Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения звука с. Разминка и упражнения

Индивидуальное логопедическое занятие

по коррекции звукопроизношения

Проведен

Учителем – логопедом

ГОКУ C КШ № 5 г. Иркутска

Дедовой Е.Д.

Иркутск, 2015

Тема: «Звук (С)».

Этап: Постановка звука (С).

Цели:

    Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

    Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

    Учить правильно произносить звук (С) с механической помощью и по подражанию.

    Продолжать учить выделять звук (С) из ряда звуков.

    Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

    Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.

    Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Оборудование :

    игрушка – дразнилка «Малыш»;

    зонд для постановки звука (С);

    предметные картинки с изображением предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, тарелка);

    пирожки (муляжи или плоскостные изображения).

    Набор рыбок.

Ход занятия.

    Организационный момент .

Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

    Малыш тебе улыбается и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка »). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем по язычку: пя – пя – пя (упражнение «Накажем непослушный язычок»). А теперь положи на нижнюю губку плоский язычок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопатка» сопровождается работой с игрушкой – дразнилкой).

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок» ). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит »). Молодец!

    Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свистит водичка из-под крана (постановка звука (С) с механической помощью).

    Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу: «Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, ф, с

Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка звука (С) с механической помощью, затем по подражанию).

    Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной – он малиновый. А этот пирожок с яблоками – какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?

Этот пирожок с клубникой, какой он?

Этот пирожок с разными ягодами, какой он?

Этот пирожок с разными фруктами, какой он?

    Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью, затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показывает картинку «Чашка»). Теперь чего нет на столе?

(Аналогичная работа с остальными картинками).

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении – с механической помощью).

    Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут влево. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-с-с (постановка по подражанию, при затруднении с механической помощью).

    Прежде, чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с рыбками.

Пальчиковая игра.

В нашей речке там и тут Рыбки плавают, мой друг.

(Ребенок повторяет за логопедом только движения).

    Итог занятия .

Сегодня на занятии ты не только познакомился с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук (С). У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получится еще лучше!

Конспект занятия по коррекции нарушений звукопроизношения детей с системным недоразвитием речи.

Тема: «Звук [у] и буква У»

Цель: знакомство с гласным звуком [у], буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнение артикуляции и отработка четкого произношения звука [у];

    расширение и активизация словаря.

Коррекционно-развивающие:

    развитие речевой и ручной моторики;

    развитие фонематического анализа, умения выделять звук [у] в словах;

    развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки;

    закрепление связи звука и буквы у.

Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать умение работать в течение всего занятия;

    воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля;

    воспитание правильной осанки.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, разрезная азбука, счетные палочки, карточки с заданием, карандаши, зеркала.

    Орг. Момент.

    Развитие ручной моторики. Игра «Пальчики здороваются»

Ребята, поиграем в игру. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. (Упражнение выполняется вместе с логопедом)

Кончик большого пальца правой руки поочередно «здоровается», касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальца этой руки. А теперь будут «здороваться» пальцы левой руки…

Пальчики поздоровались и погрелись. А теперь погреем язычок и губы, пусть они тоже подвигаются.

    Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом, под счет)

Упражнение для нижней челюсти: опустить и поднять нижнюю

челюсть.

Упражнение для губ: улыбка, трубочка, чередование улыбки и трубочки.

Упражнение для языка: положить широкий язык на нижнюю губу, поднять широкий язык на верхнюю губу, чередование широкого-узкого языка, «маятник» (узкий язык в правый-левый угол рта), облизать кончиком языка верхнюю, нижнюю губу.

Вот и Язычок готов продолжать учиться.

    Знакомство с картиной «В лесу» и беседа по ее содержанию.

Кто нарисован на картинке?

Волк.

Что делает волк? (Как подает голос?)

Воет.

Как воет волк?

У-у-у.

    Произнесение вместе с логопедом звука у.

- Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

А теперь я послушаю, как каждый из вас произнесет этот звук.

    Уточнение артикуляции звука [ у ] .

Логопед предлагает детям взять зеркало и произнести звук [ у] перед зеркалом, следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

    В каком положении губы, когда мы произносим звук [у]? (Они растянуты или вытянуты трубочкой.)

    Губы трубочкой. (Все дети повторяют.)

    Касается ли кончик языка зубов?

    Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)

    Приложите ладонь к горлышку и скажите звук [ у]. Дрожит ли горлышко?

Дрожит.

    Правильно. Горлышко дрожит, звук произносится с голосом. (Дети повторяют.)

    Итак, как же мы произносим звук [ у]! Дети заканчивают предложения: губы - ... (трубочкой), кончик языка - ... (не касается зубов), горлышко- ... (дрожит).

Дети повторяют артикуляцию звука [ у].

    Игра «Тихо - громко».

Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо.

    Соотнесение с буквой.

Какой буквой обозначается звук [у]? Найдите букву в разрезной азбуке.
Буква выставляется на доске.

    Выкладывание буквы У из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

    Узнавание буквы У.

Я раздам вам листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву У и обвести её в кружок!

    Обучение четкому произношению звука [ у] в словах.

Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится

беседа по картинке.

    Кто нарисован на картинке?

    Девочка.

    Что случилось с девочкой?

    Она заблудилась в лесу.

    Как кричит девочка?

    Ау-ау-ау.

    Давайте поможем девочке и хорошо произнесем вместе ау-ау-ау.

    Какой первый звук в слове ау! (Звук интонируется.)

А.

    Какой звук слышится после звука [ а] в слове ау?

У.

    Составим это слово под картинкой.

Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием уа.

    Физкультминутка.

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.)

Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели.

Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

    Закрепление произношения звука [ у] по картинкам.

Дети должны вспомнить, что какие звуки подает, и правильно произнести звук [ у]: самолет летит, пароход гудит, поезд сигналит, дудочка играет.

    Развитие фонематического анализа. Определение наличия звука [ у].

Игра «Услышь звук у». Дети приседают, когда услышат звук [ у].

а) среди других звуков: а, м, у, э, с и т.д.;

б) в сочетаниях с гласными: ау, оа, за, эу, ыу и т.д.;

в) в односложных словах: зуб, рак, кот, мак, рот, дуб, лук, сыр, гусь, жук, дом, уж, сом, сук.

Логопед показывает картинку и называет слово, дети определяют, есть ли звук [ у] в слове или нет. Картинки, в названии которых есть звук [ у], выставляются на доске.

    Подведение итогов занятия.

Игра «Угадай, где предмет»

Учитель-логопед

МБДОУ № 172 г. Иркутска

Милашевская Надежда Валерьевна

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация».

Тема: Звук Р

Этап: автоматизация звука в словах (в начале слова)

Коррекционно-развивающие:

Продолжить работу по автоматизации звука Р в начале слова;

Упражнять в выделении звука из состава слова;

Совершенствовать умение определять место звука в слове;

Развивать навык образования нового слова путем замены в нем первого звука;

Развивать навык слогового анализа;

Развивать слуховое внимание, слуховую память;

Развивать пространственные ориентировки, закрепление значения и употребление предлогов над, под, между; понятий «справа», «слева»;

Развивать память, внимание, мыслительные процессы;

Коррекционно — образовательные:

Продолжить знакомить детей со звуком Р ;

Развивать навык давать акустико- артикуляционную характеристику звуку; — продолжить работу по закреплению понятия «согласный звук», «звонкий звук», «твердый звук»;

Продолжить учить делению слов на слоги;

Работать над пониманием слов-антонимов, самостоятельным подбором таких слов;

Коррекционно-воспитательные: — воспитывать организованность, самостоятельность;

Формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование: зеркало, картинки артикуляционных упражнений,карточки для анализа артикуляции и характеристики звука, картинки со звуком Р

1. Орг. момент.

–Послушай стихотворение и скажи, какой звук произносится в нем чаще других.

Ранним утром кое-как

Роет нору хмурый рак.

Рак бы рад её не рыть,

Но ведь где-то надо жить.

Работать раку неохота,

Не радует его работа.

(звук Р )

2. Объявление темы занятия.

Правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук Р .

3. Артикуляционная гимнастика.

Но перед тем как приступить к работе давай потренируем язычок.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.

Упр. «Лягушка» ,

потом увидел «Слоненка»-губы трубочкой + чередование «Лягушки»-«Слоненок» б)Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.

Видит, лошадка детей катет. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.

Язычком пощёлкай громко- стук копыт услышишь звонкий.

Упр. «Лошадка»

«Лошадка» скачет громко, а если наоборот то как? Ребенок- (тихо)

«Лошадка» скачет быстро, а если наоборот, то как? (медленно)

в)Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. Упр. «Качели»

г) Увидел язычок прямо около качелей растет «Грибок», а какой у тебя в ротике «Грибок»

д)Рядом с качелями сидел мальчик и играл на «Гармошке»,давай и мы поиграем.

е)Где-то на дереве сидел «Дятел» и стучал во так ддддддддд….

ж) А далеко слышался стук колес поезда ттттттт….. (произносим тихо),а теперь поезд приближается и мы слышим,как колеса стучат громко ттттттт……

з) Язычку понравилось как стучал «Дятел» и «Поезд» и он стал представлять себя то дятлом,то поездом тдтдтдтдтд……. Дтдтдтдт…….. и)Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме. Упр. «Фокус»

4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.

–Как рычит тигр ррррр….

Что мы должны помнить, чтобы правильно произносить звук-р- — губы разомкнуты,

Зубы разомкнуты,

Кончик языка поднят к верхним зубам и дрожит,

Воздушная струя сильная и тёплая. (контроль рукой),

Звук согласный,т.к. язык мешает свободному выходу воздуха,

Звук согласный, твердый, звонкий на схеме будем обозначать синим цветом. (ребёнок выкладывает карточки для характеристики звука -Р-.)

5.Автоматизация звука в словах.

а) Д/и «Повтори, не ошибись»

Логопед называет слова, ребенок повторяет только те, в которых есть звук-р-

Сова,работа,рыба,магазин,зима,носок,рак,руки,сок,каток,рынок,радуга,рассказ и т.д.(звук-р- в начале слова).

Давай вспомним, какие слова ты за мной повторял?(ребенок называет еще раз слова со звуком Р )

Скажи во всех этих словах, где стоит звук Р ? (в начале слова)

б)Д/и «Слушай и называй»

Логопед стучит молоточком по столу, сколько раз стукнула, столько раз произнести слово по картинке

в)Д/и «Прошагай слово»

Ребенок произносит слово, предложенное логопедом, деля его на слоги, количество шагов = количеству слогов.

г)Д/и «Угадай, где предмет»

На столе разложены картинки со звуком Р в начале слове в несколько рядов 3 по верт.,3 по горизонтали.

Что над рукой? (Над рукой радуга)

Что под рукой? (Под рукой роза) и т.д.

Что между ромашкой и рукой? (между ромашкой и рукой рысь)

Что слева от ромашки?(слева от ромашки рысь)

Что справа от робота? (справа от робота ручка) и т.д.

д) Д/и «Замени слово»

Логопед называет слово,ребенок меняет первый звук на звук Р

Хобот-робот танец, забота, мычать, макеты, губка, дом, нога, лама, козы.

По ходу идет объяснение,уточнение значения слов.

е) Д/игра » Исправь меня» (без картинок, при возникновении трудностей показ картинки).

Логопед называет слова со звуком Р в начале, намеренно делая ошибки в ударении слова, или переставляя слоги или звуки.

(«рагуда»- радуга, рУка, рЫбак, «барота»- работа)

7. Итог занятия.

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Молодец, у тебя очень хорошо получалось.

учитель-логопед МАОУСОШ №1

Конспект логопедического индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Самсонова Ольга Леонидовна

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,

«Физическая культура»

Программное содержание:

— упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

— учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;

— продолжать учить определять место звука [ш] в словах;

— упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;

— развивать память и мелкую моторику;

— воспитывать интерес к занятиям.

Ход занятия

Организационный момент.

— Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

— Посмотри, что у меня в руках?

— Правильно, это воздушный шар.

— Если я проткну шар, какой звук ты услышишь, послушай.

— Верно, звук [ш].

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Артикуляционная гимнастика.

— Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «не разбей чашки», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).

Развитие речевого выдоха.

— И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фокус», «Загони мяч в ворота».

Развитие фонематического восприятия.

— Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед тобой дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш].

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» — Маше скажет.

Автоматизация в слогах.

— Куда же привела дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

Автоматизация в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

— Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок). Давай разберём эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине слова, и справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребенок раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове.

— А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: шуба (какая); груша (какая); шляпа (какая); карандаш (какой); мышь (какая); лягушка (какая).

Динамическая пауза.

«На болоте»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Ребёнок сопровождает слушанье стихотворения движениями.)

Автоматизация в словах. Побор слов-антонимов.

— Перешли по мостику. Куда же идти дальше? Дорогу найдём, если подберём слова «наоборот». Маленький — … (гладкий, узкий, плохой).

Автоматизация в предложениях. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

— А здесь нас мальчик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие:

У Паши не большая рубашка, а маленькая …

У Паши не большая шапка, а маленькая …

У Паши не большие шорты, а маленькие …

У Паши не большая машина, а маленькая …

У Паши не большая шар, а маленькая …

Рефлексия.

— А нам пора уже возвращаться… Вспомни, пожалуйста, какие препятствия встретились нам на пути? Какого мы встретили в конце путешествия?

Конспект логопедического индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

Надежда Ишкова Семухина
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах и предложениях

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание»,

«Физическая культура»

Программное содержание:

Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте;

Продолжать учить определять место звука [ш] в словах;

Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов и уменьшительно-ласкательных форм;

Развивать память и мелкую моторику;

Воспитывать интерес к занятиям.

Ход занятия

Организационный момент.

Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться.

Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

Посмотри, что у меня в руках?

Правильно, это воздушный шар.

Если я проткну шар, какой звук ты услышишь, послушай.

Верно, звук [ш].

Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях.

Артикуляционная гимнастика.

Выполним гимнастику для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «не разбей чашки», «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).

Развитие речевого выдоха.

И еще пару упражнений на развитие воздушной струи: «Фокус», «Загони мяч в ворота».

Развитие фонематического восприятия.

Разминка окончена, отравляемся в путь. Перед тобой дорожка, по которой нужно пройти. Шаг будешь делать в том случае, если услышишь звук [ш].

Для Мишутки малыша

Маша вяжет теплый шарф.

Шарф на шею он повяжет

И «Спасибо!» - Маше скажет.

Автоматизация в слогах.

Куда же привела дорожка? Впереди кочки. Нужно перепрыгивать с кочки на кочку, вот так: аШта, аШва, аШка, анШа, амШа, акШа.

Автоматизация в словах. Развитие фонематического восприятия. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то лежат. (Логопед раскладывает на столе кучкой шесть картинок). Давай разберём эти «доски», может они нам пригодятся. А разложим их так: слева положим те картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, в центре – если звук в середине слова, и справа те картинки, в названии которых звук в конце слова.

Ребенок раскладывает картинки – «доски» в зависимости от места звука в слове.

А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: шуба (какая); груша (какая); шляпа (какая); карандаш (какой); мышь (какая); лягушка (какая).

Динамическая пауза.

«На болоте»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Ребёнок сопровождает слушанье стихотворения движениями.)

Автоматизация в словах. Побор слов-антонимов.

Автоматизация в предложениях. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

А здесь нас мальчик Паша встречает. Он маленький и все предметы у него маленькие:

У Паши не большая рубашка, а маленькая …

У Паши не большая шапка, а маленькая …

У Паши не большие шорты, а маленькие …

У Паши не большая машина, а маленькая …

У Паши не большая шар, а маленькая …

Рефлексия.

А нам пора уже возвращаться… Вспомни, пожалуйста, какие препятствия встретились нам на пути? Какого мы встретили в конце путешествия?

Публикации по теме:

Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [л] Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] ЦЕЛИ Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. Продолжать формирование длительной направленной воз душной струи.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука «С». ТЕМА: ЗВУК «С». ЦЕЛЬ: постановка звука «С». ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Сформировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных» Конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у диких животных». Задачи: Коррекционная: Формировать умение образовать притяжательные.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [ш]» Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах. Задачи: 1. закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]; 2. закрепить умение характеризовать.