Зеленая аптека экологическая игра. Игра путешествие «Лесная аптека» Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста. Дидактическая игра « Зелёная аптека »

Познавательная игра «Зеленая аптека» для детей подготовительной группы Подготовила Казанцева Ж.В воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР –д /с №10 «Незабудка» город Лобня


Цель: Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях Закрепление полученных знаний о свойствах лекарственных растений Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу Оборудование: Экран Ноутбук Жалюзи на окна


Здравствуйте ребята! Я - доктор Неболейкин! Приглашаю вас в лес!


Лес, как сказочное царство, Здесь кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Все целебные растения Знаю я без исключения. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить!


Мы найдем в лесу растения, что пригодны для лечения! Это тысячелистник. Каждый лист его состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник используют для остановки кровотечений.


Это мать - и- мачеха. Верхняя часть ее листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя мягкая и теплая, как бархат. Листья мать -и- мачехи сушат, заваривают чай и пьют от кашля.


Это подорожник. У подорожника прочные листья с упругими жилками. Благодаря им он не боится вытаптывания и растет там, где другим растениям трудно прижиться: на обочине дорог или прямо на дороге, по которой ходят люди и ездят машины.


Это крапива. Листья крапивы богаты витаминами. А еще в крапиве содержатся вещества убивающие микробов. Отвар из листьев крапивы используют для укрепления волос.


Это шиповник. Настой из плодов шиповника очень вкусен и полезен. В нем содержится витамин С. Пейте его, и тогда гриппом болеть не будете!


А сейчас я проверю, как вы усвоили мой урок! 1.Путник ранит часто ноги – Вот и лекарь у дороги. 3.Жжется, а не огонь, Злая, а людей лечит. Отгадайте мои загадки и узнайте, какие растения спрятались под листиками. 2.Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой! 4. Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешены на ветке.


Какой из этих цветов является лекарственным и лечит кашель? Это мать-и-мачеха!


Какое из этих растений не является лекарственным? Это незабудка!


Посмотри внимательно на эти рисунки и скажи в чем ошибся художник.


Найди пару. 1.Какое лекарственное растение поможет при ссадине? 2.Какое лекарственное растение остановит кровотечение? 3. Какое лекарственное растение укрепит иммунитет? Молодцы!


Ландорожник Чеснолук Ромачеха Молодцы! Ребята, догадайтесь из каких двух лекарственных растений доктор Неболейкин вырастил одно.


Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили мой урок. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года и вырастет там Целебная трава. Лес зеленый охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Люби цветы, леса, Простор полей – Все, что зовется Родиной твоей!


До свидания ребята! Пусть наша игра поможет вам в вашем увлекательном путешествии в мир живой природы, в ваших поисках и находках!


Для создания презентации были использована следующая литература: Л.П. Симонова, Ключи от природы - М.: Агар, 1997 Л.И. Грехова, В союзе с природой – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001 О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко, Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2009 М. М. Марковская, Уголок природы в детском саду – М.: Просвещение, 1989 Детская энциклопедия, Отчего? Почему? и Зачем? - М.: Пилигрим, 1997

Слайд №1
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природный храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.

Слайд №2
Здесь в зарослях лесных,
Где всё так с детства мило,
Где чистым воздухом
Приятно так дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих их
Тайну разгадать.

Слайд №3
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.

1. Конкурс «Загадочный» Слайд №4
1. Дышит и растёт, а ходить не умет. (Растение)

2.Царства тёмные жильцы
Ползут в разные концы,
Неустанно влагу пьют,
Всем растеньям жить дают. (Корни)

3. Уселись на ветках весной пичужки
И что – то лопочут при встрече друг дружке.
Весной и летом сидят, не слетая,
Зимой посмотришь – исчезла вся стая. (Листья)

4.Я на розу так похож,
Разве что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник)

5. Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (Земляника)

6.С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. (Одуванчик)

СТИХОТВОРЕНИЕ
ОДУВАНЧИК
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В жёлтенькое платьице.
Я.Нищева.

7.. Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Но однажды добрым людям
Раны вылечить помог. (Подорожник)

8. Стоят в поле сестрички:
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

2. Игра «Добрые советы» Слайд №5

Цветик-семицветик даст вам 7 добрых советов.

Работа по группам – 7 групп. Дети берут по одному лепесточку и угадывают, о каком растении идет речь.

1 лепесток (слайд №)
- Отваром моют волосы.
- Это хорошее кровоостанавливающее средство
- Сон посылает больным.
- Прекращает противную рвоту.
- Про меня говорят, что я одна заменяю семь врачей. (КРАПИВА)

2 лепесток (слайд №
- Лечит раны, порезы.
- Применяется от боли в желудке.
(ПОДОРОЖНИК)

3 лепесток (слайд №)
- Белые горошки на зеленой ножке.
- Капли принимаются от сердечной боли.
- Успокаивающее средство. (ЛАНДЫШ)

4 лепесток (слайд №)
- Желтые глазки, белые реснички.
- Применяется для полоскания горла при ангине.
- Отваром моют волосы. (РОМАШКА)

5 лепесток (слайд №)
Если кашель вас замучил,
Воспаленье началось,
Подружись со мной скорее,
Я обещаю, все пройдет. (МАТЬ-И-МАЧЕХА)

6 лепесток (слайд №)
- Мой настой пьют для профилактики, он очень вкусный и полезный
- В нем содержится витамин С. (ШИПОВНИК)

7 лепесток (слайд №)
Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них. (БРУСНИКА)

Игра со зрителями
Сначала я задам вопрос,
А вы над ним задумайтесь всерьёз
Подумайте. Одно из двух –
«Да» или «нет» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас
Что может с толку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый? (нет)
- А рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
-А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (нет)
-Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (нет)
- А крокодил собрать букет из белых лилий может? (нет)
- Верблюд способен, дай ответ, идти три дня без пищи? (да)
-Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (да)
-В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра? (да)

3. Разгадывание кроссворда “Узнай меня в лицо” по картинкам. (слайд №)

4. Конкурс «Знатоки природы»

Викторина. «Про зелёные леса и лесные чудеса»

 Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
 Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
 Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
 Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
 Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
 Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
 Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
 Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
 У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
 Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
 Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
 Водятся ли в лесах носороги? (Да, жук-носорог)
 Трава от 99 болезней? (Зверобой)
 Разноцветные грибы? (Сыроежки)
 Дерево – символ России? (Берёза)
 Как называется гнездо белки? (Гайно)
 Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
 Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
 Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
 Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
 Древесина какого дерева идёт на изготовление спичек? (Осины)

 Что можно использовать в лесу вместо чайного листа?
А – листья лютика,
Б – листья белены,
В – листья земляники,
Г – листья черники

 Составь из букв название профессии, связанной с природой и подчеркни лишнее слово.
голеог злогоо
кинатоб кардиогол

 Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка)

 Название какого весеннего первоцвета состоит из 2 предлогов? (Мимо-за)

 Какие цветы носят человеческие имена?
А - Иван – да Марья
Б – Василёк
В – Ромашка
Г - Гвоздика

5. Как нужно собирать лекарственные растения? (слайд №)
Цветки в начале цветения;
Листья – перед цветением или в начале цветения;
Корни и корневища – весной или осенью.
Кору – весной, в начале сокодвижения.
Все сырье собирают в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.
Сушить под навесом, избегая прямых солнечных лучей, разложив тонким слоем.
Переворачивать во время просушки.

6.Берегите природу!

Сценка «Белая черёмуха» (по З. Александровой)
(девочка идёт и читает стихотворение)

Девочка 1 (показывая на дерево)
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Лёгкая, как облако,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней.
И могла цвести она
Много – много дней.
(проходят мимо две девочки)

Девочка 2 (любуясь черёмухой)
-Это чья черёмуха?

Девочка 3
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
(Иёт группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева)

Девочка 1
Прибежали девочки,
А снегурки нет
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черёмуха
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось: всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из – под ног
Молчаливо, дыша еле - еле,
обречёно глядел василёк,
безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.

Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
В КНИГУ Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху –
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы?
Представителей природы, занесенных в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.

Какие правила друзей природы ты вспомнил на этой полянке?

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка
Игра-путешествие
(методическая разработка игрыдля младших школьников)

Подготовила:
Армашова Марина Владимировна –
педагог дополнительного образования

Липецк - 2016
Пояснительная записка
Занятие по теме: «Игра путешествие «Зеленая аптека» проводится в рамках Дней Защиты от экологической опасности. разработано в рамках «месячника здоровья»
Актуальность. Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Методические рекомендации по использованию– методическая разработка данного занятия может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов.

Игра – путешествие «Зеленая аптека»
Цель: создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, и их применение для оздоровления организма.
Задачи:
Познавательные:
организовать деятельность по изучению лекарственных растений: крапивы, шиповника, тысячелистника, земляники, липы, душицы, подорожника и их целебных свойств;формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста.
Регулятивные:
способствовать развитию у детей умение анализировать полученную информацию и делать выводы;
создать условия для развития логического мышления, памяти.
Личностные:
формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
воспитывать доброту, ответственность через бережное отношение к растениям;развивать чувственно – эмоциональную сферу обучающихся.
Коммуникативные:
формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других;
развивать творческие способности.
Приёмы: объяснение, беседа, демонстрация, экспресс – сообщения, работа с карточками, игра.
Средства обучения:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Зеленая аптека»;
- выставка книг «Лекарственные растения»;
- иллюстрации растений (крапива, шиповник, тысячелистник, земляника, липа, душица, подорожник) ;- карточки с названиями изучаемых растений;
- засушенные лекарственные растения;
- сигнальные карточки (красная и зелёная);
- карточки в виде ягод для рефлексии (красная, зелёная, жёлтая);
- бинокль и корзина (для сценки);
- бейджики с иллюстрациями изучаемых растений;
- ароматические подушечки
Ход занятия: I. Организационный момент
Педогог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие.
Мы отправимся в путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг,Веселый друг, хороший.Он нам протянет сотни рукИ тысячи ладошек. (Лес.)
Педагог. Но прежде, чем отправиться в лес мы должны помнить, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют правила друзей природы. И надо помнить, что и в лесу, и в поле, и на лугу мы тоже в гостях, в гостях у природы, у тех, кто живет здесь.
А вот и наш друг Лесовичок, - хозяин леса.
Лесовичок. Здравствуйте, ребята!
Я хочу, чтобы вы вспомнили несколько хотя и простых, но очень важных правил. Я каждое правило зашифровал в знак.
- Не шуми! (Лес, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные.);
- Не ломай зеленые ветки и деревья;
- Не разоряй муравейники и птичьи гнезда;
- Не рви цветов в природе для букетов;
- Не забирай из лесу диких животных.
Выполняя эти правила, ребята, вы будете беречь природу и умножать ее богатства.
Ну а теперь добро пожаловать в лес.
- Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Достаточно закрыть глаза и произнести: раз, два, три.Ребята, вот мы с вами оказались в лесу.
Педагог. Стихотворение: (В. Рождественский)
Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
Педагог. Как называются растения обладающие целебными свойствами? (лекарственные растения.)
А можно лес назвать зеленой аптекой? .
(В лесу растет много растений с целебными свойствами.)
Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях, их целебных свойствах. Научимся их распознавать.И помогать нам будет, Лесовичок, который очень хорошо знает лес и его обитателей.
1. А вот и первое растение которое узнает каждый из вас.
Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит.
Кто это? (Крапива.)
Рассказывают заранее подготовленные дети:
Я, крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Крапива очень полезна для организма, она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Настой из листьев применяют для полоскания горла при ангине. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.
Лесная поляна
Следующее растение вам тоже хорошо известно. Загадка подскажет его название.
2. Дикой розой называют,
Как лекарство плоды применяют. (Шиповник.)
Я, шиповник. О чудесных целебных свойствах плодов шиповника знали еще с древних времен. Это растение с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Если слабость и сонливость
Если бегать нету сил
Пей шиповника отвар
В нем целебный витамин.
Лесная поляна
А какое вот это полезное растение вы даже себе и представить не можете.
3. Каждый лист
Разбит на дольки
Посчитай-ка, долек сколько?
Тут легко со счета сбиться
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть. (Тысячелистник.)
Я тысячелистник. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А русский народ называет эту траву тысячелистник.
Запомните название этого растения.
Лесная поляна с ягодами
4. Люди давно заметили «Кто эту лесную ягоду в рот кладет, тот здоров круглый год». (Земляника.)
Я земляника. Природа щедро наградила землянику целебными свойствами. Земляника – самая ранняя ягодка. Она созревает в лесу раньше всех других ягод. Из сушеных ягод и листьев земляники готовят лечебные чаи и отвары. Плоды земляники помогают тем у кого плохой аппетит, регулируют пищеварение.
Доводилось ли вам собирать на поляне, ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная.)
Есть такая пословица «Ради земляники не раз земле поклонишься.» - объясните, как вы ее понимаете?
Физкультминутка. Землянику ищем (слайд№19 – музыка)
Мы шли-шли-шли,
Землянику нашли.
Раз, и два, и три, и четыре, и пять,
Начинаем искать опять.
5. Какое дерево на гербе нашего города изображено? (Липа.)
Я липа. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Его душистые цветы привлекают пчел. А чай из его цветков помогает при простуде.
Лесная поляна
Педагог. Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
Лесовичок. Я хочу вас познакомить еще с одним удивительным растением.
Сценка «Поход в лес», где обыгрывается ситуация (ушиб ногу)
Маша и Витя идут по лесу.
Маша собирает в корзину травы, а Витя рассматривает в бинокль, и вдруг споткнулся и ушиб ногу.
Витя: - Маша я ушиб ногу, не могу дальше идти, у нас есть аптечка?
Маша: -Витя не волнуйся у меня есть растение, только оно из зеленой аптечки, которое тебе поможет, достаточно наложить на рану листочек.
Говорят о нем в народе
Добрые слова
Тебе поможет подорожник
Скромная трава.
Лесовичок. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
А почему его называют подорожником?
А почему подорожник растет у дороги?
Педагог. Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.
Педагог. Наше путешествие по лесу закончилось, и мы возвращаемся домой.
Коллективная работа.
Задание 1. Игра «Узнай растение». Учащимся предлагается: есть изображение лекарственного растения, выбрать название растения и соотнести это название с его изображением. (Остальные учащиеся работают с сигнальными карточками.)
Задание 2. Игра «Наиди пару». Выбрать карточку с описанием растения и выбрать растение которое может составить пару.
(Крапива. Листья и стебли покрыты множеством жгучих волосков. Из нее можно приготовить щи и салат. Используют при ангине, для укрепления и роста волос.)(Тысячелистник. Является лекарственным растением с цветочным зонтиком и тысячей мелких листочков. Сок свежих листьев используют при обработке ран.) (Липа. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде. Любят это дерево и пчелы. А мед получается очень душистый и полезный.) (Подорожник. Это растение растет около тропинок. Он незаменим в походе. Его прикладывают при укусах насекомых, ранах.)(Шиповник. Из плодов этого растения готовят витаминный напиток. В них содержится огромное количество витамина С, больше, чем во всех остальных фруктах и ягодах).
(Земляника. Ягоды этого растения ярко – красные, ароматные, а еще и полезны. Рекомендуют при плохом аппетите.) Молодцы, ребята! А сейчас давайте встанем с вами в круг. Я вам буду перечислять лекарственные средства, если вы услышите о лекарствах из лесной аптеки, то поднимите руки: аспирин, крапива, анаферон, отвар шиповника, липовый чай, анальгин, чай из душицы, подорожник, земляника, парацетамол, одуванчик, мать –и- мачеха. Педагог.
Лес - как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
И сегодня мы, друзья
Изучили их не зря.
- Сегодня мы познакомились с некоторыми видами лекарственных растений, которые растут в лесу. Их очень много. Узнать больше о лекарственных растениях можно из источников специальной литературы.
Подведение итогов.
Закончи предложение:
Земляника, шиповник, крапива, липа, подорожник, тысячелистник – это ….. растения.
Если ты натёр ногу в походе, листок какого растения поможет в этой ситуации? (подорожник)
Почему душица получила такое название? (из-за душистого аромата)
Отвар из плодов какого растения используют при профилактике гриппа и простуды? (шиповника)
Какое растение используют для укрепления волос? (крапива)
Чай из цветов какого дерева используют при простуде? (липа)
Каким растением излечил своего друга древнегреческий герой? (тысячелистник)
Рефлексия
Оцените свои знания, которые вы получили в путешествии: у каждого по три ягоды, красная – узнал много нового, но хочу знать больше; желтая – узнал много нового; зеленая – не узнал ничего. Положите ягодку в корзину соответствующего цвета.
Вы очень сегодня старались, сами искали ответы на трудные вопросы и сами открывали секреты лекарственных растений.
Я благодарю вас всех за хорошую работу, ведь мы не только путешествовали, а мы добывали знания в лесу.
В память о путешествии мы с лесовичком вам дарим ароматические целебные подушечки из лекарственных трав.

Использованная литература:
1. Барышникова Г.Б. Наша зеленая планета. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. Ярославль: Академия развития, 2007 .
2. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2006.
4. Газета «ПедСовет» №4, 2003 г.
5. Газета «ПедСовет» № 6, 2003 г.
6. Кочубейник С.В. Дары зеленой аптеки / С. В. Кочубейник // Игровая библиотека. - 2010. - № 6
7. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе». Издательство «Учитель» Волгоград.
Приложение

Игра путешествие «Лесная аптека»

Экологическая игра-путешествие для учащихся младшего школьного возраста
Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.
Форма: игра-путешествие
Методы: театрализованное представление, рассказ с элементами беседы,

игры, конкурсы.


Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы и

задания. Подобрать наглядный материал (рисунки, диафильмы,

диапозитивы), подготовить выставку творческих

работ (рисунков, поделок, проектов), подбор музыкальных

произведений, репродукций картин о природе.
(Вся игра-путешествие сопровождается мультимедийной презентацией с видео рядом и звуковым рядом. См. приложение )
(ребят встречает Лесник, который и ведет с ними игру)
ЛЕСНИК
Здравствуйте, гости и детвора,

Жду вас с самого утра,

А зовут меня Лука.

Решил я вас сюда собрать

Чтоб про лес вам рассказать.

Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.
Лес, как сказочное царство,

Тут кругом одни лекарства,

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура и таблетки.


Ну а чем и как лечить,

Я могу вас научить,

расскажу я сказку эту

Про лесную про аптеку.


Жил-был на свете человек, который с малолетства прислушивался к шелесту трав и говору листьев. И слышал он даже шепот матери - сырой земли. Она говорила ему, какие травы породила для нас, своих детей. И такого человека люди называли «Знахарь».

(Выходит знахарь.)

ЗНАХАРЬ

Все целебные растенья

Знаю я без исключенья!
Нужно только не лениться,

нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

что пригодны для леченья.


Много трав растет полезных

На земле родной,

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.


(на экране демонстрируется изображение лекарственного растения)

РОМАШКА


Если случиться тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

ПОДОРОЖНИК

Это-подорожник,

С названьем простым, не тревожным,

Всем как хороший друг.

Лечит ранки ног и рук.

КРАПИВА


Воспаления снимает.

От бессонницы спасает.

Колики лечит надежно.

Щи сварить из листьев можно!


МАТЬ-И-МАЧЕХА

Если кашель вас замучил, воспаленье началось,

Мать-и-мачеха готова

Помочь больным и всем здоровым.


ЛИПА

Заболела голова?

Здесь придет на помощь липа,

Хоть она и не трава.

Медом пахнущий цветочек

Надо заварить скорей,

Дома посиди денечек

И волшебный чай попей.

КЛЮКВА



Далеко. В краю таежном,

Там, где кружится метель,

Хоть поверить в это сложно,

Зреет будущий кисель.

То есть не кисель, а клюква,

Щедро стелется ковром.

Хватит всем нам, если вдруг мы

На болото забредем.

Светят ягодки-рубины,

Украшая снежный наст.

Набирают витамины,

Очень нужные для нас.

Если ты ослаб бедняжка,

Съешь-ка клюквенный кисель,

Хоть чуть - чуть, хотя бы чашку,

И забудешь про постель.

МАЛИНА



У тебя температура

Подскочила невзначай?

Пей не горькую микстуру,

А с малиной сладкий чай.

Не найти лекарств вкуснее,

Уж поверь, на слово мне.

От малины пропотеешь,

И опять здоров вполне.

ПУСТЫРНИК


Нужен и пустырник, знаю,

Хоть ничто и не болит.

Травка скромная лесная

Кого хочешь усмирит.

Надо только капли эти

Чаще пить, не забывать,

И забудут драки дети, и покрепче станут спать.


Вам зеленый лист огромный

Все отеки уберет.

Лопухом скорей обвяжем

Шишку иль ушиб какой.


Что, опять тебе не спится?

Проворочался всю ночь?

Травка славная, душица,

Может здесь тебе помочь.

Пеной розовой как будто

Вся опушка залита.

Ты охапку за минуту

Соберешь тут без труда.

В чай добавь траву с охапки

И ложись скорей в кровать.

Не поднять тогда и пушкой.

Как убитый будешь спать.

ВАЛЕРИАНА


Может выпить хоть три банки

Кот душистой валерьянки.

Брать пример с него не будем,

Мы ведь не коты, а люди.

А потом немножко рано

Принимать нам валериану.

Пьют ее, когда волненье,

Что б повысить настроенье.

Мы же прыгаем и скачем –

Не нужна она нам, значит.

ЧЕРНИКА



Вдаль скорее погляди-ка,

Если плохо видишь ты.

То тебе нужна черника,

Ягодки, Ане цветы.

Да не бойся, ешь скорее

Угощенье для ребят.

От него не почернеешь,

Только будет зорче взгляд.

ЧИСТОТЕЛ

А от этой чудо - травки

Все спасайтесь, бородавки.

Соком рыжим только смажем-

Не найдем следа их даже.

Быстро вывести сумел

Бородавки чистотел.
ЧЕРЕДА

Трава есть знаменитая,

Мы в ванну. в таз, в корыто ли

Чуть-чуть ее добавим-

Любая сыпь пройдет.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК


Что - то мы с тобою скисли,

И пропал вдруг аппетит.

Не беда-тысячелистник

Быстро к жизни возвратит.

Симпатичные цветочки

На лужайке мы найдем.

Палец вдруг за кровоточит -

Остановят кровь на нем.

От болезней самых разных

Помогает нам цветок.

Вылечит гастрит и язву,

Чтобы все ты кушать мог.

ЛЕСОВИК

Стало вам теперь понятно,

Что для всех нас значит лес?

При болячках и недугах

Он всегда поможет нам.
И еще запомни крепко:

Будем лес беречь родной!

Зря чудесные таблетки

Рвать не будем мы с тобой!


А теперь проверим, что вы запомнили о чудесных лесных таблетках!
(Команды получают карточки-задания с названиями недугов и болезней.

В свободные клеточки таблицы следует вписать лекарственные растения, которые помогают справиться с данной болезнью.)

Карточка-задание


Болезни и недуги

Растения - целители

Простуда

Порезы

Воспаление

Кашель

Нужны витамины

Температура

Возбудимость

Ушибы

Улучшает зрение

Бородавки

Сыпь

Болезни желудка

А еще я вам приготовил кроссворд «Дары леса», который поможет узнать, что мы берем у леса.


Кроссворд «Дары леса»

6
По горизонтали:

2. Невысок и коренаст.

Поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под елками

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)


4. Растут на ветках группками,

Покрытые скорлупками. (Орехи)


5. Не балует дуб детей,

Одевает без затей:

Все в его семейке

Носят тюбетейки. (Желуди)


6. Каждой весною

Лапы еловые

Старые лампы

Меняют на новые. (Шишки)


По вертикали:

1. Чем больше колец,

Тем старше жилец. (Дерево)


3. Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет – и душистая

Попадает в кружки. (Земляника)


ЛИТЕРАТУРА
1.Факел Гиппократа /ред.сост. Л.И.Жук - Мн.: Красико - Ф 18 Принт, 2006.-

128с. – (Праздник в школе).


2.Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников

классных часов, игр, развлечений для начальной школы. /М.: Центр

«Педагогический поиск», 2005- 160 с.
3.Акимушкин И.И. Мир животных. – М., 1975.
4.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Пособие для учителя

начальных классов. – М., 1985.


5.Молодцова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 1985.
6.Четыре времени года. – М., 1968.
7.Лавренюк Б.Р. Встреча с цветами. – М., 1970.
8.Храмова Р.А. Ода лесу. / Начальная школа, 1999, №10.
9.Трабприна Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия

развития», 1998. – 240 с. Ил. – (Серия: «Мои первые уроки»).
10.Сценарии школьных праздников: Кн.9. – М.: Школьная Пресса, 2005. –

80 с. – («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 66).


11.Купалье/ Ред.-сост. Л.И.Жук – Мн.: Изд. ООО «Красиково-Принт», 2004. –

128 с. – (Праздник в школе).