Упражнения по художественной гимнастике с названиями. Художественная гимнастика: упражнения с предметом. Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональных спортивных соревнованиях

по художественной гимнастике

«БОРСКАЯ ВЕСНА-2018»

09-11.03.2018, г.Бор, Нижегородская область

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Региональные спортивные соревнования «Борская Весна - 2018» (далее - Соревнования) проводятся на основании Календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Нижегородской области в 2018 году, утвержденного 31.10.2017 г. Общественной организацией «Федерация художественной гимнастики Нижегородской области» и согласованного с Министерством спорта Нижегородской области.

Основными задачами Соревнований являются :

Пропаганда художественной гимнастики в физкультурно-спортивных организациях;

Укрепление здоровья детей и подростков, вовлечение их в регулярные занятия физической культурой и спортом;

Укрепление спортивных связей;

Повышение спортивного мастерства;

Обмен опытом работы между тренерами и судьями;

Выполнение и подтверждение спортивных разрядов.

II. СРОКИ И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования проводятся с 9 по 11 марта 2018 года по адресу: Нижегородская область, г.Бор, микрорайон Красногорка, д.55, физкультурно-оздоровительный комплекс «Красная Горка».

III. ОРГАНИЗАТОРЫ СОРЕВНОВАНИЙ

Общее руководство подготовкой и проведением Соревнований осуществляют Министерство спорта Нижегородской области, отдел спорта и молодежной политики администрации городского округа г.Бор, Общественная организация «Федерация художественной гимнастики Нижегородской области» (далее - ОО ФХГНО), МАУ «ФОК «Красная Горка».

Полномочия Министерства спорта Нижегородской области, как организатора Соревнований, осуществляет МАУ «ФОК «Красная Горка».

Непосредственное проведение соревнований возлагается на Общественную организацию «Федерация художественной гимнастики Нижегородской области» и главную судейскую коллегию.

Главный судья соревнований -

Главный секретарь соревнований - Яшанина Е.И., СС1К, г.Бор.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ СОРЕВНОВАНИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ДОПУСКА

К соревнованиям допускаются команды физкультурно-спортивных организаций г.Нижнего Новгорода, Нижегородской области, иных регионов Российской Федерации, имеющие медицинский допуск.

Возраст участников: 2002 г.р. и старше - 2012 г.р. в индивидуальной программе и в групповых упражнениях.

Состав команды:

В индивидуальной программе - 10 человек;

В групповом упражнении - 6 человек, количество команд не ограничено;

1 тренер, 1 судья.

Соревнования проводятся по действующим правилам, в соответствии с нормами, требованиями и условиями выполнения спортивных разрядов ЕВСК.

V. ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ

многоборье групповые упражнения (2 вида)

Индивидуальная программа

2002 г.р. и старше

Обруч, мяч, булавы, лента

2003-2005 г.р.

Обруч, мяч, булавы, лента

2006-2007 г.р.

1 спортивный разряд

2 спортивный разряд

Б/П и 3 упражнения с предметом на выбор

3 спортивный разряд

Б/П и 2 упражнения с предметом на выбор

1 юношеский спортивный разряд

Б/П и 1 упражнение с предметом на выбор

2 юношеский спортивный разряд

Упражнение без предмета

2012 г.р.и моложе

3 юношеский спортивный разряд

Упражнение без предмета

Групповые упражнения

2002 г.р. и старше

5 обручей, 3 мяча + 2 скакалки

2003-2005 г.р.

5 пар булав, 5 лент

2006- 2007 г.р.

1 спортивный разряд

5 обручей, 5 пар булав

2008 - 2009 г.р.

2 спортивный разряд

2009 - 2010 г.р.

3 спортивный разряд

Б/П и упражнение с предметом на выбор

2010 - 2011 г.р.

1 юношеский спортивный разряд

Упражнение без предмета

2011 - 2012 г.р.

2 юношеский спортивный разряд

Упражнение без предмета

2012 г.р.и моложе

3 юношеский спортивный разряд

Упражнение без предмета

VI. УСЛОВИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

В Соревнованиях разыгрываются:

Личное первенство в индивидуальной программе;

Командное первенство в групповых упражнениях.

Победители и призеры в личном первенстве и в групповых упражнениях определяются по наибольшей сумме баллов, набранной в многоборье в каждой возрастной группе.

VII. НАГРАЖДЕНИЕ

Участницы, занявшие 1,2,3 места в индивидуальной программе, награждаются кубками, медалями, дипломами и памятными призами.

Участницы, занявшие 4,5,6 места в индивидуальной программе, награждаются дипломами и памятными призами.

Команды в групповых упражнениях, занявшие 1,2,3 места, награждаются кубком, медалями, дипломами и памятными призами.

VIII. УСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Расходы по проведению соревнований (оплата кубков, медалей, оформление зала, озвучивание соревнований) несёт МАУ «ФОК «Красная Горка» из средств, предусмотренных муниципальной программой «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики городского округа город Бор на 2017 - 2019г.г.».

Расходы по командированию участников, судей, тренеров (проезд к месту соревнований и обратно, суточные в пути, питание, проживание, страхование участников) обеспечивают командирующие организации.

IX. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ

Физкультурные и спортивные мероприятия проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение порядка и безопасности участников и зрителей, а также при условии наличия актов, готовности объектов спорта к проведению мероприятий, утверждаемых в установленном порядке.

X. СТРАХОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ

Участие в Соревнованиях осуществляется только при наличии оригинала договора (страхового полиса) о страховании несчастных случаев, жизни и здоровья, который предоставляется в комиссию по допуску на каждого участника Соревнований.

XI. ПОДАЧА ЗАЯВОК

Предварительные заявки на участие в Соревнованиях подаются до 5 марта 2018 года по электронной почте [email protected].

Руководители команд представляют в комиссию по допуску участников Соревнований следующие документы:

Заявки по установленной форме в одном экземпляре;

Паспорт или заменяющий его документ, удостоверяющий личность участника;

Полис обязательного медицинского страхования (оригинал) гражданина Российской Федерации (на каждого участника);

Полис (договор) страхования жизни и здоровья от несчастных случаев (на каждого участника);

Контакты: 8 960 193 50 95 - Яшанина Елена.







Введение. 3

1 Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике. 4

2 Общие закономерности техники упражнений с предметами. 8

3 Техника упражнений с лентой. 10

3 Техника типичных упражнений с лентой. 12

Заключительные выводы.. 15

Литература. 16

Введение

Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординированный вид спорта. В целом упражнения классификационной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований. Таким образом, целью работы над техникой в художественной гимнастике является искусство выразительного движения. Одна из основных задач технической подготовки тела связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования, прежде всего, координации движений.

Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. В настоящее время используются следующие предметы: обруч, булавы, скакалка, мяч, лента. В связи с различной формой и фактурой предметов различается и техника владения ими.



Существование конкретных разновидностей в упражнениях с предметами и их специфика определяются двумя факторами. Первый из них - принципиально возможные кинематические формы движений самого предмета как независимого снаряда. Второй - это произвольные движения гимнастки (типа движений без предмета). Сочетание этих двух факторов приводит к применяемым в художественной гимнастике разновидностям упражнений с предметами.

Рассмотрим более подробно особенности техники упражнений с лентой в художественной гимнастике.

Общие особенности техники упражнений в художественной гимнастике

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Разнообразие, широкий диапазон трудности упражнений позволяет применять их в занятиях с группами различного возраста и подготовленности. От других видов упражнений они отличаются целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.

Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основного и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.

Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично).

Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.

К средствам художественной гимнастики относятся: строевые, общеразвивающие, акробатические и прикладные упражнения, а также элементы танца, специальные упражнения без предмета и с предметами (мячом, скакалкой, лентой обручем, булавами), специальные упражнения на согласование движений с музыкальным сопровождением.

Эти средства предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся: повышение у них функциональных возможностей организма, обогащение знаниями в области художественной гимнастики и смежных с ней практических и теоретических дисциплин, двигательным опытом, развитие координации движений, быстроты и точности двигательных реакций, гибкости, прыгучести, выносливости к мышечной работе, видов и свойств внимания, памяти на движения, чувства ритма, музыкального слуха, воспитание эстетических, нравственных и других личностных свойств, формирование правильной, красивой осанки, легкой походки, грациозности, изящества движений.

К элементам художественной гимнастики относятся разновидности шагов и бега, пружинные движения, «волны» и волнообразные движения, махи и взмахи, равновесия, повороты, прыжки, элементы народных и бальных танцев, упражнения с предметами.

Разновидностями шагов и бега являются следующие движения.

Мягкий шаг. Он выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе.

Высокий шаг выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол).

Острый шаг выполняется резко, отрывисто, из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед, стопа другой ноги - на носок.

Широкий шаг выполняется выпадом вперед с разноименным движением рук.

Перекатный шаг выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу, одновременно с этим сгибая и затем разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую вперед- к низу. Движение повторяется с другой ноги.

Пружинный шаг выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег. Многие разновидности бега являются аналогами ходьбы и сохраняют соответствующие названия (высокий бег, острый бег, широкий бег и т.д.). Бег, в отличие от ходьбы, имеет безопорную фазу и выполняется интенсивнее шага. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Пружинные движения характеризуются одновременным сгибанием во всех суставах и последующим их разгибанием. Они выполняются равномерно, непрерывно, упруго, с большим мышечным напряжением и различной скоростью. Пружинные движения могут быть одновременные, поочередные и попеременные. Разновидностями пружинных движений могут быть: пружинные движения руками - сгибание и разгибание рук из различных исходных положений в различные конечные положения; пружинные движения ногами - из стойки на носках одновременно или попеременно; туловищем из круглого приседа на всей стопе или на носках; целостно - выполняется с равномерным напряжением сгибанием туловища, рук и ног.

«Волны» и волнообразные движения характеризуются последовательным сгибанием и разгибанием суставов. «Волны» выполняются руками, туловищем, целостно, равномерно без излишнего мышечного напряжения. «Волна» руками выполняется из исходного положения руки в стороны, соединяя лопатки, последовательно согнуть руки во всех суставах, разводя лопатки, последовательно разогнуть руки во всех суставах. «Волна» туловищем характеризуется последовательным протеканием гребня «волны» в поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника. Она может выполняться в упоре стоя на коленях, в седе на пятках, в стойке на носках и т.д. Исходным положением для целостной «волны» является круглый полуприсед. При этом последовательно выводятся вперед коленный, тазобедренный суставы, поясничный и грудной отделы позвоночника, круг руками вперед-книзу выполняется равномерно.

Махи выполняются руками, ногами и туловищем. Маховые движения туловищем связаны с наклонами вперед, в сторону, назад и с поворотами. Махи руками и ногами выполняются в основных и промежуточных плоскостях, в различных направлениях, по дуге и кругу, одноименно, разноименно, поочередно и последовательно.

Взмахи выполняются руками, туловищем (вперед и в сторону) и всем телом (вперед, в сторону и с поворотом). Для взмахов характерен начальный толчок и продолжение движения по инерции в других звеньях тела. При взмахе последовательность движений такая же, как и при «волне», но скорость неравномерная -максимальная в начале и затухающая к концу.

Равновесия подразделяются на статические и динамические. Статические равновесия делятся на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные равновесия выполняются с вертикальным положением туловища, с различными положениями свободной ноги и рук. Горизонтальные равновесия выполняются с горизонтальным положением туловища и разделяются на переднее (туловище наклонено вперед), заднее (туловище наклонено назад), боковое (туловище - в сторону). Сложность равновесия зависит от величины опоры, положения туловища и свободной ноги.

Динамические равновесия - это равновесия с изменением положения туловища и свободной ноги.

Повороты делятся на повороты на двух ногах и одной. Повороты на двух ногах - переступанием, скрестно на 180°, 360° и т.д.; на одной - одноименные и разноименные.

Одноименные повороты выполняются на правой ноге в правую сторону, на левой ноге - в левую. Разноименные повороты выполняются на правой ноге в левую сторону, на левой - в правую, с различными положениями свободной ноги, туловища, рук. Сложность поворотов зависит от количества градусов, на которое выполняется поворот, от положения свободной ноги и туловища в момент поворота.

Прыжки в художественной гимнастике делятся на прыжки толчком двух ног и одной.

Прыжки толчком двух ног: выпрямившись, согнув ноги назад, касаясь, «разножка» продольно и поперек и т.д.

К прыжкам толчком одной относятся: скачок, открытый, закрытый-открытый, шагом, перекидной и т.д.

К элементам бальных танцев относятся галоп, полька, вальс и др. К элементам народных танцев относятся русский попеременный, припадание, веревочка, па-де-баск, ковырялочка, шаг с притопом и т.д.

элементы, дорожки, музыка

Постановка программы номера по художественной гимнастике

Наш главный тренер Зотова Полина Геннадьевна замечательно составляет упражнения для выступлений на соревнованиях. она потрудилась уже над более чем 100 номеров для гимнасток от 6 до 15 лет. Её подопечные занимали первые места на соревнованиях различного уровня.

Зотова Полина

главный тренер

«…Каждое выступление уникально… Упражнения по художественной гимнастике нельзя штамповать как на конвейере, с каждым ребёнком нужно найти общий язык, понять его возможности, характер. Элементы и дорожки для каждого выхода гимнастки комбинируются по-новому. Это требует времени, вклада душевных сил, терпения и творчества…»

«…Музыка для выступления это особая область. Композиция задаёт настроение выступления, может усилить впечатления зрителей и судей. Порой хорошая музыка вызывает и радость, и слёзы, вы можете быть бесконечно счастливы, а потом стать неожиданно сентиментальны. А когда под такой шедевр свой номер показывает гимнастка на ковре, получается подлинное творение искусства, живущее только эти полторы минуты. Помимо того, что на поиск подходящей композиции порой уходит несколько дней, её ещё надо обработать, скомпоновать под движения и дорожки и установить длительностью ровно 1:30. Это требует от тренера помимо педагогических навыков ещё и развитое чувство прекрасного и умелое обращение с программным обеспечением редактирования музыки…»

Составление упражнений происходит в несколько этапов:

  1. подбор музыки. Совместно с тренером осуществляется подбор музыки наиболее подходящей гимнастке, подчеркивающей ее характер и индивидуальность
  2. знакомство с гимнасткой. Наш хореограф-постановщик выявляет сильные стороны гимнастки: ее физические умения и навыки, владение предметом
  3. постановка упражнения. В сочетании с музыкальными акцентами, хореограф-постановщик составляет упражнение и кусками разучивает его с гимнасткой

Длительность постановки одного упражнения от 2 до 3 часов.

Статьи→

Упражнение берёзка или свечка, или стойка на лопатках

Упражнение, выполнение которого мы сегодня изучим, некоторые называют «берёзка», некоторые - «свечка», а некоторые - «стойка...

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо–физиологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Этими особенностями можно объяснить широкий спектр использования художественной гимнастики в занятиях женских групп разного возраста и подготовленности. От других средств гимнастики упражнения художественной гимнастики отличаются особой динамичностью широкоамплитудных движений и танцевальной манерой исполнения.

К специфическим локальным задачам, которые удается решить с помощью упражнений художественной гимнастики можно отнести:

– воспитание двигательной культуры – умения придавать движениям эмоциональную окраску, делать их предельно выразительными;

– эстетическое воспитание занимающихся на основе связи движений с музыкой и использование танцевально–хореографических элементов;

Благодаря такой ориентации занятий с использованием соответствующих средств и методов эту разновидность гимнастики именуют «художественной».

В упражнениях художественной гимнастики можно видеть традиционные строевые, прикладные, общеразвивающие упражнения. Но выполняются они по–особенному. Махи выполняются плавно, мягко. Наклоны, как правило, выполняются пружинящими, волнообразными движениями, хорошо сочетающимися с «отстающей» работой головы, рук.

Насыщенные хореографическими и танцевальными элементами упражнения художественной гимнастики развивают гибкость, прыгучесть, координацию движений, музыкальный слух и чувство ритма.

Девушек, занимающихся художественной гимнастикой, отличает красивая осанка, легкость, грациозность походки и изящность движений.

В зависимости от степени трудности упражнения художественной гимнастики условно подразделяют на: подготовительные и основные.

К первой группе относятся: разновидности ходьбы, бега, подскоков, общеразвивающие движения, простейшие хореографические и танцевальные элементы.

Ко второй группе упражнений (основных) относятся более сложные движения, предназначенные главным образом для тех, кто специализируется по художественной гимнастике: упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки), упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента), соединения и комбинации упражнений без предмета и с предметами (индивидуальные и групповые).

8.2. Хореографические и танцевальные упражнения

Упражнения хореографии представлены элементами классической хореографии у станка и на середине зала.

Основные позиции ног и рук.

Основные позиции рук

Рис. 156 Руки внизу, округленные в локтевых и лучезапястных суставах ладонями вверх (большой палец внутри ладони).

Рис. 157 Руки вперед, округленные в локтевых и лучезапястных суставах.

Рис. 158 Руки вперед – в стороны, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Рис. 159 Руки вперед – кверху, округленные в локтевых и лучезапястных суставах (ладонями внутрь).

Основные позиции ног

Рис. 160 I – первая

Сомкнутая стойка. Пятки соединены, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением нагрузки по всей стопе.

Рис. 161 II – вторая

Широкая стойка, носки наружу. Ноги расположены в линию на расстоянии одной стопы с равномерным распределением нагрузки на обе стопы.

Рис. 162 III – третья

Сомкнутая стойка, правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).

Рис. 163 IV – четвертая

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы), носки наружу.

Рис. 164 V – пятая

Сомкнутая стойка, правая перед левой (правая пятка сомкнута с носком левой), носки наружу.

Рис. 165 VI – шестая

Сомкнутая стойка с соединением носков и пяток.

Наиболее часто используемые виды передвижений:

    «мягкий шаг» выполняется перекатом с носка на всю стопу с незначительным сгибанием ноги в коленном суставе;

    «высокий шаг» выполняется с подниманием согнутой ноги (бедро и голень образуют прямой угол);

    «острый шаг» выполняется из стойки на всей стопе небольшим шагом вперед резко, отрывисто, стопа другой ноги – на носко;

    «широкий шаг» выполняется выпадом правой (левой) с разноименным движением рук;

    «перекатный шаг» выполняется из стойки на носках небольшим перекатом с носка на всю стопу. Одновременно, сгибая и затем, разгибая ногу в коленном суставе, встать на носок, другую ногу вперед–книзу;

    «пружинный шаг» выполняется аналогично перекатному шагу, но в быстром темпе, резко и энергично.

Бег отличается от шага наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. Например, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Движения рук при выполнении ходьбы и бега могут быть различными.

Хореографическо–танцевальные упражнения

В художественной гимнастике применяют элементы классического бального танца (галоп, полька, вальс и др.), народных танцев (русский переменный, припадание, веревочка, па–де–баск, ковырялочка, шаг с притопом и др.), историко–бытовых, современных танцев.

Приставной шаг является наиболее простым танцевальным шагом, позволяющим успешно изучить шаг галопа. Выполняется вперед, в сторону, назад.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, впереди правая, руки на поясе; 1–скользящим движением шаг правой вперед на носок (с переходом на всю ступню), левая сзади на носке; 2–приставляя левую, принять и.п.; 3–4 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем приставной шаг выполняется с движением одной или обеих рук.

Переменный шаг (так называемый тройной, музыкальный размер 2/4) служит основой шагов польки, русского танца. Изучается в различных сочетаниях.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед; «И» – приставить левую; 2–шаг правой вперед, левая сзади на носке; 3–4 – то же с левой ноги. Выполняется так же, «пропуская» на счет «И» ногу несколько вперед.

    И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1–шаг правой вперед на носок; «И» – слегка приседая на правой, небольшой шаг левой на носок; 2–шаг правой, левую отвести назад, руки книзу, затем переводятся вперед–вверх; 3–4 – то же с левой ноги. На счет 3 руки дугами книзу возвращаются в и.п. Выполняется так же с подниманием на счет 2 и 4 прямой или согнутой ноги вперед, с попеременными движениями рук, с поворотами кругом махом ноги.

Шаг Галопа – это приставной шаг с небольшим прыжком и соединением ног в фазе полета.(муз. размер 2/2). Выполняется обычно вперед и в стороны. В момент безопорного положения туловища и ноги должны быть прямыми, носки – оттянутыми. Шаг галопа удобнее всего выполнять, стоя в парах, взявшись за руки (или руки на поясе).

1. И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; 1–7 – шаги галопа вперед с правой ноги; 8–подскок на правой, левую вперед; 9–16 – шаги галопа вперед с левой ноги.

2. И.п. – занимающиеся стоят в кругу лицом к центру, взявшись за руки; 1–7 – шаги галопа вправо; 8– подскок на правой, левую в сторону; 9–16– шаги галопа влево.

Шаг Польки – разновидность переменного шага, выполняемого небольшими прыжками с разворотом плеч в сторону ноги, с которой начиналось выполнение движения (муз. размер 2/4).

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И»– подскок на левой ноге, правая вперед; 1– «И» – 2 небольшими прыжками переменный шаг с правой ноги, левую вперед; 3– «И» – 4 – то же с левой ноги.

Шаг Мазурки (муз. размер 3/4). Основные разновидности: женский шаг, мужской шаг.

И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе; «И» – небольшой подскок на левой ноге, правую вперед–книзу; 1– шаг правой вперед, слегка приседая на ней, левую ногу согнуть назад, колено наружу; 2– небольшой подскок на правой, левую несколько больше согнуть назад; 3–подскок на правой, левую выставить вперед–вниз. Продолжить движение с левой ноги.

Шаг вальса (муз. размер 3/4) выполняется вперед, в стороны, назад, с поворотом.

Вальсовый шаг вперед: И.п. – на носках, руки на поясе; 1– скользящий шаг правой с небольшим приседанием на ней и последующим подниманием на носок; 2–3 – два небольших шага вперед на носках с левой; 4–6 – то же, но с левой ноги. В дальнейшем рекомендуется выполнять с движениями рук (вперед–назад, «восьмеркой», одноименной с ногой руки).

Вальсовый шаг с поворотом (представляет собой сочетание вальсовых шагов вперед и назад с поворотами кругом): И.п. – о.с., руки на поясе; 1– шаг правой вперед – наружу с небольшим приседанием; 2– небольшой шаг левой вперед с поворотом направо кругом на носках; 3–приставить правую назад к левой; 4–слегка приседая, шаг левой назад; 5–шагом правой назад – поворот направо кругом на носках; 6– приставить левую к правой. В дальнейшем выполняется с движениями рук вперед– назад и др.

Некоторые элементы народного танца:

Русский переменный шаг вперед (муз. размер 4/4): И.п. – о.с., ноги в 3-й позиции, руки на поясе или в стороны; 1–шаг правой с носка; «И» – шаг левой с носка; 2–шагом правой ноги, слегка приседания на ней, левую скользящим движением продвигать вперед; «И» – левую вперед с поворотом туловища налево на 45 0 ; 3–4 – то же с левой ноги.

Шаг «веревочка» назад: И.п. – о.с., руки на поясе; 1– поднимая и сгибая ногу, поставить ее назад за левой на носок; 2– небольшой подскок на правой со сгибанием левой и постановкой ее назад. После освоения «веревочки» назад изучается шаг «веревочки» с тройным притопом.

Хореографические прыжки

Хореографические прыжки необходимы для освоения вольных упражнений и улучшения координации движений занимающихся.

Скачок выполняется толчком одной ноги со сгибанием другой. Рекомендуемая последовательность освоения скачка:

    Ходьба с подниманием согнутой ноги вперед, руки на поясе.

    Ходьба на месте с подниманием согнутой ноги вперд с движениями рук вперед и назад.

    И.п. – стойка на левой, правая согнута вперед, левая рука впереди, правая сзади; 1 – шаг правой, левую согнуть вперед, правую руку вперед, левую назад; 2– то же шагом левой ногой, руки меняют положение.

    То же, что в 3-м, но с выполнением прыжка на ноге, с которой идет шаг (это упражнение и является скачком).

    переменный шаг с выполнением скачка на счет 2 и 4.

1. И.п. – о. с., ноги в 3-й позиции, руки в стороны; 1– шаг правой с подниманием на носок и махом левой вперед; 2 – то же шагом левой с махом правой.

2. И.п. – о.с., левым боком к станку или гимнастической стенке, правая рука в сторону. Шагом левой прыжок со сменой ног впереди с дополнительной опорой левой рукой во время прыжка.

3. Выполнение прыжка со сменой ног после шага левой с продвижением вперед. Затем то же с другой ноги.

4. То же, что в упражнении № 3, но со сменой согнутых ног.

5. Переменный шаг и прыжки на счет 2 и 4 со сменой ног впереди.

Закрытый прыжок выполняется шагом ноги вперед или назад с прыжком на ней. Другая нога в момент прыжка сгибается вперед, руки поднимаются вперед ладонями книзу, голова опущена.

1. И.п. – о.с. на носках, руки в стороны; 1– шагом правой закрытый прыжок, левую согнуть вперед; 2– приставляя левую, стать на носки, руки в стороны; 3–4 – выполнить закрытый прыжок шагом левой.

2. Переменный шаг с закрытыми прыжками на счет «2» и «4».

Открытый прыжок исполняется шагом ноги вперед с прыжком на ней и одновременным отведением другой ноги назад. Слегка прогнуться в грудной части позвоночника, смотреть перед собой.

1. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шаг правой на носок, левую отвести назад, прогнуться; 2 – то же шагом левой, отводя правую назад.

2. И.п. – о.с., руки в стороны; 1 – шагом правой открытый прыжок на ней; 2 – то же шагом левой.

3. Выполнение открытого прыжка после переменного шага.

Комбинации танцевальных шагов.

Выполнение комбинаций танцевальных шагов, меняющихся от занятия к занятию, резко повышает интерес к занятиям, позволяет незаметно поднять физическую нагрузку, улучшить координацию движений. Рекомендуемые комбинации танцевальных шагов:

1. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой ноги; 5–7 – три легких прыжка с продвижением вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, но галоп начать с левой ноги.

2. И.п. – стоя в парах, руки на поясе (или взявшись за руки); 1–4 – четыре шага галопа вперед с правой; 5–8 – четыре подскока на двух на месте; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги.

3. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – восемь шагов галопа вперед с правой; 9–16 – то же с левой.

4. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – четыре шага галопа вперед, начиная с правой; 5–7 – три шага вперед с правой; 8 – притоп левой ногой, слегка поворачивая туловище влево; 9–16 – то же, что на счет 1–8, но с левой ноги с притопом правой.

5. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки в кругу, левым боком к центру круга; 1–3 – три шага галопа влево (к центру); 4 – притоп правой ногой; 5–7 – три шага галопа вправо; 8 – отпуская руки, повернуться налево, лицом к центру круга, руки на поясе; 9–11 – три шага вперед с правой ноги; 12 – приставляя левую ногу, хлопок руками перед собой; 13–15 – три шага назад с левой ноги, руки на поясе; 16 – шагом правой ноги назад повернуться направо, принять и.п.

6. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5–7 – с поворотом направо, не отпуская рук, три шага вперед с правой ноги; 8 – поворот налево с притопом левой ногой; 9–16 – то же, что 1–8, но в другую сторону.

7. И.п. – то же, что в упражнении № 6; 1–4 – четыре шага галопа вправо; 5 – прыжок вправо; 6 – прыжком вправо левую ногу в сторону с приземлением на правую; 7–8 – повторить то же, что на счет 5–6. Не прерывая движения, повторить то же, но в левую сторону.

8. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки, лицом к центру круга; 1–8 – восемь шагов галопа вправо; 9–16 – с поворотом направо восемь скачков вперед по кругу, не отпуская рук. То же выполнить влево.

9. И.п. – стоя в кругу, взявшись за руки; 1 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа с правой ноги с поворотом направо кругом, руки во время поворота отпустить. После поворота опять взяться за руки; 5–8 – шаги галопа в том же направлении, но с левой ноги.

10. И.п. – стоя в парах, лицом друг к другу, взявшись за руки; 1–3 – три шага галопа в сторону направления движения; 4 – поворот плечом назад, отпуская одну руку, и взяться за руки после поворота; 5–7 – три шага галопа в сторону направления движения; 8 – отпуская одну руку, поворот плечом вперед и опять взяться за руки.

11. И.п. – о.с., руки на поясе, лицом к центру круга; 1–3 – три шага галопа вправо; 4 – шаг галопа вправо с поворотом направо, приставляя левую ногу; 5–6 – два прыжка на правой с махом левой в сторону и приставлением ноги; 7–8 – тройной прыжок с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но с продвижением влево.

12. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – четыре подскока с подниманием согнутой ноги вперед и продвижением вперед.

13. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–6 – три шага польки вперед с правой; 7–8 – тройной притоп с левой; 9–16 – то же, что 1–8, но шаг польки с левой ноги, притоп – с правой.

14. И.п. – стоя в парах, взявшись за руки; 1–8 – шаги польки вперед. Стоящие слева начинают польку с левой ноги, стоящие справа – с правой. Последний шаг польки выполняется с поворотом на счет 8 лицом друг к другу; 9–15 – семь шагов галопа в направлении движения; 16 – небольшим подскоком поворот лицом по направлению движения.

15. И.п. – о.с., руки на поясе; 1–6 – три шага польки вперед с правой ноги; 7–8 – тройной притоп с левой ноги с поворотом на 360°; 9–16 – то же, что 1–8, но тройной притоп выполняется с правой ноги с поворотом направо на 360°.

16. И.п. – стоя в парах, взявшись правыми руками снаружи, левые руки вперед; 1–4 – два шага польки вперед с правой ноги; 5–8 – партнер, находящийся слева, отпуская левую руку, поднимает правую руку стоящего снаружи вверх, оставаясь на месте. Партнер, стоящий снаружи, подскоками на месте со сгибанием ноги, поворачивается на 360°. По окончании поворота принимается и.п.; 9–16 – то же, что 1–8, только поворот выполняет гимнастка, стоящая слева.

17. И.п. – стоя парами, взявшись за руки; 1– 4 – два шага польки с правой ноги; 5–7 – три скачка вперед; 8 – приставляя ногу, принять и.п.; 9–10 – два подскока на правой ноге с легким ударом об пол левой ногой впереди вначале носком, затем пяткой; 11–12 – тройной притоп на месте с левой ноги; 13–14 – то же, что 9–10, но подскоки выполнить на левой ноге, правая впереди; 15–16 – тройной притоп с правой.

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом . Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Упражнение № 1

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

Теперь поймайте мяч правой рукой, так же слегка приседая и наклоняя голову. В момент касания мячом руки, она продолжает опускаться, тем самым пассируя (смягчая) удар мяча о ладонь. (Рис. 1 в, г)

Упражнение № 2

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4-6 бросков каждой рукой.

Упражнение № 3

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4-6 раз).

Упражнение № 4

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Упражнение № 5

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2-4 раза.

Упражнение № 6

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4-6 раз.

Упражнение № 7

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6-8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8-10-12 раз).

Упражнение № 8

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4-6 раз и при этом смотрите на мяч.

Упражнение № 9

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2-4 раза под каждую ногу.

Упражнение № 10

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2-4-6-8 раз.

Упражнение № 11

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Упражнение № 12

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4-6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Упражнение № 13

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4-6 раз.

Примечание:

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15-16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике . Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.


Упражнение № 14

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8-12 движений.

Упражнение № 15

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Упражнение № 16

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Упражнение № 17

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз - скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8-12-16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Упражнение № 18

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

Сделайте это 6-8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Упражнение № 19

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2-4-6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3-5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65-70 см (Рис. 16 вверху)

Упражнение № 20

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4-6 раз.

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

Упражнение № 21

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.


Упражнение № 22

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Упражнение № 23

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)


Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80-90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

Наклоняться назад (рис. 29)

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)


Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

В момент ловли мяча в большинстве случаев необходимо смягчать его удар, как указано в упражнении № 1 (рис. 1 в, г). В пассировке падающего мяча принимает участие все тело: корпус, ноги, руки. Происходит как бы «круглое» полуприседание. Вообще во всех упражнениях с предметами в художественной гимнастике необходимо активное участие всего тела.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений - правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

По материалам журнала…