Таможенное оформление грузов. Налогообложение организаций финансового сектора Таможенное оформление в рф

  • Коммерческие банки - субъекты налоговых отношений
    • Роль коммерческих банков как участников налоговых отношений
    • Обязанности коммерческих банков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах
      • Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков
      • Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
      • Обязанности банков по приостановлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей
    • Ответственность коммерческих банков за нарушения своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
  • Особенности налогообложения коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на прибыль организаций
      • Расходы, учитываемые и неучитываемые при исчислении налоговой базы коммерческих банков
      • Порядок признания доходов и расходов коммерческих банков
      • Порядок переноса банковских убытков на будущее
      • Налоговые ставки для банков
      • Порядок исчисления и сроки уплаты налога коммерческих банков
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на добавленную стоимость
      • Банковские операции, не подлежащие обложению НДС
      • Услуги коммерческих банков, подлежащие обложению НДС
    • Налогообложение коммерческих банков налогом на имущество организаций
  • Налогообложение операций коммерческих банков с ценными бумагами
    • Ценные бумаги как важнейший источник финансирования экономики и предмет налогообложения
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на доходы физических лиц
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с инвестиционными паями
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с ценными бумагами при доверительном управлении
      • Особенности исчисления НДФЛ по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
    • Порядок уплаты и предоставления отчетности по НДФЛ коммерческими банками
    • Налогообложение операций с ценными бумагами налогом на прибыль организаций
      • Особенности определения налоговой базы от операций по реализации корпоративных облигаций
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
      • Особенности определения налоговой базы по операциям с векселями
      • Особенности налогообложения сделок РЕПО
  • Налогообложение в страховом деле
    • Субъекты страхового дела в налоговых правоотношениях
    • Налогообложение страховых организаций
      • Налог на прибыль страховых организаций
      • Страховые организации как налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц
      • Страховые организации как плательщики единого социального налога
  • Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
  • Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
    • Понятие и субъекты внешнеэкономической деятельности
    • Правовое и нормативное обеспечение
    • Государственное регулирование
  • Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности
    • Правовые основы валютного регулирования
    • Валютные операции: понятие, виды и система ограничений, предусмотренная валютным законодательством
    • Методы регулирования валютных операций
    • Права, обязанности и ответственность резидентов и нерезидентов в рамках валютного законодательства
  • Таможенное регулирование в Российской Федерации
    • Правовые основы таможенного регулирования
    • Таможенное дело и таможенные органы
    • Таможенное оформление и декларирование товаров
    • Основы построения системы таможенных платежей
  • Таможенные пошлины и сборы
    • Основные элементы таможенных пошлин
    • Ввозные таможенные пошлины
    • Вывозные таможенные пошлины
    • Таможенные сборы
  • Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при совершении внешнеэкономических операций
    • НДС при импорте товаров
    • НДС при экспорте товаров
    • Определение места реализации товаров, работ или услуг для целей исчисления НДС
  • Особенности исчисления налога на прибыль при осуществлении внешнеэкономических операций
    • Удержание налога на прибыль иностранных организаций у источника выплаты
    • Применение международных соглашений об избежании двойного налогообложения
    • Налогообложение курсовых и суммовых разниц

Таможенное оформление и декларирование товаров

Таможенное оформление - это совокупность всех таможенных операций и процедур в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей.

Порядок и технологии производства таможенного оформления устанавливаются в зависимости:

  • от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.);
  • категории лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Таможенным кодексом РФ предусмотрен особый порядок таможенного оформления, например, товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях; товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи и др.

Таможенные процедуры

1. Таможенные процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, т. е. до места представления таможенному органу необходимых документов и сведений);

Внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, собственно перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

Помещение товаров на временное хранение.

2. Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 130 ТмК РФ).

3. Таможенное декларирование товаров.

4. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования:

При убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - п. 2 ст. 79 ТмК РФ);

При условном выпуске товаров с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - п. 4 ст. 151 ТмК РФ).

5. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТмК РФ, таможенного склада - ст. 223 ТмК РФ).

Помимо того, существует ряд таможенных операций, которые производятся еще до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К ним можно отнести получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (ст. 68 ТмК РФ); получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными печатями и пломбами (ст. 84 ТмК РФ).

Таможенное оформление при ввозе товаров может начинаться как до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование), так и после прибытия (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов - ст. 72 ТмК РФ).

Если товары перемещаются физическими лицами, то таможенное оформление начинается с подачи таможенной декларации (п. 1 ст. 286 ТмК РФ), устного заявления (п. 2 ст. 285, ч. 1 п. 3 ст. 286 ТмК РФ) или действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (например, при декларировании товаров в конклюдентной форме - п. 4 ст. 286 ТмК РФ).

При вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, в случаях, предусмотренных ТмК РФ, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.

Завершается таможенное оформление совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТмК РФ:

  • для применения к товарам таможенных процедур;
  • для помещения товаров под таможенный режим (выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом);
  • для завершения действия таможенного режима, если такой режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);
  • для исчисления и взимания таможенных платежей.

Разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций

Разрешение на проведение таможенных операций должно быть выдано таможенным органом в течение трех дней со дня обращения в таможенный орган и представления необходимых документов. Таким образом, установлен предельный срок для выдачи разрешения на совершение таможенных операции, который приравнен к сроку оформления таможенной декларации и проверке товаров.

Согласно ст. 61 ТмК РФ разрешения выдаются на осуществление отдельных таможенных операций, которые совершаются при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (подп. 20 п. 1 ст. 11 ТмК РФ). Причем временные пределы таможенного оформления установлены ст. 60 ТмК РФ. Таким образом, разрешения на совершение других действий, не отвечающих признакам таможенных операций, могут быть получены в порядке ст. 203, 204 ТмК РФ в течение 30 дней со дня принятия заявления или документов, содержащих необходимые сведения.

Место и время таможенного оформления.

Согласно ст. 62 ТмК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов. По мотивированному запросу декларанта либо иного заинтересованного лица отдельные таможенные операции при производстве таможенного оформления могут совершаться вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов в соответствии со ст. 406 и ст. 407 ТмК РФ.

Причем для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например на территории предприятия-экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного (п. 2 ст. 362 ТмК РФ).

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами РФ (ст. 66 ТмК РФ).

Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, во время работы таможенных органов (ст. 407 ТмК РФ).

Пункт пропуска через Государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля (в том числе таможенный) и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) - таможенная процедура, которая применяется при перевозке иностранных товаров (ст. 79 ТмК РФ):

  • из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (ст. 92 ТмК РФ);
  • из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
  • между складами временного хранения, таможенными складами;
  • в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Данная процедура начинается с момента выдачи таможенным органом отправления разрешения на ВТТ товаров и закапчивается в таможенном органе назначения оформлением завершения ВТТ.

Таможенная процедура временного хранения производится с целью обеспечения сохранности товаров до завершения их таможенного оформления и для осуществления таможенного контроля над данными товарами.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено ТмК РФ.

Декларирование товаров

Законодатель в ст. 123 ТмК РФ закрепил перечень ситуаций, когда товары подлежат декларированию таможенным органам. Такие ситуации происходят:

При их перемещении через таможенную границу, т. е. ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом (подп. 7 п. 1 ст. 11 ТмК РФ);

При изменении таможенного режима.

Декларирование товаров производится путем заявления

таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТмК РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденная приказом ФТС России от 4 сентября 2007 г. № 1057, определяет правила заполнения письменной таможенной декларации на бланках установленной формы, имеющих специальные элементы защиты.

Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

Использовать и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТмК РФ, никто не вправе, а после выпуска пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются ФТС России в соответствии с ТмК РФ. При этом ФТС России вправе сокращать установленные Кодексом перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, с учетом следующих критериев:

  • категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;
  • видов товаров;
  • целей использования товаров;
  • требований таможенных режимов;
  • вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенный контроль

Таможенный контроль - система мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Что касается проведения таможенного контроля, то таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Законодатель закрепляет за таможенными органами право проводить различные виды проверок, такие как проверка документов и сведений и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Проверка документов и сведений, представленных при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, производится в целях установления подлинности документов и правильности их оформления, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Проверка достоверности сведений может осуществляться путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Одним из главных моментов при декларировании товаров является их классификация, т. е. правильное определение их кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России).

Это важно, так как код является базой для применения в отношении товара мер тарифного и нетарифного регулирования данной деятельности. В целом ряде случаев он может обосновать особенности таможенного оформления (например, ограничения по местам декларирования) и таможенного контроля товара.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России) определяется Правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» ТН ВЭД России - это основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

ТН ВЭД России представляет собой национальную производную Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и основана на ГС и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).

С 1 апреля 2000 г. длина кодового обозначения товара, применяемого в ТН ВЭД, составляет 10 цифровых знаков. Первые шесть знаков соответствуют кодовому обозначению, принятому в номенклатуре ГС. Седьмой и восьмой знаки - это дополнительная детализация номенклатуры ГС, осуществленная в Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Таким образом, первые восемь знаков TII ВЭД соответствуют коду товара согласно Комбинированной номенклатуре Европейского союза. Девятый знак ТН ВЭД России соответствует коду товара по ТН ВЭД СНГ. Наконец, десятый знак ТН ВЭД России - нововведение, установленное постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 148. Теперь позиции, в которых товары фактически определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

В ТН ВЭД России часто вносятся изменения. Достаточно отметить, что с 1 января 2002 г. (с момента утверждения действующей редакции ТН ВЭД России) выпущено более 24 постановлений Правительства РФ, которые исключили из ТН ВЭД России 68 десятизначных позиций и включили 213 новых десятизначных позиций и 6 новых дополнительных примечаний РФ к группам ТН ВЭД России.

Порядок таможенного оформления необходимо разделить на таможенное оформление юридических и физических лиц, так как к товарам юридических и физических лиц применяются разные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств. Например, согласно таможенному законодательству, товары, ввозимые физическими лицами, не подлежат сертификации. В Российской Федерации применяется таможенное законодательство таможенного союза, в который входят также, Белоруссия и Казахстан. Основные нормативные документы, которые используются при регулировании отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации - это Таможенный кодекс таможенного союза и Федеральный закон РФ № 311-ФЗ от 27.11.2010 г. При этом, указанный Федеральный закон используется только в Российской Федерации. В зависимости от правильного применения тех или иных нормативных документов, зависят такие важные результаты, как - размер уплаченных таможенных платежей (сборы за таможенное оформление, пошлина, налоги) государству, сроки таможенного оформления, стоимость услуг таможенного брокера или стоимость расходов на своего сотрудника - специалиста по таможенному оформлению.

Порядок таможенного оформления товаров для юридических лиц

Юридические лица обязаны произвести таможенное декларирование в письменной или электронной форме на все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза. Юридические лица в основном осуществляют операции в отношении грузов, которые предназначены для осуществления предпринимательской деятельности. Мы остановимся, на основных последовательных операциях при самостоятельном таможенном оформлении товаров юридическими лицами. Перед ввозом/вывозом необходимо определить под какую процедуру целесообразно поместить товары при перемещении товаров через границу.

Основные процедуры - это помещение товаров под таможенную процедуры:

  • выпуск для внутреннего потребления (ИМ40);
  • экспорт (ЭК 10).

После выбора процедуры, определяем код ТНВЭД на основании характеристик товаров, состава материала и назначения. При определении кода ТНВЭД очень важную роль играет пояснения к ТНВЭД, т.к. в пояснениях происходит уточнение по классификации товаров. Кроме того, стоит посмотреть классификационные решения ФТС, которые размещены на официальном сайте ФТС

Затем, на основании кода ТНВЭД, определяем размер платежей государству, стоимость услуг по таможенному оформлению и затем узнаем какие требуется подготовить разрешительные документы.

Основные разрешительные документы, которые могут требоваться таможенными органами при ввозе:

  • сертификат о соответствии (Декларация о соответствии);
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • лицензии.

Если вы обнаружили, что ваша продукция сертифицируется, необходимо знать, что образцы товаров и (или) товары для рекламных целей и (или) товары предназначеные для собственных нужд компании НЕ подлежат сертификации. При декларировании товаров, необходимо указать эту особенность ваших грузов.

Порядок таможенного оформления для физических лиц

Физические лица не обязаны письменно декларировать грузы, за исключением следующих случаев :

  1. товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  2. товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  3. товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза;
  4. транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  5. валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов таможенного союза;
  6. культурные ценности;
  7. товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  8. иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

В случае, если ваш товар попадает в указанный список, Вам необходимо письменно задекларировать товары и следовать через красный коридор.Таким образом, при перемещении товаров через границу необходимо внимательно изучить данные требования таможенного кодекса.

Компания, которая не является участником внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), но которая планирует им стать, должна разобраться в тонкостях таможенного оформления грузов при ввозе и вывозе. В этом разделе, мы постараемся раскрыть основы таможенного дела, которые помогут вам самостоятельно разобраться в таможенной сфере. При импорте или экспорте товаров, необходимо знать основные понятия и термины таможенного законодательства, чтобы правильно общаться (на одном языке) с представителями таможенного органа или с таможенным брокером.

Под таможенным оформлением товаров подразумевается их прохождение через таможню в соответствии с выбранным для них таможенным режимом.

После того, как должностное лицо таможенной службы сообщает о готовности к проведению таможенного оформления в направлении определенных групп товаров, процедура должна начаться не позднее, чем через 30 минут. Таможенное оформление начинается с оформления Декларации на товары (бывшая грузовая таможенная декларация), заполненной в соответствии с теми правилами, которые распространяются на товары, заявленные в выбранном таможенном режиме.

Существует 5 основных этапов таможенного оформления товаров:

  1. Этап приема, регистрации и учета декларации . На этом этапе должностное лицо принимает от декларантов Декларации на товары (ДТ), осуществляет общую проверку декларации на предмет соответствия нормам заполнения данного документа и соответствия заполнения заявленному таможенному режиму прохождения таможенного оформления, наличия необходимых подписей и печати, заверяющей ДТ. Проводится сверка бумажного и электронного экземпляра декларации и проверка полномочий лица, подающего документы к оформлению.
  2. Этап контроля кодировки товаров и соблюдения правил нетарифного урегулирования . На этом этапе выверяется код товара согласно товарной номенклатуре (ЕТН ВЭД), проводится проверка документации о происхождении товаров и факт наличия связанных с данной группой товаров тарифных льгот.
  3. Этап валютного контроля и таможенной стоимости . На данном этапе подразумевается проведение проверки тех данных, что были указаны в декларации, проводится корректировка таможенной стоимости, в случае возникновения такой необходимости в ходе таможенного оформления. Проверяется корректность указания таможенной стоимости товаров по выбранному для декларированию способу расчета.
  4. Этап проверки корректности проведения платежей по таможенной декларации . На этом этапе выполняется сверка на предмет соответствия таможенных платежей. Проверяется обоснованность указанных в декларации льгот и преференций, выполнение сроков подачи декларации, наличие задолженностей по внесению таможенных платежей. Проверяется факт поступления платежей на счет таможенного органа, при возникновении такой необходимости начисляется пени за просрочку платежа.
  5. Этап досмотра и выпуска товаров . На этом завершающем этапе проверяются предыдущие 4 шага, принимается решение о проведении досмотра и проводится сам досмотр с обязательной регистрацией его результатов. По итогам анализа пакета документов декларации и досмотра принимается решение о возможности, либо невозможности выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, что и является логическим завершением таможенного оформления.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе

ГТД - официальный документ, составляемый по установленной форме и используемый для выполнения таможенных формальностей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и при изменении таможенного режима, под который помещались товары. Форма ГТД, которая была введена в практику таможенного оформления товаров в России с 1 апреля 1989 г., совпадает с формой ЕАД - Единого административного документа, используемого на территории стран Европейского союза. Формы бланков ГТД неоднократно менялись. В настоящее время применяются формы бланков ГТД, утвержденные Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. N 724.

Заполнение граф и разделов ГТД производится в соответствии с Инструкцией определяющей порядок заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 4 сентября 2007 года N 1057.

Сведения в ГТД заносятся декларантом (если декларант - физическое лицо) или уполномоченным лицом декларанта (если декларант - юридическое лицо) либо специалистом по таможенному оформлению таможенного брокера (если декларант пользуется услугами таможенного брокера). Для заполнения соответствующих граф ГТД, для которых необходимо использование классификаторов, указанные лица должны пользоваться приложениями к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 г. N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей", а также Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст, и Общероссийским классификатором валют, вступившим в силу с принятием Постановления Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст.

На каждую партию товаров заполняется одна ГТД, в случае когда в отношении таких товаров устанавливается один и тот же таможенный режим. В случае когда товары подлежат помещению под разные таможенные режимы, необходимо заполнить такое количество ГТД, которое будет соответствать количеству указанных режимов.

В процессе декларирования товаров с использованием лишь основного листа (ТД-1 или ТД-3) в ГТД могут быть указаны сведения о товарах одного товарного наименования, вида и марки, классифицируемых одним десятизначным кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД России), местом происхождения которых является одна страна либо в случае, если страна происхождения таких товаров неизвестна, облагаются одинаковыми таможенными платежами и заявлены в один таможенный режим.

Оба вида добавочных листов (ТД-2 или ТД-4) дают возможность дополнительно декларировать товары еще трех номенклатурных наименований, видов и марок, каждые из которых классифицируются одним десятизначным кодом соответствим ТН ВЭД России, происходят из одной страны либо страна их происхождения этих товаров неизвестна, подлежат обложению одинаковыми таможенными платежами. Количество добавочных листов к одной ГТД не ограничено. Добавочные листы являются неотъемлемой частью ГТД. Если при использовании листов ТД-2 и ТД-4 остаются незаполненные графы, предназначенные для декларирования одного наименования товара, то эти графы должны быть перечеркнуты.

В грузовой таможенной декларации можно выделить несколько информационных блоков, или разделов, ГТД:

а) общая характеристика поставки (графы 1, 3 - 6): в этих графах заявляются сведения о таможенном режиме, о количестве товаров и грузовых мест;

б) лица, участвующие в таможенном оформлении (графы 2, 8, 9, 14, 54): здесь заявляются сведения об отправителе, получателе товаров, лице, ответственном за финансовое урегулирование (контрактодержателе), а также декларанте и лице, заполнившим ГТД;

в) географический блок (графы 11, 15 - 17а, 34): этот блок отражает коды торгующей страны, страны отправления и страны происхождения товаров при ввозе товаров в Россию, страны назначения - при вывозе товаров из России;

г) транспортный блок (графы 18, 19, 21, 25, 26): указывается информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

д) финансовый блок (графы 12, 20, 22 - 24, 28, 47, 48): заявляются сведения об общей таможенной стоимости товаров, декларируемых в одной ГТД; об условиях поставки; о коде и курсе валюты; банковские сведения о лице, ответственном за финансовое урегулирование; сведения об исчислении таможенных платежей;

е) характеристика каждого товара в партиях дается в графах с 31 по 46: в этих графах указываются наименование товара; его упаковка; количество контейнеров; серия, номера и количество акцизных марок и т.д.; десятизначный код товара по ТН ВЭД России; вес нетто и брутто товара; код льготы по уплате таможенных платежей; остаток квоты, если в отношении товаров законодательно установлены количественные или стоимостные ограничения в случае ввоза; наименование и номер последнего оформленного таможенного документа, принятого таможенным органом в установленном порядке в результате помещения товаров под предшествующую подаче ГТД таможенную процедуру; количество товара в дополнительной единице измерения и код дополнительный единицы измерения; фактурная, таможенная и статистическая стоимости товаров.

Особое значение имеет графа 44 ГТД, в которой содержится перечень сведений и документов, необходимых для таможенного оформления каждого товара. Сюда относятся: номер и дата выдачи лицензии, если товар попадает под меры нетарифного регулирования; номер транспортного (перевозочного) документа; номер и дата заключения договора международной купли-продажи (мены) или иного договора или контракта, заключенного с целью совершения внешнеэкономической торговой сделки; номера и даты счетов на оплату и поставку товаров; номер и дата выдачи разрешения таможенного органа о классификации товара соответствующего нормам ТН ВЭД России; номера и даты выдачи необходимых разрешительных документов (сертификатов, разрешений и др.); номер и дата сертификата о происхождении товаров; номера и даты составления иных документов.

Предоставление документов

Кроме подачи таможенной декларации в уполномоченный таможенный орган необходимо предоставить документы, подтверждающие заявленные в декларации сведения. Основные документы, представляемые при декларировании товаров, предусмотрены п. 2 ст. 131 ТК РФ. В ст. 63 ТК РФ сформулирована обязанность лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления, представлять таможенным органам необходимые для таможенного оформления документы и сведения. Перечни таких документов и сведений устанавливаются ФТС России. К настоящему времени ФТС России провела определенную систематизацию документов, необходимых для таможенного оформления, приняв Приказ от 25 апреля 2007 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом". Данный нормативный акт не содержит полного перечня необходимых документов, в связи с чем требуется поиск иных нормативных актов ФТС России, соблюдение предписаний которых обязательно для лиц, участвующих в процедуре таможенного оформления.

При предъявлении копий документов, необходимых для таможенного оформления, таможенный орган вправе осуществить проверку на соответствие копий документов поступившим оригиналам. В этом должностслучае ное лицо таможенного органа, проводящее процедуру таможенного оформления, на предоставленных копиях документов проставляет запись "Сверено с оригиналом", подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, после чего оригиналы документов возвращает декларанту.

В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы могут направить декларанту или иному лицу, участвующему в процедуре таможенного оформления, мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений с целью сверки информации, которая содержится в поступившей таможенной декларации и других таможенных документах.

В целом таможенное оформление включает в себя различные таможенные операции и таможенные процедуры, направленные на юридическое оформление перемещения товаров, а так же транспортных средств через таможенную границу и установление их статуса для таможенных целей. Процедура таможенного оформления производится в соответствии с общими правилами, установленными ТК РФ. Данные правила конкретизируются многочисленными нормативными правовыми актами ФТС России. Хотелось бы обратить внимание не только на значительное число приказов ФТС России, регламентирующих всевозможные тонкости и особенности производства таможенного оформления, но и на нестабильность таких актов. Это создает сложности для участников внешнеэкономической деятельности, обязанных действовать в соответствии с предписаниями ФТС России.

В соответствии со статьей 2 ТК ТС все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС.

Данное положение устанавливает необходимость совершения действий по таможенному оформлению с момента ввоза товаров на таможенную территорию РФ (а в ряде случаев с момента совершения действий, направленных на ввоз) или при вывозе товаров с этой территории - с момента совершения действий, направленных на вывоз.

Начинается, в соответствии со статьей 96 ТК ТС:

При ввозе товаров - в момент представления таможенному органу предварительной таможенной декларации либо документов, которые предоставляются при прибытии (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в случаях, предусмотренных ТК ТС, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление;
- при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных ТК ТС, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с ТК РФ для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Анализ положений ТК ТС, определяющих порядок осуществления таможенного оформления, позволяет судить, что таможенное оформление во всех случаях завершается после выпуска товаров для свободного обращения, когда фактически снимаются все запреты и ограничения по пользованию и распоряжению товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, а также после фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ в таможенных режимах, не предусматривающих последующий обратный ввоз таких товаров.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что осуществление таможенного оформления, как меры, направленной на подтверждение соблюдения законодательства РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, и таможенного контроля, как мероприятия, направленного на обеспечение соблюдения законодательства РФ при таком перемещении, не существуют отдельно друг от друга, а находятся в тесной взаимозависимости.

Срок таможенного оформления включает в себя:

Срок использования таможенной процедуры временного хранения;
- срок использования таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита;
- срок выпуска товаров и транспортных средств;
- срок действия таможенного режима (в случае применения к ввезенным товарам таможенного режима, не предусматривающего их выпуска для свободного обращения, в отношении вывезенных товаров - таможенного режима, не предусматривающего их обратный ввоз).

Вышеуказанные сроки варьируются в зависимости от обстоятельств перемещения товаров через таможенную границу РФ, но не могут превышать предельные, установленные ТК ТС для каждой из вышеуказанных таможенных процедур.

Таможенное оформление, включая заполнение документов, необходимых для таможенного оформления, производится на русском языке, за исключением случаев, прямо предусмотренных ТК РФ. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

В подавляющем большинстве случаев при таможенном оформлении должностные лица таможенных органов вправе требовать перевода представленных документов на русский язык. (пункт 5 статьи 176 ТК ТС)

Производится в порядке, определяемом ТК ТС и принимаемыми в соответствии с ним:

Иными правовыми актами РФ;
- нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела;

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Место и время производства таможенного оформления товаров (ст.175 ТК ТС)

И транспортных средств производится непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений.

ТК ТС предоставляет возможность совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств в иных местах, исходя из обстоятельств их ввоза на таможенную территорию ТС.

Так, в соответствии со статьей 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться вне места нахождения таможенного органа. При этом таможенные органы не должны препятствовать совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективность таможенного контроля. Время работы таможенных органов определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливается приказом соответствующего таможенного органа.

Время работы таможенных органов в портах, аэропортах и иных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации должно соответствовать времени работы контролирующих органов и служб в этих пунктах пропуска. Время работы таможенных органов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые по местонахождению совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

Время работы таможенных органов в иных местах таможенного оформления устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 175 ТК ТС по мотивированному запросу заинтересованного лица и при возможности таможенных органов отдельные таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа.

Таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются

Во всех случаях для получения разрешения таможенного органа на совершение отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов, декларанту либо иному заинтересованному лицу необходимо обратиться с мотивированным запросом в этот таможенный орган.

Во всех случаях сопряжено с совершением таможенных операций, то есть отдельных действий в отношении товаров и транспортных средств, в соответствии с ТК ТС.

При этом в соответствии с ТК ТС (в случаях прямо предусмотренных Кодексом) на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа. Так, например, такое разрешение требуется для применения к товарам таможенных процедур внутреннего таможенного транзита, временного хранения, совершения таможенных операций по выпуску (условному выпуску) товаров и т.д. В ряде случаев ТК ТС предусмотрено, что такое разрешение выдается в письменной форме в установленном порядке. В иных случаях разрешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий в случае, если в соответствии с ТК ТС установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий. То есть, по сути, "молчаливое согласие" таможенного органа.

Ст. 96 ТК ТС установлено, что разрешение таможенного органа выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные ТК ТС условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены, но не позднее срока проверки таможенной декларации, иных документов и проверки товаров, то есть не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом документов, необходимых для таможенного оформления, и предъявления ему товаров.

Если проверка соблюдения условий предоставления разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций может быть завершена после его предоставления без ущерба для проведения таможенного контроля и (или) если при последующем выявлении несоблюдения таких условий нарушения таможенного законодательства РФ могут быть устранены, разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается до проведения такой проверки. Основным действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля.

Так, в соответствии со статьей 176 ТК ТС при производстве таможенного оформления лица, определенные ТК РФ, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. При этом таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и представление которых предусмотрено в соответствии с ТК ТС.

Перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Документы, предоставляемые при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, подразделяются на:

Транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;
- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК ТС.

Формы таможенных документов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации. (ст. 176 ТК ТС)

Одним из наиболее важных положений ТК ТС (ст. 176 ТК ТС) является то, что таможенные органы не вправе отказать в принятии документов, необходимых для таможенного оформления, из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством (Федеральный Закон 164-ФЗ от 08.12.03. Об основах государствнного регулирования внешнеторговой деятельности (ред. от 02.02.2006)) РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В случае отказа таможенного органа в принятии указанных документов этот орган уведомляет лицо, представившее эти документы, о причинах отказа. По запросу этого лица таможенный орган представляет указанное уведомление в письменной форме.

Также в ст. 176 ТК ТС закреплено, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально. При представлении копий указанных документов, заверенных лицом, их представившим, или декларантом, таможенный орган в случае необходимости проверяет соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему.

В соответствии с п.8 ст. 63 ТК РФ, документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены и в форме электронных документов в случаях и в соответствии с порядком, установленным ТК РФ.

За взимаются таможенные сборы в соответствии с законодательством стран участниц ТС. (ст. 72 ТК ТС)

На территории РФ ставки таможенных сборов установлены Правительством РФ. В отдельных случаях Правительство РФ вправе устанавливать случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию РФ или их вывоза с этой территории, если товары подлежат такому контролю, согласно ст. п.2 ст. 174 ТК ТС.

В отношении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке как при их ввозе на таможенную территорию РФ, так и вывозе с этой территории (п.4 ст. 150 ТК ТС) .