Будьте всегда в настроении. Удивительная иллюзия природы, фата-моргана Нудные, но необходимые определения

При котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности , способных давать зеркальные отражения . В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие (в т.ч. находящиеся далеко за горизонтом) объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы .


В культуре

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди»:

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса. … Она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы. … Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. … Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. … Перед глазами у неё были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере…

Напишите отзыв о статье "Фата-моргана"

Примечания

См. также

Ссылки

  • (рус.) . Все для детей. Проверено 31 марта 2015.
  • Алексей Савин, кандидат физико-математических наук. (рус.) . «Вокруг Света». Проверено 4 апреля 2015.

Отрывок, характеризующий Фата-моргана

– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.
– Ух, ух, ух!.. – как будто хрюкал татарин, и вдруг, подняв кверху свое скуластое черное курносое лицо, оскалив белые зубы, начинал рваться, дергаться и визжат ь пронзительно звенящим, протяжным визгом. На другом столе, около которого толпилось много народа, на спине лежал большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею). Несколько человек фельдшеров навалились на грудь этому человеку и держали его. Белая большая полная нога быстро и часто, не переставая, дергалась лихорадочными трепетаниями. Человек этот судорожно рыдал и захлебывался. Два доктора молча – один был бледен и дрожал – что то делали над другой, красной ногой этого человека. Управившись с татарином, на которого накинули шинель, доктор в очках, обтирая руки, подошел к князю Андрею. Он взглянул в лицо князя Андрея и поспешно отвернулся.
– Раздеть! Что стоите? – крикнул он сердито на фельдшеров.
Самое первое далекое детство вспомнилось князю Андрею, когда фельдшер торопившимися засученными руками расстегивал ему пуговицы и снимал с него платье. Доктор низко нагнулся над раной, ощупал ее и тяжело вздохнул. Потом он сделал знак кому то. И мучительная боль внутри живота заставила князя Андрея потерять сознание. Когда он очнулся, разбитые кости бедра были вынуты, клоки мяса отрезаны, и рана перевязана. Ему прыскали в лицо водою. Как только князь Андрей открыл глаза, доктор нагнулся над ним, молча поцеловал его в губы и поспешно отошел.
После перенесенного страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. Все лучшие, счастливейшие минуты в его жизни, в особенности самое дальнее детство, когда его раздевали и клали в кроватку, когда няня, убаюкивая, пела над ним, когда, зарывшись головой в подушки, он чувствовал себя счастливым одним сознанием жизни, – представлялись его воображению даже не как прошедшее, а как действительность.
Около того раненого, очертания головы которого казались знакомыми князю Андрею, суетились доктора; его поднимали и успокоивали.
– Покажите мне… Ооооо! о! ооооо! – слышался его прерываемый рыданиями, испуганный и покорившийся страданию стон. Слушая эти стоны, князь Андрей хотел плакать. Оттого ли, что он без славы умирал, оттого ли, что жалко ему было расставаться с жизнью, от этих ли невозвратимых детских воспоминаний, оттого ли, что он страдал, что другие страдали и так жалостно перед ним стонал этот человек, но ему хотелось плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами.
Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрезанную ногу.
– О! Ооооо! – зарыдал он, как женщина. Доктор, стоявший перед раненым, загораживая его лицо, отошел.
– Боже мой! Что это? Зачем он здесь? – сказал себе князь Андрей.
В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. Анатоля держали на руках и предлагали ему воду в стакане, края которого он не мог поймать дрожащими, распухшими губами. Анатоль тяжело всхлипывал. «Да, это он; да, этот человек чем то близко и тяжело связан со мною, – думал князь Андрей, не понимая еще ясно того, что было перед ним. – В чем состоит связь этого человека с моим детством, с моею жизнью? – спрашивал он себя, не находя ответа. И вдруг новое, неожиданное воспоминание из мира детского, чистого и любовного, представилось князю Андрею. Он вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими рукамис готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда либо, проснулись в его душе. Он вспомнил теперь ту связь, которая существовала между им и этим человеком, сквозь слезы, наполнявшие распухшие глаза, мутно смотревшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце.

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ханс Кристиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди» (1838):

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колёса. Элиза спросила, не это ли та страна, куда они летят, но лебеди покачали головами: она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы; туда они не смели принести ни единой человеческой души. Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. Ей показалось даже, что она слышит звуки органа, но это шумело море. Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. Да, перед глазами у неё были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!

Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шел по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шел, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признает, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере…

Из книги Эрнеста Шеклтона «Юг» :

20-го же августа наблюдался замечательный мираж типа Фата Моргана. День был ясным и светлым, с голубым небом в небольшой морозной дымке. «Далекие льды порождают в небесах отвесные утесы шельфовых ледников, которые отражаются в голубых озёрах и протоках воды у их основания. Огромные белые и золотистые города Востока появляются очертаниями близрасположенных шпилей, образованными далекими, ранее невиданными айсбергами. Над ними парят колышущиеся фиолетовые и кремовые слои отражения ещё более далеких айсбергов и льдов. Они то поднимаются, то опускаются, дрожат, рассеиваются и появляются вновь, превращаясь в бесконечно меняющееся действо. К югу льды и айсберги, урвавшие лучи солнца, окрашены золотом, к северу - пурпуром. Последние принимают самые причудливые формы: сначала замка, затем воздушного шара, только что воспарившего над горизонтом, который быстро превращается в огромный гриб, мечеть или собор. Характерной особенностью является вертикальное удлинение объекта, небольшая ледовая гряда выглядит как часть окружающей замок стены или вертикальная скала. Мираж вызван преломлением света и усиливается потоками сравнительно теплого воздуха, поднимающегося из трещин и каналов, которые вскрылись в восьми - двадцати милях к северу и югу

В октябре этого года над китайской провинцией сотни местных жителей наблюдали в облаках очертания гигантских размеров призрачного города. Тридцать минут невероятного зрелища произвели неизгладимое впечатление на всех свидетелей, позже все телеканалы мира показали ролик, в котором отчетливо наблюдался силуэт современных небоскребов. Явление проплывающего небесного мегаполиса называется миражом. Точнее сказать, это редкий, но изученный его вид, о котором речь пойдет ниже.

Удивительный феномен

Возможно, кто-то уже сталкивался с этим феноменом, носящим красивое название фата-моргана. Что это такое - мы рассмотрим сейчас. Существует очень сложная форма при котором самые отдаленные объекты становятся видимыми, но искажаются, словно меняющаяся картинка. Фата-моргана - не просто его разновидность, не стоящая на месте, а двигающаяся и изменяющая угол своего преломления. Это явление можно назвать некой воздушной линзой, внутри которой находятся зритель и сама иллюзия. И никогда наблюдатель не приблизится к проецируемому объекту, ведь одновременно с продвижением вперед перемещается и мираж.

Легенда о корабле-призраке

Есть одна известная легенда, отражающая природное явление и повествующая о пугающем моряков призраке. Самое известное судно под названием «Летучий голландец» издавна страшит всех, кто видит рядом с собой проходящий парусник, приносящий, по легенде, смерть. Якобы капитан злосчастного призрака был осужден на вечное плавание в бушующем море, и его судно всегда наводит ужас на встречные корабли, не реагируя на сигналы и мгновенно исчезая из поля зрения. Моряки видят мираж фата-моргана, не подозревая об этом, и принимают проекцию за парусник-призрак. Если говорить о видении с научной точки зрения, то в тысячах километрах от иллюзии проходит корабль, оптически приближенный гигантской линзой. Кстати, ни разу не было зафиксировано ни одного одинакового описания призрачного «голландца».

Явление фата-моргана. Что это такое и как оно возникает (по древним легендам)?

Красивый природный феномен, известный с древних времен, породил немало преданий. Путешествующие купцы рассказывали страшные истории о заманивающей в свои сети злой колдунье с красивым именем Фата Моргана. Перевод его дословно будет звучать как «фея Моргана». А получила она такое прозвище в честь одноименной героини эпоса, приходящейся сестрой и переживающей любовную драму отвергнутой женщины.

Легенды гласят, что в жарких странах под палящим солнцем злая колдунья создавала при помощи волшебства удивительные видения, приятные глазу уставших купцов. На горизонте выбившихся из сил путешественников ожидали пышная зелень и прохладные сказочные по красоте воздушные видения манили к себе караваны, которые, сворачивая, погибали в раскаленной пустыне. Считалось, что таким образом фея мстит за свою обиду.

Объяснения ученых

Явление фата-моргана - непредсказуемое чудо природы. Ученые-исследователи знают о миражах все и разъясняют любопытствующим, как они появляются и исчезают. Увидеть их - это редкая удача, потому что не всегда и не везде создаются условия для их образования. Оптическая иллюзия появляется в случае между различными по плотности воздушными слоями, которые неравномерно нагреты. Реже такой эффект образуется при необычном распределении воздушных масс по вертикали.

Ученые считают, что в результате игры света и воздуха становятся видимыми увеличенные иллюзии различных объектов в воздушной линзе, а удивительную картинку реально существующих объектов наблюдают на горизонте или над ним. Призрачные явления документально зафиксированы на фотопленку и видео, чтобы окончательно доказать, что это не игра воображения.

Сейчас, после знакомства с версиями ученых о возникновении миража, можно точно назвать необычное явление именно словосочетанием фата-моргана. Что это такое, мы уже разобрали, и понятно, что никакая фея не имеет к этому никакого отношения, а все дело в движущемся атмосферном явлении, которое чаще всего возникает именно в жарком климате, где воздушные слои разнятся по температуре. Теплый воздух обязательно должен находиться выше холодного, и только такой атмосферный «пирог» создает гигантскую линзу, а резкие перепады искажают ход светового луча.

Опасности миражей

Фата-моргана - это не только сложный оптический феномен, но и опасный. Он способен искажать размеры проецируемых объектов, причем каждый из видимых предметов преломляется по-своему. Известны случаи, когда в пустыне погибали люди и караваны верблюдов в результате того, что опытный, казалось бы, проводник обманулся иллюзией близкого водоема. В итоге путешественники сбивались с нужного пути и уходили в противоположную сторону от колодца. Во избежание таких случаев ученые составили уникальную карту миражей, где обозначили места появления призрачных оазисов и даже горных хребтов, чтобы никакие видения не вводили путников в заблуждение.

Таковы основные моменты, позволяющие пролить свет на уникальное природное чудо под названием «фата-моргана». Что это такое, мы теперь знаем, и можем его отличить от обычного миража. Думается, что у каждого, кому доведется столкнуться с уникальным феноменом, останутся незабываемые впечатления на всю жизнь. Главное - чтобы эта встреча не оказалась опасной для зрителя.

Причудливое и изменчивое сочетание по-разному расположенных у горизонта отраженных изображений участков неба или наземных предметов. Возникает при наличии в атмосфере большого числа прослоек воздуха различной плотности.

Определение фата-морганы, “Энциклопедический словарь”.

У древних египтян существовала удивительной красоты легенда, согласно которой каждый мираж - призрак ушедшей в небытие страны. Получается, что везде, где наблюдали “прозрачный” населенный пункт, некогда существовал город. У таких мест особая аура, если можно так выразиться. У них есть душа. Но увы - в современном мире не принято верить в легенды, а с каждым днем природных загадок, которые и являются для них основной почвой, становится все меньше.

Если перевести определение из Энциклопедического словаря с птичьего на человечий, то получается, что мираж - особое оптическое явление. Воздух в атмосфере может быть разной плотности, и когда таких “разных” слоев накапливается большое количество, то солнечные лучи, преломляясь, создают изображение предмета, который может находиться за сотни километров от появления миража. Как раз из-за рефракции лучи словно заглядывают за горизонт - и получается фата-моргана.

Чаще всего мираж возникает из-за неравномерного нагревания воздуха на разных высотах. Допустим, вверху находится хорошо прогретый где-то в жарких странах слой, который занесло сюда шальным ветром, а под ним - холодный антициклон. В этом случае преломление лучей не просто неизбежно: свет может “заглянуть” достаточно далеко за линию горизонта, чтобы образовался “призрак”.

А в самой пустыне миражи и вовсе играют с путниками злые шутки. Там разогрет не только воздух, но и почва, поэтому с лучами происходит немного иная метаморфоза. За горизонт они уже не стремятся, и будут отражаться и от встретившегося предмета, и от земли. Такой луч, попадая в глаза путнику, ничем не выдаст своей “неправильности”, и спроецирует изображение предмета, от которого отталкивался, но так, словно это - отражение в воде, которой тоже вокруг “разливается” немерено. Это первый класс атмосферных миражей (а всего их три), он называется озерным, или нижним. Ученый Гаспар Монж во время своего пребывания в Египте столкнулся с этим явлением, и оставил о нем такое воспоминание:

Когда поверхность земли сильно накалена Солнцем и только-только начинает остывать перед началом сумерек, знакомая местность больше не простирается до горизонта, как днем, а переходит, как кажется, примерно в одном лье в сплошное наводнение.

Деревни, расположенные дальше, выглядят словно острова среди погибшего озера. Под каждой деревней ее опрокинутое изображение, только оно не резкое, мелких деталей не видно, как отражение в воде, колеблемое ветром. Если станешь приближаться к деревне, которая кажется окруженной наводнением, берег мнимой воды все удаляется, водный рукав, отделявший нас от деревни, постепенно суживается, пока не исчезнет совсем, а озеро теперь начинается за этой деревней, отражая в себе селения, расположенные дальше.

Существует и другой класс, называемый верхним. При этом лучи выводят изображение предмета, находящегося недалеко. А вот третий класс, к которому относятся миражи сверхдальнего видения, способен удивлять очевидцев уникальным зрелищем, показывающим предметы, находящиеся за несколько тысяч километров от места событий. Вот, как описывают его вынужденные зрители:

В ночь на 27 марта 1898 года среди Тихого океана экипаж бременского судна “Матадор” был напуган видением. Около полуночи экипаж заметил приблизительно в двух милях судно, которое боролось с сильным штормом. Это было тем более удивительно, что кругом стоял штиль. Судно пересекало курс “Матадора”, и были мгновения, когда казалось, что столкновение кораблей неизбежно… Экипаж “Матадора” видел, как во время одного сильного удара волны о неизвестное судно в каюте капитана потух свет, который виднелся все время в двух иллюминаторах. Через некоторое время судно исчезло, унося с собой ветер и волны.

Дело разъяснилось позже. Оказалось, что все это происходило с другим судном, которое во время “видения” находилось от “Матадора” на расстоянии 1700 км.

Для этой категории миражей ученые еще не нашли достоверного объяснения. Если с первыми двумя все понятно, то тут - загвоздка. Гипотез много, среди них - образование многослойных миражей второго класса, которые накладываются один на другой и тем самым создают изображение по некой цепочке.

А есть такая категория миражей, которую иначе, как призрачной, и не назовешь. Их именуют объемными, и возникают они чаще всего в гористой местности, высоко над уровнем моря. В разреженном воздухе лучи не просто отражаются от предмета в сторону скал, они еще и искривляются так, что снова возвращаются к человеку, и он видит собственное искаженное отражение. Этакий эффект бумеранга. Чаще всего такой мираж соответствует размерам предмета. от которого он отражался, но не всегда получается в одном количестве - “бумерангов” может быть и два, и три. Некоторые исследователи выдвигают безумную гипотезу, согласно которой призраки, на которых жалуются посетители старинных замков - не что иное, как объемный мираж.

В книге “Миражи Арктики”, датируемой 1940 годом, приводится свидетельство полярного исследователя из Швеции, Норденшельда:

Однажды медведь, приближения которого поджидали и которого все хорошо видели, вместо того чтобы подойти своею обычною мягкой походкой, зигзагами и нюхая воздух, соображая, годятся ли ему чужеземцы в пищу, как раз в момент прицела снайпера… распустил исполинские крылья и улетел в виде маленькой зеленой чайки.

В другой раз, во время этого же санного похода, охотники, находясь в палатке, раскинутой для отдыха, услышали крик возившегося около нее повара:”Медведь, большой медведь! Нет, олень, совсем маленький олень!” В то же мгновенье из палатки раздался выстрел, и убитый “медведь-олень” оказался маленьким песцом, который жизнью заплатил за честь несколько мгновений изображать крупного зверя.

Примечательно, что эти случаи описаны человеком, вполне заслуживающим доверия. Какова вероятность того, что на месте крошечного арктического животного появится мираж более крупного зверя, который в этот момент находится у черта на куличках? И такие фантомы возникали не только на месте животных, но и на месте человека. Невольно вспоминаются легенды об оборотнях - может, это миражи “поработали” на благо их популярности? Тут уже искривлением лучей вряд ли получится объяснить. Хотя я не физик - не мне судить.

Существует принцип “бритвы Оккама”: если происходящее можно объяснить с рациональной точки зрения, то не надо выдумывать никаких посторонних (и потусторонних) влияний на ситуацию. Миражам-оборотням дали самое простое объяснение: это просто фата-моргана. Сложное составное явление движется вместе с воздушными массами, и, соответственно, колеблется, теряя свои исходные черты и приобретая другие. Правда, эта “фата-моргана” временами бывает настолько длительной, что невольно зарождаются подозрения относительно ее иллюзорности. Любители фантастики предлагают свою версию: дескать, это вовсе не мираж, а окно в другой мир, существующий бок о бок с нашим. Просто под влиянием каких-то факторов окно ненадолго открывается, и живущие на нашей планете могут немного заглянуть в соседнюю реальность. Особенно к этой гипотезе пристрастились члены клуба “Летящее крыло”: они с завидной регулярностью опрашивают жителей разных населенных пунктов, изучают местный фольклор, чтобы выяснить места наиболее частых появлений таких “окон”. Остается надеяться, что эта группа фантастов однажды будет не только генерировать гипотезы, но и начнет хоть как-то их доказывать.

Особняком стоят фантомы дальнего видения.

Дело происходило в 20-х годах нашего столетия. Большой океанский пароход шел очередным рейсом из Европы в Америку. И вдруг недалеко от Азорских островов все, кто находился на палубе, явственно увидели “Летучего голландца”. Мысль о страшном корабле-призраке пронеслась в уме многих пассажиров и матросов. А невиданный корабль грозил врезаться в пароход. Капитан в самый последний момент громким, срывающимся голосом приказал изменить курс судна. Накренясь на правый борт, парусник пронесся мимо.

И в этот момент перепуганные, изумленные пассажиры увидели нечто еще более поразительное: по палубе парусника метались люди в старинных костюмах. Они поднимали вверх руки, что-то беззвучно кричали, словно пытаясь предупредить смертных о чем-то…

Понятно, что оставшуюся часть плавания пассажиры провели в страхе неминуемой гибели. Ведь, согласно поверью, встреча с кораблем-призраком ничего хорошего не сулит.

Когда пароход прибыл в порт, история с “Летучим голландцем” получила широкую огласку. Во многих английских газетах появились статьи о привидениях.… Только потом выяснилось, что океанский лайнер встретился с парусником, предназначенным для съемок фильма. Он должен был изображать… “Летучего голландца”. Но как только вышел в море - разразился шторм. Игра стала явью. Парусник унесло и несколько суток трепало по волнам. Встречные суда шарахались в стороны, никто не решался помочь терпящим бедствие…

Легенда об этом призрачном корабле по всем параметрам отвечает условиям образования фантома дальнего видения. Как знать, может, часть встреч с “Летучим голландцем” - не более, чем свидетельства людей, наблюдавших фантом?

Что же касается собственно миражей, то, как мне кажется, они припасли еще горсть загадок для ученых, и раскрыли не все свои секреты. Со стороны посмотреть - все (ну, почти все) достаточно просто объясняется, физика - царица науки, а те, кто верит в чудеса - фантазеры. Но рассуждать в подобном ключе получится только со стороны. Став очевидцем миража, напрочь забываешь о законах физики, по которым он образуется, и вспоминаешь о чем угодно - о волшебнице Фате Моргане, о потусторонних мирах, но только не о рациональной точке зрения.

При котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями.

Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы.

В культуре

Вечно изменяющиеся воздушные образы и картины фата-морганы подробно и красочно описал датский писатель Ганс Христиан Андерсен в сказке «Дикие лебеди»:

Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, обвитый какими-то смелыми воздушными галереями из колонн; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колеса. … Она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок Фата-Морганы. … Элиза опять устремила свой взор на замок, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с колокольнями и стрельчатыми окнами. … Теперь церкви были совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. … Перед глазами у нее были вечно сменяющиеся воздушные образы и картины!"


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фата-моргана" в других словарях:

    - (ит. fata фея, и morgana собств. имя). Итальянское название миража. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАТА МОРГАНА см. МИРАЖ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    На Норвежском побережье Фата моргана Фата моргана (итал. fata Morgana фея Моргана, по преданию, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями) редко встречающееся сложное оптическое явление в атмосфере, состоящее из … Википедия

    См … Словарь синонимов

    - (или Фея Моргана) в бретонском сказании сводная сестра короля Артура, отвергнутая возлюбленная Ланцелота, волшебница, которая живет на дне моря, в хрустальном дворце и обманывает мореплавателей призрачными видениями. Литературная энциклопедия. В… … Литературная энциклопедия

    - (итал. fata morgana) сложная и редко встречающаяся форма миража, при которой на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом. В некоторых странах Средиземного м. (Италии, Египте и др.) мираж… … Большой Энциклопедический словарь

    ФАТА МОРГАНА, фаты морганы (фаты морганы устар.), мн. нет, жен. (книжн.). То же, что мираж. (От итал. fata Morgana фея Моргана бретонских сказаний, живущая на морском дне и обманывающая путешественников призрачными видениями.) Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    - (Fata morgana) см. Мираж. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

    Фата моргана, фита морганы … Орфографический словарь-справочник

    фата-моргана - Яркий множественный мираж, когда отдаленные предметы видны многократно и с разнообразными искажениями … Словарь по географии

    - {{фата морг{}а{}на}} ы; ж. [итал. fata morgana буквально фея Моргана ] 1. Разновидность миража, при котором на горизонте возникают изображения предметов, лежащих за горизонтом, обычно сильно искажённые и быстро изменяющиеся. 2. По бретонским… … Энциклопедический словарь