Анализ стихотворения «Поэт» Пушкина. Задания ЕГЭ по литературе по поэзии Б.Л.Пастернака Я не люблю иронии твоей

В основе стихотворения Б. П. Пастернака лежит изображение легкой, свежей летней поры июля, который, будто “дачник-отпускник”, “баловник-невежа”, бродит по дому и “мешается во все дела”. “Пропахший липой и травой” месяц описан поэтом как игривый “жилец”, имеющий черты живого существа: он таскает в “одеже пух одуванчиков, лопух”, громко говорит вслух. Однако изображение июля проникнуто не только легким, веселым настроением, но и таинственностью: прекрасная летняя пора - это загадочный “домовой”, “призрак” и “двойник”, который “везде болтается некстати”.


Другие работы по этой теме:

  1. Авторское размышление о бытии в стихотворении А. Блока пронизано чувством тоски, безнадежности. Передать это поэту помогают унылые, тусклые картины города, которые окружают его лирического героя....
  2. Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России...
  3. Изображение Великой Отечественной войны в стихотворении К. М. Симонова “Майор привез мальчишку на лафете…” Тема Великой Отечественной войны занимает осо­бое место в творчестве многих писателей....
  4. Духовный мир лирического героя в стихотворении М. Ю Лермонтова предстает перед нами глубоким, полным веры, которая спасает его от грусти и уныния. Описать его автору...
  5. Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой...

Темы сочинений 17.3

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

В чём заключается своеобразие композиции рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Все, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою.

Этим звездам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строке «звездам к лицу б хохотать»?

Назовите приём соотнесения различных явлений, использованный поэтом в словосочетаниях «завалился ольхою» и «низвергается градом».

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Определение поэзии»?

Как называется стилистическая фигура, использованная Пастернаком в семи первых строках стихотворения и основанная на повторении их начальных слов?

Какой стилистический приём использует Пастернак для усиления выразительности образа в словах «Figaro // Низвергается градом на грядку»?

8. Почему в стихотворении о поэзии Б.Л. Пастернак говорит о музыке и о природе?

9. Чем стихотворение Б.Л. Пастернака о сущности поэтического творчества близко русской лирике XIX – XX веков?

ЛЕНИНГРАД

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

(О.Э. Мандельштам, 1930 г.)

Какой художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения («кандалами цепочек дверных»)?

Укажите размер, которым написано стихотворение «Ленинград» (без указания количества стоп).

Как называется повтор одинаковых слов в начале смежных строф («Петербург! я еще не хочу умирать…» – «Петербург! У меня еще есть адреса…»)?

Как называется обращение, не предполагающее отклика и использованное О.Э. Мандельштамом для создания эффекта диалога с любимым городом: «Петербург! У меня еще есть адреса»?

8. Почему в стихотворении, названном «Ленинград», лирический герой обращается к Петербургу?

9. Кто из русских поэтов обращался к образу города на Неве и как содержание их произведений соотносится со стихотворением О.Э. Мандельштама «Ленинград»?

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.


И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.

(Б.Л. Пастернак, 1946 г.)

Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения.

Каким термином называют один из тропов, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие или явление («На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси»)?

Философское стихотворение Б.Л. Пастернака завершается строкой, являющейся афористичным народным изречением. Как называют такое изречение?

Как называется стилистический приём, основанный на использовании одинаковых гласных звуков и придающий стиху особую звуковую выразительность («Я ловлю в далеком отголоске, // Что случится на моем веку».)?

Каким размером написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп)?

8. Почему размышления Б.Л. Пастернака о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?

9. Кто из русских поэтов близок Б.Л. Пастернаку в изображении драмы
героя-одиночки?

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени.

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадётся к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтёрши,

Вбегает в вихре сквозняка

И с занавеской, как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаём.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнаты у нас внаём.

Июль, таскающий в одёже

Пух одуванчиков, лопух,

Июль, домой сквозь окна вхожий,

Всё громко говорящий вслух.

Степной нечёсаный растрёпа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

(Б.Л. Пастернак, 1956)

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Июль» (без указания количества стоп).

Как называется созвучие концов стихотворных строк (привиденье – тени; головой – домовой и т. п.)?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в предпоследней строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) гипербола

3) неологизм

4) звукопись

5) просторечие

Какое художественное средство, связанное с переносом свойств живых существ на неодушевлённые предметы, является главным при описании июля в первых трёх строфах стихотворения?

Какая стилистическая фигура, связанная с нарушением обычного порядка слов в фразе, использована в строках: «На чердаке мелькают тени. // По дому бродит домовой.»?

8. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

9. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

В траве, меж диких бальзаминов,

Ромашек и лесных купав,

Лежим мы, руки запрокинув

И к небу головы задрав.

Трава на просеке сосновой

Непроходима и густа.

Мы переглянемся и снова

Меняем позы и места.

И вот, бессмертные на время,

Мы к лику сосен причтены

И от болезней, эпидемий

И смерти освобождены.

С намеренным однообразьем,

Как мазь, густая синева

Ложится зайчиками наземь

И пачкает нам рукава.

Мы делим отдых краснолесья,

Под копошенье мураша

Сосновою снотворной смесью

Лимона с ладаном дыша.

И так неистовы на синем

Разбеги огненных стволов,

И мы так долго рук не вынем

Из-под заломленных голов,

И столько широты во взоре,

И так покорны все извне,

Что где-то за стволами море

Мерещится всё время мне.

Там волны выше этих веток

И, сваливаясь с валуна,

Обрушивают град креветок

Со взбаламученного дна.

А вечерами за буксиром

На пробках тянется заря

И отливает рыбьим жиром

И мглистой дымкой янтаря.

Смеркается, и постепенно

Луна хоронит все следы

Под белой магиею пены

И чёрной магией воды.

А волны всё шумней и выше,

И публика на поплавке

Толпится у столба с афишей,

Неразличимой вдалеке.

(Б.Л. Пастернак, 1941)

В стихотворении чётко обозначены две структурные части: наяву – сосны, в воображении – море. Как называется взаимосвязь и взаиморасположение частей произведения, его образов?

- «Град креветок», «белая магия пены» и т. п. Какое средство художественной выразительности, основанное на переносном значении слов, использовано поэтом при создании образов?

Какой вид звукописи, основанный на повторении согласных звуков, использован в следующих строках: «Там волны выше этих веток // И, сваливаясь с валуна…»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в девятой строфе данного стихотворения.

1) анафора

3) инверсия

5) гипербола

Назовите изобразительно-выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов и явлений: «Как мазь, густая синева // Ложится зайчиками наземь…»

8. Как в стихотворении «Сосны» отразилась мысль автора о единстве человека и природы?

9. Кто из русских поэтов, подобно Б.Л. Пастернаку, отображал в картинах природы переживания человеческой души? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Любить иных – тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это – не большая хитрость.

(Б.Л. Пастернак, 1931)

Как называется созвучие концов стихотворных строк (снов – основ; истин – бескорыстен и т.п.)?

К какому роду литературы относится это произведение?

Укажите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных – тяжёлый крест…» (без указания количества стоп).

Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелест новостей и истин»?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

8. Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?

9. Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б.Л. Пастернака?

Февраль. Достать чepнил и плaкaть
Писaть o фeвpaлe нaвзpыд,
Пoкa грохочущая слякоть
Вeснoю чepнoю гopит.

Дoстaть пpoлeтку. Зa шeсть гpивeн,
Чpeз Блaгoвeст, чpeз клик кoлeс,
Пepeнeстись тудa, гдe ливeнь
Eщe шумнeй чepнил и слeз.

Гдe, кaк oбуглeнныe гpуши,
С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся в лужи и oбpушaт
Суxую гpусть нa днo oчeй.

Пoд нeй пpoтaлины чepнeют,
И вeтep кpикaми изpыт,
И чeм случaйнeй, тeм вepнee
Слaгaются стиxи нaвзpыд.

Б.Л. Пастернак, 1912 г.

Как называется стилистический приём, применённый Б.Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?

Каким термином называют в литературоведении художественный прием преувеличения, использованный Б.Л. Пастернаком в этом стихотворении

«С дepeвьeв тысячи гpaчeй
Сopвутся…»?

Укажите название стихотворного размера, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»

8. Какие художественные образы стихотворений Б.Л. Пастернака кажутся вам необычными?

9. Какие русские поэты ХХ века стремились к обновлению поэтических форм?

Гул затих. Я вышел на подмостки*.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня направлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче**,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе***.
Жизнь прожить – не поле перейти.

(Б.Л. Пастернак)

*подмостки – здесь: сцена, театральная площадка

**Авва Отче – обращение к Богу (ср. Господи!)

***фарисейство – здесь: лживость и притворство

Как в литературоведении называется средство иносказательной выразительности, образованное по принципу сходства и позволившее автору создать в стихотворении «Гамлет» скрытое сравнение «жизнь – театр»?

Выпишите из третьей строфы стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет» образное определение, выражающее субъективное отношение лирического героя к высшим силам, распоряжающимся его судьбой.

Как называется выбранный Б.Л. Пастернаком стилистический прием, основанный на повторении однородных согласных звуков:

«Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути...»?

Укажите термин, которым называют краткое изречение, содержащее законченную мысль лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Какой художественный прием позволил Б.Л. Пастернаку создать в стихотворении художественный образ многолюдного зрительного зала:

«На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси»?

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет».

8. Почему стихотворение Б.Л. Пастернака называется «Гамлет»?

9. Какие русские писатели в своих произведениях обращались к «вечным образам» мировой литературы?

ПРО ЭТИ СТИХИ

На тротуарах истолку

С стеклом и солнцем пополам,

Задекламирует чердак

С поклоном рамам и зиме,

К карнизам прянет чехарда

Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,

Концы, начала заметёт.

Внезапно вспомню: солнце есть;

Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,

И разгулявшийся денёк

Откроет много из того,

Что мне и милой невдомёк.

В кашне, ладонью заслонясь,

Сквозь фортку крикну детворе:

Какое, милые, у нас

Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,

К дыре, засыпанной крупой,

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,

Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,

Я жизнь, как Лермонтова дрожь,

Как губы в вермут окунал.

(Б.Л. Пастернак, 1917 г.)

Укажите термин, обозначающий единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихотворных строк:

Пока я с Байроном курил,

Пока я пил с Эдгаром По?

Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы («задекламирует чердак»).

Определите размер, которым написано стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи» (без указания количества стоп).

Как называется нарушение привычного порядка слов, к которому прибегает автор с определённой смысловой целью («к карнизам прянет чехарда», «кто тропку к двери проторил» и т.п.)?

8. В чём смысл затворничества лирического героя стихотворения Б.Л. Пастернака?

9. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чём их произведения близки стихотворению Б. Л. Пастернака?

«Целые выражения» - Физминутка. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Карточку с заданием выбирает каждый самостоятельно. Переменных. Сумма одночленов. Умножения. Числа. Многочлен. Преобразование целого выражения в многочлен. Сложения. Составлены. Сколько целых выражений? Вычитания. С. Маршак. Целые выражения.

«Дом творчества» - Система педагогического воздействия на воспитанника. Результаты нашей работы. Цель. Церковь. Здание Администрации Бежаницкого района. Больница. Библиотека. Чем славятся Бежаницы? Задачи. Бежаницы, Бежаницы Вдали туманятся. Дом детского творчества. Методическое обеспечение воспитательного процесса. Часовня.

«Дом искусств Томск» - Второй этаж. Пл. Пушкина – Белое озеро. Гостевая. Наши открытия. На первом этаже находится гардероб и кабинет секретаря правления союза писателей. Первый этаж дома искусств. Октябрьская – ул. Установили новые творческие контакты. Литературный музей. Русский писатель. Наш путь. В отличие от дома №10, первый и второй этаж дома №14 выполнены в дереве.

«Дом Распутина» - Дом «Изба». В том же году вышла повесть "Деньги для Марии". Мотив дома в повести В.Распутина «Последний срок». Дом - мать. Дом – малая родина. Валентин Распутин (1937). Мотив дома в рассказе В.Распутина «Женский разговор». Дом – духовное пристанище. Дом - семья. Мотив в литературе. Дом - жилище.

«Дом в литературе» - Образ дома в произведениях русских писателей. Я вижу лапу кошки милой, Как будто машет мне рукой. Вариант заключительного слова. Заключительная часть урока. Различия: В семье Простаковых нет понятия о чести. Я считаю, что настоящая семья должна быть основана на христианской любви… Ситуация вызова. - С чем у вас ассоциируется слово «дом»?

«Умножение целых чисел» - Тогда какая задача нашего сегодняшнего урока, что бы вы хотели узнать? (-5)*3 ? 15 или (-15) Объясните как вы рассуждали? Какие числа называются отрицательными? Правило знаков умножения. Определить знак произведения и вычислить. А вы знаете, как выполняется умножение чисел? Где будет находиться турист через t ч?

15. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака? ("ИЮЛЬ")

В данном стихотворении Б. Пастернак изображает особенности июльской поры. Лирический герой стихотворения сравнивает летний месяц с привидением, домовым, затем и с «дачником-отпускником», наделяя его человеческими свойствами. Присутствие этого гостя в доме героя не мешает ему, а наоборот, вызывает нежность и поднимает настроение. Изображение июля проникнуто загадочным, но в то же время веселым и игривым духом. Таким образом, июль в данном стихотворении – это долгожданный, желанный месяц, вызывающий у героя большое счастье.

16. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

Изображая природные явления очеловеченными, Пастернак продолжает традицию М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Тучи» Лермонтов, сравнивая себя с тучами, очеловечивает их: он называет их «вечно-свободными», «вечными странниками», которые мчатся по небу. Как и у Пастернака, у Лермонтова звучит мотив свободы: июльская погода свободно вторгается в дом лирического героя, «мешается во все дела», а тучки плывут куда хотят, не скованные ничем.

В стихотворении «Ты, волна моя морская…» Тютчева море, которое «покоясь иль играя», «чудной жизни» и смеха полна, приносит лирическому герою счастье.

Так же и у Пастернака приход июля привносит в жизнь лирического героя радость и безмятежное счастье.

C3. Традиции какого популярного в XVIII веке литературного жанра продолжает Г.Р. Державин, создавая это стихотворение? (Свою позицию обоснуйте.)

C4. Кто из русских поэтов разрабатывал в своем творчестве тему "поэтического бессмертия" и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Г.Р. Державина "Памятник"?

Пушкин (1799-1837)

С3. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

С4. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

С4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А.С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?

С3. Что имеет ввиду лирический герой стихотворения, призывая поэта "не дорожить любовию народной"?

С4. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем их произведения созвучны пушкинскому стихотворению "Поэту"?

С3. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о "бесценности" подлинной дружбы?

С4. Кто из русских писателей обращался в своем творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

Тютчев (1803-1873)

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору "передать чувства, охватившие лирического героя?

С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?

С3. О чем, по-вашему, размышляет лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева?

С4. В творчестве каких русских поэтов возникает тема сочувствия, гуманизма и какие мотивы сближают их со стихотворением "Нам не дано предугадать..."?

Лермонтов (1814-1841)

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

С3. Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?

С4. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Молитва

С3. Какова основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходство, а в чем отличия?

С3. Какими чувствами наполнено стихотворение Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы обращение к Богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся с чувствами лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какова тематическая принадлежность стихотворения Лермонтов «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы герои, желая обрести душевный покой, прибегают к молитве, и как их чувства соотносятся с переживаниями лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...» (свой от­вет аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской лирической поэзии автор рисует об­раз идеальной возлюбленной, и как эти образы соотносятся с обра­зом героини стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...»?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

С4. Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую роль?

С3. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского "Монолога"?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Фет (1820-1892)

Сияла ночь. Луной был полон сад

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фета и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..."?

С4. В чем, по-вашему, особенности синтаксического построения стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..." и в каких произведениях русской лирики поэтический синтаксис является важным художественным средством?

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

Некрасов (1821-1877)

Вчерашний день, часу в шестом

С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?

С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

С3. Какие черты эпопеи присущи поэме "Кому на Руси жить хорошо"? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)

С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?

C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?

Бунин (1870-1953)

С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Блок (1880-1921)

Россия

С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?

С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О Русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?

С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?

С4. Какими чувствами наполнено стихотворение "В ресторане" и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?

С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения "Ветер принес издалека..."?

С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?

С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?

С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?

С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?

А.К. Толстой (1882-1945)

С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?

С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?

Ахматова (1889-1966)

С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?

Творчество

С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.

С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?

С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?

Пастернак (1890-1960)

С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?

С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?

С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?

С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака "Снег идет..."?

С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?

Цветаева (1892-1941)

С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

Маяковский (1893-1930)

С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой?

С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"?

Лиличка! Вместо письма

С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.

С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Послушайте!

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"?

С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"?

С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения.

С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?