Повторяем орфографию причастие подвергающийся. Повторение орфографии и морфологии: написание н-нн в суффиксах причастий и прилагательных. И к себе скорей

Упражнение 100. Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.

Упражнение 101. Вставьте пропущенные в суффиксах и окончаниях причастий и прилагательных гласные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Около стро..щ..йся 3 купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания - поэта и учёного (Белинский). 3. На стене висели географические карты, все почти изорв..нные, но искусно закле..нные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой). 4. Я беспощадно погонял измуч..нн..го коня (Лермонтов). 5. От надвига..щ..йся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин). 6. Вдоль дороги дымились в росе вызр..вш.. 3 овсы (Шолохов). 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся 3 пёстр..ю толпу (Фадеев). 8. Между колёсами телег, полузавеш..нн..х коврами, горит огонь (Пушкин). 9. Егорушка вообразил себе шесть высок..х, рядом скач..щ..х колесниц (Чехов). 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый 3 песок (Лермонтов). 11. Вслушайтесь в дальн..й рокоч..щ..й гул (Л. Толстой). 12. Троекуров мало заботился о выигрыше зате..нн..го им дела (Пушкин). 13. Кое-где в ложбинках видны остатки та..щ..го снега (Л. Толстой). 14. Я заметил особый вид можжевельника, стел..щ..гося 3 по земле длинными плетями (Арсеньев). 15. Она свежа, как вешний цвет, взлеле..на в тени дубравной (Пушкин). 16. В котле, подвеш..нн..м на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев). 17. В едва брезж..щ..м рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов). 18. Зарево на дальних высотах трепещ..щ..м румянцем отразилось (Лермонтов). 19. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щ..й флажком связист (А.Н. Толстой). 20. Степь на многие вёрсты оделась колыш..щ..мся серебром (Шолохов). 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый 3 ветром, дикий кустарник (Коптяева). 22. Лукьяныч отворил узк..ю дверь, окле..нн..ю обоями (Л. Толстой). 23. В искусственно возвыш..нн..х стойлах стояло около тридцати лошадей, выхол..нн..х и вычищенн..х на славу (Л. Толстой). 24. В прозрачн..м, насто..нн..м на кедров..й смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов). 25. Последн.. тучка рассе..нн..й бури! Одна ты несёшься по ясн..й лазури (Пушкин).

Упражнение 102. Вставьте, где необходимо, пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы и н .

Вяз..ная кофта, вяз..ная сестрой кофта, связ..ная кофта, кофта связ..на; гружё..ный вагон, гружё..ный зерном вагон, выгруж..ный вагон, вагон выгруж..н; печё..ный картофель, печё..ный в золе картофель, выпеч..ный хлеб, хлеб выпеч..н; кипячё..ное молоко, вскипячё..ное молоко, некипячё..ное молоко, свежекипячё..ное молоко, кипячё..ное матерью молоко, молоко вскипяч..но; пис..ная красавица, непис..ный закон, испис..ные листы, пис..ный маслом портрет, портрет напис..н маслом; краш..ные полы, некраш..ные полы, свежекраш..ные полы, свежевыкраш..ные полы, выкраш..ные полы, краш..ные масляной краской полы, полы покраш..ны; пил..ный сахар, пил..ный на лесопилке лес, распил..ное бревно, бревно распил..но; мощё..ная дорога, немощё..ная дорога, вымощ..ная дорога, мощё..ная булыжником дорога, дорога вымощ..на булыжником; варё..ный картофель, свар..ный картофель, варё..ный в бульоне картофель, картофель свар..н, варе..ник; рва..ные штаны, порв..ные штаны, рва..ные в нескольких местах штаны, штаны порв..ы; лом..ный грош, слом..ная подкова, игрушка слом..на; плавл..ный сыр, расплавл..ный металл, монеты переплавл..ны; беш..ный ритм, взбешё..ный старик, беш..но сверкая глазами; пут..ный рассказ, запут..ная история, говорить пут..но, все нитки перепут..ны; гашё..ная известь, негашё..ная известь, погаш..ная сигарета, сигарета погаш..на; ран..ный солдат, изран..ный солдат, легкоран..ный солдат, легко ран..ный в ногу солдат, солдат изран..н; белё..ное полотно, небелё..ное полотно, побелё..ная стена, белё..ная в прошлом году мазанка, стена побел..на; се..ная мука, несе..ная мука, просе..ная мука, мука просе..на; тка..ный ковёр, сотк..ный ковёр, тка..ный вручную ковёр, домотка..ный ковёр, златотка..ные мантии; народ зва..ный и незва..ный, прозв..ный Батькой Пугачёв, назв..ный брат, назв..ный в честь отца сын.

Упражнение 103. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .

1. Слыш..т..ся сдерж..ный, неясный ш..пот ночи (Тургенев). 2. Вслед за тяжелоран..ными с баржи сошло десятка полтора тех, кто мог ещё ходить (Симонов). 3. Уж налились колосики, стоят столбы точё..ные, головки золочё..ные (Некрасов). 4. Пухн..т с м..кины живот, сеч..ный, муч..ный, верч..ный, круч..ный, еле Калина бр..дёт (Некрасов). 5. Пуг..ная ворона куста боится (пословица). 6. Отшлифов..ные пр..боем мокрые бока камней бл..стели, как лакиров..ные (Куприн). 7. Ну, брат, табак мочё..ный, что конь лечё..ный, никуда не годит..ся (Шолохов). 8. Безмолвно стояли брош..ные, с закрыт..ми 3 ставнями курени (Шолохов). 9. За нами тащилась запр..жё..ная пушка с за..жё..ным 3 фитилём (Пушкин). 10. Бабушка готовила обед из купл..ной провизи.. (М. Горький). 11. Желтоватой лентой вилась наезж..ная дорога (Пушкин). 12. Вон кучера и кухарки задают себе бал.., а я... я как брош..ная (Чехов). 13. (Рыбо) промышле..ик, весь обвеш..ный 3 копчё..ными кутумами, сушё..ными и солё..ными судаками, сидит между этой благодат..ю, как ч..рная туча (Г. Успенский). 14. Гружё..ные машины скат..вались с наезж..ного крут..го берега на лёд (Ажаев). 15. Лат..ный, рва..ный (полу) шубок держался на нём, как накрахмал..ный (Серафимович). 16. Здесь я увидел Михаила Пущина, ран..ного в прошлом году (Пушкин). 17. Её [дороги] ч..рные, давно не езж..ные колеи едва проступали в траве (Фадеев). 18. Целый день слышался скрип немаз..ных колёс (Катаев). 19. Шос..е было гладким, асфальтир..в..ным (Быков). 20. Лошади пошли ходкой рыс..ю, отбивая по льду ков..ными копытами (Серафимович). 21. У Лёньки в глазах блес..нула непрош..ная слеза (Симонов). 22. Обледенелые нечищ..ные тротуары да талый снег на огромных булыгах (Гиляровский). 23. Ноч..ю меня разбудил грохот оков..ных колёс (Паустовский). 24. В несколько дней сборы были конч..ы, вещи собр..ны 3 и увяз..ны (Аксаков). 25. Любка лежала на сундуке, укрытая пёстрым, стёг..ным одеялом, сшит..м 3 из ситц..в..х л..скутиков (Чехов). 26. Кое-где прогляд..вала из-под снега колея заброш..ной, нехож..ной дороги (Б. Полевой). 27. С плеч свисал жёв..ный, с о..тянутыми до колен карманами плащ (Федин). 28. Слова эти не произвели жела..ного действия (Л. Толстой). 29. Коли парень ты румян..ый, братец будешь мне назва..ный (Пушкин). 30. Я долго не мог связать атамана Уралова с этим нежда..ным-негад..ным старич..ком-затворником (Гладков). 31. Простор р..внины вливался в обвеш..ное редкими облаками небо (Федин). 32. Он вприпрыжку бежал к нам в пиджаке, увеш..ном орденами и медалями (Антонов). 33. Размеш..ную глину подавали на стройку в вагонетках (Ажаев). 34. Везде подвеш..ны провода (Антонов). 35. На столе в гранё..ных стаканчиках стояли настойки и наливки домашнего изготовления, на тарелках закуски: малосольные огурцы, марин..в..ные грибки и помидоры, кваш..ная вилочная капуста (Рыбаков). 36. Песок, сорв..ный с откоса, обрушился на отряд, закрутился как беш..ный (А.Н. Толстой). 37. Несказ..ным оч..рованием была полна степь (Шолохов). 38. Два пулемётные гнезда были аккуратно устро..ны, всюду были сдел..ны земл..ные полочки (Симонов). 39. На мостовой валялась раздавл..ная скорлупа краш..ных яиц (Федин). 40. Я там привёз вял..ной воблы (Мамин-Сибиряк). 41. А весна в этот год сияла невид..ными красками (Шолохов). 42. В пр..метах заключ..но много точного знания и поэзии (Паустовский). 43. Дорожки сада были усып..ны ровным крупным гравием, хрустевшим 3 под ногами, а с боков обставл..ны большими розовыми раковинами (Куприн). 44. Толстый дворецкий, бл..стя круглым бритым3 лицом и крахмал..ным бантом белого галстука, доложил, что кушан..е под..но (Л. Толстой). 45. Нервные люди вспыльчивы и неуравновеш..ны. 46. Шансы противников ещё не уравновеш..ны. 47. Подсудимый был оправд..н судом присяжных. 48. Чрезвычайные меры в половодье чрезвычайно оправд..ны. 49. Для решения этой проблемы были организов..ны специальные коми..сии. 50. Младшая дочь всегда была скромна, воспит..на и организ..в..на. 51. Теперь это дисциплинир..в..ные, подтянутые, опытные бойцы (Тихонов).

Упражнение 104. Вставьте пропущенные н или нн .

Балова..ый, бедстве..ый, безвреме..ый, безуста..ый, бережё..ый, берестя..ой, берестя..ик, бесписьме..ый, беспламе..ый, бессемя..ый, беше..ый, великомуче..ик, вербова..ый, верче..ый, вея..ое (зерно), взвинче..ый, више..ик, вклее..ый, влася..ица, воспита..ик, вулканизирова..ый, выветре..ый, гладкокраше..ый, вытача..ый, гости..ый (двор), датирова..ый, дела..ый, дисквалифицирова..ый, дожёва..ый, бракова..ый, ладо..ый, мудрё..о, песе..ик, ольша..ик, осведомлё..ость, первозда..ый, племя..ик, подветре..ый, прося..ой, се..ик, свежеиспечё..ый, стира..ый, стреля..ый (воробей), филигра..ый, удлине..ие, удлинё..ый, соля..ой, слоё..ый, студё..ый, утончё..ый, чека..ый, це..ость, цельнокрое..ый, ядрё..ый, ячме..ый, штопа..ый, пута..ик, пута..о, варе..ик; копчё..ости; мороже..ое, муче..ик, уче..ица, да..ик, прида..ое, бесприда..ица, избра..ик, избра..ица, утопле..ик, свяще..ик, дела..о, труже..ик, ставле..ик, воспита..ик, листве..ица, дружи..ик, гриве..ик, гости..ица, нефтя..ик, масле..ица, ветре..ик, конопля..ик, мали..ик, оси..ик, берез..як, бессребре..ик, сторо..ик, це..ик, моше..ик.

Тема урока : « Орфография. Повторение изученного по теме «Причастие» ».
Цели: 1. закрепить полученные знания по теме «Причастие»: отработать навыки написания суффиксов -ом-(-ем-) , -ым-(-им-) в страдательных причастиях , н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, гласной перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях ;

2. продолжить работу по обогащению словарного запаса , развитию речи учащихся с использованием действительных и страдательных причастий;

3. раскрепощать мышление детей, развивать чувство юмора, повышать интерес к урокам русского языка;

Оборудование : карточки для групповой работы, проектор

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-соревнование. Совсем недавно мы познакомились с действительными и страдательными причастиями. Разделившись на три команды, мы проведем соревнование и выявим сильнейших, то есть наиболее хорошо усвоивших эту сложную тему.

Победителям будут вручены… пятерки в журнал и дневник. Судить соревнование буду я и мой ассистент... (сильный по успеваемости ученик).

Итак, соревнование начинается.

III. Проведение игры (в форме групповой работы).

Задание 1

- Разминка . Напишите интересный рассказ об одном из участников вашей команды, используя при этом как можно больше причастий. Имя и фамилия описываемого ученика не указываются, команды-соперницы должны угадать, о ком идет речь.

Проверка.(Чтение рассказов и определение «героев»)

Задание 2.

Составьте слова по схеме ( выведена на экран ).

Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний. Главное слово – причастие, выделите в нем формообразующие суффиксы.

(Ответ: МАРТ, САД, КАРТА, ОДА, ДОСАДА, ДАР, ДАМА, ОСА, ОСАДОК, РАМА, ТОК, СОК, ОСАДА, ТАРА, ЛАК, ДАТА, КАТОК, ОТАРА, КОСА, АТАКА, КОТ; ВЫПАВШИЙ В МАРТЕ, ВЫРАЩЕННЫЕ В САДУ, ОТВЕЧАЮЩИЙ У КАРТЫ и т.п. )

Проверка.

Задание 3. Вспомните написание н и нн в причастиях и прилагательных . Запишите без ошибок рецепт из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.

(Текст спроецирован на экран.)

1 команда

Кваше(н,нн)ые девочки

Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.

2 команда

Консервирова(н,нн)ые грязнули

Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.

3 команда

Распуще(н,нн)ые девчонки

Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно посыпав девчоночьи головы изрубле(н,нн)ой лимо(н,нн) ой коркой.

Дополнительное задание (для ассистента и команд, которые справились раньше)

Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков

Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.

Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице

Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.

Проверка.

Задание 4.

Восстановите слова, объясните написания. (Командам раздаются карточки).

Карточка для 1-й команды

Ст_иж_н_а_ ; взво_н_в_н_о_ ; пр_ч_т_н_а_ ; выко_а_н_а_ ; сл_ж_н_ы_ ; п_д_бр_н_а_ .

( Ответ ы: стриженная, взволнованное; прочитанная; выкопанная; сложенный; подобранная .)

Карточка для 2-й команды

Исп_г_н_ы_ ; без_м_н_ы_ ; соз_а_н_ы_ ; озаб_ч_н_ы_ ; вып_лн_н_а_ ; оказ_н_ы_ .

( Ответ ы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненная, оказанный .)

Карточка для 3-й команды

Усып_н_ы_ ; осве_ё_н_й; выч_щ_н_ы_ ; р_зб_о_а_н_й; сло_е_н_й; выу_е_н_й.

( Ответ ы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный, выученный.)

Проверка.

Задание 5 Игра «Кто быстрее угадает 3-е лишнее?»

1. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?

а) выйти;

б) кормят;

в) гонишься;

2. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

а) усиливать;

б) получить;

в) увлекаться;

3. В суффиксе какого причастия пишется буква пишется буква и?

а) реша..мый.

б) слыш..мый;

в) исполня..мый;

4. В суффиксе какого причастия пишется буква я;

а) трепещ..щий;

б) сража..щийся;

в) прос..щийся;

5. В суффиксе какого причастия пишется буква ю;

а) стел..щийся;

б) стро..щийся;

в) дыш..щего;

6. Указать причастие прошедшего времени

а) жаждущий;

б) борющийся;

в) заросший;

7. Указать действительное причастие

а) поднятое;

б) сгораемый.

в) прожженный.

Задание 6.

Шуточная игра «Энтимологический словарь».

Какая команда больше и быстрее подберет неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов. Например: нелепица – некачественный пластилин .

(Слова выведены на экран):

Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

Шуточные толкования : глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы .

Задание 7. Кто больше?

Соедините части слов так, чтобы получились причастия; определите, действительное или страдательное.

Воз, рас, зва, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

( Ответ ы: воз-лож-ена; рас-стил-а-ющ-ие-ся; зва-ны-е; сши-ты; ко-леб-ле-мо-го; кло-коч-ущ-ему. )

Задание 8. Кто быстрее и интереснее подберет как можно больше причастий с разными формообразующими суффиксами по одной выбранной теме: «Школа», «Осень», «Родина». Все составленные вами причастия будут отражать название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте словосочетания с этими словами.

Задание 9 (для ассистента).

Карточка с задание м.

Расскажите об одном из подвигов Геракла, включив в рассказ причастия; выделите в этих причастиях формообразующие суффиксы.

«Знаете ли вы о яблоках Гесперид? А об одиннадцати подвигах Геракла?

Но прежде – тем, кто забыл мифы, кое-что о великом муже Геракле. Я резвый поклонник этого мифа, этой песни непобедимого мужества!

Геракл – величайший герой древности. Он поставил задачей своей жизни биться для блага людей со всем нечистым и злым, если даже это будет сопряжено с могучими трудами и гибельными опасностями. Геракл – честнейшая натура! Он достоин самой счастливой участи. Но злая доля преследует его с самого рождения, и, только совершив величайшие усилия, пережив мучительные страдания, награждается он за свои подвиги бессмертием и общением с блаженными богами». (Вс. Иванов.)

Резерв:

Подберите синонимы к глаголу обмануть

(Ответы : солгать, одурачить, околпачить, надуть), фразеологические обороты (оставить с носом, обвести вокруг пальца).

IV. Подведение итогов урока, объявление победителей, выставление оценок.

Домашнее задание: Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: везти, стричь, хранить.

Повторение пройденного материала по теме "Причастие". Интегрированный подход, способствующий комплексному применению знаний по русскомуязыку и литературе., в качестве примеров используются пословицы. загадки, составление таблицы по лингвистической сказке,нахождение средств художественной выразительности в художественном тексте.Это повышает интерес учащихся к изучаемой теме, развивает творческие способности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. ПРИЧАСТИЕ. ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Цель урока: повторить тему «Причастие»;

Формирование умения находить причастие в тексте; графически обозначать причастный оборот; уметь обособлять его в предложении;

Продолжить работу по выработке навыков нахождения нужной гласной в суффиксах причастий; продолжить работу по нахождению в тексте средств художественной выразительности..

ХОД УРОКА

  1. Приветствие. Объявление темы урока.
  2. Словарно-орфографическая работа (Словарь корней)

Син- От прилагательного синий образовать все возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия.

Синь, синька, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный

3. -Последние слова однородного ряда, какой частью речи они являются?

Что такое причастие? (часть речи)

Верно, но не простая часть речи, а особая, мы познакомились с ней в этом году. Проверим, хорошо ли вы ее усвоили. Я прочту лингвистическую сказку «Разрешите представить», вы составите схему, выпишите морфологические признаки причастия.

Причастие– это особая форма глагола. У него есть родственники- Глагол и Прилагательное. Когда Причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид; Прилагательное, решившее не отставать, преподнесло новорожденному падеж, число и род.

Когда Причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обособления.

Действительному и Страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия», «Само виновато,- отвечает Действительное причастие.- Я,например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».

Производит действие. Так спорили они каждый день, но по-прежнему уживались рядом в Русском языке.

Проверим, что у вас получилось. Юдин ученик чертит схему на доске.

Причастный оборот

Действительное- ПРИЧАСТИЕ страдательное- краткое

Глагол Прилагательное

Совершенный и род число падеж

Несовершенный вид

время

4.Комлексный анализ текста.

Перед вами текст. (Спроецировано на доску, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:

Лебедь со времен глубокой древности служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица поет перед своей гибелью. Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье. Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это удивительно красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет бесшумно и оставляет за собой искрящуюся волну.

Задание: выписать 1)прилагательные

2)Причастия с определяемыми словами

Пр.п. ж.р. мн.ч. Им. п

О лебединой песне возвращающиеся лебеди-действ. Пр.

П.п. ср.р.

На уединенном озере- страдат. Прич.

Жен.р. В.п.

Искрящуюся волну-дейст. пр

Назовите страдательные и действительные причастия

Объясните правописание окончаний прилагательных и причастий

Объясните правописание –н- и –нн- в прилагательных и причастиях

5.Определите стиль текста- художественный

Тип текста - повествование

Найдите средства художественной выразительности речи?

(ЭПИТЕТЫ. Красочность, выразительность нарисованной картины)

Прочитайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания в нем.

Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье.

Выпишите причастие, соответствующее данной схеме

Приставка+корень+суффикс+окончание уединенное

5. Синтаксический разбор предложения .

А) Особенно поражает наше воображение величественный, гордый черный лебедь, окруженный своими белоснежными собратьями.

Б) Окруженный (лебедь) – морфологический разбор.

6. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (У доски)

7. Объяснительный диктант.

Не замерзающий на зиму залив, необжитый край, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка не заметна; еще не скошенный луг; необозримая равнина; ничем не прикрыта.

8. –Когда причастие выступает в роли сказуемого?

(только в краткой форме, страдательные)

Они часто встречаются в пословицах и загадках.

В кремне искра спрятана, в человеке - ум.

Хорош отдых, когда работа сделана.

Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)

В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (прорубь)

Подчеркнуть сказуемые. Выделить суффиксы

9. Проверка карточек.

Карточка №1

Укажите спряжение глагола, образуйте от них действительные причастия настоящего времени, подберите определяемое слово.

Шептать-(1 спр)- шепчущий камыш

Слышать- (2 спр)- слышащий человек

Пилить-(2спр.)- пилящий старик

Дремать-(1спр.)- дремлющий ребенок

Бороться-(1 спр.)- борющийся воин

Хвалиться-(2 спр.)-хвалящийся ученик

Карточка №2

Запишите в 1 столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем, в другой- им. Объясните правописание

Расскажите о правописании –н- -нн- в причастиях прилагательных.

10.Самостоятельная работа с перфокартами.

  1. Поляна освеще…а 1.рассея…ый мальчик 1.заметки собра…ы
  1. Размеша…ые краски 2. Исправле…ая работа 2.некраше…ый пол
  2. Вкраше…ая скамейка 3. Кожа…ый портфель 3.перепуга…ые звери
  3. Бесце…ая вещь 4. Груже…ая песком баржа 4.подкова…ая лошадь

ИТОГ урока.

Домашнее задание: тетрадь с печатной основой контрольный тест «Причастие»


I – Значение и формы причастий.
1. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Необыкновенные растения.
В) Кожаный диван.
С) Горящее полено.
D) Горячая печка.
Е) Дремучий лес.
Правильный ответ: С.
2. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Красная заря.
В) Связный ответ.
С) Краснеющий закат.
D) Бесчисленные стада.
Е) Настоящее искусство.
Правильный ответ: С.
3. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Связанный свитер.
В) Лежачий камень.
С) Связный рассказ.
D) Настоящее искусство.
Е) Кипучая энергия.
Правильный ответ: А.
4. Укажите словосочетание «причастие + сущ».
А) Летучие семена (растение).
В) Строящийся город.
С) Изящные очертания.
D) Зловещие звуки.
Е) Строительная компания.
Правильный ответ: В.
5. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Зловещие звуки.
В) Изящные очертания.
С) Сложный пример.
D) Пахучие цветы.
Е) Сложенный лист бумаги.
Правильный ответ: Е.
6. Укажите словосочетание «причастие + сущ.».
А) Пахучие цветы.
В) Горячее молоко.
С) Растительный мир.
D) Связный ответ.
Е) Выросший сорняк.
Правильный ответ: Е.
7. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Распускающиеся бутоны пионов.
В) Учёный, открывший закон.
С) Непаханое поле.
D) Охваченные утренним солнцем посевы.
Е) Бившееся о скалы море.
Правильный ответ: А.
8. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Раскрытые окна и двери.
В) Над зеленеющим полем.
С) Заросший бурьяном сад.
D)Погасший свет зари.
Е) Забрызганные росой листья деревьев.
Правильный ответ: В.
9. Укажите словосочетание с действительным причастием настоящего времени.
А) Покрытые ольхой и берёзой болота.
В) Черневший вдали лес.
С) Взъерошенные воробьи.
D) Поющие на заре соловьи.
Е) Едва различимый берег.
Правильный ответ: D.
10. Укажите словосочетание с действительным причастием прошедшего времени.
А) Чернеющий вдали лес.
В) Нескошенные луга.
С) Покрытые ольхой и берёзой болота.
D) Едва различимый берег.
Е) Черневший вдали лес.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание со страдательным причастием прошедшего времени.
А) Видневшийся издали костёр.
В) Едва различимый берег.
С) Колеблющийся полёт бабочек.
D) Подстреленные утки.
Е) Тихо плещущееся море.
Правильный ответ: D.
12. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Отличаемый.
В) отличившийся.
С)Отличающий.
D) Отличные.
Е) Отличный.
Правильный ответ: А.
13. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Готовый.
В) Изготовляющий.
С) Изготовляемый.
D) Изготовленный.
Е) Изготовлявший.
Правильный ответ: D.
14. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Объединяемый.
В) Объединяющийся.
С) Единый.
D) Объединённый.
Е) Объединявший.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите страдательное причастие.
А) Стелющийся по полю.
В) Ненавидящий взгляд.
С) Слышимый издалека.
D) Режущий предмет.
Е) Летающий аппарат.
Правильный ответ: С.
16. Укажите страдательное причастие.
А) Клеящий карту ученик.
В) Бегущая волна.
С) Спящий ребёнок.
D) Колеблемый ветром.
Е) Тающий снег.
Правильный ответ: D.
17. Укажите предложение со страдательным причастием.
А) Мишка забыл про нанесённую ему обиду.
В) Выстрелы звоном будоражат застывшую тишину.
С) Для знающего мир светел.
D) Все были рады наступающей зиме.
Е) Он подошёл ко мне слегка хромающей походкой.
Правильный ответ: А.
18. Укажите предложение со страдательным причастием.
А) Дует сильный ветер, сметающий всё на своём пути.
В) В темноте раздался еле различимый звук.
С) Не знающий меры будут горевать и в богатстве.
D) Под окном стоял необлетевший клён.
Е) Летят над станицей журавли, сыплют на захолодевшую землю призывные звуки.
Правильный ответ: В.
19. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Ошибка осталась незамеченной.
В) Некошеный луг пестрел цветами.
С) Он принял необдуманное решение.
D) Письмо так и осталось не отправлено.
Е) К моей бабушке приходил лечащий врач. Правильный ответ: Е.
20. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Люблю дымок спалённой жнивы.
В) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
С) Нашлась потерянная книга.
D) Море, вздыхающее у берегов, уснуло.
Е) Работа окончена своевременно.
Правильный ответ: D.
21. Укажите предложение с действительным причастием.
А) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком.
В) Ты открыл утром глаза, переполненные жаждою счастья.
С) Поблёскивали лужицы от тающего снега.
D) Его нечёсаные волосы ниспадали на глаза целой волной.
Е) Плыла по реке голубой русалка, озарённая луной.
Правильный ответ: С.
22.Укажите предложение, в котором причастие является сказуемым.
А) Попадается оголённая земля.
В) Дул сильный ветер, сметавший всё на своём пути.
С) Нежданный успех голову кружит.
D) Письмо так и не отправлено адресату.
Е) Я отвёл от него недоумевающий взгляд.
Правильный ответ: D.
23. Укажите предложение с причастным оборотом.
А) На каждом дереве и кусте лежала красота такая своеобразная и яркая, что невозможно равнодушно пройти мимо.
В) Хозяин, большой любитель всего прекрасного, с умом и любовью расположил растения в саду.
С) Исполинские кусты алоэ далеко раскидывали свои колющиеся кусты.
D) От дома во все стороны шли узенькие аллеи, обсаженные или деревьями, или кустарниками, или цветами.
Е) Домик доктора был маленький, но очень уютный.
Правильный ответ: D.
24. Укажите предложение с причастным оборотом.
А) Очищенная от снега и посыпанная песком дорожка вела вниз.
В) Трава, мокрая от дождя, блестела на солнце.
С) Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинною.
D) Одуванчик – медоносное растение- можно встретить повсюду.
Е) Вдали, сливаясь с небом, громоздились льды.
Правильный ответ: А.
25. Укажите какой из признаков не имеет отношения к причастию.
А) Род.
В) Лицо.
С) Время.
D) Число.
Е) Вид.
Правильный ответ: В.
26. Укажите, какой из признаков не имеет отношения к причастию.
А) Краткая форма.
В) Падеж.
С) Степень сравнения.
D) Род.
Е) Число.
Правильный ответ: С.
27. Определите полный ряд суффиксов действительных причастий.
А) –уш, -юш, -вш, -ш.
В) –уш, -юш, -вш, -ш, -енн, -нн, -т.
С) –ем, (-ом), -им, -вш, -ш.
D) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш.
Е) –-ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Правильный ответ: D.
28. Определите полный ряд суффиксов страдательных причастий.
А) –ет, -ешь, -ете, -ут, -ют, -у, (ю).
В) –ем, (-ом), -им, -вш, -ш.
С) –енн, -нн, -т, -ем, (-ом), -им.
D) –енн, -онн, -ан, -ян, -ин.
Е) –енн, -онн, -т, -ем, (ом),-им.
Правильный ответ: С.
29. Выберите ряд только действительных причастий.
А) Пьющий, проливаемый, вытоптанный.
В) Пропитанный, сомневающийся, выбравший.
С) Торопящийся, разбираемый, настроенный.
D) Ведомый, выпотрошенный, сломанный.
Е) Выбравший, делающий, глядящий.
Правильный ответ: Е.
30. Выберите ряд только страдательных причастий.
А) Прослушанный, выполнен, редактируемый.
В) Разбитый, распиливший, выстроенный.
С) Замеченный, подстреленный, замешавший.
D) Окованный, подбитый, прощавшийся.
Е) Решаемый, хранящий, собиравший.
Правильный ответ: А.
31. Выберите глагол, от которого нельзя образовать страдательное причастие прошедшего времени.
Прибить.
В) Прибежать.
С) Присмотреть.
D) Нарисовать.
Е) Обдумать.
Правильный ответ: В.
32. Краткую форму имеют:
А) Действительные причастия прошедшего времени.
В) Страдательные причастия прошедшего времени.
С) Действительные причастия настоящего времени.
D) Все причастия.
Е) Действительные причастия настоящего и прошедшего времён.
Правильный ответ: В.
33. Какой из названных признаков отличает причастие от прилагательного.
А) Согласование с существительным.
В) Роль в предложении.
С) Изменяемость по падежам, числам. Имеет род.
D) Наличие форм времени.
Е) Наличие краткой и полной формы.
Правильный ответ: D.
34. Укажите признак, не имеющийся у причастия.
А) Возвратность.
В) Переходность.
С) Значение действия.
D) Изменяемость по лицам.
Е) Способность к управлению.
Правильный ответ: D.
35. Укажите причастие.
А) Охраняя.
В) Охранявший.
С) Охраняет.
D) Охранный.
Е) Охранять.
Правильный ответ: В.
36. Какое причастие образуется от глагола рассчитывать.
А) Рассчитанный.
В) Не образуется от данного глагола.
С) Рассчитавший.
D) Рассчитывающий.
Е) Рассчитавшийся.
Правильный ответ: D.
37. Выделите ряд причастий, образованных от глаголов убедить, завершиться, пропускать.
А) От данных глаголов причастия не образуются.
В) Убедивший, завершившийся, пропускаемый.
С) Убеждавшийся, завершаемый, пропущенный
D) Убедивший, завершающий, пропускающий.
Е) Убеждавший, завершавший, пропустивший.
Правильный ответ: В.
38. Найдите глагол, от которого не образуется причастия настоящего времени.
А) Прочитать.
В) Слышать.
С) Говорить.
D) Брить.
Е) Приходить.
Правильный ответ: А.
39. Укажите глагол, от которого не могут быть образованы страдательные причастия.
А) Облить.
В) Строиться.
С) Изменять.
D) Узнавать.
Е) Решить.
Правильный ответ: В.
40. Выберите глагол, от которого можно образовать действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ащ.
А) Угнать.
В) Забыть.
С) Услышать.
D) Дышать.
Е) Кинуть.
Правильный ответ: D.
41. Найдите глагол, от которого можно образовать действительное причастие настоящего времени с суффиксом –ущ (-ющ).
А) Приклеить.
В) Закрыть.
С) Колоть.
D)Написать.
Е) Увидеть.
Правильный ответ: С.
42. Найдите предложение с причастием.
А) Свет луны, таинственный и длинный.
В) По морю шла волна, и пена, облизывая борта, тотчас таяла.
С) Ведь то, что мы с ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, что нам ещё предстоит о ней узнать.
D) Надо мной, наклонившись, стоял Дерсу.
Е) Надо ли словами говорить о счастье, если перед вами мир, открытый настежь.
Правильный ответ: Е.
43. Страдательное причастие настоящего времени есть в предложении.:
А) Из перин летел пух, уносимый ветром.
В) Непрекращающимся потоком шли немцы.
С) Колонны беженцев, оказавшиеся в зоне вспыхнувшего боя, видели перед собой горящие дома и развалины.
D) Оглядываясь на пройденный путь, я вспоминаю дороги Германии, заваленные брошенными повозками.
Е) Они шли, как преступники, видящие надвигающееся возмездие.
Правильный ответ: А.
44. Причастие совершенного вида есть в предложении.
А) Фашисты, рассчитывавшие захватить Москву, жестоко ошиблись в своих расчётах.
В) Поспешно убегали люди, стоящие у власти.
С) Наши войска вступили в Берлин, и под рейхстагом взвилось овеянное славой пурпурное знамя.
D) Возмездие пришло, и правый суд народов сказал своё решающее слово.
Е) Народ, борющийся за своё счастье, добился победы.
Правильный ответ: С.
45. Укажите вариант с причастием, образованным от переходного глагола.
А) В пенящихся над волнами струях видим мы соляные пузырьки.
В) Ребята, клеящие игрушки, вырезали и снежинки.
С) На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова.
D) Корабли, движущиеся по лазури точки.
Е) Колеблющийся полёт бабочек над свежей полянкой – прелестнейшее зрелище.
Правильный ответ: В.
46. Укажите предложение, в котором причастие употреблено в творительном падеже.
А) Я бегал по нескольку раз в день на берег бушующего Бугуруслана.
В) Небольшое село, приютившееся над дальней речкой, тонуло в полумраке.
С) Терек бурлил в проснувшемся лесу.
D) Путешественник говорит о каком-то русском романе, прославившем автора и находящемся в рукописи.
Е) Я стоял с сильно бьющемся сердцем.
Правильный ответ: Е.
47. Причастие является сказуемым в предложении:
А) Сваренные стыки остались без изоляции.
В) Все стулья были новыми, а на диване появились свёрнутые в рулон куски ваты.
С) Море штормящее.
D) Волга была пустынна.
Е) Вид у нашего героя был невесёлый.
Правильный ответ: С.
48. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Любящий.
В) Несший.
С) Наполненный.
D) Понятый.
Е) Зажигаемый.
Правильный ответ: А.
49. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Выдуманный.
В) Воспетый.
С) Сверкнувший.
D) Прибывший.
Е) Борющийся.
Правильный ответ: Е.
50. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Погашенный.
В) Потерянный.
С) Видимый.
D) Любивший.
Е) Лечащий.
Правильный ответ: Е.
51. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Объявляемый.
В) Погасший.
С) Несущий.
D) Красящий.
Е) Награждённый.
Правильный ответ: Е.
52. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Стелющийся.
В) Находившийся.
С) Погружаемый.
D) Дышащий.
Е) Обиженный.
Правильный ответ: Е.
53. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Несший.
В) Качающийся.
С) Переведённый.
D) Рокочущий.
Е) Управляемый.
Правильный ответ: С.
54. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Пересылаемый.
В) Хлопочущий.
С) Нарвавший.
D) Тающий.
Е) Нескошенный.
Правильный ответ: А.
55. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Расколотый.
В) Убегающий.
С) Охрипший.
D) Решённый.
Е) Движимый.
Правильный ответ: Е.
56. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Строивший.
В) Любящий.
С) Взволнованный.
D) Подразумеваемый.
Е) Идущий.
Правильный ответ: А.
57. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Нарисованный.
В) Движущийся.
С) Погасший.
D) Улыбающийся.
Е) Объявляемый.
Правильный ответ: С.
58. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Любимый.
В) Мечтающий.
С) Охвативший.
D) Видимый.
Е) Понятый.
Правильный ответ: С.
59. Укажите вид причастия в предложении:
Долгожители не спали и меж собою толковали о дне минувшем.





Правильный ответ: D.
60. Укажите вид причастия в предложении:
Лодка, вёслами махая, плыла по дремлющей реке.
А) Краткая форма страдательного причастия.
В) Действительное причастие прошедшего времени.
С) Страдательное причастие прошедшего времени.


Правильный ответ: Е.
61. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Между палатками желтели расчищенные в траве и посыпанные песком дорожки.

В) Страдательное причастие настоящего времени.



Правильный ответ: А.
62. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли.
А) Страдательное причастие прошедшего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.

D) Действительное причастие прошедшего времени.

Правильный ответ: С.
63. Причастие – это:
А) Особая форма местоимения, которая обозначает признак предмета по действию.
В) Особая форма наречия, которая обозначает признак предмета по действию.
С) Особая форма существительного, которая обозначает признак предмета по действию.
D) Особая форма прилагательного, которая обозначает признак предмета по действию.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: Е.
64. Укажите страдательные причастия настоящего времени.
А) Трепещущий листок, любящая мать.
В) Задержанный преступник, просмотренный спектакль.
С) Вошедший человек, нашедший клад.
D) Сражающийся взвод.
Е) Зависимый человек, проверяемое задание.
Правильный ответ: Е.
65. Укажите страдательные причастия прошедшего времени.
А) Умывшийся тёплой водой, доносившийся с моря.
В) Увлёкшийся живописью, растаявший снег.
С) Скошенная трава, разбросанные игрушки.
D) Пишущий студент, кричащий громко.
Е) Читавший книгу, замёрзший в степи.
Правильный ответ: С.
66. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Исписанный.
В) Читаемый.
С) Читающий.
D) Читавший.
Е) Прочитанный.
Правильный ответ: D.
67. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Читаемый.
В) Читающий.
С) Вычитанный.
D) Прочитанный.
Е) Читающий.
Правильный ответ: В.
68. Укажите страдательное причастие настоящего времени.
А) Читавший.
В) Читаемый.
С) Читающий.
D) Прочитавший.
Е) Прочитанный.
Правильный ответ: В.
69. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
В наступившей тишине раздавалось завывание ветра.
А) Краткое страдательное причастие.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Страдательное причастие прошедшего времени.
D) Действительное причастие прошедшего времени.
Е) Страдательное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: D.
70. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Много раз обманывались мы, стараясь разглядеть на приближающемся берегу признаки человеческой жизни.


С) Действительное причастие настоящего времени.

Е) Действительное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: С.
71. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Пустынное море смеялось, играя отражённым солнцем.
А) Страдательное причастие прошедшего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Краткая форма страдательного причастия.
D) Страдательное причастие настоящего времени.
Е) Действительное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: А.
72. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
А) Организующий.
В) Организовать.
С) Организуемый.
D) Организованный.
Е) Организовавший.
Правильный ответ: D.
73. Укажите действительное причастие настоящего времени.
А) Организовать.
В) Организованный.
С) Организуемый.
D) Организующий.
Е) Организовавший.
Правильный ответ: D.
74. Укажите действительное причастие прошедшего времени.
А) Организующий.
В) Организовать.
С) Организовавший.
D) Организованный.
Е) Организуемый.
Правильный ответ: С.
75. Укажите вид причастия в предложении:
Подул ветер, пахнущий полынью и пшеничной соломой.


С) Действительное причастие настоящего времени.
D) Краткая форма страдательного причастия.
Е) Страдательное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: С.
76. Укажите, в какой форме употреблено причастие в предложении:
Деревья напоминали скалы, обросшие тёмным мхом.
А) Действительное причастие настоящего времени.
В) Краткая форма страдательного причастия.

D) Страдательное причастие настоящего времени.
Е) Страдательное причастие прошедшего времени.
Правильный ответ: С.
77. Укажите вид причастия в предложении:
Месяцы, прожитые у бабушки, я вспоминаю с трудом.
А) Действительное причастие прошедшего времени.
В) Страдательное причастие прошедшего времени.
С) Страдательное причастие настоящего времени.
D) Краткая форма страдательного причастия.
Е) Действительное причастие настоящего времени.
Правильный ответ: В.
78. Укажите вид причастия в предложении:
Описываемые действия происходили в старинном замке в прошлом веке.
А) Страдательное причастие настоящего времени.
В) Действительное причастие настоящего времени.
С) Действительное причастие прошедшего времени.
D) Страдательное причастие прошедшего времени.
Е) Краткая форма страдательного причастия.
Правильный ответ: А.
79. Страдательные причастия образуются:
А) При помощи суффиксов –т-, -вш-, -ем-, присоединяемых к основе настоящего и прошедшего времени.
В) С помощью суффиксов-уш-, -ющ-, -ащ-, -ящ- и суффикса –нн-, присоединяемых к основе настоящего времени.
С) От основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов –нн-,-енн-, -т-, от основы настоящего времени глагола с помощью суффиксов –ем-, -им-.
D) С помощью суффиксов –н-, -енн-.
Е) От основы неопределённой формы глагола с помощью суффиксов –им-, -ем-, -нн-, ени-.
Правильный ответ: С.
80. Выберите строку глаголов, от которых можно образовать формы страдательных причастий прошедшего времени.
А) Мыть, мыться.
В) Сковать, вливаться.
С) Смеяться, читать.
D) Увидеть, вооружить.
Е) Умолкать, летать.
Правильный ответ: D.
81. Выберите строку с глаголами, от которых возможно образование страдательных причастий настоящего времени.
А) Рекомендую, сберегу, прочитаю.
В) Выращу, объявлю, напишу.
С) Посылаю, посажу, испеку.
D) Слышу, значу, вижу.
Е) Мыслю, начну, огорчу.
Правильный ответ: D.
82. Выберите строку с глаголами, от которых образуются действительные причастия с суффиксами –УЩ-, -ЮЩ-.
А) Дышать, держать, полоть.
В) Стелить, славиться, вертеться.
С) Бороться, хлопотать, трепетать.
D) Зависеть, лечить, реять.
Е) Веять, клеить, догонять.
Правильный ответ: С.
83. Выберите строку глаголов, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени.
А) Принести, кончить.
В) Сказать, озарить.
С) Носить, видеть.
D) Засеять, сделать.
Е) Покупать, бросать.
Правильный ответ: :Е
84. Укажите предложение с причастием в винительном падеже.
А) Я пошёл вдоль задымившейся реки.
В) Ветер разгоняет накопившийся зной.
С) Лошади при чуть брезжущем свете лежали, понурив головы.
D) Мы подъехали к горам, поросшим лесом.
Е) Я прожил в городе, славящемся своими водами.
Правильный ответ: В.
85. Определите слова, с пропущенной одной буквой –и-.
А) Посея..ый, рассмотре..ый, устрое..ый.
В) Сваре..ый, поглаже..ый, вскопа..ый.
С) Потеря..ый, юн..ый, испуга..ый, прочита..ый.
D) Жёва..ый, кова..ый, варё..ый.
Е) Решё..ый, купле..ый, встрече..ый.
Правильный ответ: D.
86. Слова с одной буквой н:
А) Нежда..ый, негада..ый, нечая..ый.
В) Свяще..ый, жела..ый, изжёва..ый.
С) Корчева..ый, опубликова..ый, отвоёва..ый.
D) Дроблё..ый, пиле..ый, мощё..ый.
Е) Раздробле..ый, распиле..ый, вымоще..ый.
Правильный ответ: D.
87. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы:
А) –нн, -енн, -т.
В) –ем, -ом, -им.
С) –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
D) –вш, -ш, -ем.
Е) –вш, -енн, -т.
Правильный ответ: С.
88. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени:
А) –ин, -енн, -т.
В) –вш, -ш.
С) –ащ, -ящ, -им.
D) –ущ, -ющ, -ем.
Е) –ащ, -ущ, -ющ.
Правильный ответ: В.
89. Укажите суффиксы страдательных причастий настоящего времени.
А) –нн, -енн,-т.
В) –ущ, -ющ, -т.
С) –ем, -ом, -им.
D) –ащ, -ящ, -нн.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: повторение орфограммы правописание Н и НН в причастиях, правописание суффиксов причастий и повторение пунктограммы «Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом; развитие мышления и внимания.

ХОД УРОКА

1. Разминка

Исправить ошибки в смысле высказывания, найти причастие, объяснить правописание суффикса, объяснить пунктограмму. (Слайд 2)

Человек, не закаляющийся с детских лет, всегда бодр и здоров.

2. Повторение теоретических сведений о причастии (слайды 3-11)

3. Индивидуальная работа – 2 ученика у доски.

Вставить пропущенные буквы, доказать их постановку.

Думающий –
Рисующий –
Управляемый –

Бегающий –
Желтеющий –
Умножаемый –

4. Цифровой диктант с проверкой

А) (Слайды 12-15)

Вывод ученика о правописании суффиксов причастий -ущ- -ющ-
-ащ- -ящ-

Б) (Слайды 16-18)

ом- -ем- -им-

Проверка.

ом- -ем- -им-

Вывод ученика о правописании суффиксов -ом- -ем- -им-

5. Лингвистическая разминка

Учитель называет причастия. Если действительное, ученики должны подпрыгнуть. Если страдательное, ученики наклоняются вперёд.

Управляемый самолёт
Стелющиеся травы
Построенное здание
Изображённый чертёж
Дремлющие пассажиры
Тающий снег.

6. Рассказ ученицы об образовании причастий в английском языке

Распознавание предложений с причастиями.

Проверка.

7. Безошибочный диктант (слайды 19-25).

Рассказ предварительно подготовленного ученика о Мавсоле, Пифее и Сатире.

Редактирование текста.

Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
Мавсол, не доверяющийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Мавсол, не доверяющий персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победил Пифей и Сатир. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами.
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами .

8. Орфографический разбор причастий

Из вредных советов Г.Остера выписать причастия, объяснить правописание.

1) Кошка, дёрнутая за хвост, пророчит исцарапанные уши.
2) Незавязанные шнурки – предвестники разбитого носа.
3) Мокрые ноги и хлюпающий нос предвещают тихую и спокойную жизнь в постели.
4) Отлупивший девочку – дурак.
5) Заглянувшему в школу откроется бездна знаний.
6) Наказанного – простят.
7) Кусок мыла, съеденный перед обедом, надолго отбивает аппетит.
8) Долгие вечерние крики мамы, зовущей вас домой, – к мелким неприятностям.

9. Тестовая работа (по вариантам).

10. Подведение итогов урока

Н- и -НН- в причастиях.
Правописание суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, ящ-, -ом-, -ем-, -им-.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

11. Домашнее задание

По выбору:

– сочинение-миниатюра «Зачем нужно изучать причастие?»
– материал для графического диктанта, «Третий лишний».

7 класс

  1. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев. ____________________________________________________________
  2. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища. ____________________________________________________________
  3. На засеянном по весне поле появились первые всходы. _____________________________________________________________
  4. На окне все еще лежала забытая утром книга. ______________________________________________________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1, 2, 3

3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

  1. Люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
  2. Стро..щийся дом, иголки кол..тся
  3. Крас..щие вещества, травы стел..тся
  4. Пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

4. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

  1. Дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
  2. Подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
  3. Та..щий снег, постро..ное здание
  4. Выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

5. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

  1. Подсуше..ое бельё, стари..ые вещи
  2. Не выуче..ы уроки, связа..ый свитер
  3. Нечая..ый взгляд, кури..ый бульон
  4. Ути..ая охота, кова..ая лошадь

Тестовая работа по теме «Причастие»

7 класс

1. Расставьте в предложениях с причастными оборотами знаки препинания, докажите их постановку, составьте схему.

  1. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка. ________________________________________________________________
  2. От травы скошенной утром шел пряный запах. ________________________________________________________________
  3. И лишь увядшие цветы напоминали о лете. ________________________________________________________________

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

В доме, построе(1)ом на краю стари(2)ого села, слышался смех балова(3)ых детей.

1. 1.
2. 1, 2, 3
3. 2, 3

3. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

  1. Ненавид..щие войну, мы не испорт..м
  2. Мягко стел..щий, разделяя..щий людей
  3. Та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд
  4. Движ..мый ветром, окно занавеш..но