам.

    Обучение навыкам бесконфликтного общения.

    Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.

    Сплочение детского коллектива.

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют

    выработке у ребят таких личных качеств, как:

    уверенность в себе;

    честность и открытость;

    чувство юмора;

    умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;

    быстро принимать решения;

    успешно преодолевать кризисные ситуации.

    формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:

    умение безопасно и эффективно общаться;

    умение понимать и выражать свои чувства;

    умение противостоять давлению.

Тема, выбранная для классного часа является актуальной. Начав классный час с выражения народной мудрости, лица учеников оставались безучастными. Но когда дело дошло до выполнения задания, обсуждения его выполнения в классе сразу все оживились. Каждый хотел высказать свою точку зрения. Вспоминали различные примеры из своей жизни.

В дальнейшем ребята работали группами, у каждой из них было индивидуальное задание. Обсудив полученный результат, перешли к работе парами, конструируя в них понятие «конфликт» с различных точек зрения, затем разобрали и обсудили полученное.

В последствии рассмотрели различные виды конфликтов и разобрали способы их разрешения на конкретных примерах, проиграв их. Ребята совместно искали способы решения и пути выхода из различных конфликтных ситуаций, приобретая практический опыт выхода из конфликта. Разработали правила-пожелания способствующие разрешению конфликтных ситуаций.

Данный опыт полученный ребятами пригодится им в их жизни. Конфликты неизбежны в условиях нашей современной жизни, поэтому чтобы избегать их, или, по крайней мере, правильно вести себя в условиях конфликтных ситуаций, необходимо уметь уйти от разрешения возникшего противоречия, найти компромисс, когда конфликтующие стороны приходят к среднему решению или самому, если это возможно, разрешить сложившийся конфликт. Именно на это было нацелено данное мероприятие.