Конспект занятия по дифференциации шипящих звуков. Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш. Правописание ЖИ - ШИ Дифференциация звуков ж ш индивидуальное

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида № 1472

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект

открытого индивидуального логопедического

занятия по развитию произносительной стороны речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Учитель – логопед: Галушкина М.В.

Москва, 2011

Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]

Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

4)Формировать навык слогового анализа слов;

Коррекционные

1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

2) Развивать мелкую моторику рук;

3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные :

1)Соблюдать правила поведения на занятии;

2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1.Ряд слов для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух:

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговойструктурой слова:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:

В лукошке вишни. Женя едет на машине.

У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи.

У Жанны большой флажок.

Миша и Маша кушают баклажаны.

4.Слова для слогового анализа:

душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

План – конспект

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Логопед загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кош ка?Правильно, звук [ш].

Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Артикуляционная гимнастика :

«Грибок» , «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.

«Грибок» – нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» – Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.

Игра «Поймай звук»

Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по… (животикам).

К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе… (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему… (поможет).

С. Маршак

Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на… (машине).

Игра «Четвертый лишний»

А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

Игра «Закончи предложение»

Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.

Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

Игра «Поделим слова на слоги»

Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

Давай попробуем.

Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?

Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида № 1472

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект

открытого индивидуального логопедического

занятия по развитию произносительной стороны речи

Тема занятия: Дифференциация звуков [ж], [ш].

Учитель – логопед: Галушкина М.В.

Москва, 2011

Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]

Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш] ;

3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

4)Формировать навык слогового анализа слов;

Коррекционные

1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

2) Развивать мелкую моторику рук;

3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные :

1)Соблюдать правила поведения на занятии;

2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Оборудование:

предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

Речевой материал:

1.Ряд слов для развития фонематического восприятия , дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух :

Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговой
структурой слова
:

животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

подушка, машина, ножницы, шкаф;

подснежник, жук, пиджак, лошадь.

3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:

В лукошке вишни. Женя едет на машине.

У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи .

У Жанны большой флажок .

Миша и Маша кушают баклажаны .

4.Слова для слогового анализа:

душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

План – конспект

Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

Логопед загадывает загадки.

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)»

Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

Слушай еще одну загадку:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко

И умылся серой лапкой.

Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове ко ш ка? Правильно, звук [ш].

Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].

Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)

Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

Артикуляционная гимнастика:

«Грибок» , «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.

«Грибок» - нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» - сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» - Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.

Игра «Поймай звук»

Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

Игра «Добавь слово»

Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по... (животикам).

К. Чуковский

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе... (живот).

И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему... (поможет).

С. Маршак

Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на... (машине).

Молодец, все слова в стихотворения добавила правильно.

Игра «Четвертый лишний»

А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

Итак, начали:

Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

Игра «Закончи предложение»

Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны . Повтори все предложение.

Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

Игра «Поделим слова на слоги»

Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

Давай попробуем.

Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

Подведение итога занятия

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?

Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].


Методическая разработка логопедического занятия

по дифференциации шипящих звуков

Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные: упражнять в подборе слов на заданный звук в определенной позиции; закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционно – развивающие: закреплять умение различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях. Обогащать словарный запас. Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта подгрупповой работы. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и полезным, нам с вами надо потрудиться. Садитесь.

Ну и конечно, чтобы и настроение было у нас хорошее. Ведь у каждого человека настроение бывает разное: замечательное, плохое, отввратительное, тревожное, безоблачное, солнечное, грустное, ужасное и т.д. А давайте посмотрим на картины и определим настроения ребят. (Дети высказываются). Вы берите ту картинку с выражением лица, которая больше подходит вашему сегодняшнему настроению. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

ша – шу – шо – шу

жа – жу – жа – жо

ши – ши – жи – жи

ши – ши – жи – жи

3.Сообщение темы занятия.

Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж

4 Сравнение звуков по артикуляции.

Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

Как зубы? (сближены, между ними щель)

Где кончик языка ? (вверху, язык в форме чашечки)

Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя ? (теплая, длительная, слабая)

Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

Если есть преграда, то это звук гласный или согласный ?

Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

Эти звуки всегда твердые.

А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)

Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

Эти звуки парные по звонкости - глухости.

Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.

Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.

(На доску вывешивается профиль звука Ш, рядом зачеркнутый колокольчик)

5. Характеристика звуков.

Звук Ш он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .

Звуки Ш – Ж парные, всегда твердые.

6.Артикуляционная гимнастика.

          Заборчик

          Трубочка (чередование)

        1. Кошка лакает молоко

          Вкусное варенье

        2. Достать языком нос.

7.Фонетическая зарядка.

Как жужжит шмель? [ж – ж – ж…]

Как шипит змея? [ш – ш – ш…]

8. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

9.Корректурная проба (работа по карточкам)

Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш - двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

10.Работа над дифференциацией звуков ш и ж на уровне слога.

Игра "Звуковая мозаика". - Как графически мы изображаем звуки Ш и Ж? (Ш -, Ж - ).

Сейчас я буду называть слоги, а вы выстроите из колокольчиков "звуковую дорожку ". В зависимости от того, какой звук вы услышите.

Ши, жо, уш, шли, жда, шок, жна, же.

- А теперь проверим, какой рисунок у вас получился. (). Парная проверка. Один ребёнок читает, а другой звенит в колокольчик, если это звонкий.

11. Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

Кувшин, кошка, лошадь, жук;

Желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

12. Дифференциация Ш - Ж в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж

13.Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»).

Ша, ша – ша (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жа – жа, жа (хлопки).

Если нравится тебе, то делай так:

Жу – жу, шу – шу (хлопки, топот).

Если нравится тебе, то делай так:

Шо – шо – шо, жо – жо (прыжки, приседания).

Если нравится тебе, то делай так:

Жо – жо, шо – шо – шо (приседания, прыжки).

14.Беговые дорожки.

(Перед каждым учеником лежит полоска, на которой обозначены дорожки, начало верхней дорожки обозначено желтым цветом, нижней – коричневым).

Логопед: Если в слове, которое я буду произносить, вы услышите звук [Ш], рисуйте коричневый кружок, если звук [Ж] – жёлтый кружок.

(Слова: 1-карандаш, 2-снежок, 3-утюжок, 4-шарф, 5-флажок, 6-шапка, 7-штаны, 8-дружок, 9- ошейник, 10- бережок).

15 . Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.

Дети составляют к данным словам соответствующую схему.

ЖИРАФ

16. Работа с предложениями.

Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

17. Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

18. Игра «Послушай-назови»

Прослушать текст, назвать слова со звуком «ш», «ж».

Маленькому Жене пять лет. Бабушка купила ему мишку. Мишка был плюшевый, большой, мягкий. У Жени была тележка. Женя сажает мишку в тележку и катает его.

19.Игра «замени звук»

Я буду называть слово с одним звуком, а вы в ответ бросать мне мяч и называть слово с другим звуком.

Замените в словах звук «Ш» на звук «Ж».

Шар, шарит, шаль, Луша.

Замените звук «Ж» на звук «Ш».

Жить, сажа, мажет.

20.Итог занятия.

Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш - ж.

Грамматическая тема: Правописание жи - ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Задачи:

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

II. Повторение:

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(упражнение «Худышки»)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(упражнение «Парус»)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш - Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

Ш Ж

согласный согласный

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

[Ш] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ - мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(со звука [Ш]).

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ - мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука - твердый и мягкий. Есть такие буквы - Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ - ШИ - пиши с И )

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа - жа - жа - жа - мы видели ужа

ша - ша - ша - ша - мама моет малыша

жу - жу - жу - жу - спешим скорей к ежу

шу - шу - шу - шу - Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша - У Даши каша.

Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.

Ош-ош-ош - У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

IV . Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ - ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов - на букву Ш.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж .

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов ):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом .

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.



Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ - ЖЕ!”

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж .

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш ! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж ! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО - ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

в) Игра с мячом.

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо - …, жу - …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши - …, шар – (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, -
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

“Веер”

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?