Общество не обойтись без социальных. Социальные нормы: понятие и виды

Российское общество не может существовать без политики, как и любое другое.

Существуют исключения в виде отдельных личностей, которые не заинтересованы в политике. Они не читают газеты, не следят за новостями, не ходят на выборы и не участвуют в жизни общества. Правда, такие уникумы встречаются редко.

Если вы отрешитесь от политики, то в этом случае политика будет жить без вас. Если человек не интересуется политикой и экономикой, то он не понимает тенденций в этих направлениях общественного развития. Человек сможет жить без политики, а общество в целом нет, если конечно это не первобытное общество.

В моем понимании политика - это искусство управления государством. Политика и общество не разрывно связаны между собой. Общество составляет социальные группы, которые объединены общими целями. Политика как раз и выражает их интересы. Чтобы государство развивалось, надо учитывать интересы разных слоев общества.

В пример неудачного развития государства можно привести Украину. На мой взгляд очевидно, что там не наблюдается "искусства управления государством", зато есть драка за власть, заинтересованность в разделение страны на куски. У власти находятся олигархи, и они не выражают интересы среднего и низшего слоев общества. Государство разваливается.

Сохранение и расширение границ государства - это и есть политика государства. Примером из истории является политика Петра 1.

В начале XVIII в. в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, завладев устьем Невы и территориями современных Эстонии и Латвии. В 1712 г. столицей России стал основанный на берегу Финского залива Балтийского моря Санкт-Петербург, что резко облегчило связи России с европейскими странами. В 1721 г. Россия провозгласила себя империей. Во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой, в состав России вошли земли Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. В этот же период в результате побед над Османской империей в состав государства входят побережья Черного и Азовского морей (Новороссия). В начале XIX в. произошло присоединение к Российской империи Финляндии, части Польши и территории между реками Днестр и Прут (Бессарабия). К концу периода площадь Российской империи превышала 16 млн км 2.

Петр 1 значительно расширил границы, делая все на благо империи. В данном случае политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп.

Таким образом, политика необходимая часть нашей жизни, без которой человеку не возможно было бы выражать свои интересы в обществе.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов - устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности (властвующего субъекта) подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов: неполитическая и политическая.

Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с её субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» - первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия - индивидов, социальных групп, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчётливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчёркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других её структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишённая силы, она перестаёт быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает устойчива за счёт поддержки народных масс, то есть опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто опирается на идеологическое воздействие, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные опоры - органы принуждения, вооруженные организации людей.

Определяющая черта власти - способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного её использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоёв и групп.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе, долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1) два ос­нов­ных эле­мен­та об­ра­зу­ю­щих си­сте­му со­ци­аль­ной власти:

Воля и сила;

Текст 1


Право и закон

[Существует следующее понимание сущности права]: право - это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

Н.И. Матузов

С1. Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.
С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
СЗ. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.

Текст 2


«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право - часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт - это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. <...>
Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управ¬лении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъек¬тами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важ¬нейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы призна¬вать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. <...>
Спору нет «закон» и «право» - тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять»

Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии
// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102-104.

С1. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?
С2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.
СЗ. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.
С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.

Текст 3

Основное место среди общественных отношений, регулируемых гражданским правом, занимают имущественные отношения в товарно-денежной форме, связанные с обладанием и распоряжением имуществом. Под имуществом в гражданском праве понимаются не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имущественные права (например, вклад в банке есть не что иное, как право требования). Имущественные отношения всегда возникают и существуют или в связи с нахождением имущества у определенного лица (вещные отношения), или в связи с переходом имущества от одного лица к другому (обязательственные отношения). Вещные отношения опосредуют право на вещь в статике, т.е. связаны с принадлежностью, обладанием тем или иным имуществом, по поводу которого не был заключен договор. Обладатель вещи относится к ней как к своей, т.е. владеет, пользуется, распоряжается, а также несет бремя заботы, ухода за имуществом. С другой стороны, обладатель вещи имеет право устранять вмешательство других лиц в его имущественную деятельность, т.е. имеет абсолютную защиту, защищая свое вещное право против всех и каждого, в том числе против государства. /…/
Обязательственные отношения опосредуют только право на вещь в динамике, т.е. связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим, реализуют процесс обмена объектов гражданских прав. Обязательственные отношения могут возникать из разных оснований, важнейшим из которых является договор, а также односторонняя сделка. Обязательства могут возникать также из причинения вреда одним лицом другому, из неосновательного обогащения. Личные неимущественные отношения – это такие отношения, предметом которых являются нематериальные блага, /…/ неотделимые от личности. Личные неимущественные отношения могут быть подразделены на: непосредственно связанные с имущественными, т.е. такие отношения, вступление в которые может повлечь имущественные последствия для субъекта данных отношений /…/; к неимущественным отношениям также относятся и чисто личностные отношения.

(Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин)

C1 Что в гражданском праве понимается под имуществом? В какой форме существуют имущественные отношения?
C2 Опираясь на текст, укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «вещные отношения» и «обязательственные отношения».
C3 Укажите любые три основания возникновения обязательств, о которых говорится в тексте. Опишите в качестве примера одну любую ситуацию возникновения какого-либо из указанных вами обязательств.
C4 В тексте говорится о двух видах неимущественных отношений. Приведите по одному примеру каждого из них. На одном из примеров поясните, как неимущественные отношения могут быть связаны с имущественными.

Текст 4

Гражданство в Древних Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

С1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?
C2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?
С3. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.
С4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.


Ни одно общество не может обойтись без социальных регуляторов, при помощи которых упорядочивается поведение людей. Там, где есть общество, должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а, следовательно, отношение человека к другим людям.

Любые правила или требования, устанавливаемые человеком по отношению к самому себе, нельзя рассматривать в качестве социальных, так как последние обязательно предполагают обращение человека к другому человеку.

Социальные нормы не применимы в сфере регулирования отношений человека с животным миром, поскольку для процесса возникновения и существования социальных норм и отношений необходимы в первую очередь их осознание и понимание.

Объектом регулирования социальных норм является поведение тех субъектов, которым они адресуются, то есть общественные отношения.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций во взаимоотношениях друг с другом.

Социальные нормы многообразны, однако можно выделить ряд общих признаков, так или иначе характерных для всех этих норм. Социальные нормы обладают следующими признаками:

Это правила поведения людей, т.е. образцы поведения, меры должного и возможного поведения субъектов;

Они носят общий характер (их требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим индивидам);

Это обязательные правила поведения (однако обязательность проявляется по-разному; не следует путать обязательность и принудительность - далеко не все нормы являются принудительными).

К системе социальных норм современного общества относят право, мораль, обычаи, религиозные нормы и др. Различия между ними

проводятся по способам установления и формам выражения, по содержанию и методам воздействия на поведение людей и на общественные отношения, по средствам охраны этих норм от нарушений. Разнообразие мнений по поводу четкого определения перечня социальных норм может быть в определенной степени объяснено тем, что процесс дифференциации социальных норм еще не завершился (больше всего обособилось право, менее нравственность).

Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Политические нормы - правила поведения, которые сложились в политической системе общества, распространяются на разнообразных субъектов политических отношений и регулируют отношения по поводу осуществления, функционирования государственной власти в данном обществе.

Корпоративные нормы - правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и вошедшие в привычку людей (исполняются в силу привычки) в результате многократного повторения.

Традиции - это передаваемые из поколения в поколение порядки, правила поведения.

На сегодняшний день под традициями понимаются и правила проведения каких-либо торжеств, значимых для человека или группы лиц (свадьба, день рождения и др.). Традиции в имущественных отношениях называются обычаями делового оборота или деловыми обыкновениями. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность применения устойчивых правил, не противоречащих закону, в предпринимательской деятельности. Статья 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что «арбитражные суды

9.2. Соотношение права и морали

в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота».

Необходимо отличать обычаи от ритуалов и обрядов. Обычай устанавливает рамки целесообразности поступка, а ритуал - это специфическое оформление сложившихся общественных отношений (ритуалы могут быть брачными, военными и т.д.).

Нельзя путать обычаи и с обычным правом. Обычное право - санкционированные государством нормы первобытных обычаев, отражающие интересы общности и охраняемые силой государственного принуждения. На сегодняшний день обычное право существует в некоторых странах Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие брачно-семейные отношения, наследование, есть узаконенные государством обычаи.

Кроме того, существуют и иные социальные нормы: религиозные, семейные, нормы этикета, ритуалов, этики и т.д.

К числу социальных норм относятся нормы права.

Правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения, выступающие как регулятор общественных отношений и обеспеченные государственным принуждением.

Правовые нормы занимают особое место среди социальных норм, поскольку обладают рядом специфических черт. В частности, только правовые нормы обладают формальной определенностью (наличие стабильных источников, четкое обозначение обстоятельств, влекущих возникновение правонарушений, самих правил поведения, последствий их несоблюдения); государственной обеспеченностью (при нарушении требований правовых норм могут применяться принудительные меры); тесной связью с государством (правовые нормы исходят от компетентных государственных органов или санкционируются ими); представительно-обязывающим характером (в правовой норме субъективному праву одного субъекта противостоит юридическая обязанность другого субъекта).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Социальные нормы: понятие и виды:

  1. 36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
  2. Раздел III СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВЕ. НРАВСТВЕННО-АДЕКВАТНОЕ ПРАВО КАК СИНТЕЗ ПОЗИТИВНЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ПРАВА Тема 13 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ