Из всего хранимого храни сердце свое. От чего хранить свое сердце. Свт. Амвросий Медиоланский

Сергей Иосифович Фудель ☨ Всю силу своего учения о сокровенной молитве Отцы направляют на то, чтобы воспитать в учениках своих, т.е. у всех христиан, ясное понимание духовного существа и смысла молитвы: смирения и любви. Смирение в молитве плачет, а любовь обретает свет божественный. «Слезы в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, знамение того, что она была принята и начала входить в поле чистоты слезами» (От. 329). «Начало плача, – говорит св. Григорий Палама, – есть как бы некое искание обручения Божия, которое кажется недостижимым. Почему при сем произносятся некоторые как бы предобручальные слова теми, кои по сильному желанию сего плачут... Конец же плача – брачное в чистоте совершенное сочетание... Истинная жизнь души есть божественный свет, от плача по Богу приходящий... Почему некто из Отцов сказал: «плач делает и хранит» (Д5 – 304, 302, 303). «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий – невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу; словами же помилуй мя – опять возвращает его и движет к себе самому, так как не может еще не молиться о себе. Но когда он достигнет опытом совершенной любви, тогда всецело воспростирается он к единому Господу Иисусу Христу, о втором (т.е. помиловании) прияв действенное извещение. Почему, как говорит некто, взывает только: Господи, Иисусе Христе! (бл. Каллист и Игнатий Д5 – 398, 399). «Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, – да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и будут два сии воедино» (св. Иоанн Златоуст, Д5 – 365). Крепка яко смерть любы... Миро излиянное имя Твое (Песн. 8:6, 1:2). «Достигший непрестанного пребывания в молитве, – говорит св. Исаак Сирин, – достиг высшего предела всех добродетелей и отселе делается жилищем Святого Духа. Если кто не приял действительно благодати Утешителя, тот не может со свободою и радостью совершать этого пребывания в молитве. Дух, как сказано, когда вселится в человека, не престает от молитвы: ибо Сам Дух непрестанно молится (Рим. 8:26). Тогда и в сонном, и в бодрствованном состоянии молитва не прекращается в душе человека; но употребляет ли он пищу и питие, спит ли, или что иное делает, даже при глубоком сне благоухание и испарение молитвы беструдно источается из его сердца. Тогда эта молитва не разлучается с ним, но ежечасно она в нем и с ним. Таковая молитва, если и умолкает извне человека, то опять она же совершает в нем служение свое тайно. Молчание чистых называет молитвою некто из мужей Христоносных; потому что помыслы их суть божественные движения; движение же чистого сердца и ума суть кроткие гласы, которыми сокровенно воспевается Сокровенный». (От. 324). .... авторская группа Сергея Михайлова https:/

Намеревающийся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия; а это достигается совершенным удалением от прежних нравов и забвением их. Тогда, если не сделаем себя чуждыми и плотского родства, и мирских связей, переходя как бы в другой мир по своему поведению, по словам сказавшего: Наше же жительство - на небесах (Флм 3:20) , то невозможно нам достигнуть цели благоугождения Богу, потому что Господь определенно сказал: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк 14:33) . А сделав это, надо больше всего хранить свое сердце (Притч 4:23) .

Пространные аскетические правила.

Свт. Кесарий Арелатский

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Потому послушаем слова пророка: (Притч 4:23) , и ещё: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс 118:37) . Ведь подобно тому, как если кто схватит рукой горячие угли и быстро отбросит их, то не обожжётся, а если захочет удержать дольше, то без ожога не сможет и отбросить, так и тот, кто выбрал себе для пристального рассматривания очами некий образ и, чувствуя в сердце своем порок похоти, дал ему возможность угнездиться и в мыслях, не сможет отсечь его от себя без душевных ран. И поскольку, как мы знаем, мало число тех, кто желает стяжать целомудрие, о нём-то и поведём мы ныне увещание свое с прилежанием, как сказано: …ни блудники, ни малакии, ни мужеложники, ни прелюбодеи, ни пьяницы Царства не наследуют (1 Кор 6:9-10) .

Проповеди.

Свт. Афанасий Великий

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

А при таком образе жизни будем постоянно трезвиться и, как написано, больше всего хранимого хранить сердце (Притч 4:23) , ибо имеем у себя страшных и коварных врагов, лукавых демонов, и с ними у нас брань, как сказал апостол: …наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф 6:12) .

О жизни святого Антония.

Свт. Амвросий Медиоланский

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Итак, будем хранить сердце наше, будем охранять наши уста, ибо предписано и то, и другое: в данном месте - чтобы мы охраняли уста, а в другом [- чтобы мы сохраняли сердце, когда] говорится тебе: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) . Если хранил Давид, [то неужели же] не станешь хранить ты? Если нечистые уста имел Исаия, сказавший: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Ис 6:5) , то если пророк Господень имел нечистые уста, тогда можем ли иметь их чистыми мы? <…> Владение твое есть твой ум, золото твое есть твое сердце, серебро твое есть твоя речь. Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное в горниле (Пс 11:7) . Доброе владение - ум благой, и драгоценно стяжание - человек чистый. Огради же это владение, окружи его размышлениями, укрепи тернием, попечениями, дабы не напали на него и не забрали в плен неразумные телесные страсти, чтобы не вторглись опасные влечения, дабы не расхитили виноград проходящие путем. Охраняй твоего внутреннего человека.

Об обязанностях священнослужителей.

Прп. Макарий Великий

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Посему Писание всякому повелевает: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) , чтобы человек, храня в нем слово как рай, насладился благодатью, не слушая вползающего внутрь змея и советующего то, что служит к удовольствию, от которого рождается братоубийственный гнев и рождающая его душа умирает. <…> Ибо мерою соответственно способностям каждого приходит к нему слово Божье: насколько кто владеет им, настолько и овладевается; насколько хранит, настолько и охраняется.

Духовные беседы.

Изречения отцов

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души. Возлюбленные! Необходимо отречься от услаждения блудными помыслами и мечтаниями, от общения с ними и внимания к ним, по наставлению Писания: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) .

Ориген

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Зная же эти и подобные им места [Писаний], мы хотим повиноваться следующей заповеди, заключающей в себе таинственный смысл и гласящей: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23) , дабы никакой демон не вошел в водительственное начало наше или какой-либо вражий дух не направил наше воображение туда, куда это ему угодно. Мы, напротив, молимся, чтобы свет знания славы Божьей воссиял в сердцах наших; чтобы Дух Божий вселился в воображение наше и образовал в нем образы божественных предметов. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14) .

Против Цельса.

Исток и начало всякого греха, поэтому, есть злые помыслы, ибо без их власти ни убийство, ни прелюбодеяние не будут существовать. Поэтому каждый человек должен хранить в своем сердце бдительность, ибо, когда Господь придет в день суда, Он осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор 4:5) .

На Евангелие от Матфея.

Беда Достопочтенный

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни

Соломон наставляет нас изгонять все помыслы такого рода, когда он говорит: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притч 4:23) . Проявим же усердие, следуя этим наставлениям: если мы согрешаем в помыслах, согласившись совершить злодеяние, нам следует быстрее очиститься исповедью и достойными плодами покаяния (Лк 3:8) . Если мы чувствуем, что искушение согрешить подступает к нам, следует изгнать преступное искушение усердной молитвой, слезами и постоянным воспоминанием о вечных муках. Если же мы видим, что наших сил не хватает, чтобы изгнать его, мы должны искать помощи у братьев, чтобы то, что не осилили мы сами, удалось совершить с их поддержкой и советом.

Гомилии на Евангелие.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.
(Притчи 4:23)

Сердце- источник нашей жизни как биологически, так и духовно. Поговорим о духовной стороне этого вопроса.

Сердце- это то, чем мы являемся, наша сущность, наше нутро, наша личность, “Я”, каков я есть. Очень часто наше истинное скрыто глубоко внутри. Библия говорит, что тайное станет явным. Ибо: ” Дерево познается по плоду. Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
(Матфея 12:33-35)

Наши слова выдают нас. Поговорив с человеком, можно понять какой он в сущности своей. Особенно это ярко проявляется в экстремальных ситуациях, где человек не может контролировать свои чувства и слова.

От людей можно скрыть многое, но от Бога НИЧЕГО. Он видит сердце наше, Он знает наши мысли, Он видит наши поступки до того, как мы их совершим. Наша задача очистить нутро свое, чтобы своими грехами, похотями и вожделениями мы еще больше не гноили сами себя.

Наша злоба, недовольство, ненависть, зависть, раздражение- они разъедают нас изнутри. Мы травим себя своим же ядом. Неужели не лучше быть свободным от всего этого, имея радость, мир и покой в сердце?

Бог говорит: ” Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.” (Луки 12:34) Где наше сокровище? К чему прилепилось сердце наше? Что самое ценное в жизни у каждого из нас? Семья, дети, работа, шмотки, деньги? ЧТО? Дети вырастают и уходят в свою жизнь, родные умирают, работа- это вообще шаткий вопрос, вещи снашиваются, устаревают, деньги- сегодня есть, а завтра нет. И с чем мы остаемся в итоге? Что в нашей жизни есть?
НИЧЕГО, все ТЛЕННО, все ПРОХОДИТ, все СУЕТА.

А как же мы? Бог говорит: ” Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь”.
(Иоанна 14:6) Вот оно, то вечное, что никогда не проходит. То, что будет с тобой всегда. То, за что стоит бороться, за что стоит держаться и хранить в сердце своем.

БОГ- истинное сокровище, которое дороже всякого золота, любого человека под солнцем! Ищите прежде Его. А Он, в свое время:“ Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.” (К Филиппийцам.4:19) Аминь

6.05.2011г.

Рецензии

Наверное, Вы добрый человек, Светлана. Но что такое религия? В первую очередь, это постоянный труд над собой. К сожалению, времени и желания у людей часто не находится. Поэтому, спасибо, что Вы есть:)))))))))

Доброе дерево познается по плодам. Надеюсь, мои плоды добрые. Это решать Вам и всем, кто читает то, что пишу.
Спасибо за отклик. Заходите.

Очень верные, правдивые слова в миниатюре. Нужно не отравлять себя завиться и злобой, а тратить энергию на доброе.

Успехов в творчестве, Светлана.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Множество богатых людей охраняют свою жизнь от людей, которые хотят лишить их жизни и присвоить их деньги. Оберегать свою жизнь - это важно.

Доктора, обследующие больных с подозрением на опасные заболевания, одевают медицинские перчатки, чтобы обезопасить себя от них. Это тоже важно.

На производстве до рабочих людей доводят правила по технике безопасности. И это важно.

Ежедневно мы повторяем одни и те же меры предосторожности по отношению к себе и другим людям. В нашей стране есть объединения, различные охранные структуры и многое другое.

Но Бог говорит, что больше всего хранимого (или охраняемого) храни сердце твоё, потому что из него источники жизни. Если Бог не оградит города, напрасен труд стерегущего.

Источник - это начало чего - то, или бьющий ключ из - под земли.

  • Множество больших рек берут начало из маленьких бьющих ключей из - под земли.
  • Небольшой огонь зажигает много вещества (всего одна спичка может привести к большому горю) Иак.3:5
  • Одна мысль или идея может привести к огромным последствиям:
  1. Гитлер - фашизм;
  2. Ленин - светлое будущее без Бога ("..нам Партия свет, нам света не надо");
  3. Дарвин - теория эволюции;
  4. создание атомной бомбы;
  5. Адам и Ева - Едемский сад (одно решение - и глобальная катастрофа).

Вот почему Господь говорит, важнее всего хранить сердце своё, потому что состояние сердца определяет те или иные действия. Мф. 15:19, Мф. 12:34

Рассмотрим некоторые библейские примеры состояния сердца:

  1. Юноша, имевший большое имение (Мф. 19:16);
  2. Анания и Сапфира (Деян. 5:1- 4);
  3. Саул (1 Цар. 15:22-24);
  4. Народ Израильский (Пс. 94:8-10), заблуждающийся сердцем.

Как же всё - таки предостеречь себя от подобных поступков?

Пс. 118:11. "В сердце моём сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою". Давид не хотел грешить, потому что грех лишал его общения с Богом, и он принял единственно правильное решение поступать в той или иной ситуации как говорит Слово Божье.

Посмотрим, что же делает сокрытое Слово Божье в наших сердцах.

Евр.4:12 Слово Божье живо и действенно.
Ис.55:10-11 Слово Божье не возвращается тщетным.
Быт.2:15, 3:8 Едемский сад как прообраз сердца.

Бог сказал Адаму с Евой возделывать сад и хранить его. Богу нравился порядок, который поддерживали в саду. Туда Бог приходил к ним на общение.

Ин.1:1 Бог есть Слово. И приходящий бог оценивал обстановку и постоянно давал о Себе знать.
Откр.3:20 "Се стою у двери и стучу".
Пр.4:20 "Сын мой, храни внутри сердца слова Мои"
Пр. 7:1-3 "Сын мой! храни слова мои"
Вт. 6:4-9 "Слушай, Израиль: да будут слова сии, в сердце твоем"
Ик.1:22 "Будьте же исполнители слова"
Ик.14:21 "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня"
И.Н.1:8 "Да не отходит сия книга закона от уст твоих;"

Сердце можно сравнить с огромным резервуаром воды, который обеспечивает целый город необходимым количеством воды. Такая водная станция день и ночь охраняется городскими служащими. Почему? Чтобы в воду не попали инородные частицы. Если это случится, то вода будет загрязнена, и городское население будет страдать от этого, а, может быть, и вспыхнут инфекционные болезни. А потому воду тщательно охраняют.

Сердце можно сравнить и с главной стрелкой часов. Мы все знаем, какой вред наносится часам, если стрелка сломана или она заржавела от влаги, – часы выходят из строя. А потому очень важно, чтобы «главная стрелка» нашей жизни не ржавела и на неё не садилась пыль.

Что же имел в виду Иисус, когда призывал Своих учеников бодрствовать? Он хотел обратить их внимание на то, чтобы они охраняли свои сердца подобно тем водным резервуарам; или берегли главную стрелку часов со всякой прилежностью.

Для чего же нам так прилежно беречь наши сердца? Потому что Слово Божье говорит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук. 6:45) и: «Исходящее из уст - из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Матф. 15:18). И далее, поступки в жизни человека исходят из сердца. Как развиваются поступки и действия? Они вначале появляются в мыслях из нашего сердца. А потому важно в первую очередь держать наши мысли под контролем.

Храни свои мысли в чистоте

Храни свои мысли в чистоте, потому что из них формируются поступки. Это пол-

ная истина и мы все это испытали в своей жизни. Необходимо бодрствовать над нашими мыслями, потому что от этого зависит характер человека, кем он становится для окружающих его людей. Автор Притчей делает заключение, когда пишет: «Каковы мысли в душе его, таков и он». Исходя из этого, апостол Павел пишет к Филиппийцам: «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). А потому родители должны стараться оказывать влияние на мысли своих детей и пытаться руководить ими. Как они могут это сделать? Для этого нужно давать им хорошие книги, дарить хорошие картины и стихи – результат будет ошеломляющим!

Хорошие книги оказывают влияние на мир мыслей детей. Недавно я читал историю одного мальчика, который любил приключения, а потому хотел уйти из родного дома. Однажды он собрал свои вещи, чтобы отправиться на чужбину.

В последний раз его благочестивая мать с любовью поговорила с ним, говоря добрые слова, и попросила среди прочего исполнить её последнюю просьбу. Она сказала ему: «Исполнишь ли ты моё последнее желание? Пожалуйста, прежде чем ты покинешь наш город, сходи в картинную галерею и хорошо рассмотри одну картину» (которую она точно описала ему и сказала, где её можно найти). Эта последняя просьба матери была юноше очень некстати, но так как она всё же была его матерью, он решил исполнить её просьбу.

Он отправился в картинную галерею и вошёл в то помещение, которое описала его мать. Когда он открыл дверь и заглянул в зал, то тут же осторожно закрыл её. Он увидел человека, стоявшего в молитве на коленях. Юноша подождал немного и опять открыл дверь; затем в третий раз, – а мужчина всё так же стоял на коленях. Тогда он решил незаметно пройти в зал мимо этого молящегося человека, посмотреть на картину, стараясь не мешать молящемуся, и опять выйти. Когда же он вошёл, то, к своему удивлению, понял, что стал жертвой иллюзии. Тот человек не был живым, но юноша стоял перед картиной, где Иисус Спаситель был изображён в полную величину – художник изобразил Его молящимся на коленях в Гефсимании. Юноша, не шевелясь, стоял и с удивлением смотрел на чудесную картину, красота которой поразила его и превзошла всё виденное им до сих пор. Он внимательно рассматривал картину, заметив, как страдание оставило глубокие борозды на лице молящегося Спасителя, и в это же мгновение он прочитал на Его лице ту удивительную любовь, о которой ему часто рассказывала мать. Увиденное охватило его сердце. Он был сражён любовью Божьей, изображённой на этой картине – и он повернул назад. Сегодня он проповедует Благую весть, он посвятил свою жизнь Тому, Кто однажды страдал в Гефсимании и за его грехи и умер на кресте за его вину.

Точно такое же впечатление могут оказывать и плохие картины, которые мы видим, и плохие книги, которые читаем; они производят плохое действие на нас. К таковым относится и телевидение. Да поможет нам Бог, чтобы мы не попадали под злые силы и хранили наши мысли от зла, откуда потом следуют греховные поступки.

Храни свои дела и поступки

Теперь мы подходим ко второму пункту: Храни со всяким прилежанием твои поступки и дела! Из наших поступков формируются привычки. Как у нас появляются привычки? Примером нам может послужить полевая дорога. Она появляется вслед за тропинкой, которую прокладывает один или несколько человек, идущих вслед друг за другом. Чем больше по ней ходят, тем твёрже и шире она становится. Частое повторение каких-либо поступков вырабатывает привычку. Они, или добрые, или плохие, становятся нам друзьями или врагами. Если они злы, то их можно сравнить с молодым львом, который вначале слаб и безобиден, даже развлекает нас, но со временем растёт и становится опасным для своего хозяина. В конце концов, наши привычки становятся таким «львом», из цепких лап которого мы уже сами избавиться не сможем. Наши добрые привычки, напротив, станут добрыми друзьями, каких мы себе только можем пожелать. Они крепче привязаны к нам, чем естественные друзья. А так как привычки исходят из наших поступков, то будем старательно бодрствовать над ними. Привычки опять же формируют характер человека. А потому нам необходимо следить за своими привычками. Мы часто слышим: этот или тот человек имеет плохой характер. Если мы хотим узнать его, нам достаточно понаблюдать за его привычками. Вскоре мы увидим, что они злы; и именно его привычки выработали в нём такой характер. Если над человеком властвуют плохие привычки, то и его характер не может быть иным. Если бы он вовремя следил за своими привычками и пытался бы их направлять на добро, то и его характер был бы добрым. А потому мы должны держать свои привычки под жёстким контролем.

Под повиновением Святого Духа

Под конец мы хотим указать на крайнюю необходимость контролировать свой характер. Будущее всецело зависит от нашего характера. Он определяет наше положение во времени и в вечности. Не устрашает ли тебя, дорогой читатель, эта мысль? Многие люди живут в неведении относительно будущего. Они не подчинили свой характер с определённой уверенностью относительно вечного блаженства, которое приготовлено для нас через Господа Иисуса Христа. Они не поставили под повиновение Святому Духу свою жизнь и свой характер.

Рождён ли ты свыше? Имеешь ли уверенность в том, что грехи твои прощены посредством Крови Спасителя? Если ты это сделал, то – хранил ли ты со всяким старанием своё сердце? Из твоего сердца исходят мысли. Следил ли ты и за ними? От твоих мыслей зависели твои поступки. Контролировал ли ты их с необходимым усердием? Ведь от них зависят твои привычки. А руководил ли ты своими привычками со всей строгостью? Привычки формируют характер, а от характера будет зависеть твоя будущность, – где ты будешь проводить вечность. Все вопросы начинались, как видишь, от сердца, а потому «больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).

Посеешь мысль – пожнёшь поступок,
посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер - пожнёшь судьбу.