Тропа здоровья своими руками на участке. Методическая разработка для ДОО. Проект "Тропа здоровья". Упражнения на профилактику плоскостопия и осанки

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="796" height="1134">

Тропа здоровья

«Наши ножки побежали по дорожке…»

Цели организации "Тропы здоровья":

    Охрана и укрепление здоровья детей. приобщение детей к здоровому образу жизни; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно-­сосудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально­-психического состояния детей;

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ детский – сад № 000 являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья в группах, бассейн.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2011–2013 гг. в МБДОУ была организована "Тропа здоровья".


"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Маршрут "Тропы здоровья " проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 6 станций

Тропа здоровья" на территории дошкольного учреждения длиной 50 м и шириной от 1,5 до 2,5 м делится на участки от 2 до 5 м, которые имеют разное покрытие:

    травяной покров; песчаную поверхность; емкость с керамзитом; емкость с сухим бассейном; емкость с песком; поверхность с деревянными спилами.

"Тропа здоровья" расположена на территории МБДОУ, непосредственно за спортивной площадкой. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая свето­воздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование: спортивное (бревно, скамейка, наклонная, ребристая доска, веревочная лестница, тоннель для лазания. Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок (Красная шапочка, "волшебная печь", Хозяйка медной горы).


Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

Чтобы подготовить организм ребёнка к хождению по различным видам почвы, работа по закаливанию начинается ранней весной:

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="833" height="1134 src=">DIV_ADBLOCK148">


Цели : развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image005_70.jpg" width="592" height="380">

Упражнения на профилактику плоскостопия и осанки

(выполняется на травяном покрове с использованием ковриков)

Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание. Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

Массаж рефлекторных зон ног.

1. C ожмите кончик большого пальца, затем подушечку

большого пальца. Если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли.

2. Плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите;

повторите 3р. на каждой ноге.

3. Быстро потрите верх ступни рукой или, что более

удобно, пяткой другой ноги.

4. Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.

Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.

Самомассаж стоп.

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

1 этап.

1.

2. разминание стопы всеми пальцами.

3.

4. похлопывание подошвы.

5. активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

2 этап.

1. граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.

4. надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

3 этап.

1. с силой надавливание на болевые точки.

2. поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

3. похлопывание подошвы.

4. катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

плоскостопии.

1. Сидя на стуле разводить и сводить пятки, не отрывая носков от пола

2. Из того же положения захватывание стопами мяча среднего размера и поднимание его

3. Из того же положения, подложив под сгиб стопы валик. Максимальное сгибание и разгибание стоп.

4. Сидя на стуле, сгибание пальцами ног коврика или куска ткани, лежащего на полу.

5. Из того же положения, между стопами находиться небольшой резиновый мяч. Сдавливание стопами этого мяча.


6. Захватывание и поднимание пальцами ног различных предметов (палочек, мяча, куска ткани).

7. То же исходное положение, стопы лежат на круглой палке небольшого диаметра. Катание палки подошвами ног.

8. Из положения стоя, руки на поясе. Перекаты с пятки на носок.

9. Из того же положения. Ходьба по гимнастической палке.

10. Для этого упражнения необходим брусок с треугольным профилем. Ходьба по этому бруску.

11. Ходьба на носках по наклонной плоскости.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image006_60.jpg" width="538" height="336">

3) Дыхательные упражнения

Цели : профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и легких

дыхательные упражнения, которые способствуют:

Повышению общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

Развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо - и кровообращения в легких, - улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения

https://pandia.ru/text/80/134/images/image007_51.jpg" width="628" height="415 src=">

4) Релаксация (проходит под звучание спокойной музыки)

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image008_42.jpg" width="580" height="273 src=">

2. Станция «Спортивная» прилегает к станции «Солнышко»

Цели: развитие двигательных умений и навыков детей через организацию игровой деятельности с дошкольниками;

Формирование оптимальной статики осанки и постановки стопы (развитие устойчивости, равновесия, ориентации на поверхности);

Формирование потребности в двигательной активности и представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста.

1) Проведение физкультурных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий


Занятия проводятся в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы»

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Оздоровительный бег и ходьба

3) Дыхательная гимнастика

https://pandia.ru/text/80/134/images/image002_116.jpg" width="808" height="1146 src=">

2) Точечный массаж по профилактике простудных заболеваний,

3) Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

4) Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

https://pandia.ru/text/80/134/images/image012_33.jpg" width="603" height="260">

4. Поляна «Мудрости» (прилегает к «Поляне сказок»)

Цели : способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье, через механизм лечебного воздействия, формирование психоэмоциональных и ритмических движений; гармонично развивает и укрепляет детский организм; влияние эмоционального состояния на физическое развитие детей; создание условий для гармоничного физического и психического развития детей; формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

1)Восточная гимнастика

2)Биоэнергетическая гимнастика


Близорукость" href="/text/category/blizorukostmz/" rel="bookmark">близорукость и быстро снять усталость. Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зре­ния на различных точках, движении взгляда Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нару­шений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомен­дуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор

Комплекс 1.

Цель: Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и. п. - сидя).


1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Комплекс 2.

Цель: Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и. п. - стоя).

1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре-пять раз).

2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги

DIV_ADBLOCK152">

Комплекс 4.

Цель : Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и. п. - стоя).

1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза).

2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два-три раза).

Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два-три раза).

Комплекс 5.

Цель : Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

1. И. п. - сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).

2. И. п. - стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза).

3. И. п. - стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

DIV_ADBLOCK154">

3. И. п. - стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пять раз).

4. И. п. - стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и. п., следить за мячом (четыре-пять раз).

5. Станция «Лекарственный огород» (прилегает к станции «Мудрость»)

1) Валеологиечские занятия беседы с детьми на тему: «Неболей-ка», «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья»

2) Пальчиковая гимнастика предназначена для развития мелкой моторики рук, расширения и обогащения словаря, развития памяти и внимания.

3) Психогимнастика И

Представляет собой систему этюдов («выразительных движений»), сориентированных, в первую очередь, на формирование определенных сторон личности: способности к сопереживанию, чувству сострадания, понимания, а также на формирование нравственно-экологических взглядов.


Психогимнастика создает также богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью ребенок через приобретение мышечной, эмоциональной раскрепощенности и возросшей уверенности к себе приобретает и улучшения в области связной речи, оказывается способен уверенно общаться со взрослым, а позже - отвечать на уроке в первом классе…Психогимнастика призвана в такой же степени решать вопросы создания условий для психического благополучия каждого ребенка, поощряя способность к самовыражению.

Цели: развитие нравственных представлений; развитие познавательных процессов - в частности, формирование сенсорных эталонов; достижение сформированности символической функции и воображения; развитие креативности, способности к творчеству; развитие эмоциональных реакций и способов их выражения; развитие эмпатии; эмоциональная децентрация мышления; развитие произвольности эмоциональной регуляции; развитие коммуникативной сферы.

margin-top:0cm" type="disc">эколого-гигиенические и закаливающие факторы психологические факторы средства физического и музыкального воспитания лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

    снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; положительной динамики росто-весовых показателей;

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: проведение физкультурных занятий на свежем воздухе, использование здоровьесберегающих технологий, которая проводиться инструктором по физической культуре совместно с воспитателями.


https://pandia.ru/text/80/134/images/image015_26.jpg" width="289" height="193 src=">

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Подводя итог работы «Тропа здоровья», можно сослаться на высказывание известного философа Джозефа Аддисона:

« При помощи физических упражнений и воздержанности

большая часть людей может обойтись без медицины. »

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

https://pandia.ru/text/80/134/images/image017_33.gif" width="207" height="219"> СТАНЦИЯ

«МУДРОСТЬ»

ДЕТСКИЙ САД № 000

СТАНЦИЯ

«ПОЛЯНА

СКАЗОК»

СТАНЦИЯ

«СПОРТИВНАЯ»

СТАНЦИЯ

«СОЛНЫШКО»

DIV_ADBLOCK156">

Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

· Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период; простудные заболевания снизились на 12%, по посещаемость в группах стала лучше.

· положительной динамики росто-весовых показателей, дети прибавили в весе (почти на 1кг), окружность грудной клетки увеличилась на 2-3 см.

· формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

· улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность развивающей работы повышается.

Нормативные документы

    Федерального закона от 01.01.2001 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Приказ Минобразования России /227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ" Приказ Минпроса РСФСР "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми" "Методические рекомендации об организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях" -22/6-20 «Методические рекомендации "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5–7 лет в дошкольных учреждениях"» -14/26-6 "Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях" -49/6-29 "Методические рекомендации по закаливанию детей" -м

Список литературы.

Бабенкова, сделать осанку красивой, а походку легкой – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Бабенкова, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет / Никонорова, . Система оздоровления дошкольников

Картушина, занятия с детьми 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Кузнецова детей в детском саду. Система мероприятий. М., 2008.

Александрова, работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»

Полтавцева, культура в дошкольном детстве

– М.: Просвещение, 2007.

Степаненкова, воспитание в детском саду

2) МОУ Центра-десткого сада № 000 Красноармейского района г. Волгограда.

В этой статье мы расскажем, как дорожка в вашем саду может превратиться в «тропу здоровья» .

Дорожка в саду - очень важный элемент окружающего ваш дом ландшафта. И даже совсем на небольших участках этот элемент должен быть продуман. Ну что тут, казалось бы, можно изобрести?

Задача дорожки в саду очень проста - связать объекты в саду так, чтобы было удобно. Но важно, чтобы она стала и настоящим украшением Вашего сада.

Для того, чтобы дорожка украсила Ваш сад и привела туда, куда вы захотите необходимо учесть:

  • В каких направлениях Вы будете гулять по саду (это лучше сделать на бумаге);
  • какое назначение дорожек, от этого будет зависеть и ширина дорожки, и ее конфигурация (например, к бассейну, к детской или спортивной площадке, к барбекю или к хозяйственной зоне нужно предусмотреть ширину от 1 м до 1,3 м, т то время как, дорожки к уединенным участкам сада могут быть 50 см-70 см);
  • в зависимости от функции выбирается и материал мощения: камень, гравий, галька, деревянные настилы, измельченная кора, кирпич, брусчатка, даже мозаика.

Еще несколько советов: если запроетировать дорожки с изгибами, чередование пространств открытых и закрытых, то можно зрительно увеличить размер сада. Но тут главное не перегнуть палку: слишком извилистые дорожки могут "искусить" гуляющего сократить путь по газону)))

Нужно учесть, что множественные изгибы дорожек маленький участок сделают еще меньше.

Теперь о том...

Как превратить дорожку в саду в "тропу здоровья"?

С каждым годом ландшафтные дизайнеры все больше и больше обращает взоры на экологическую составляющую своего творчества, сегодня ландшафт - не только украшение города, но и его спасение. Умиротворяющее, расслабляющее воздействие ландшафтных парков ощутил на себе каждый, кто прогуливался по ним, например в Крыму, или в Софиевке, или в Краснокутском ботаническом саду и т.д.

Пейзажетерапия (лечение пейзажами), маринотерапия (лечебное "созерцанием" моря), специотерапия (лечение пространством), фитотерапия и др. - терапевтический эффект этих направлений в доказательствах не нуждается и используется повсеместно на лечебных курортах.

А теперь попробуем создать «маленький курорт» в своем собственном саду с помощью еще одного элемента ландшафтотерапии - это «тропа здоровья». В основу этого метода терапии положена древняя наука рефлексотерапия, которая использует для лечения наиболее активные зоны человеческого тела - кисти рук, ушные раковины и стопы. Не трудно догадаться, что использует рефлекторную возможность стопы.

Древняя медицина с помощью массажа определенных точек на ступнях ног проводила серьезное лечение. Ведь на кожных покровах ног есть проекции всех внутренних органов. Воздействуя на стопы можно регулировать работу внутренних органов, снимать боль, восстанавливать кровообращение. Поэтому очень полезно ходить босиком.

Справка: механизм действия системы оздоровления через стопы заключается в том, что при воздействии на зону проекцию больного органа, в ней генерируется электромагнитная волна, которая несет лечебный эффект к больному органу. Стопа человека стоит на втором месте после кисти по сходству со строением тела человека. Большой палец - соответствует голове, а продолжение ниже по стопе - туловищу, 2 и 5 пальцы - это руки, 3 и4 - это ноги, а продолжение между ними - органы малого таза. Левая стопа - это левая сторона тела, а правая стопа, соответственно - правая сторона тела.

Перечень рефлексогенных зон можно увидеть на рисунке.

Проектирование тропы здоровья сводится к тому, что на участке, где предусмотрены дорожки, нужно чередовать различные типы покрытия определенной длины. Дорожку лучше спроектировать кольцевого очертания или в виде восьмерки. Каждый вид мощения производит выборочное рефлекторное воздействие:

  • песок, мелкая галька, мощение из досок разных пород дерева - оказывают успокаивающее действие на организм
  • крупная галька, деревянные срезы - оказывают тонизирующее действие
  • щебень, мраморная крошка - оказывают возбуждающее действие.

Задача - ходить по тропе босиком определенное время. Для оздоровления время воздействия таково: сначала на крупном мощении, затем на мелком гравии, следом по доске и по песку:

  • 1-2 мин всей стопой
  • 1-2 мин на пятках
  • 1-2 мин на пальцах
  • 1-2 мин на внешней боковой поверхности стопы
  • 1-2 мин на внутренней поверхности стопы

Если Вы захотите воздействовать целенаправленно на какой-то орган, то оздоравливающую прогулку нужно проводить в соответствии с биоритмами человека, учитывая максимальные ритмы работы того или иного органа .

  • с 3 до 5 часов утра - легкие
  • с 5 до 7 часов утра - толстый кишечник
  • с 7 до 9 часов - желудок
  • с 9 до 11 часов и с15 до17 часов - мочевой пузырь
  • с 17 до 19 часов - почки
  • с 19 до 21 часов -перикард (околосердечная сумка)
  • с 21-до 23 часов - система трех обогревателей
  • с 23 до 1 часа - желчный пузырь
  • с 1 до 3 часов - печень

Итак подведем итоги. Дорожка в саду, кроме своих обычных утилитарных функций - связь между объектами на участке, и эстетических - доставлять удовольствие при созерцании сада, может нести еще и оздоравливающий эффект. Опираясь на исследования ученых, на вашу креативность и на вышеперечисленные советы вы смело можете превращать свою дорожку в саду в "тропу здоровья".

Разделы: Работа с дошкольниками

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

Дорожки здоровья в детском саду своими руками

Цель:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Задачи:
способствовать профилактике плоскостопия;
стимулировать рефлекторные зоны стоп и укреплять своды стоп;
улучшение эмоционально - психического состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни;
укреплять иммунитет;
вовлечение родителей и детей в образовательный процесс.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического здоровья детей.
«Дорожка Здоровья» это хороший помощник в оздоровительной работе (закаливание, профилактика и коррекция плоскостопия).
В теплое время года такие дорожки можно организовать не только в групповом помещении, но и на прогулочном участке. Всем известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя их, мы положительно воздействуем на процессы, происходящие в организме детей.
При ходьбе босиком по «Дорожке здоровья» производится оздоровительный массаж стоп: улучшается кровообращение, повышается иммунитет, снижается усталость, укрепляются мышцы, связки, суставы. Тем самым тонизируется весь организм. Такой оздоровительный массаж необходимо делать каждый день. А для этого необходимо увлечь детей, заинтересовать, удивить.
Вот что получилось у нас на участке.
«Дорожка здоровья» сделана в виде цветка. Для ее изготовления нам понадобились пластиковые бутылки. Причем бутылки принесли дети. Вместе с ребятами мы разрезали их пополам и выкрасили разными цветами. Нижняя часть бутылок понадобилась для украшения лепестков, верхняя часть для выкладывания серединки, в которой мы посадили мягкую газонную травку. При организации «Дорожки здоровья» использовался принцип смены различных видов поверхности для воздействия на все биологически активные точки ступней ног: песок, плоские камни, песок, цветные крышки, песок, деревянные брусочки.

На следующий год мы с ребятами сделали другую «Дорожку здоровья».
На принесенном ребятами рулоне линолеума, который остался после домашнего ремонта, мы вырезали следы. Потом засыпали их речным песком, и, чередуя, выложили их различным бросовым материалом: песок, пластмассовые крышки, песок, колпачки от фломастеров, песок, голыши и пробки от бутылок. Украсили нашу дорожку мы вырезанными из линолеума цветами.
Для выкладывания дорожки можно так же использовать: мелкие шишки, использованные фломастеры, деревянные спилы, желуди, каштаны, мелкие предметы, капсулы от киндер-сюрпризов и т.д. Причем все эти материалы могут принести дети из дома и тем самым принять непосредственное участие в изготовлении «Дорожки здоровья».

«Тропа здоровья»

на участке детского сада

Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ ЦРР- Вязьма- Брянского детского сада"Солнышко»Вяземского района Смоленской области являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей.В помещенияхи на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн,спортивная площадка.

Деятельность ДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно - правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2010–2011 г., в ДОУбыла организована "Тропа здоровья", в 2011-2012году она была усовершенствована и модернизирована.

"Тропа здоровья" позволит проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.

Основнымицелями организации "Тропы здоровья" являются:

профилактика плоскостопия;

улучшение координации движения;

улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

улучшение эмоционально состояния детей;

приобщение детей к здоровому образу жизни.

Организация "Тропы здоровья"

осуществлялась поэтапно

Первый этап

создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: заведующий, зам. зав. по ВМР,воспитатель (руководитель группы), инструктор по физкультуре, старшая медсетра, учитель - логопед.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

-методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

-охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

-ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении 1);

-режим функционирования "Тропы здоровья"

(приложение 2);

Второй этап

C огласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.

Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителейбыла создана "Тропа здоровья".

Администрацией ДОУ разработаны следующие документы :

· схема «Тропы здоровья» (приложение 1),

· режим функционирования «Тропы здоровья» (приложение 2),

· приказ об организации функционирования "Тропы здоровья" в летний период (приложение 3),

· инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья" (приложение 4),

· график работы специалистов в летний период (приложение 5),

· ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 6).

"Тропа здоровья" длиной 32 м и шириной от 1,2 до 2 м делится на участки от 1 до 3 м, которые имеют разное покрытие:

-Брёвна;

- поверхность с керамзитом;

-деревянный мостик;

-спилы деревьев;

-бассейн силиконовый;

-песок;

-бревно;

-плескательный бассейн;

-травяной покров;

-песчаную поверхность;

-поверхность с галькой;

-искусственную траву;

-гравий;

-коврики массажные;

-решётка;

-срезы пластиковых бутылок;

-плитка.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами, которые перечислены выше.

"Тропа здоровья" расположена в юго-восточной части территории ДОУ. Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке ДОУ, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем.

В тени деревьев дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами малыши должны находиться под наблюдением медицинского персонала.

Для поддержания закаливающего эффекта используется небольшой по объему плескательный бассейн. В нем разрешается плескаться детям всех возрастных групп. При этом строго соблюдается температурный режим воздуха и воды согласно СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Для "Тропы здоровья" специально был разработан питьевой режим. Детям предлагаются: сок и витаминизированный напиток(в 10.30), напиток из шиповника (после занятий в плескательном бассейне), "Вода" (по желанию). Напитками обеспечиваются дети всех групп.

На "Тропе здоровья" используется различное оборудование:

1.спортивное:

- бревно, скамейка, ребристая доска, мостик с перилами, решётка, тоннель для лазания, коврики массажные, спортивный инвентарь.

2.игровое:

-игровой инвентарь, водоплавающие птицы, столик с тентом.

Это способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса и спины, а также улучшению осанки детей. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Кроме того, на тропе установлены персонажи сказок и мультфильмов (Кот Учёный, "Волшебный колодец", Колобок, Паровозик из «Ромашково»).

Учитывая, что в летний период воспитанникиДОУ большую часть времени проводят на свежем воздухе, "Тропа здоровья" задействуется максимально в течение дня.

На ней дети выполняют следующие упражнения:

1.без предметов: ходьба и бег по траве, песку, керамзиту; перекаты с пятки на носок; ходьба на внутреннем своде стопы; "Утиная ходьба" (ходьба в полуприсяде); "Журавль на болоте" (ходьба с высоким подниманием бедра); "Конькобежец" (ходьба со скользящим движением ног);

2.с оборудованием, предметами, различными приспособлениями: ходьба по гимнастической скамейке, ребристой поверхности, спилам, срезам пластиковых бутылок, массажным коврикам, брёвнам, "следам", канату, мостику; ходьба с мячом на голове; ходьба и бег по гальке, шишкам, керамзиту, искусственной траве, плитке;

3.ходьба с препятствиями (бревна, пеньки, грибочки); лазание по лестнице; лазание под дуги, натянутую между деревьями веревку; захват предметов стопами ног;

4.подвижные игры: "Пятнашки", "Кошка прячется", "В поход по экологической тропинке", "Зоопарк".

"Тропа здоровья" используется и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в "Зоне отдыха", размещены полезные материалы для взрослых: "Если у ребенка плоскостопие", "Какие упражнения нужны Вашему ребенку", "Играйте вместе с детьми ", «Ловкий ребёнок», «Воспитание дружеских отношений в игре». Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на "Тропе здоровья", выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:

-посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;

-вытянуть ноги, распрямить спину, отвести руки назад;

-сделать несколько дыхательных упражнений;

-походить босиком по песку, траве;

-покатать шишки ступнями ног;

-полюбоваться красотой цветущих растений;

-просмотреть памятки и листовки;

-выпить чашечку фиточая.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

-снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

-положительной динамики ростовесовых показателей;

-формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

-улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьмимогут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!

На здоровье!!!

Приложение 1

Схема "Тропы здоровья"

Условные обозначения:

Песок

Гравий, щебень

Песок

Бревенчатый мостик

Песок

Керамзит

Спилы

Дуга (ворота)

Песок

Бревенчатая дорожка

Спилы

Керамзит

Дуга

Песок

Театрализованная зона - зона отдыха

1а) привал;

1б) малые архитектурные формы;

1в) цветники;

1г) информационный стенд

Бревно

Керамзит

Коврики массажные

Бассейн силиконовый

Искусственная трава

Решётка

Спилы

Срезы пластиковых бутылок

Войлочные коврики

Плитка

Приложение 2

Режим функционирования "Тропы здоровья"

Время

Мероприятие

Группа

Ответственный

7.00–7.50

Игры малой подвижности

Физические упражнения

Все группы

Воспитатели групп

8.00–8.30

Утренняя гимнастика

Дыхательная гимнастика

Корригирующая гимнастика

Точечный массаж

Все группы

Инструктор по физической культуре,

Воспитатели,

Медсестра

9.00–12.00

Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности,

хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг)

Музыкальное воспитание (театрализованные игры, драматизации сказок, музыкальные паузы,

игротерапия)

Все группы

Инструктор по физическому воспитанию, Старшая медсестра, Музыкальный руководитель,

15.15–15.30

Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Все группы

Воспитатели групп

16.00–19.00

Самостоятельная деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Развлечения, досуг

Праздники (по плану)

Встречи с родителями

Все группы

Воспитатели,

Музыкальный руководитель

Приложение 3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр Развития Ребенка – Вязьма- Брянский детский сад «Солнышко»

Вяземского района Смоленской области

ПРИКАЗ

от21.05.2012г .№ 85-о

Об организации

функционирования

"Тропы здоровья" в период

летней оздоровительной кампании

В целях создания необходимых условий для проведения летней оздоровительной кампании в МБДОУ ЦРР – Вязьма-Брянский детский сад «Солнышко» Вяземского района Смоленской области и обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить документы, регламентирующие деятельность педагогического коллектива в период летней оздоровительной кампании на "Тропе здоровья":

· режим функционирования;

· сетку занятий;

· график работы специалистов;

· перспективное планирование оздоровительной и воспитательной работы;

· график питьевого режима;

· график гигиенических процедур и занятий в бассейне.

2. Заместителю заведующегопо ВМРГусевой Е.А. обеспечить своевременное проведение инструктажей с сотрудниками по охране жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

3. Медицинской сестре обеспечить:

3.1. Контроль проведения летней оздоровительной кампании, физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья".

3.2. Наличие аптечки по оказанию первой медицинской помощи.

3.3. Контроль организации питьевого режима.

4. Воспитателям всех возрастных групп и специалистам:

4.1. Строго выполнять требования инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья".

4.2. Обеспечить максимальное пребывание воспитанников на свежем воздухе в течение дня.

4.3. Соблюдать режим функционирования "Тропы здоровья".

4.4. Организовать целенаправленную работу по усвоению детьми навыков здорового образа жизни.

5. Младшим воспитателям:

5.1. Осуществлять уборку мусора на "Тропе здоровья" согласно графику.

5.2. Оказывать помощь воспитателям в организации гигиенических процедур.

6. Назначить ответственными лицами:

6.1. За санитарное состояние "Тропы здоровья" – старшую медсестру Кузьмину И.А.;

6.2. За техническое состояние территории "Тропы здоровья" –заведующегохозяйством Сорокина А.Н.

6.3. За выполнение графика смены воды в плескательном бассейне – медсестру бассейна Шпунова О.Г.;

6.4. За содержание цветников – педагогический состав ДОУ;

7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.

Заведующий __________________ Тимофеева Л.И.

Приложение 4

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей

на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности

1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заведующий хозяйствоми старшая медсестра обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления лестниц, горок, мостиков.

2.1.3. Ежедневно менять воду в плескательном бассейне.

2.1.4. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке.

3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования, метания предметов, плескания в бассейне.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.

3.4. Плескание в бассейне допускается только при условии ежедневной смены воды в нем.

3.5. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника.

5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Заведующий: __________________ Тимофеева Л.И.

Приложение 5

График работы

специалистов в летний период

Специалист

Дни недели

Часы работы

Музыкальный руководитель

Понедельник – пятница

8.00–17.30

Инструктор по физической культуре

Понедельник – пятница

8.00–14.00

Приложение 6

Ежедневный план

закаливающих мероприятий в период летней оздоровительной кампании

Мероприятия

группа

Утренний прием на воздухе

Утренняя гимнастика на воздухе

Солнечные ванны

Ходьба босиком

Гигиенические и закаливающие процедуры после дневной прогулки

Обширное умывание прохладной водой

Мытье ног

Игры в плескательном бассейне

Сон без маек

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж

Сухое растирание

Полоскание рта и горла

Нормативные документы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 "О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249¬03" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03")

Приказ Минобразования России от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 "О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ"

Приказ Минпроса РСФСР от 04.08.1982 № 29 "Организация и руководство летней оздоровительной работой с детьми"