Пишем объяснительную записку об ошибке в работе — инструкция и примеры. Объяснительная записка об ошибке в работе Возможные причины ошибки

«Особенности оформления некоторых видов документации пункта проведения ЕГЭ, направление их в государственную экзаменационную комиссию Республики Башкортостан. Организация рассмотрения в пункте проведения экзамена апелляций о нарушении установленного порядка проведения экзамена»


Формы документов ГИА 2015 «Акт приемки-передачи» (форма ППЭ-14-01). «Сводная ведомость учёта участников и использования экзаменационных материалов в ППЭ» (форма ППЭ МАШ). «Акт о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ в ППЭ» (форма ППЭ-18-МАШ).


«Протокол проведения ЕГЭ в ППЭ» (форма ППЭ-13-01). «Список участников ГИА в аудитории ППЭ» (форма 05-01). «Ведомость учета участников ЕГЭ и экзаменационных материалов в аудитории» (форма 05-02). «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории ППЭ» (форма ППЭ-12-01) «Ведомость коррекции персональных данных участников ЕГЭ в аудитории» (форма ППЭ-12-02).


«Ведомость использования дополнительных бланков ответов 2» (форма ППЭ-12-03). «Ведомость учета участников ЕГЭ и экзаменационных материалов в аудитории» (форма ППЭ-05-02). «Ведомость выдачи и возврата экзаменационных материалов по аудиториям ППЭ (форма ППЭ-14-02).




Апелляции по вопросам установленного порядка проведения ЕГЭ и заключения о результатах служебного расследования апелляции, если они оформлялись (заявление в конфликтную комиссию о рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации - форма ППЭ-02, протокол рассмотрения апелляции - форма ППЭ-03).




Приказ Минобрнауки России 1400 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» «Если обучающийся, выпускник прошлых лет по состоянию здоровья или другим объективным причинам не завершает выполнение экзаменационной работы, то он досрочно покидает аудиторию. В таком случае организаторы приглашают медицинского работника и членов ГЭК, которые составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам».


Алгоритм действия в случае если участник ЕГЭ по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы: совместно с членами ГЭК, медицинским работником, руководителем ППЭ заполнить форму ППЭ-22 «Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам»; организатору внести соответствующую запись в форму ППЭ «Ведомость учёта участников ЕГЭ и экзаменационных материалов в аудитории ППЭ» ; организатору поставить соответствующую метку в бланке регистрации участника ЕГЭ в поле «Не закончил экзамен по уважительной причине» и поставить свою подпись; бланки ЕГЭ удаленного участника и участника ЕГЭ, не завершившего экзамен по объективным причинам, направляются на обработку совместно с бланками остальных участников ЕГЭ данной аудитории.




Нестандартная ситуация Алгоритм действий Пакет необходимых документов Участники ЕГЭ 1 Не закончил экзамен по уважительной причине 1..Выяснение обстоятельств. 2. Освидетельствование медработника. 3. Заключение медработника. 4. Составление акта. 5. Проставление соответствующих отметок в бланке регистрации участника и ведомости учёта участников и экзаменационных материалов в аудитории ППЭ. 1. Акт о том, что участник не закончил экзамен по уважительной причине (форма ППЭ- 22). 2. Заключение медработника.


Приказ Минобрнауки России 1400 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» «Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена. Для этого организаторы, руководитель ППЭ или общественные наблюдатели приглашают членов ГЭК, которые составляют акт об удалении с экзамена и удаляют лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, из ППЭ».


Приказ Минобрнауки России 1400 от «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования «Акты об удалении с экзамена и о досрочном завершении экзамена по объективным причинам в тот же день направляются в ГЭК и РЦОИ для учета при обработке экзаменационных работ»


Алгоритм действия при нарушении установленного порядка ГИА организатор приглашает руководителя ППЭ, члена ГЭК; организатор совместно с членами ГЭК, руководителем ППЭ заполняют форму ППЭ-21 «Акт об удалении участника ГИА»; организатор вносит соответствующую запись в форму ППЭ «Ведомость учёта участников ЕГЭ и экзаменационных материалов в аудитории ППЭ»; ставит в бланке регистрации в поле «Удален с экзамена» соответствующую метку; Участники, нарушившие порядок проведения экзамена, повторно к сдаче ЕГЭ в текущем году не допускаются


Нестандартная ситуация Алгоритм действий Пакет необходимых документов Участники ЕГЭ Нарушение требований Порядка ЕГЭ (наличие/использован ие мобильных телефонов или иных средств связи, справочной литературы; свободное перемещение по ППЭ) 1. Выяснение обстоятельств нарушения 2. Оформление объяснительной участником ЕГЭ. 3. Оформление объяснительных организаторами (служебная записка). 4. Составление акта. 5.Удаление. 6. Проставление соответствующих отметок в бланке регистрации участника и ведомости учёта участников и экзаменационных материалов в аудитории ППЭ. 1. Акт об удалении. 2. Объяснительная участника. 3. Объяснительные организаторов.


Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ подается участником ЕГЭ в день экзамена, не покидая ППЭ. Алгоритм действия: получить от организатора в аудитории форму 02-ППЭ (2 экземпляра), по которой составляется апелляция; составить апелляцию в 2-х экземплярах; организатору необходимо пригласить руководителя ППЭ для сопровождения участника ЕГЭ к члену ГЭК для передачи апелляции. передать оба экземпляра члену ГЭК, который обязан принять и удостоверить их своей подписью, один экземпляр отдать участнику ЕГЭ, другой передать в конфликтную комиссию;ГЭК,конфликтную комиссию Член ГЭК организует проведение проверки по факту изложенного участником ЕГЭ в апелляции о нарушении установленного Порядка проведения ГИА, заполняет форму ППЭ-03 «Протокол рассмотрения апелляции о нарушении установленного Порядка проведения ГИА».

Дело № 2-975/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

Председательствующего судьи Швецовой Н.В.,

При секретаре судебного заседания Шиман А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Косицыной Л.Б. в интересах Григорьевой Л.А. к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Муниципальному казенному учреждению «Департамент образования» Муниципального образования «Алданский район», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Алдан» Муниципального образования «Алданский район» о признании незаконным акта удаления с экзамена и решения Государственной экзаменационной комиссии [Номер] от [Дата], обязании утвердить результаты единого государственного экзамена о математики, выдать аттестат о среднем образовании, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Косицына Л.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском, по следующим мотивам: [Дата] её дочь Григорьева Л.А., 1997 года рождения, сдавала единый государственный экзамен по математике в пункте проведения ЕГЭ по адресу: МБОУ Средняя общеобразовательная школа [Номер] ........ После выполнения задания Григорьева Л.А. ждала фактического окончания экзамена, когда по требованию представителя организатора аудитории Голубь Л.В. она была выведена из аудитории, и у неё были обнаружены шпаргалки, после чего работа была передана сотрудникам ГЭК. Экзаменационная работа Григорьевой Л.А. с другими работами выпускников была направлена в РЦОИ, где была обработана, проверена и по результатам выставлен балл - 68. Акт наличия шпаргалок, акт об удалении с экзамена не был составлен, Григорьева Л.А. и её законный представитель Косицына Л.Б. не были с ними ознакомлены. Объяснение у Григорьевой Л.А. было отобрано в нарушение положений ст. РФ, изъятые черновики выданы за шпаргалки, в акте не указано их описание, характеристики, шрифт, не установлена причинно-следственная связь их одинакового смыслового значения с результатом работы, не проведена сравнительно-аналитическая работа. Акт об удалении с экзамена не был направлен в ГЭК в тот же день, не предоставлены документы для обжалования действий должностных лиц в административном либо судебном порядке. [Дата] в МКУ «Департамент образования» МО «.......» по электронной почте от Министерства образования поступило сообщение и копия решения ГЭК от [Дата] об аннулировании результата работы Григорьевой Л.А. без права на пересдачу. По мнению истца решение ГЭК состоялось только [Дата], несмотря на письменное обращение [Дата] в адрес «Департамента образования» ....... с просьбой разобраться в ситуации и предоставить возможность пересдать указанный предмет. Данное заявление не было рассмотрено. На официальном информационном портале ЕГЭ результат экзамена Григорьевой Л.А. выложен [Дата] в статусе экзамена указано «обработан», тестовый балл 68, сведения об аннулировании результатов не указаны. Считает, что факт наличия и использования Григорьевой Л.А. шпаргалок при проведении ЕГЭ не доказан, просит признать акт об удалении Григорьевой Л.А. с ЕГЭ по математике незаконным, признать решение Государственной экзаменационной комиссии [Номер] от [Дата] в части отмены результата ЕГЭ по математике без права пересдачи Григорьевой Л.А. незаконным, утвердить результаты ЕГЭ по математике Григорьевой Л.А. по тестовому баллу 68, обратив решение суда к немедленному исполнению, обязать выдать аттестат о среднем образовании Григорьевой Л.А., взыскать компенсацию морального вреда в сумме....... рублей.

В судебном заседании истец Косицына Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнила, что об удалении дочери с экзамена ей стало известно через полчаса после случившегося, она приехала в школу, дочь была в стрессовой ситуации. На следующий день обратилась в «Департамент образования». Решения ей никто не выдал, не объяснил куда и как обращаться, каждый день обещали решить вопрос завтра. Только [Дата] в «Департаменте образования» ей выдали копию решения ГЭК об аннулировании результатов работы дочери. Считает, что должны были все акты составлять, объяснения брать у дочери в её присутствии, все копии документов выдать сразу, для возможности обжалования решения об удалении с экзамена. До экзамена, в течение года в школе разъясняли порядок сдачи ЕГЭ. О порядке обжалования решения об удалении с экзамена не знала.

Несовершеннолетняя Григорьева Л.А., в судебном заседании, в присутствии законного представителя Косицыной Л.Б. пояснила, что [Дата] сдавала экзамен по математике. За 15 минут до окончания экзамена организаторы аудитории отстранили её от сдачи экзамена, после составили акт, заставили её написать объяснения, что она использовала шпаргалки. Потом приехала мама Косицына Л.Б. и забрала её домой. Считает, что ничего противозаконного она не делала, откуда на столе оказались иные бумаги, и что это, не знает.

Представитель истца Бузов Д.С. поддержал заявленные требования, полагает, что действиями ответчиков нарушены права несовершеннолетнего ребенка, объяснения отобраны в отсутствие законного представителя, решение выдано не своевременно. Решение ГЭК принято неуполномоченными лицами, в решении указаны лица, которые в состав ГЭК не входят, по вине ответчиков Григорьева Л.А. успешно сдавшая ЕГЭ, осталась без аттестата о среднем общем образовании. Незаконное составление акта об удалении и акта ГЭК [Номер] от [Дата] повлекло негативные последствий и прямо нарушает конституционное право Григорьевой Л.А. на получение образования.

Представитель Министерства образования Республики Саха (Якутия) Мыреев Г.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, пояснил, что проведение выпускных экзаменов в 2014 году проводилось на основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от [Дата] № 1400. [Дата] в ходе сдачи ЕГЭ организаторами в аудитории школы [Номер] ......., у выпускницы Григорьевой Л.А. были обнаружены шпаргалки, листки бумаги, размером не более формата А-6. Шпаргалки - это письменные заметки, содержащие справочный материал, которые могут расцениваться как иные средства хранения и передачи информации. В соответствии с Порядком проведения ГИА обучающимся запрещается иметь при себе справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Организаторами аудитории, в которой проходил экзамен, в соответствии с Порядком проведения ГИА, при обнаружении у Григорьевой Л.А. шпаргалки был составлен акт об удалении участника ГИА по установленной форме. Акт подписан ответственным организатором, руководителем ППЭ и членом ГЭК. С целью соблюдения прав обучающегося, Григорьева Л.А. была ознакомлена с актом, ей было предложено дать письменные объяснения. Объяснения давала Григорьева Л.А. лично, без принуждения. Все документы: акт об удалении с экзамена вместе с другими экзаменационными материалами были направлены в РЦОИ. В соответствии Порядком проведения ГИА председатель государственной экзаменационной комиссии единолично принимает решение об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА, а также принимает решение о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА в случаях, установленных Порядком. В ГЭК материал в отношении Григорьевой Л.А, поступил [Дата]. В этот же день председателем ГЭК принято решение об аннулировании результатов ГИА без права повторного допуска. С порядком проведения ГИА Григорьева Л.А. и её законный представитель были ознакомлены. В день удаления с экзамена жалобу на нарушение порядка не подали. Григорьева Л.А. была допущена к ЕГЭ на общих основаниях, препятствий в получении образования не было. Причиной аннулирования результатов и отказа в допуске к повторной пересдаче стали действия самой Григорьевой Л.А., выразившиеся в нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.

Представитель Министерства образования РС (Я) Абрамова Т.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что Григорьева Л.А. сама нарушила порядок проведения государственной итоговой аттестации. Все документы были составлены ответственными лицами в соответствии с Порядком проведения ГИА, сведения об удалении с экзамена переданы в РЦОИ, решение об аннулировании результатов ЕГЭ Григорьевой Л.А. также было передано в РЦОИ. Почему результаты экзамена на едином информационном портале ЕГЭ выставлены не может пояснить, так как размещение результатов занимаются другие структуры. Порядком проведения ГИА не предусмотрено обязательное вручение копии решения об аннулировании результатов ЕГЭ участникам и их родителям. Несмотря на принятое [Дата] решение об аннулировании результатов экзамена по математике Григорьевой Л.А. государственная экзаменационная комиссия после поступления заявления Косицыной Л.Б. еще раз собиралась, обсуждала вопрос о возможности повторного допуска ученицы к экзамену по математике. В ранее действовавшем Порядке проведения ЕГЭ такая возможность имелась, но в 2014 году действует другой Порядок, который не допускает повторную сдачу ЕГЭ ученикам, которые удалены с экзамена в связи с нарушением порядка его проведения. Во время проведения ЕГЭ во всех аудиториях стоят видеокамеры, запись и трансляция с которых ведется в режиме онлайн. ГЭК имеет доступ к сайту, на котором можно посмотреть трансляцию в режиме онлайн. При рассмотрении вопроса об аннулировании результатов экзамена Григорьевой Л.А. [Дата] ГЭК просмотрела видеозапись с видеокамер, находящихся в аудитории 0008 ......., записанную с сайта, на котором производилась трансляция. Считает действия ГЭК законными, обоснованными.

Представитель МКУ «Департамент образования» Муниципального образования «.......» Валиулина М.В. в суде заявленные требования не признала, пояснила, что со стороны организаторов ЕГЭ и членов ГЭК нарушения проведения порядка экзамена не допущены. Нарушение порядка проведения ГИА было допущено Григорьевой Л.А., у которой во время экзамена были обнаружены шпаргалки, которые относятся к иным справочным материалам. Порядок проведения экзамена был разъяснен ученице и её родителям. Порядок удаления с экзамена был соблюден, нарушения прав не допущено, в конфликтную комиссию истцы не обращались. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ Григорьевой Л.А. принято председателем ГЭК РС (Я) в рамках своих полномочий. Со стороны «Департамента образования» заинтересованности в аннулировании экзамена Григорьевой Л.А. нет, действия организаторов были обоснованны и законны. Наличие шпаргалок (справочных материалов) у Григорьевой Л.А. во время экзамена по математике подтверждается объяснениями организаторов в аудитории, членов ГЭК, видеозаписью с камер видеонаблюдения, которая велась [Дата].

Представитель МКУ «Департамент образования» Вераксо С.Н. исковые требования не признала и пояснила, что [Дата] во время экзамена по математике у выпускницы СОШ [Номер] ....... были обнаружены шпаргалки. В связи с этим Григорьева Л.А. была удалена с экзамена. Об этом случае стало известно в день проведения экзамена. Вераксо С.Н. является председателем конфликтной комиссии, которая уполномочена рассматривать апелляции, подаваемые обучающимися в случае не согласия с результатами экзамена или с нарушением порядка проведения экзамена. [Дата] жалобы от Григорьевой Л.А. или её матери Косицыной Л.Б. не поступило. [Дата] истец с дочерью пришли к ней на прием, в беседе пояснили, что шпаргалки были, но ими ребенок не воспользовался, просили помочь в разрешении вопроса о допуске к повторной сдаче экзамена. Поэтому она разъяснила, порядок обращения в Министерство образования РС (Я), [Дата] в адрес Министра образования РС (Я) представила ходатайство о повторном допуске к экзамену Григорьевой Л.А.. Это ходатайство не рассматривалось, в связи с тем, что решение об аннулировании работы уже было принято. [Дата] ГЭК рассмотрела заявление Косицыной Л.Б. о допуске Григорьевой Л.А. к повторной сдаче экзамена, решением ей было отказано. Считает действия организаторов в аудитории и членов ГЭК обоснованными, нарушения допустила сама ученица.

Представитель МБОУ СОШ [Номер] в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в силу положений ст. , суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Косицыной Л.Б. в интересах Григорьевой Л.А. к Министерству образования Республики Саха (Якутия), Муниципальному казенному учреждению «Департамент образования» Муниципального образования «Алданский район», муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа [Номер] .......» о признании незаконным акта об удалении с экзамена, признании незаконным решения Государственной экзаменационной комиссии Республики Саха (Якутия) [Номер] от [Дата], об обязании утвердить результаты единого государственного экзамена по математике Григорьевой Л.А. по тестовому баллу 68, выдать аттестат о среднем образовании, о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Алданский районный суд РС (Я).

Судья Н.В. Швецова

Суд:

Алданский районный суд (Республика Саха (Якутия))

Истцы:

Косицина Людмила Борисовна в интиресах н л Григорьевой Лидии Андреевны

Судьи дела:

Швецова Надежда Валерьевна (судья)

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Ошибки работников в выполнении должностных обязанностей могут иметь серьезные последствия, нанести материальный ущерб работодателю, вред здоровью сотрудников. Работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание за допущенные ошибки вплоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Скачать образец приказа о наложении взыскания в виде увольнения можно .

Задача работодателя предпринять все возможные усилия для того, чтобы объективно оценить ошибку работника. Необходимо получить докладную записку от начальника подразделения и объяснительную записку от работника.

Виновный сотрудник должен написать объяснительную записку об ошибке в работе и причинах этого. К оформлению документа не предъявляется строгих требований, однако, нужно понимать, что это официальный документ, предназначенный для руководителя организации, а потому следует изложить случившееся без излишних эмоций, стиль должен быть официальный и деловой.

Не следует в своей ошибке обвинять других, лучше продумать причину, по которой она могла быть допущена. Три образца написания объяснительной записки об ошибке в работе представлены для бесплатного скачивания ниже.

Многие работники не придают должного внимания данному документу, однако, он имеет важное значение для принятия верного решения о возможности наказания.

Несущественные ошибки в работе могут быть повлечь объявления выговора или замечания. Если же ошибки носят систематический характер или их последствия нанесли тяжкий вред здоровью, нанесли значительный ущерб имуществу организации, повлекли значительные потери клиентов, то работник может быть уволен по статье 81 ТК РФ.

Как написать объяснительную об ошибке в работе?

Ошибка в заполнении документов

Обычно записка пишется вручную на листе бумаги виновным работником.

В правом углу следует написать фамилию и инициалы лица, котором адресуется объяснения сотрудника. Ниже следует указать фамилию и инициалы автора, а также его должность и место работы.

Любой документ должен иметь название и заголовок, данный случай не является исключением – вверху пишется «объяснительная записка», а чуть ниже «об ошибке в работе» или иной заголовок.

Текст – это основная часть бланка, в нем нужно написать дату, когда допущена ошибка, а также ее суть – что именно произошло, какая ошибка допущена работником – какие правила и требования нарушены, что именно было сделано или не сделано.

После того как последовательно и кратко изложена ситуация, следует написать последствия – для других сотрудников, для работодателя, его клиентов, самого работника.

Информацию нужно излагать максимально правдиво, лучше, если работодатель узнает правду от самого работника, чем от его начальника.

Возможные причины ошибки

Важный момент в оформлении объяснительной записки – это указание причины ошибки. Следует подобрать такую причину, которая позволит минимизировать возможное наказание и вместе с тем будет максимально приближено к истине. Если причина действительно уважительная, то следует постараться подтвердить ее документально.

Как правило, действительной причиной оказывается нарушение инструкций, требования и правил, установленных в организации, а также невнимательность и поспешность в исполнении какого-либо действия. Объяснить ошибку в работе можно своим болезненным состоянием, усталостью, загруженностью, исполнением обязанностей других отсутствующих сотрудников.

Если вина признается

Образец объяснительной об ошибке в работе бухгалтера, когда бухгалтер признает свою вину, но пытается сгладить ее степень приведен ниже.

Объяснение ошибки бухгалтера

Если вина не признается или ее нет

Иногда вины работника в случившемся нет. Если сотрудник уверен в своей правоте, то в объяснительной нужно четко изложить свою позицию, не признавая вины в ошибке. Образец такой записке .

При наличии дисциплинарного или трудового правонарушения, работодатель имеет право наложить на сотрудника дисциплинарное наказание, но при этом, он обязан затребовать от нарушителя письменное объяснение возникшей ситуации. На основе составленной работником объяснительной записки работодатель может не только вынести решение о наказании работника, но и оценить тяжесть его проступка.

Зачем нужна объяснительная записка?

В документообороте выделяют массу разнообразных документов, среди них и объяснительная записка. Используется она для пояснения причин тех или иных ситуаций, действий или фактов. Бумага рассматривается законодательством как форма самозащиты работника. И именно от правильности ее составления, логики изложения фактов зависит последующее решение руководства.

Зачастую объяснительная записка требуется в следующих ситуациях:

  • различные внештатные ситуации, отразившиеся на производстве;
  • различные нарушения трудовой дисциплины;
  • нарушение производственной дисциплины;
  • разнообразные дисциплинарные правонарушения;
  • проступки.

В частности, большинство объяснительных записок составляются по причине опоздания на работу или прогула, невыполнения должностных обязательств. Вот образец записки об отсутствии на рабочем месте:

Правила оформления

Не смотря на то, что до сих пор не имеется общей унифицированной формы для составления объяснительной записки, все же правилами документооборота к ней выдвигается ряд требований:

  1. Оформляется документ на листе бумаги A4 как в рукописном, так и печатном варианте.
  2. При написании используется строго деловой стиль изложения информации. Не допускается использование эмоционально-окрашенной лексики при написании документа.
  3. Обязательное отсутствие обсценной и просторечной лексики.
  4. Краткость изложения информации. Не стоит писать поэму на десяти листах, достаточно кратко и по существу изложить основные моменты.
  5. Документ всегда составляется от первого лица.
  6. В изложении события должна просматриваться логика, четкая хронология.
  7. В тесте объяснительной записки отсутствуют итоговые выводы. То есть, не следует в конце документа писать: «Исходя из изложенных фактов, я считаю себя невиновным в опоздании на работу».

Правильно составленная записка, в которой указаны не только факты, которые послужили ее написанию, но и весомые аргументы в пользу работника, могут смягчить проступок, следовательно, помогут если не избежать наказания, то хотя бы частично уменьшить сумму штрафа.

Обязательные реквизиты

В объяснительной записке, как и любом другом документе, должен быть указан ряд реквизитов. К ним относится:

  • наименование организации, структурного подразделения;
  • адресат, зачастую руководитель организации;
  • адресант, то есть непосредственный нарушитель;
  • наименование вида документа;
  • регистрационный номер. Указывается в отделе кадров при регистрации;
  • текст документа;
  • дата написания;
  • подпись составителя.

При учете всех перечисленных реквизитов, после написания получится документ по такому образцу:

Состав текста

Текст объяснительной записки состоит из двух частей:

  1. Фактическая часть, в которой излагаются факты, ставшие поводом для написания документа. Например: «23 июня 2016 года я не вышел на работу».
  2. Пояснительная, где приводятся причины, из-за которых возникла ситуация.

Особенности датирования

Датируется записка датой ее составления, а не совершения самого проступка, что весьма важно. Связано это с тем, что в течение месяца после обнаружения проступка, не считая времени, которое работник находился в отпуске (на больничном), к нему можно применить . Правильно указанная дата составления служит указателем даты, с которой ведется отчет.

Порядок составления записки

При написании любой объяснительной записки можно придерживаться такого порядка:

  1. В правом верхнем углу указывается должность и имя лица, которому вы подаете объяснительную.
  2. Под адресатом указывается должность и имя составителя.
  3. Ниже указывается название документа.
  4. В основной части излагаются факты, которые привели к возникшей ситуации.
  5. В конце записки ставится дата составления документа и личная подпись.

Приложения к записке

Нередко к тексту объяснительной записки прикладываются приложения. Это могут быть различного рода справки (к примеру, справка, выданная фельдшером), акты (например, акт, составленный аварийной службой при ремонте водо- или газо-провода), соответствующая статья из средств массовой информации, подтверждающая факт аварии, повреждения автомагистрали и прочее.

Наличие данных бумаг существенно влияет на текст объяснительной записки, подтверждая изложенные в ней факты.

Примеры объяснительной записки

Предлагаем вам ознакомиться с типичными примерами объяснительной записки.

Записка о невыполнении должностных обязанностей:

Записка об опоздании на работу:

Объяснительная записка составляется работником в случае дисциплинарного или трудового нарушения и служит для защиты работника от наложения штрафных санкций или их смягчения. Составляется работником по требованию работодателя на листе формата A4 от руки или в компьютерном виде.