Что делать если допущена ошибка в бсо. Допускаются ли исправления в книге учета бсо. Порядок оформления, хранения, уничтожения БСО и отражения операций с ними в учете

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Как правильно работать с бланками строгой отчетности

Порядок оформления, хранения, уничтожения БСО и отражения операций с ними в учете

Как известно, организации и предприниматели, оказывающие услуги населению, вправе вместо чеков ККТ выдавать заказчикам бланки строгой отчетности (БСО)п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон о ККТ) .

В этой статье мы рассмотрим, как правильно работать с такими бланками с момента их приобретения и до уничтожения, а также как отражать движение БСО в бухгалтерском и налоговом учете.

Форма бланка зависит от вида услуг

Для того чтобы определить, какой бланк вам надо использовать, необходимо проверить, нет ли для вашего вида услуг действующей утвержденной формы. Если такая форма есть, то надо использовать именно ее, а если нет - вам придется разработать форму бланка самостоятельнопп. 3, 5, 7 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение), . Напомним, что принадлежность вида деятельности к услугам населению определяется по Общероссийскому классификатору таких услуг (ОКУН)Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 .

Формы БСО, утвержденные «сверху»

Для отдельных видов услуг формы БСО могут быть разработаны и утверждены каким-либо федеральным органом властипп. 5-7 Положения . Например, Минтранс вправе устанавливать формы авиабилета и иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузовп. 4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ ; подп. 5.2.3 п. 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 ; Приказ Минтранса России от 18.05.2010 № 116 .

В настоящее время действуют следующие утвержденные Минфином БСОп. 3 Положения... утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (утратило силу) :

  • квитанция на получение страховой премии (взноса)утв. Приказом Минфина России от 17.05.2006 № 80н ;
  • квитанция на оплату услуг газификации и газоснабженияутв. Приказом Минфина России от 09.02.2007 № 14н ;
  • туристская путевкаутв. Приказом Минфина России от 09.07.2007 № 60н ;
  • залоговый билет и сохранная квитанцияутв. Приказом Минфина России от 14.01.2008 № 3н ;
  • квитанция на оплату ветеринарных услугутв. Приказом Минфина России от 09.04.2008 № 39н .

Теперь о том, как использовать старые БСО, утвержденные еще до вступления в силу действующего сейчас Положения о наличных расчетах без ККТ :

  • БСО, утвержденные Минфином в период действия старого Положения о наличных расчетах без ККТ (с 12.04.2005 по 20.05.2008), должны использовать все, кто оказывает виды услуг, для которых были разработаны эти бланкип. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 ; п. 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 (утратило силу) ;
  • БСО, утвержденные до 12.04.2005, можно было применять только до 01.12.2008п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 ; Письмо Минфина России от 09.06.2009 № 03-01-15/6-291 . Хотя и сейчас еще встречаются организации, применяющие такие устаревшие формы БСО. Например, есть гостиницы, выдающие своим постояльцам при получении от них оплаты счета по форме № 3-ГПриказ Минфина России от 13.12.93 № 121 . Однако Минфин разъясняет, что такая форма бланка в качестве документа строгой отчетности использоваться уже не можетПисьма Минфина России от 07.08.2009 № 03-01-15/8-400 , от 19.01.2009 № 03-01-15/1-11 .
    В результате тех, кто продолжает пользоваться устаревшими БСО, налоговики штрафуют по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ. Однако при этом они упускают из виду то, что в старых бланках обычно есть все необходимые реквизиты. Поэтому в большинстве случаев суды штраф отменяют, объясняя, что единственное требование к бланку - наличие в нем обязательных реквизитовПостановления ФАС ВВО от 10.06.2009 № А39-649/2009 ; ФАС ДВО от 25.03.2009 № Ф03-997/2009 ; ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А41/5848-09 ; ФАС СЗО от 19.10.2009 № А44-1605/2009 ; ФАС ЦО от 04.08.2009 № А62-2237/2009 . Правда, есть и судебное решение в пользу налоговиковПостановление ФАС ДВО от 03.06.2009 № Ф03-2286/2009 . Впрочем, признав, что правонарушение было, суд все же освободил исполнителя услуг от ответственности из-за малозначительности содеянногост. 2.9 КоАП РФ ;
  • старые БСО также можно использовать, если орган власти, наделенный правом утверждать формы БСО, пока еще их не разработалп. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 .

Формы БСО, разработанные самостоятельно

Если вы выяснили, что обязательной формы БСО для ваших услуг нет (а в большинстве случаев это именно так), то с мая 2008 г. у вас есть право самостоятельно разработать форму БСОИнформационное письмо Минфина России от 22.08.2008 . Важно лишь включить в БСО все обязательные реквизиты, перечисленные в Положениип. 3 Положения . То есть меньше, чем указано, реквизитов быть не может, а вот добавлять дополнительные реквизиты в БСО можноподп. «к» п. 3 Положения . Однако особенно усердствовать с дополнительными реквизитами все же не стоит. Ведь даже если вы, заполнив все обязательные реквизиты, не заполните дополнительно введенный вами реквизит, то суд теоретически может приравнять это к невыдаче БСО и вас оштрафуют за неприменение ККТст. 14.5 КоАП РФ .

Компоновка реквизитов в бланке также отдана на откуп исполнителям услуг.

Если для ваших услуг нет обязательной формы БСО, разработайте ее сами с соблюдением требований Положения и утвердите приказом по организации. За образец можно взять старую форму БСО, убрав оттуда ссылки на реквизиты нормативного документа, утвердившего форму бланка, и код ОКУД. Этим вы избавите себя от лишних судебных споров о правомерности использования старых форм БСО.

И еще одно общее для всех бланков требование: форма должна обеспечивать одновременное заполнение копии бланка либо иметь отрывную частьп. 8 Положения .

Обязательные реквизиты БСОп. 3 Положения :

  • наименование документа, его шестизначный номер и серия;
  • наименование и организационно-правовая форма - для организации или ф. и. о. - для предпринимателя;
  • место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, а если такового нет - иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени организации;
  • ИНН организации или предпринимателя, выдавших документ;
  • вид и стоимость услуги;
  • размер оплаты;
  • даты расчета и составления документа;
  • должность, ф. и. о. лица, ответственного за совершение операции, его личная подпись, печать организации или предпринимателя.

Кроме случаев, когда:

  • <или> орган власти, разработавший бланк, установил и особый порядок его заполненияподп. «а» п. 8 Положения ;
  • <или> все реквизиты БСО заполнены типографским способом при его изготовленииподп. «б» п. 8 Положения ;
  • <или> все реквизиты БСО заполнены в электронном видеподп. «в» п. 8 Положения .

А может ли приходный кассовый ордер (ПКО)унифицированная форма № КО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 заменить БСО?

ПКО и квитанцию к нему можно использовать в качестве БСО, если они изготовлены в типографии и в них есть все реквизиты, обязательные для БСО. Так же считают и многие судысм., например, Постановления ФАС ЗСО от 05.11.2009 № А45-10533/2009 ; ФАС ПО от 08.10.2009 № А65-12792/2009 . Правда, наличие судебных споров показывает, что подобные действия одобрения у налоговых органов не вызывают. Есть и судебное решение не в пользу организацииПостановление ФАС СЗО от 03.09.2009 № А21-1389/2009 .

К тому же если приходные кассовые ордера у вас будут не просто первичными кассовыми документами, а еще и БСО, то оформлять, хранить и учитывать их придется так же, как и бланки строгой отчетности. Так что безопаснее все-таки самостоятельно разработать бланк и пользоваться именно им.

Как можно изготовить БСО

Бланки строгой отчетности надо изготавливатьп. 4 Положения :

  • <или> типографским способом;
  • <или> с использованием автоматизированных систем.

В типографиях БСО печатались и раньше. Напомним только, что на типографском БСО должны быть дополнительно указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер и год выполнения заказа, тираж)п. 4 Положения , п. 9 Положения .

А что же такое автоматизированная система? Вообще-то давать разъяснения по этому вопросу - компетенция МинпромторгаПисьма Минфина России от 03.08.2010 № 03-01-15/6-170 , от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43 , от 06.03.2009 № 03-01-15/2-96 . Он же пока никаких разъяснений не выпускал.

Положением установлены лишь требования к автоматизированной системе, согласно которым она должнап. 11 Положения :

  • иметь защиту от несанкционированного доступа;
  • идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком не менее 5 лет;
  • сохранять уникальный номер и серию бланка.

При этом контролирующие органы считают, что обычный компьютер для изготовления БСО не подходит. Причина - он не обеспечивает защиту, фиксацию и хранение сведений о бланке. По мнению Минфина и налоговых органов, автоматизированная система должна отвечать требованиям, предъявляемым к кассовой техникеПисьма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250 , от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 № 17-15/126038 .

Так что по-прежнему этот вопрос остается открытым.

Покупаем, храним и уничтожаем БСО

Внимание

Испорченный бланк нельзя просто выбросить. Его нужно перечеркнуть и приложить к книге учета бланковп. 10 Положения .

Сначала вам нужно выбрать ответственного за БСО работника. С таким работником необходимо заключить договор о полной материальной ответственностист. 244 ТК РФ ; п. 14 Положения . Он будет получать БСО, учитывать их в специальной книге, отвечать за их сохранность, заполнять их сам или выдавать тем работникам, которые получают в оплату услуг наличные деньги. Принимать купленные бланки ответственный работник должен в присутствии созданной по приказу руководителя комиссии, сверяя количество бланков, серии и номера с данными в накладной типографии. По результатам приемки комиссия оформляет акт приема бланков в произвольной форме, и ответственный работник фиксирует их приход в книге учета БСОпп. 13, 15 Положения . А передавая бланки работнику, который будет непосредственно рассчитываться с клиентами, ответственный за бланки указывает в книге учета БСО расход и остаток бланков.

Сразу скажем, что если вы выдали БСО сразу после оказания услуги и выручка попала в кассовую книгу за этот день, то только за отсутствие книги учета БСО и актов об их приеме и уничтожении к административной ответственности вас привлечь никто не сможетст. 14.5 , ст. 15.1 КоАП РФ . А поскольку акты и книга учета БСО - это не первичные документы и не учетные регистры, оштрафовать вас по ст. 120 НК РФ у налоговых органов тоже не получится.

Однако не стоит по этой причине отказываться от составления книги и акта об уничтожении БСО. Ведь в их оформлении в первую очередь заинтересована сама организация. Вам же нужно контролировать количество бланков, которые находятся у работников. А услуга - это не товар, и инвентаризацией мало что можно выявить. Тогда как по книге учета БСО сразу видно, что вы, например, передали работнику, принимающему от заказчиков деньги за услуги, 100 бланков, а вернулись к вам только 80. Значит, работнику придется объяснить, куда он дел остальные 20 бланков. По нашему мнению, чем действительно можно пренебречь, так это актом приема бланков - для приемки БСО вполне достаточно книги учета и накладной на бланки, выписанной типографией.

Унифицированной формы книги учета БСО нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно, а можно взять форму из Указаний ГМЭКприложение № 6 к Указаниям по применению, изготовлению, хранению, учету документов строгой отчетности (приложение № 2 к Протоколу заседания ГМЭК от 29.06.2001 № 4/63-2001) или воспользоваться формой книги, утвержденной Минфином для бюджетниковПриказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н . Ее листы нужно пронумеровать, прошнуровать, проставить подписи руководителя и главного бухгалтера и скрепить печатью организациип. 13 Положения .

Предупреждаем работника

Заполнение не всех реквизитов БСО приравнивается к его невыдаче, что приведет к наложению штрафа за неприменение ККТст. 14.5 КоАП РФ ; п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 ; п. 3 Положения ; Постановления ФАС ДВО от 28.02.2007 № Ф03-А51/07-2/123 ; ФАС СКО от 29.04.2009 № А32-18480/2008-56/286-13АЖ :

  • на организацию - от 30 000 до 40 000 руб.;
  • на работника, в чьи должностные обязанности входит выдача БСО, - от 1500 до 2000 руб.

К порядку хранения БСО сложных требований нет - достаточно, если вы будете хранить бланки в сейфе, который в конце каждого рабочего дня надо опечатыватьп. 16 Положения . Кроме того, инвентаризацию бланков необходимо проводить одновременно с инвентаризацией наличных в кассеп. 17 Положения ; пп. 3.39, 3.40, 3.41 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 ; пп. 37, 38 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 .

Копии и корешки использованных и испорченных бланков, упакованные в опечатанные мешки, надо хранить не меньше 5 лет со дня окончания года, в котором они были использованы. Когда закончится этот срок и пройдет месяц со дня последней инвентаризации БСО, их можно будет уничтожить, создав комиссию и составив акт об уничтожении бланковп. 19 Положения , п. 1.4 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 . Форму такого акта вы можете разработать самостоятельно или взять форму акта, разработанную для бюджетниковприложение № 2 к Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н .

Учитываем БСО

В бухгалтерском учете БСО отражают на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценкеПлан счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н . Проще оценить БСО в сумме фактических затрат на их изготовление.

Раньше ГМЭК рекомендовала купленные БСО сначала учитывать на счете 10 «Материалы» по их фактической стоимости и по мере использования списывать на затратные счетаУказания по применению, изготовлению, хранению, учету документов строгой отчетности (приложение № 2 к Протоколу заседания ГМЭК от 29.06.2001 № 4/63-2001) . Однако это, во-первых, усложняло учет. А во-вторых, вообще противоречило назначению счета 10, поскольку никакой ценности БСО сами по себе не имеют, и поэтому вряд ли их можно назвать материально-производственными запасами. По этим причинам счет 10 для учета БСО использовать неправильно. Обычно стоимость бланков сразу при их оприходовании включают в затраты проводкой: дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (или 44 «Расходы на продажу») и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Либо канцелярских расходовподп. 17 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина России от 17.05.2005 № 03-03-02-04/1/123 .

Пример. Учет бланков строгой отчетности

/ условие / ООО «Артель» ремонтирует обувь по заказам физических лиц (бытовые услуги населению).

01.08.2010 бухгалтер-кассир В.Л. Орионова получила из типографии (по накладной от 01.08.2010 № 509) 1000 квитанций (БСО), по которым общество принимает наличную выручку.

Стоимость услуг типографии - 1062 руб. (в том числе НДС 162 руб.). Серия бланков ЛХ, номера от 000001 по 001000.

На следующий день, 02.08.2010, 70 бланков переданы обувщику А.В. Меркурьеву, оказывающему услуги по ремонту обуви и принимающему оплату от заказчиков. Право обувщика получать бланки строгой отчетности в бухгалтерии предусмотрено приказом руководителя ООО от 11.01.2010 № 5. 02.08.2010 обувщик сдал пять копий квитанций на оплату услуг по ремонту обуви. Помимо этого, две квитанции обувщик испортил и также сдал их в бухгалтерию.

/ решение / Для забалансового счета 006 организация открыла субсчета: 006-1 «Бланки квитанций в бухгалтерии», 006-2 «Бланки квитанций у исполнителя». Забалансовый учет БСО ведется в сумме фактических затрат. Стоимость 1 бланка - 0,9 руб.
((1062 руб. - 162 руб.) / 1000 шт.).

Прием бланков из типографии и их выдачу обувщику В.Л. Орионова отразила в книге учета БСО. Также к книге она приложила испорченные бланки.

Книга учета бланков квитанций на оказание услуг по ремонту на 2010 год

Дата От кого получено и кому отпущено Основание (наименование, номер и дата документа) Приход Расход Остаток
число месяц год количество серия и номер бланка количество серия и номер бланка подпись лица, получившего бланки количество серия и номер бланка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
01 08 2010 Типография Товарная накладная от 01.08.2010 № 509 1000 ЛХ 000001 - ЛХ 001000 - - - 1000 ЛХ 000001 - ЛХ 001000
02 08 2010 А.В. Меркурьев Приказ руководителя от 11.01.2010 № 5 - - 70 ЛХ 000001 - ЛХ 000070 930 ЛХ 000071 - ЛХ 001000

Давайте посмотрим, какие записи нужно сделать бухгалтеру ООО «Артель», чтобы отразить операции в бухгалтерском учете.

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
В день приобретения квитанций (01.08.2010)
Отражены затраты на приобретение квитанций
(1062 руб. – 162 руб.)
26 «Общехозяйственные расходы» 900,0
Отражен НДС по квитанциям 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 162,0
НДС по квитанциям принят к вычету 68-НДС 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 162,0
Квитанции в условной оценке приняты к забалансовому учету
(0,9 руб. х 1000 шт.)
900,0
В день выдачи квитанций обувщику (02.08.2010)
Обувщику выданы квитанции
(0,9 руб. х 70 шт.)
006-1 «Бланки квитанций в бухгалтерии» 63,0
63,0
Обувщик отчитался по использованным и испорченным квитанциям
((5 шт. + 2 шт.) х 0,9 руб.)
006-2 «Бланки квитанций у исполнителя» 6,3

Не забывайте, что даже если вы применяете ЕНВД по бытовым услугам населению и не используете при этом ККТ, то вам необходимо применять БСОпп. 2, 2.1 ст. 2 Закона о ККТ . Иначе налоговики могут вас оштрафовать так же, как за неприменение кассового аппаратаст. 14.5 КоАП РФ .

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №54-ФЗ).

Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям при выполнении определенного условия разрешено не использовать контрольно-кассовую технику. Таким условием является осуществление наличных расчетов в случае оказания услуг населению с выдачей соответствующих бланков строгой отчетности.

Обратите внимание!

Федеральный закон №54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам вышеуказанный закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил. Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, применение контрольно-кассовой техники обязательно.

Федеральным законом №54-ФЗ также определено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. В течение достаточно продолжительного периода времени такой порядок не был утвержден, однако 31 марта 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Положение №171).

Утвержденное Положение №171 устанавливает порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

1. сведения об утверждении формы бланка;

2. наименование, шестизначный номер и серия;

3. код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

4. наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

5. идентификационный номер налогоплательщика;

6. вид услуг;

7. единица измерения оказания услуг;

8. стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

9. дата осуществления расчета;

10. наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланка строгой отчетности, предназначенного для расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, то есть для билета за проезд, предназначено гораздо меньше обязательных реквизитов. Билет должен содержать наименование, шестизначный номер и серию, код формы бланка, наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк, вид транспортного средства и стоимость услуг в денежном выражении.

Пунктом 7 Положения №171 установлено, что, помимо обязательных реквизитов, характеризующих специфику оформляемых операций, бланк строгой отчетности должен содержать сокращенное наименование изготовителя бланка, его ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, а также тираж. Проанализировав текст данного пункта, можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом, хотя прямого указания на это Положение №171 не содержит.

Обращаем внимание читателей еще на один момент, касающийся изготовления бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. Определение защищенной полиграфической продукции дано в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией»:

«защищенная полиграфическая продукция»- полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции».

В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2003 года №16-00-12/29 «О лицензировании деятельности по изготовлению полиграфической продукции» сказано, что бланки строгой отчетности, изготовленные с применением различных способов защиты, могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию Минфина Российской Федерации. В письме также сказано, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности, не защищенных от подделки, и деятельность по торговле указанными бланками в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ лицензированию не подлежит. Так как бланки строгой отчетности являются полиграфической продукцией, то проставление серии на документах строгой отчетности, а также их нумерация осуществляется типографским способом.

Обратимся еще к одному письму, в частности, к Письму Минфина Российской Федерации от 17 февраля 2005 года №05-03-06/11 «О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией». В письме содержится указание на то, что изготовление защищенной полиграфической продукции представляет собой законченный цикл полиграфических работ, в связи с чем, доизготовление данной продукции на других предприятиях не допускается. Кроме того, продажу такой продукции имеет право осуществлять только изготовитель защищенной полиграфической продукции непосредственно заказчику или его представителю.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, и самостоятельно изготовление таких бланков с помощью имеющейся компьютерной техники недопустимо. При изготовлении бланков серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланка в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.

При изготовлении бланка строгой отчетности допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения или сужения отдельных граф с учетом реквизитов.

Бланк строгой отчетности должен заполняться под копирку с оформлением не менее чем 1 копии либо должен содержать отрывные части. Все реквизиты, содержащиеся в бланке, должны быть заполнены. Если у организации или индивидуального предпринимателя отсутствуют те или иные показатели, в соответствующей строке ставится прочерк.

Бланки должны заполняться четко и разборчиво. Если бланк не содержит отрывной части, он должен заполняться с помощью копировальной или самокопировальной бумаги. При заполнении не допускаются подчистки, поправки и исправления.

Выше мы отметили, что каждый бланк строгой отчетности нумеруется типографским способом, поэтому испорченные или неправильно заполненные бланки должны быть сохранены, при этом они перечеркиваются, и прилагаются к отчету за тот день, в котором они были выписаны.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом, за исключением билетов за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.

Учет бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями должен вестись по наименованиям, сериям и номерам бланков. Для учета бланков должна быть открыта книга, листы которой (по аналогии с кассовой книгой) должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью. Унифицированной формы такой книги не предусмотрено, поэтому хозяйствующие субъекты могут разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации, оказывающие населению услуги, относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием этих услуг.

В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», как расходы организации по обычным видам деятельности.

Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» .

Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета в условной оценке, например, 1 рубль, что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приобретены бланки строгой отчетности по фактической себестоимости

Учтен НДС по приобретенным бланкам

Переданы бланки строгой отчетности в производство

Приняты к учету бланки строгой отчетности для хранения

Погашена задолженность поставщику за приобретенные бланки

Принята к вычету сумма НДС

Списаны использованные бланки строгой отчетности

Расходы организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.

Получение, хранение и выдача бланков строгой отчетности возлагается на работника организации или индивидуального предпринимателя, с которым должен быть заключен договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким договором является договор о материальной ответственности. Обязанности по приему, хранению и выдаче бланков строгой отчетности, как правило, возлагаются на кассиров.

В день поступления бланков ответственный работник должен их принять, причем приемка производится в присутствии комиссии, которую назначает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Члены комиссии проверяют соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров данным, содержащимся в документах изготовителя бланков. По результатам приемки составляется акт, который утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. Данный акт является основанием для принятия бланков на учет ответственным работником.

Работнику, ответственному за приемку, хранение и выдачу бланков строгой отчетности должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В тех случаях, когда бланки используются в больших количествах, для их хранения могут отводиться специально оборудованные помещения. Места хранения бланков строгой отчетности по окончании рабочего дня должны быть опечатаны или опломбированы.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется сохранность копий и корешков бланков, отсутствие подчисток и исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях и корешках, суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию. Следует обратить внимание, что не допускается возложение контроля за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, за исключением тех случаев, когда ответственное лицо является главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем.

Корешки и копии использованных бланков должны храниться не менее 5 лет. Для хранения их упаковывают в мешки, которые затем опечатывают. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации, бланки уничтожаются. Основанием для уничтожения бланков с истекшим сроком хранения является акт о списании, составляемый комиссией, состав которой утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. В аналогичном порядке подлежат уничтожению некомплектные или испорченные бланки.

Пунктами 25 и 26 Положения №171 установлен порядок расчета с населением за оказанные услуги с использованием бланков строгой отчетности.

1. заполнить бланк строгой отчетности, оставляя не заполненным место подписи;

2. получить от клиента денежные средства;

3. назвать вслух сумму полученных денежных средств и положить их отдельно на виду у клиента;

4. подписать бланк строгой отчетности;

5. назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком, при этом бумажные купюры и монеты выдаются одновременно.

Если оказанные услуги оплачиваются платежной картой, лицо, принимающее платеж, осуществляет следующие действия:

1. получает от клиента платежную карту;

2. заполняет бланк, за исключением места подписи;

3. вставляет платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты;

4. подписывает бланк;

5. возвращает клиенту платежную карту одновременно с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Также допускается смешанная оплата за услуги, когда одна часть оказанной услуги оплачивается денежными средствами, а другая – с использованием платежной карты. В этом случае выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

Неисполнение организацией или индивидуальным предпринимателем обязанности по выдаче клиентам документов строгой отчетности, приравненных к чекам, является основанием для их привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

При этом следует обратить внимание на один нюанс. Обратимся к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин». В данном постановлении сказано, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин. Далее в постановлении сказано, что до издания Правительством Российской Федерации нормативных актов, касающихся порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Аналогичная позиция по этому вопросу высказана в Письме МНС Российской Федерации от 4 июля 2003 года №ШС-6-22/738 «О решении ГМЭК по ККМ от 24 июня 2003 года». В указанном документе говорится о том, что данное ведомство обязывает налоговые органы «на местах» не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности (ранее утвержденных), впредь до утверждения Минфином Российской Федерации новых форм.

Для справки: на основании Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Бланки строгой отчетности ».

ВОПРОС: Обязательно ли ставить печать при внесении исправлений в бланки строгой отчетности?


ОТВЕТ: В соответствии со ст.9 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» в первичных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Заверение исправлений печатью названным Законом не предусмотрено.

Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ, при этом необходимо также проставить дату исправления. Если в слове неверна хотя бы одна буква, а в сумме - одна цифра, следует полностью зачеркнуть слово или сумму.

Согласно п.4 Положения о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденного постановлением Минфина РБ от 21.02.2002 № 21 (с изменениями и дополнениями), реквизиты в документах должны быть написаны разборчиво и ясно. Подчистки, помарки не допускаются. Исправление ошибочных записей осуществляется методами, позволяющими установить дату, основание поправки и лицо, ее осуществившее. Исправления не должны препятствовать прочтению изначальной записи.

Пунктом 56 Инструкции о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 01.03.2002 № 30 (с изменениями и дополнениями), также предусмотрено, что в учетных документах стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных.

Таким образом, все названные документы не предусматривают заверение исправлений печатью.

Вместе с тем в п.16 разъяснения Минфина РБ от 15.07.2004 № 15-9/338 «О порядке применения товарно-транспортных и товарных накладных» установлено, что в случае обнаружения ошибок, неточностей в заполненной накладной допускается делать исправления способом, не мешающим прочтению предыдущей записи, с обязательным проставлением даты и подписи лица, внесшего исправления, и заверением внесенных исправлений печатью.


01.09.2006 г.

Валентина Прохожая, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 32, 2006 г.

Для более детального изучения см.

Если продавец переведен на ЕНВД или по другим причинам освобожден от применения кассового аппарата, то инспекция проверяет бланки строгой отчетности. Допущенные в них нарушения опасны и для продавца, и для покупателя. Последнего могут необоснованно обвинить в отсутствии документов, подтверждающих расходы. Покупатель не должен отвечать за то, что продавец не соблюдает закон о применении ККТ. Так справедливо замечают судьи. Расходы можно учесть и по документам, оформленным с нарушениями (см. , а также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.08 № А19-10319/07-43-Ф02-9567/07, ФАС Дальневосточного округа от 28.02.07 № Ф03-А37/06-2/5516, ФАС Поволжского округа от 20.04.09 № А06-4450/2008 и др.).

Бланки налогоплательщик может разработать сам, указывая обязательные реквизиты из пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (для вмененщиков). Или из пункта 3 Положения, одобренного постановлением Правительства России от 06.05.08 № 359 (для всех, кто оказывает услуги населению). Если вмененщик оказывает услуги населению, то он может на выбор применять любой бланк: составленный по Закону или по Положению. Они отличаются незначительно. Если документ не соответствует официальным требованиям, то могут оштрафовать за работу без ККТ. Законность санкций подтвердил и ФАС Восточно-Сибирского округа. Арбитраж освободил от наказания, но только ссылаясь на малозначительность нарушения. Его доводы незначительность суммы и выдача неправильных, но все-таки оформленных квитанций.

Подобные аргументы помогли и в других случаях. Они упомянуты среди решений по похожим спорам. В самой статье поговорим об ошибках, отмеченных в анализируемом постановлении.

Ошибки, отмеченные судом

Первое, на что обратил внимание ФАС Восточно-Сибирского округа, место нахождения (реквизит обязателен только для юрлиц). Эта информация необязательна, если вмененщик оформляет бланки по Закону № 54-ФЗ. И необходима всем, кто оказывает услуги населению, работая без ККТ и применяя общую либо упрощенную систему налогообложения.

В бланке надо сообщить адрес госрегистрации компании, взятый из устава. Дополнительно может приводиться и адрес фактического места деятельности либо подразделения предприятия. Но это уже необязательные сведения, и они не заменяют уставный адрес.

На примере.

Организация зарегистрирована по адресу: ул. Зеленая, д. 6. Клиентов обслуживают в парикмахерской, открытой на ул. Цветочной. В бланке записан адрес самой парикмахерской, но не внесен уставный (ул. Зеленая). Предприятие могут обвинить в нарушении закона о применении ККТ.

Если в квитанции указан только адрес по ул. Зеленой, то документ заполнен без нарушений. Претензии необоснованны и когда указаны два адреса: госрегистрации и фактический. Налогоплательщик дополнил бланк, что разрешено подпунктом к пункта 3 Положения.

Второй недочет, отмеченный ФАС Восточно-Сибирского округа: не приведен ИНН налогоплательщика. Этот реквизит нужен и для организаций, и для предпринимателей. Необходим он и для тех, кто применяет ЕНВД.

Третья ошибка: в документе нет стоимости услуги, оплаченной клиентом. И четвертая: нет имени и отчества лица, ответственного за оформления операции (для вмененщиков достаточно инициалов сотрудника). Это работник, принявший деньги от клиента. Если в документе указана только фамилия сотрудника, то бланк заполнен с нарушением. Не считается правильным и тот документ, где не упомянута должность работника.

Ошибки в бланках, заменяющих кассовый чек, или невыдача этих документов редко признается малозначительным нарушением. Как правило, чиновники доказывают законность штрафа. Отметим хотя бы постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.08 № Ф03-А51/08-2/2929, ФАС Поволжского округа от 07.10.09 № А65-6309/2009, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.08 № А13-2368/2008, ФАС Уральского округа от 28.07.09 № Ф09-5263/09-С1 и ФАС Центрального округа от 01.02.07 № А64-3289/06-4.

Поддерживая инспекцию, арбитраж обращается к пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16. Там указано, что анализируемое нарушение посягает на порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов. Из этого следует вывод о невозможности включения нарушения в малозначительные. Хотя есть и решения в пользу налогоплательщиков.

Обратимся к постановлению ФАС Поволжского округа от 04.05.10 № А55-39916/2009. Стоимость услуг, на которые не выдана квитанция, 100 руб. Взыскиваемый штраф 30 тыс. руб. Данную сумму арбитраж признал несоразмерной нарушению. По утверждению судей, нарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям. Это основание для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Так же решил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11.06.08 № А11-11130/2007-К2-28/105/17. Там стоимость неоформленных услуг 2 руб. Та же сумма не признана существенной в постановлении Поволжского округа от 03.12.09 № А65-10149/2009.

Еще пример постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.09 № А33-17217/08-Ф02-1364/09. Там общество выдавало квитанции на свои услуги, но они не соответствовали утвержденным образцам. Признав возможность штрафа, суд подчеркнул: выручка полностью оприходована и нарушение можно счесть малозначительным. Дополнительно арбитраж отметил: компания ведет некоммерческую и социально значимую деятельность (защита прав потребителей). Впрочем, полное оприходование выручки помогло уйти от штрафа и коммерческой структуре, использующей неутвержденные бланки (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.09 № Ф03-2286/2009).

Отметим также постановление ФАС Уральского округа от 21.01.09 № Ф09-10429/08-С1. Предприятием выдана неутвержденная квитанция, его можно оштрафовать. Но наказание несоразмерно нарушению. Кроме того, еще до рассмотрения дела в суде организация приобрела и зарегистрировала кассовый аппарат. Ссылаясь на это, арбитраж отменил санкции.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.10 № А19-6430/10

Установлено [...] оформления бланков строгой отчетности [...] с отсутствующими обязательными реквизитами [...], а именно: место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица [...]; идентификационный номер налогоплательщика [...]; размер оплаты [...]; имя, отчество лица, ответственного за совершение операции [...].
[...] Учреждением совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[...] Выводы судов о малозначительности [...] правонарушения сделаны с учетом характера, степени общественной опасности содеянного, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.06.2004 № 10.